Отдача тепла кожей при разных метеорологических условиях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отдача тепла кожей при разных метеорологических условиях



Защитная функция кожи

Пропитанный кожным салом роговой слой надкожицы не пропускает через кожу ни воды, ни растворенных в ней веществ. Он предохраняет лежащие под ним живые клетки от механических и других повреждений. В тех местах, которые сильнее подвергаются раздражению, например на подошве, роговой слой кожи может становиться очень толстым; в особо раздражаемых местах образуются мозоли. Подкожная клетчатка предохраняет внутренние органы от повреждения, ослабляя действие толчков и ударов, и уменьшает потерю тепла.

Энергия солнечных лучей возбуждает живые клетки и повышает их деятельность. Однако чрезмерное действие солнечных лучей может нарушить нормальную деятельность клеток и даже убить их. Особенно сильно действуют невидимые ультрафиолетовые лучи, легко вызывающие солнечный ожог. Под влиянием солнечных лучей, проникающих через толщу надкожицы, клетки ее нижнего слоя быстрее размножаются и растут, что ведет к утолщению надкожицы; кроме того, усиленно образуется кожный пигмент, и кожа покрывается загаром. Чем толще надкожица и чем сильнее загар, тем слабее проникают вглубь лучи, в частности ультрафиолетовые, избыток которых особенно вреден. Таким образом, загар и утолщение надкожицы — это защитные реакции организма в ответ на чрезмерное действие солнечных лучей.

Возрастные особенности кожи

Кожа новорожденного очень тонка и нежна. Клетки ее рогового слоя местами неплотно прилегают друг к другу. Кровеносные сосуды собственно кожи относительно широки. Просвечивая через тонкую надкожицу, они придают коже розоватый оттенок. В течение всего грудного возраста тонкость надкожицы, и особенно ее рогового слоя, делает кожу легко ранимой. На ней легко возникают ссадины, опрелости под влиянием трения, а также раздражения мочой, слюной. В поврежденных участках часто развиваются воспалительные процессы. Лишь на протяжении последующих 3—4 лет роговой слой становится более толстым и плотным, а потому и менее ранимым. Однако в течение всего дошкольного возраста у многих детей остается повышенной чувствительность кожи к вредящим раздражениям.

Собственно кожа в первые месяцы жизни обогащается эластичными волокнами. Сальные железы, выделяющие секрет со дня рождения, к 4—6 месяцам сильно разрастаются, мало отличаясь по строению от желез взрослого человека. К этому же времена становится заметной секреция пота; к концу первого года она значительно усиливается. Начиная со второго года жизни секреция сальных желез и особенно потовых очень изменчива и притом индивидуально различна.

Содержание жира в подкожной клетчатке, незначительное у новорожденных, резко увеличивается в течение первых шести месяцев жизни, а с 2—3 до 7—8 лет, как правило, остается на одном и том же уровне и даже несколько уменьшается.

Очень медленно развиваются у детей потоотделительные и сосудистые реакции кожи на изменения температуры воздуха. В грудном возрасте реакции на тепло и холод почти одинаковы; возникают они не сразу после раздражения и крайне неустойчивы. Лишь к 3—5 годам развивается характерная для взрослых специфичность реакций на тепло и холод.


Уход за кожей

Гигиена кожи имеет большое значение для профилактики не только кожных, но и ряда других, особенно желудочно-кишечных, заболеваний. Для ухода за кожей необходимо иметь специальные ванны для купания, мягкие мочалки, детское мыло, растворы марганцевокислого калия и борной кислоты, стерильное вазелиновое или подсолнечное масло, рыбий жир, вату, марлевые тампоны, небольшие ножницы и пр.

С 2—2,5 лет надо учить детей самостоятельно умываться, мыть руки при всяком их загрязнении, после игры с песком, животными, после посещения уборной и в особенности перед едой.

Дети не должны находиться в мокрой или влажной одежде, способствующей быстрому охлаждению. Пеленки и другую одежду, пропитанную мочой, не следует подсушивать непростиранными, т. к. при этом они становятся жесткими, сохраняют запах мочи, способствуют размножению микробов.

