Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Как педагогическая теория обучения
1. Понятие о дидактике. Общая и частная дидактика. 2. Объект, предмет дидактики, ее задачи и функции. 3. Понятийный состав дидактики. Дидактика как система. 4. Основное содержание дидактики 5. Основные дидактические концепции. Концепции развивающего обучения.
ПОНЯТИЕ О ДИДАКТИКЕ. ОБЩАЯ И ЧАСТНАЯ ДИДАКТИКА
Можно обоснованно выделить четыре уровня понятийного отражения явлений обучения в системе педагогических наук: общепедагогический, на котором обучение выступает как вид педагогической деятельности по передаче культуры, ее достижений, общественного опыта; дидактический, на котором обучение рассматривается как единство преподавания и учения в деятельности по передаче содержания образования; методический (частнодидактический), для которого обучение есть совокупность форм реализации деятельности преподавания и учения на материале учебного предмета. Особый уровень – психологический, где обучение понимается, как совокупность действий по обогащению интеллекта учащихся, их умственному развитию. Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения. –
Дидактика (теория обучения), исследуя сущность обучения, отмечает ярко выраженный социально-педагогический характер. Многоплановая природа учебного процесса определяется действием закономерностей трех уровней: социального, собственно педагогического и индивидуального. Социальный уровень включает наиболее общие законы и закономерности общественного развития, определяющие цели, содержание, организацию и методику обучения. Педагогические закономерности отражают структуру обучения как двусторонне активного процесса совместной деятельности обучающего и обучаемых по овладению обучаемыми соответствующими знаниями, навыками и умениями, формированию у них профессионально важных качеств. На индивидуальном уровне проявляются закономерности развития обучаемого, который предстает как целостный феномен с макрохарактеристиками – индивид, личность, субъект труда, индивидуальность. Психология и педагогика. Учебное пособие /Под редакцией К.А. Абульхановой, Н.В. Васиной, Л.И. Лаптева, В.А. Сластенина. – М., 1998. – С. 173.
Педагогическая наука изучает обучение и воспитание в их единстве и целостности как особую, социально и личностно детерминированную, целенаправленную деятельность по приобщению подрастающих поколений к жизни общества. Это – объект общей педагогики.
Однако для лучшего, более детального и конкретного рассмотрения каждой из двух частей этой деятельности и их наиболее эффективного объединения выделяют, соответственно, педагогические дисциплины – теорию обучения и теорию воспитания. Педагогическая дисциплина, исследующая обучение на теоретическом, наиболее общем, уровне, называется дидактикой. Отсюда следует, что дидактика – это педагогическая теория обучения, дающая научное обоснование его содержания, методов и организационных форм. Дидактика в конечном счете должна дать ответ на два наиболее общих вопроса: «Чему учить?» и «Как учить?». Однако на пути к ответу на эти вопросы возникает множество других, среди которых есть и весьма существенные, например, «Как протекает обучение, какие ему свойственны закономерности?», «Кого учить?», «Для чего учить?» и «Где учить?». В настоящее время сосуществуют разные определения дидактики и ее объекта. Мы привели такое, которое по многим основаниям можно считать соответствующим современному состоянию образования и общества в целом. По-другому дидактику определяют как теорию образования и обучения. В этом случае образование выступает как результат обучения, а обучение – как «путь образования». В образование, трактуемое так, воспитание не входит, и вся эмоционально-ценностная сторона педагогической деятельности, а также развитие остаются за пределами этих понятий. Итак, дидактика – это педагогическая дисциплина, исследующая обучение на теоретическом уровне. Здесь важно то, что это – одна из педагогических научных дисциплин, отрасль науки педагогики. Знание дидактики нужно каждому педагогу, поскольку в нашу эпоху нельзя успешно решить ни одной крупной практической задачи без опоры на науку, на теоретические знания. В наши дни становится все труднее определять возможный эффект тех или иных форм, методов, средств обучения «на глазок». Дидактика, среди прочего, разрабатывает способы предсказания, прогнозирования последствий введения в практику школы новых методов, новых учебных материалов. А учителя нуждаются в научном обосновании своей работы и в ее осмыслении с позиций науки.
