Тема 4. Методы выдвижения, построения и обоснования научных гипотез. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Методы выдвижения, построения и обоснования научных гипотез.



 

1. В чем особенности гипотетико-дедуктивного метода рассуждений?

2. Что такое абдуктивное рассуждение?

3. Особенности формулирования научной гипотезы.

4. Аргументация в выдвижении и обосновании научных гипотез. Доказательство и опровержение в научном творчестве.

 

Цель: показать различие между индуктивной и гипотетико-дедуктивным обоснованием развития научного знания, показать общенаучные требования выдвижения гипотезы, познакомить студентов с абдуктивными рассуждениями и общими вопросами научной аргументации.

Основные понятия: гипотеза, гипотетико-дедуктивный метод, индуктивное обоснование науки, абдукция, подтверждение, доказательство и опровержение.

 

Подготовка к семинарскому занятию.

Внимательно прочтите конспект лекций, а также рекомендованную литературу. Сделайте краткий конспект прочитанного материала. Если вам встретились незнакомые понятия, то найдите их значение, пользуясь толковым словарём.

 

Ответьте на следующие вопросы.

 

1. В чем вы видите отличие индуктивного от гипотетико-дедуктивного объяснения развития научного знания?

2. Каковы условия состоятельности научной гипотезы?

3. Чем отличаются абдуктивные рассуждения от индуктивных и дедуктивных?

4. Какими способами можно обосновать гипотезу и как можно её опровергнуть?

 

 

Тема 5. Методы предвидения и прогнозирования.

Логическая структура предсказания. Основные типы предсказаний. Прогнозирование как особый метод предвидения. Предвидение и пророчество.

 

1. Понятие прогноза и предсказания.

2. Логическая структура дедуктивно-номологического предсказания.

3. Роль прогноза в социально-экономическом исследовании.

 

Цель: дать общее представление о предсказании как функции науки, показать особенности дедуктивно-номологического предсказания, дать представление о предсказании в социально-экономических и социально-гуманитарных науках.

Основные понятия: прогнозирование, предвидение, предсказание, прогностика, футурология, дедуктивно-номологическая модель предсказания, психологическая концепция предсказания в гуманитарных науках.

 

Подготовка к семинарскому занятию.

Внимательно прочтите конспект лекций, а также рекомендованную литературу. Сделайте краткий конспект прочитанного материала. Если вам встретились незнакомые понятия, то найдите их значение, пользуясь толковым словарём.

 

Ответьте на следующие вопросы:

 

1. В чем состоит функция предсказания. Чем научное предсказание отличается от обыденного?

2. Сравните различные виды предсказаний и укажите на их сильные и слабые стороны.

3. Чем отличаются предсказания в естественных и гуманитарных науках?

4. Какова роль прогнозирования в сфере Социально-культурный сервис и туризм?

 

 

Тема 6. Методы и функции научного объяснения и понимания.

 

1. Роль объяснения в научном познании.

2. Виды объяснений и их анализ.

3. Понятие герменевтики. Особенности толкования текста, коммуникации (диалога).

4. Особенности процедур объяснения и понимания в деятельности менеджера.

 

Цель: познакомить студентов с объяснением как функцией научного знания, указать на различные способы объяснения, в том числе и на дедуктивно-номологическую модель объяснения; наряду с объяснением и в дополнение к этой функции науки целью занятия является знакомство с проблемой понимания в науке.

Основные понятия: объяснение, каузальное объяснение, понимание, герменевтика, герменевтический круг, диалог (коммуникация) как герменевтическая процедура.

 

 

Подготовка к семинарскому занятию.

Внимательно прочтите конспект лекций, а также рекомендованную литературу. Сделайте краткий конспект прочитанного материала. Если вам встретились незнакомые понятия, то найдите их значение, пользуясь толковым словарём.

 

 

Ответьте на следующие вопросы:

 

1. В чем вы видите недостаток причинного объяснения в индуктивной модели развития наук?

2. Какова структура дедуктивно-номологической модели объяснения?

3. Каковы условия адекватности объяснения?

4. В чем заключается специфика телеологических объяснений и каковы границы их применимости?

5. Что такое герменевтика и какова её роль в исследовании феномена понимания?

6. В каком смысле коммуникация является герменевтической деятельностью?

7. Какова роль объясняющих и понимающих процедур в деятельности менеджера сферы Социально-культурный сервис и туризм?

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.90.44 (0.005 с.)