Гигиеническую ванну надо делать детям до двух лет не реже двух раз в неделю, а в последующие годы не реже одного раза в неделю при обязательном ежедневном обмывании половых органов и ног.
После купания тело ребенка осторожно обтирают мягкой простыней. Чистыми, протертыми спиртом ножницами срезают ногти на пальцах рук и ног.
Ежедневно надо осматривать тело ребенка. При появлении даже небольшого покраснения или незначительной сыпи ребенка следует показать врачу. Мелкие травмы промывают водой и смазывают йодом, бриллиантовой зеленью или «жидкостью Новикова».

Гигиенические требования к одежде

Одежду составляют: нижнее белье, верхнее платье, предназначенное для помещений и улицы, головные уборы и обувь. Одежда должна соответствовать времени года и погоде, возрасту и полу, подбираться согласно росту и пропорциям тела. Теплосохраняющие свойства одежды зависят от ее покроя, пошива, количества слоев и главным образом от качества ткани.

Сама одежда не греет, но между ней и телом, а также в ее порах находится воздух. Он плохой проводник тепла, поэтому теплопроводность ткани тем меньше, чем больше в ней воздуха. Высокой теплозащитной способностью обладают мягкие, рыхлые ткани — шерсть, мех, ватин, вельвет, трикотаж, поролон и пенопласт, а в меньшей степени — бумазея, байка, фланель. Все эти ткани обладают хорошей воздухопроницаемостью, обеспечивающей смену воздуха, находящегося между одеждой и телом.

Для летней одежды рекомендуются гладкие, светлые ткани, хорошо отражающие солнечные лучи и вместе с тем гигроскопические, т. е. впитывающие и постепенно испаряющие влагу. Этими качествами обладают хлопчатобумажные ткани. Полотно особенно быстро испаряет влагу, а потому пригодно для жаркого времени, так как способствует охлаждению тела. Капрон, нейлон, хлорин почти совсем не впитывают влагу, поэтому для белья и летней одежды применять их не следует. Одежда из водоотталкивающих, прорезиненных или кожаных тканей удобна в прохладную сырую погоду. В теплые сухие дни надевать ее не следует, так как, не обладая достаточной гигроскопичностью и воздухопроницаемостью, она затрудняет испарение пота и способствует перегреванию тела.

Одежда должна быть свободной, не стесняющей движений ребенка. Недопустимы тугие пояса, лифы, сдавливающие грудную клетку, высокие тесные воротнички, подвязки, перехватывающие ноги.


Детское белье

Постельное белье — наволочки, простыни, пододеяльники— шьют из светлых, а еще лучше из белых тканей. На них хорошо заметна малейшая грязь. Пододеяльники необходимы, так как без них одеяла быстро загрязняются потом и кожным салом, раздражают ворсом кожу ребенка.

Нижние рубашки для девочек обычно делают без рукавов с вырезным воротом и на проймах, которые более плотно, чем бретели, держатся на плечах. Рубашки для мальчиков шьют с короткими рукавами или заменяют майками, сделанными из бумажного трикотажа. Нижние рубашки не должны быть видны из-под штанов и платьев. На ночь дневную нижнюю рубашку, чтобы она проветрилась, заменяют ночной. Ночную рубашку шьют свободной и длинной, до ступней ребенка; это предохраняет его от охлаждения и самозаражения глистами острицами.

Комнатная одежда

Комнатную одежду — платья, юбки, костюмы — следует подбирать в соответствии с сезоном: для теплого времени года — из ситца, полотна, сатина и др., для зимы — из бумазеи, байки, трикотажа, вельвета. Шерстяные ткани быстро портятся от стирки, поэтому из них рекомендуется шить лишь праздничную одежду, которую ребенок надевает редко. Покрой платья, предназначенный для каждого дня, надо делать простым, без лишних деталей — бантиков, рюшек, оборок, затрудняющих стирку и глажение, без узких манжет и рукавов, мешающих их завертыванию при мытье рук. Верхние штаны для мальчиков и юбки для девочек делают на бретелях. Поверх платьев и костюмов во время дежурства или работы на участке рекомендуется надевать фартуки. Необходимой деталью любой верхней детской одежды должны быть карманы для носового платка.

Одежда для прогулок

Одежда, предназначенная для прогулок в холодную погоду, должна обладать хорошими теплозащитными свойствами и не пропускать холодного воздуха через застежки, воротники, рукава. В последнее время широко применяют синтетические материалы: поролон, пенопласт и др. Осенью и весной, в зависимости от погоды, дети могут надевать байковые или шерстяные костюмы, фуфайки и рейтузы, демисезонное пальто, плащи. Зимой пальто для ребенка можно сшить из шерстяной ткани на вате или шерстяном ватине. Меховые шубы, а также пальто на меховой подкладке, как правило, тяжелы, малогибки, затрудняют движения ребенка, ведут к перегреву, поэтому детям не рекомендуются.

