Конституционные характеристики Республики Беларусь 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституционные характеристики Республики Беларусь



Согласно, ст. 1 Конституции Республики Беларусь, «Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство». В этой статье определено название государства – Беларусь и форма правления – республика.

Унитарное государство

Термин «унитарное» латинского происхождения «unitas» (единство), и обозначает единое, простое государство. Унитарное государствоэто простое государство, территория которого подразделяется на административно-территориальные единицы, не имеющих статус государственно–правовых образований. Территория унитарного государства делится на административно–территориальные единицы (регионы, графства, округа, муниципалитеты и т.д.) которые не обладают политической самостоятельностью, а их правовой статус определяется центральной властью. При разделении территории государства на части используются различные принципы (примерно равной численности населения, образования единиц вокруг крупных промышленных и географических центров и т.д.). Это во многом облегчает осуществление государственной власти (удобство управления, взимания налогов и т.д.).

Подавляющее большинство государств мира являются унитарными государствами (Великобритания, Голландия, Франция, Италия, Швеция). Унитарной форма характерна для основной массы стран Латинской Америки, Африки, Азии.

Унитарное государство характеризуется определенными отличительными чертами:

1. единые органы власти (законодательная, исполнительная и судебная);

2. единая конституция распространяющая свое действие на всю территории этой страны;

3. единая правовая система, обязательная для всех жителей;

3. единое гражданство;

4. территория унитарного государства делится на административные единицы, не обладающие политической самостоятельностью.

Существует также такая модель унитарного государства, в котором на ряду, с обычными административно–территориальными единицами, есть единицы с особым статусом – автономные единицы.

С обычным административным делением, в ряде стран имеются специальные единицы (школьные округа, судебные округа, военные округа, избирательные округа). Границы этих специальных округов, как правило, не совпадают с границами административных единиц, а либо включают несколько административных единиц, либо делят эти единицы на несколько частей (Великобритания, Италия, Испания и др.). Например, в соответствии со ст. 5 Конституцией Италии, каждая область должна иметь свой собственный статус.

Есть небольшие страны (Монако, Сан–Марино, и т.д.), которые не имеют административно–территориального деления.

Форма территориально-политического устройства нашего государства – унитарная (единая, целая, простая), состоящая из административно-территориальных единиц. Государственное устройство определяет внутреннее деление его территории на те, или иные составные части, правовое положение этих частей и регулирование взаимоотношений между государством в целом и его составными частями.

В соответствии со ст. 9 Конституции территория Республики Беларусь делится на области, районы, города и иные административно-территориальные единицы.

 

Демократическое государство

 

Понятие демократического государства неразрывно связано с понятиями конституционного и правового государства.

Государство может соответствовать характеристике демократического только в условиях сформировавшегося гражданского общества. В функции демократического государства входит обеспечение общих интересов народа, при строгом соблюдении и защите прав и свобод личности. Такое государство является антиподом тоталитарного государства, эти два понятия взаимно исключают друг друга.

Принципы демократического государства:

Равноправие всех перед законом

Политический плюрализм

Уважительное отношение к мнению меньшинства

Свобода вероисповедания (в пределах закона).

Демократическое государство характеризуется наличием демократического политического режима.

Под политическим режимом понимается совокупность средств и методов осуществления государственной власти в государстве. Большинство ученых выделяют два вида политических: демократический и недемократический. В науке конституционного права имеет место понятие «Государственный режим». Мы придерживаемся позиции, что понятия «Политический режим» и «Государственный режим» равнозначны.

Демократический режим может иметь место при различных формах правления. В ряде конституций государств имеет место закрепления демократичности. В частности, ст.1 Конституции Италии закрепляет положение о том, что Италия является демократической республикой, основывающаяся на труде. Статья 20 Основного Закона ФРГ определяет Федеративную Республику Германия как демократическое и социальное федеративное государство. Статья 2 Конституции Франции содержит следующее определение: «Франция является неделимой светской, демократической и социальной республикой».

Демократический режим характеризуется определенным набором демократических институтов в обществе конкретного государства.

Признаками демократического режима, являются:

1. наличие многопартийной системы;

2. реальное осуществление свободных выборов;

3. наличие демократического законодательства;

4. Закрепление общепринятых прав и свобод личности в законодательстве, а также наличие эффективного механизма их реализации и защиты;

8. свобода средств массовой информации.

К государствам с демократическим режимов относятся большинство стран Европы, США, Япония, Южная Корея и др.

Социальное государство

 

Социальное государствопризванослужит обществу и стремится создать такие условия, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека.

Под социальным принято понимать государство, главной задачей которого является забота о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищённости. В соответствии со ст. 21. Конституции Республики Беларусь, обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства.

Каждый имеет право на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий.

 

Правовое государство

Согласно ст. 7 Конституции, в Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права.

Государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства.

Правовые акты или их отдельные положения, признанные в установленном законом порядке противоречащими положениям Конституции, не имеют юридической силы.

Нормативные акты государственных органов публикуются или доводятся до всеобщего сведения иным предусмотренным законом способом.

Основные признаки правового государства:

Верховенство права;

Незыблемость прав и свобод личности и наличие эффективного контроля, за их соблюдением;

Взаимная ответственность государства и гражданина, наличие принципа разделения властей при условии, что власти сдерживают и уравновешивают друг друга в рамках закона.

Правовое государство предполагает не только наличие законодательства, но и чтобы оно было демократичным по своему содержанию.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 1091; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.50.171 (0.011 с.)