 

Головные уборы

С самого раннего возраста голову ребенка в теплом помещении следует держать открытой, так как под платками и чепчиками она потеет, может покрываться сыпью или плотными корочками из ороговевшего эпителия (себоррея). При выходе из помещения в летние солнечные дни голову ребенка прикрывают светлой панамой, соломенной шапочкой или легкой фуражкой с козырьком; весной и осенью (если не очень холодно и ветрено) девочкам надевают береты, мальчикам — кепки, фуражки; в прохладную ветреную погоду, а также зимой при отсутствии сильных морозов рекомендуются вязаные или фетровые шапочки, хорошо покрывающие лоб и уши, а в сильные морозы — меховые шапочки или шапки-ушанки, «уши» которых могут быть подняты или опущены.


Уход за одеждой

При загрязнении тепловые и гигроскопические свойства одежды снижаются, поры ткани пропитываются потом и салом — хорошей средой для микробов. Поэтому загрязнившуюся одежду необходимо вовремя сменять, хорошо чистить, простирывать, по возможности кипятить и гладить. Крахмалить детское белье и одежду не следует, так как после этого они становятся жесткими, снижают свою гигроскопичность и воздухопроницаемость. Белье и комнатную одежду следует менять при их загрязнении и после каждого купания ребенка. Носки и чулки всегда пропитываются потом и легко загрязняются. Поэтому их надо менять не реже, чем через каждые 2 дня. Одеяла и тюфяки раз в неделю выносят на свежий воздух для проветривания и механической очистки от пыли. Стеганые ватные одеяла, кроме того, 1—2 раза в год стирают.

Необходимо с ранних лет приучать детей к опрятности в одежде, воспитывать стремление сохранить ее чистой и аккуратной. Процедура одевания и раздевания ребенка не должна вызывать у него отрицательных эмоций. Этому содействует спокойное поведение, приветливая улыбка, ласковый разговор. С первых лет жизни надо развивать у детей самостоятельность; показывать и учить, как правильно надеть рубашку, штаны, лифчик, чулки и т. п. При таком воспитании уже к трем годам дети могут самостоятельно раздеваться и одеваться, аккуратно вешать и складывать свою одежду, очищать ее от пыли и снега.

Обувь

Детская обувь должна быть легкой, удобной, иметь эластичную подошву, широкий носок и каблук высотой 1 — 1,5 см. Обувь без каблука способствует образованию плоской стопы, поэтому длительное время ходить в ней не рекомендуется. Тапочки надевают только на музыкальные занятия, занятия по гимнастике и физической культуре.

Тесная, грубо сшитая обувь может привести к изменению формы стопы ребенка, способствовать врастанию ногтей, образованию мозолей; сдавливая кровеносные сосуды и вызывая застой крови в ногах, тесная обувь в холодное время года ускоряет их охлаждение. Слишком свободная обувь также нежелательна, так как она затрудняет свободные движения детей, вызывает натертости ног. Для повседневного ношения не рекомендуется резиновая и лакированная обувь, задерживающая движение воздуха и испарение пота, способствующая образованию опрелости ног. Резиновые сапожки с проложенными в них стельками, хорошо впитывающими влагу, можно использовать только в сравнительно теплую погоду во время прогулок по влажной земле и траве. При низкой температуре воздуха рекомендуется носить ботинки с галошами или ботами. Обуви на резиновой подошве следует избегать, а если она имеется, в нее подкладывать стельки.

В теплое время года удобна для ношения как в помещениях, так и на прогулках парусиновая и прюнелевая обувь. Она легка, воздухопроницаема и гигроскопична. Зимой на прогулке следует носить утепленные суконные или кожаные ботинки либо сапоги, а в сильные морозы — валенки с галошами. По возвращении с прогулок обувь обязательно надо снимать, очищать от снега и просушивать. Носить теплую обувь, особенно валенки, в помещениях не следует.


 

Аппетит

Работа органов пищеварения в значительной мере зависит от желания есть, иными словами, от аппетита. Ощущение аппетита связано с повышением возбудимости так называемых пищевых центров мозга, а тем самым и с усилением пищевых рефлексов. Следовательно, на пищу, съеденную без аппетита, изливается меньше пищеварительных соков, она медленнее и хуже переваривается, меньше приносит пользы.

Существенное значение имеют рефлексы на время. Если ребенок принимает пищу каждый день в одни и те же часы, то образовавшиеся у него прочные условные рефлексы на время делают работу пищеварительного тракта точной, как часовой механизм. Как только приближается привычное время еды, повышается возбудимость органов пищеварения, железы заранее начинают выделять сок, в результате появляется аппетит, пища съедается охотно и быстро переваривается. Вот почему так важно придерживаться правильного режима питания. Для детей старше одного года рекомендуется четырехразовое питание: утренний завтрак, обед, полдник, ужин. Часы приема пищи могут быть установлены в зависимости от условий, но их надо точно соблюдать, причем ужин должен быть не позднее чем за 1—2 ч до отхода ко сну. Наиболее обильным по содержанию калорий должен быть обед. Примерно должно приходиться на завтрак около 30% суточного количества калорий, на обед —около 40%, на полдник— 10—15%, на ужин — 20-25%.

Наибольшую пользу приносит организму смешанное питание, содержащее продукты как растительного, так и животного происхождения. К тому же очень важно, чтобы пища была вкусна и разнообразна; только при этом условии она будет содержать все необходимые питательные вещества и съедаться с аппетитом.

Многие пищевые вещества сами по себе не имеют большой питательной ценности или употребляются в крайне незначительном количестве (например, приправы, соусы и т. п.). Однако они придают приготовленному блюду вкус и тем самым способствуют отделению пищеварительных соков. Такое же значение имеют кислые или соленые закуски (капуста, селедка и пр.), мясной бульон и некоторые другие вещества. Детям дошкольного возраста для улучшения аппетита время от времени, перед едой или во время ее можно давать соленый огурец, кусочек селедки, винегрет, овощной салат, квашеную капусту.

Обстановка во время еды

Иногда как будто нет аппетита, неохотно думаешь о еде, но после обычных приготовлений (мытье рук, ожидание пищи и т. д.) начинаешь чувствовать аппетит. Однако грязная скатерть, плохо вымытая ложка, мусор на полу, мухи, облепившие хлеб,— все это легко может затормозить выделение соков. Аппетит может исчезнуть под влиянием сильно взволновавшего известия, громкого спора или интересного разговора. Помехой нормальному пищеварению может стать любая посторонняя деятельность мозга. Вот почему в помещении, где дети едят, надо создать уютную обстановку; скатерти или клеенки на столах должны быть чистыми, посуда, в которой подается пища,— небольших размеров, приятного вида, лучше одинаковой формы и цвета, хотя бы для каждого стола. Желательно культурно подавать пищу, заменив ведра и металлические блюда фаянсовыми супницами, блюдами, соусницами. Между подачей первого и второго блюда не должно быть больших перерывов. Во время приема пищи надо поддерживать у детей хорошее настроение. Воспитатель не должен проявлять нетерпение, нервничать, повышать голос, делать непрерывные замечания.


Составление меню

Меню составляют совместно с представителем медицинского персонала на неделю, подбирая пищевые продукты для детей каждой возрастной группы в соответствии с потребностями организма, пользуясь таблицами состава и калорийности продуктов. Меню должно предусматривать достаточное суточное количество витаминов и минеральных веществ. В течение одного дня однородные блюда не должны повторяться. Используя одно и то же блюдо в течение недели, желательно подавать его к различных видах, например картофель отварной, картофельные котлеты, картофельное пюре и т. д.

Организация питания

Надо следить, чтобы первыми мыли руки и садились за стол те дети, которые едят медленно.

Чтобы приучить ребенка к блюду, от которого он отказывается, следует давать эту пищу небольшими порциями и сажать ребенка с детьми, которые едят ее с удовольствием. Не надо принуждать ребенка, если он не съедает всего количества пищи, так как обычно рекомендуются общесредние нормы, не рассчитанные на индивидуальные особенности и потребности организма. Ребенок сам вносит необходимые поправки, упорно отказываясь доедать предложенную порцию или, наоборот, требуя добавки. Однако, если ребенок систематически съедает меньше, чем следует, становится беспокойным и плохо прибавляет в весе, его следует показать врачу.

Нередко дети не доедают положенную им пищу, так как устают действовать самостоятельно. Взрослые должны прийти на помощь и покормить их. Надо приучать детей есть жидкость супа вместе с его заправкой, мясо — с гарниром. Не надо заставлять детей во время обеда есть много хлеба, так как это мешает полностью съесть полезные продукты, входящие во второе блюдо.

Если второе блюдо сухое или твердое, можно дать его запить компотом или киселем, предназначенным на третье. Это особенно важно тем, у кого выделяется мало слюны, что затрудняет пережевывание и приводит к длительной задержке пищи во рту.

[NEXT_PAGE]

Питание в домашних условиях должно быть дополнением к тому, которое имеется в детском учреждении, о чем врач или воспитатель обязаны предупредить родителей. Недопустимо, чтобы дети перед отходом из дома получали еду, так как из-за этого они не смогут съесть полагающуюся им порцию в детском учреждении; плохо отражаются на аппетите ребенка принесенные из дома сладости (конфеты, печенье, сухари), которые дети съедают между приемами пищи, в неурочное время.

Требования к продуктам питания

Продукты питания, поступающие в детские учреждения, должны быть свежими и доброкачественными, без посторонних примесей, не содержать болезнетворных микробов и т. п. Доставленные продукты необходимо подвергнуть санитарному осмотру, все данные которого нужно фиксировать в специальном журнале. При малейшем подозрении на недоброкачественность того или иного продукта его следует отделить от остальных продуктов и подвергнуть дополнительному лабораторному исследованию. Каждое учреждение, организующее питание детей, должно быть обеспечено холодильниками.

Раздача пищи производится немедленно после ее приготовления. Это необходимо для предупреждения пищевых отравлений, а также для сохранения витаминов и вкусовых качеств пищи. Если часть пищи не будет реализована сразу, то перед повторной раздачей ее необходимо снова прокипятить или прожарить. Ни в коем случае не допускать смешивания оставшейся пищи с вновь приготовленной. Хранение и кулинарную обработку продуктов питания следует проводить таким образом, чтобы максимально сохранять в них витамины, некоторые из которых быстро разрушаются под влиянием кислорода воздуха, света и высокой температуры. Наименее стоек витамин С. Для лучшего сохранения витаминов необходимо доставлять овощи в пищеблок непосредственно перед приготовлением пищи; мыть и чистить овощи незадолго до их варки; подготовленные для варки картофель и овощи сразу опускать в кипящую воду, плотно закрывая кастрюли и котлы крышками.

Водоснабжение

Водоснабжение должно обеспечивать достаточное количество воды для приготовления пищи и питья, гигиениче-ского содержания помещений, привития детям гигиенических навыков. В яслях-садах с дневным пребыванием детей расход воды исчисляется из расчета 75 л на одного ребенка в сутки, с круглосуточным пребыванием детей — 100 л.

Там, где нет водопровода, устраивают местные источники водоснабжения. Гигиенически наиболее полноценным источником является артезианская скважина. Можно использовать шахтные колодцы, но при этом должны соблюдаться строгие меры охраны колодца от загрязнений. Возле него нельзя стирать белье, сваливать мусор, поить скот. Воду из колодца следует набирать общественным ведром. Недопустимо для детского учреждения брать воду из реки ниже того места, где полощут белье, поят скот и купаются люди.

В детских дошкольных учреждениях в туалетах при групповых комнатах, в изоляторе, в кабинете врача, в местах, предназначенных для мытья посуды, стирки белья, должно быть обеспечено холодное и горячее водоснабжение. Туалетную для детей преддошкольного возраста оборудуют двумя умывальниками высотой 45—50 см, сливом и раковиной для мытья горшков.

Источник Кабанов А.Н. и Чабовская А.П. Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного возраста. Учебник для дошкольных педучилищ. Изд. 2-е, перераб. М., "Просвещение", 1975.

 

Гайморит. Гайморовы полости соединяются с полостями носа небольшими каналами. При тяжелом или продолжительном насморке инфекция может распространиться в гайморовы полости. Болезни гайморовых полостей обычно тянутся дольше, чем обычный насморк, потому что полости более закрыты, чем полости носа, вследствие чего слизи и гною труднее выходить оттуда. Гайморит может протекать в очень легкой форме и проявляться в виде хронического выделения гноя из задней части носа в горло. Это иногда вызывает хронический кашель, когда ребенок ложится в постель пли сразу после того, как он встает утром. Гайморит может протекать и в тяжелой форме с повышенной температурой и болями.

Каково бы ни было лечение, прописанное врачом, помните, что общий уход за ребенком очень важен. Гайморит — это в конечном счете простудное заболевание, но в более усложненной и с трудом поддающейся излечению форме. Как и при простуде, лучше держать ребенка дома в комнате с равномерно теплым и влажным воздухом. Ребенок должен быть тепло одет.

Ангина. Ангина вызывается бактериями. Обычно у ребенка при этом бывает повышение температуры и общее недомогание. Часто наблюдается головная боль и рвота. Миндалины сильно краснеют и опухают. Через день или два на них появляются белые пятна. У ребенка постарше может быть такая сильная боль в горле, что ему трудно глотать. Маленьких детей, как это ни удивительно, боль в горле часто почти не беспокоит.

Обязательно вызовите врача — очень важно начать лечение как можно раньше. Современные лекарства излечивают заболевание и предотвращают осложнения (лекарства надо принимать минимум 10 дней). Выздоровление часто наступает медленно. Если опухают шейные железы, не снижается температура и продолжается общее недомогание, ребенок должен соблюдать постельный режим под наблюдением врача.

Другие заболевания горла. Существует большое количество разнообразных заболеваний горла, вызванных разными причинами (фарингиты). У многих людей немного болит горло в начале каждого заболевания. Часто врач, исследуя больного ребенка с повышенной температурой, находит легкое покраснение горла как единственный симптом заболевания. Ребенок может и не почувствовать боли в горле. В большинстве случаев краснота быстро проходит. Ребенок должен оставаться дома, пока краснота окончательно не пройдет. Необходимо вызвать врача, если у ребенка повышена температура, если он выглядит больным или у него довольно сильная краснота в горле (даже при нормальной температуре). Если врач подозревает стрептококковую инфекцию, он может взять слизь из горла для анализа или независимо от этого прописать одно из средств для предотвращения возможных осложнений.

Опухание шейных лимфатических желез. Железы, расположенные по обеим сторонам шеи, иногда опухают, если на них распространяется инфекция во время болезни горла независимо от того, протекает ли она в легкой или тяжелой форме. Чаще всего железы опухают во время тонзиллита или спустя 1—2 недели после него. Если железы сильно опухли, так что ыю заметно, или если температура превышает 38°, необходимо вызвать врача. В некоторых случаях может потребоваться лечение, которое тем эффективнее, чем раньше его начать.

После заболевания горла шейные железы могут оставаться увеличенными несколько йедель или даже месяцев. Они могут опухать и по другим причинам. Вам следует обратиться к врачу. Но если врач найдет, что ребенок в основном здоров, не волнуйтесь из-за слегка увеличенных желез.
[NEXT_PAGE]
Миндалины и аденоиды

Миндалины и аденоиды не следует удалять, если они не причиняют беспокойства. Но этот вопрос должен окончательно решить врач, у которого ребенок находится под наблюдением. Необходимо также показать ребенка специалисту отоларингологу. Иногда аденоиды, разросшись, становятся такими большими, что загораживают заднюю часть носа и препятствуют нормальному дыханию и выделению слизи.

Миндалины. У здоровых детей миндалины постепенно увеличиваются к 7, 8 или 9 годам, а затем постепенно уменьшаются. Раньше считали, что сильное увеличение миндалин — болезненное явление и их удаляли. В наше время размер миндалин сам по себе не считается решающим фактором.

Главный вопрос — как работают миндалины и как часто они поражаются болезненным процессом. В любом случае, врач делает вывод об их размере во время или сразу же после заболевания горла, потому что в это время они почти всегда увеличены. Если миндалины и окружающие их ткани всегда воспалены, это подозрительно. Иногда хроническое воспаление миндалпн является причиной общего недомогания, хронического повышения температуры, опухания шейных желез и других неприятностей. О состоянии миндалин может судить только врач.
При частых заболеваниях тонзиллитом в острой форме и гнойным тонзиллитом возникает вопрос об удалении миндалин.

Миндалины иногда удаляют и по другим причинам: из-за частых простудных и ушных заболеваний, ревматизма и хореи, даже в том случае, если миндалины кажутся здоровыми. Нет необходимости удалять миндалины, если они сильно увеличены, но ребенок абсолютно здоров и редко простужается.

Аденоиды. Это гроздья лимфоидной тканп позади мягкого неба, где носовые проходы соединяются с горлом. Чрезмерно увеличиваясь, они загораживают проход из носа в горло. Вследствие этого человек дышит ртом и храпит во сне. Увеличенные аденоиды мешают свободному выделению слазп и гноя из носа и тем самым могут способствовать бесконечному повторению простудных заболеваний и гайморита. Увеличенные аденоиды могут также загородить проходы, ведущие пз носа в ухо, и способствовать ушным заболеваниям.

Итак, аденоиды, как правило, удаляют из-за дыхания ртом, хронического насморка и гайморита, частых или непроходящих ушных абсцессов. Однако совсем не обязательно, что после удаления аденоидов ребенок будет дышать через нос. Некоторые дети дышат через рот по привычке (они будто рождаются с этой привычкой). Удаление аденоидов уменьшает вероятность появления ушных заболеваний, но не гарантирует от них.

Если удаляют миндалины, то практически всегда удаляют и аденоиды (последнее сделать гораздо легче). Но часто удаляют аденоиды, если они блокируют носовые проходы, а миндалины оставляют, если они выглядят нормальными и не причиняют беспокойства. Аденоиды всегда вырастают вновь до определенных размеров. Это не означает, что операция была незаконченной и должна быть повторена. Это говорит лишь о том, что в этом месте организму необходима лимфоид-ная ткань и он энергично пытается возместить ее потерю. Если аденоиды снова сильно увеличились и снова блокируют носовые проходы, операцию, возможно, придется повторить. Вновь выросшие аденоиды редко нуждаются во вторичном удалении.

Если нет особой необходимости, врачи обычно стараются отложить операцию удаления аденоидов п миндалин до семилетнего возраста. На это есть свои причины. Во-первых, после 7 лет аденоиды и миндалины имеют тенденцию уменьшаться, а размеры гортани увеличиваются. Во-вторых, в возрасте около 7 лет ткань аденоидов и миндалин восстанавливается более энергично. В-третьих, и это главное, операция может сильно напугать маленького ребенка и надолго сделать его
нервным. Однако, если есть срочная необходимость в операции, она должна быть сделана.

Если особой срочности нет, лучше делать операцию поздней весной или осенью, когда болезни горла бывают реже. Если у ребенка недавно была ангина или другое простудное заболевание, то из опасения повторной вспышки инфекции операцию откладывают на несколько недель. Операцию откладывают также, если в округе эпидемия полиомиелита, потому что в противном случае ребенок был бы подвержен этому заболеванию в самой тяжелой форме.

 

Как ухаживать за простуженным ребенком

 

Держите его в тепле. Охлаждение часто обостряет простудное заболевание. Поэтому все врачи рекомендуют оставлять ребенка дома и беречь его от сквозняков, пока он не выздоровеет. Это правило не обязательно соблюдать в теплую погоду, но все-таки желательно, особенно если ребенок маленький. Ветер охлаждает одни части тела больше, чем другие, и это неравномерное охлаждение вызывает обострение простуды.

Матери хочется как можно скорее возобновить прогулки с ребенком и поэтому врачам каждую зиму приходится многократно выслушивать следующую историю: «Его состояние было намного лучше, а день был такой солнечный, и я решила, что прогулка принесет ему пользу. Но ночью его кашель усилился и он жалуется на боль в ушах». Существует масса примеров, свидетельствующих о том, что охлаждение способствует ухудшению простудного заболевания.

Очень многих детей никогда не держат дома во время простуды и у них не бывает осложнений. Но так бывает не всегда. Врач имеет дело с более серьезными случаями. Может быть, поэтому он так осторожен. Безопаснее подержать маленького ребенка, подверженного простудам, дома в течение полных 1 и 2 дней после исчезновения последних признаков болезни. Затем выведите его на улицу в защищенное от ветра место на 20—30 минут. Если простуда не возобновилась, на следующий день он может гулять, как обычно. Для ребенка постарше все эти предосторожности излишни.
Нужен ли ребенку постельный режим? Это зависит от его температуры, возраста, самочувствия, поэтому решить данный вопрос может только ваш лечащий врач. Обычно, если температура не повышена, постельный режим необязателен. Мне кажется, лучше подержать маленького ребенка в кровати 2 дня, особенно если он тяжело переносит простудные заболевания. Если через 2 дня болезнь не ухудшилась и температура не повысилась, можно без опасений спустить его на пол. Однако некоторые маленькие дети не выносят лежания в кровати, часами рыдая и требуя свободы. Если ребенок прыгает о кровати, сбрасывая одеяло, лучше одеть его потеплее и спустить на пол. Если у ребенка нет температуры, его лучше вообще не держать в постели, но, конечно, не выпускать на улицу и стараться увлечь его спокойными занятиями. Ребенку 5 лет и старше, если у него нет температуры, постельный режим, безусловно, не нужен.

Очень важно, как вы одеваете ребенка во время простуды. Старайтесь, чтобы он был одет равномерно тепло. Если он сидит в постели, наденьте на него шерстяной свитер, чтобы верхней части тулоцища было так же тепло, как и нижней, Не укрывайте его ноги слишком тепло. В теплой комнате одного одеяла ему будет вполне достаточно.

Тот же принцип равномерного тепла нужно соблюдать, когда ребенок не в постели: его ноги и грудь должны быть прикрыты одинаково тепло (у пола самый холодный воздух и сквозняки). Лучше всего надеть ребенку длинные чулки или колготки.
Температура в комнате больного ребенка должна быть 22—23° (20° — идеальная температура для здорового ребенка). Ночью в комнате тоже.может быть приятное тепло. Это значит, что окно должно быть закрыто; тогда не нужно будет бояться сквозняков и охлаждения, если ребенок раскроется. Холодный воздух укрепляет организм здорового ребенка, но если он простужен, его рискованно переохлаждать. Если вам кажется, что в комнате душно, оставьте дверь в коридор открытой или проветрите комнату, открыв окно на 2 минуты.

Проветривание необходимо независимо от температуры помещения, в котором находится ребенок. Открывать окно или фрамуги следует зимой и летом. Форточка никогда не должна быть закрыта. Нужно лишь следить, чтобы струя воздуха не была направлена непосредственно на ребенка. Если стоят сильные морозы, форточку можно затянуть двумя слоями марли пли другой легкой ткани. Перед началом проветривания надо тепло укрыть ребенка (как для сна на открытой воздухе); лучше проветривать во время его сна. Если ребенок не спит и это позволяет его состояние, нужно на время проветривания вынести его в другую комнату. Уложить ребенка в его постель следует спустя несколько минут после того, как проветривание закончено, чтобы воздух в комнате успел нагреться до обычной температуры.

Как увеличить влажность в жаркой комнате. Врачи часто рекомендуют увлажнение воздуха во время простуды. Влажность успокаивает воспаленную слизистую оболочку носоглотки. Особенно полезен влажный воздух при лечении сухого кашля или крупа. Увлажнение не обязательно в теплую погоду, когда не работают отопительные системы. Существует несколько способов увлажнения комнатного воздуха. Можно купить электрический увлажнитель большого размера, испаряющий минимум поллитра воды в час (маленький увлажнитель недостаточен для целой комнаты; нужно сидеть рядом с ним и вдыхать горячий пар, но маленького ребенка вы не заставите сидеть спокойно).
[NEXT_PAGE]
Если вы не можете купить электрический увлажнитель, кипятите воду в кастрюле на маленькой плитке. Кастрюля должна быть достаточно широкой, чтобы ее дно закрыло всю поверхность плитки, тогда почти весь жар пойдет на образование пара, а не па нагревание комнаты. Будьте осторожны! Поместите плитку с кипящей водой в такое место, куда маленький ребенок не сможет добраться, чтобы он не опрокинул ее на себя. Если ребенок умеет вылезать из кровати, его нельзя оставлять одного в комнате, где действует такой увлажнитель. Не оставляйте электрическую плитку включенной на ночь — это может быть причиной пожара. Иногда врачи рекомендуют добавлять в воду какое-либо лечебное средство, но главное — это сам пар.

Другой метод увлажнения воздуха заключается в том, что батарею центрального отопления покрывают намоченным в воде большим махровым полотенцем. Полотенце нужно мочить в воде каждые 20 минут. Можно увлажнить комнату, повесив посреди нее на веревку мокрую простыню, но она будет мешать вам и вода с нее будет стекать на пол.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.136.170 (0.047 с.)