Однако сфера влияния педагогической теории в целом и педагогической теории обучения в частности не должна ограничиваться ее применением к деятельности учителя. Термин «педагогическая практика» имеет более широкое значение, охватывая многие виды деятельности в данной области как обширной сферы жизни общества. Именно в широком русле социальной практики разрабатывается общая стратегия образования на государственном уровне, создаются проекты педагогических процессов, готовятся учебные материалы и т.д. Можно утверждать, что задачей теории должно быть обоснование всех этих материалов и их использования в практике. Поэтому необходима теория практической деятельности, в данном случае теория деятельности обучения. Это и есть дидактика. ПЕДАГОГИКА. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1998. – С. 101-103.
Современную дидактику, принципы которой лежат в основе практической педагогической деятельности, характеризуют следующие особенности: 1. Методологическую основу ее составляют объективные закономерности философии познания (гносеологии), материализм, благодаря чему современная дидактика смогла преодолеть односторонний подход к анализу и интерпретации процесса обучения, характерный для философских система прагматизма, рационализма, эмпиризма, технократизма. Нынешняя ее концепция основывается на системном подходе к пониманию процесса обучения, согласно которому чувственное восприятие, понимание и усвоение знаний, практическая верификация приобретенных знаний и умений должны быть органически слиты в познавательном процессе, учебной деятельности. 2. В современной дидактической системе сущность обучения не сводится ни к передаче учащимся готовых знаний, ни к самостоятельному преодолению затруднений, ни к собственным открытиям учащихся. Ее отличает разумное сочетание педагогического управления с собственной инициативой и самостоятельностью, активностью школьников. Современная дидактика стремится к разумному рационализму. Ее кредо и главная цель – выводить учащихся на заданный уровень обучения с минимальными затратами времени, сил, средств. 3. Иным стал подход к определению содержания обучения, изменились принципы формирования учебных планов и программ, составления учебных курсов. Сегодня дифференцированные учебные планы, программы, курсы распространились во всем мире. Одновременно углубляются процессы интеграции учебных курсов, адаптации их к самым разнообразным потребностям и интересам учащихся. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений:
Дидактика как наука о преподавании и учении охватывает в своих исследованиях обучение по всем предметам и все уровни учебной работы. В связи с этим мы называем ее общей дидактикой иди общей теорией преподавания и учения. На этот общий характер дидактики обратил внимание уже Я.А. Коменский, отразив его в названии своего труда, изданного в 1675 г., и определив дидактику как универсальное искусство обучения.
Кроме общей дидактики существуют также дидактики частные, или так называемые методики обучения отдельным предметам. Содержание этих дидактик определяют теоретические основы преподавания и изучения тех или иных дисциплин на определенных уровнях обучения, К примеру, дидактика математики (методика обучения математики) занимается разработкой теории преподавания и изучения именно этого предмета, причем она может относиться к обучению математике и в начальной, и в средней, и в высшей школах. Аналогичным образом методики обучения (дидактики) биологии, географии, языку и т.п. представляют собой теории преподавания и изучения этих предметов в плане различных уровней школьных занятий. Единственное исключение составляет методика начального обучения, берущая свое название не от учебного предмета, а от уровня, на котором проводится дидактическая работа (имеется в виду обучение на уровне начальной школы). Методика начального обучения охватывает дидактики разных предметов, изучаемых на этом уровне: родной язык, математика, природоведение, география, художественное и музыкальное воспитание, практическо-технические занятия и физическое воспитание. Аналогичным образом предметом дидактики высшей школы является процесс обучения, реализуемый в высших учебных заведениях. Общая дидактика тесно связана с методиками обучения, ибо, с одной стороны, она базируется на результатах исследований, проводимых в рамках частных дидактик, а с другой – формулирует обобщения, составляющие теоретическую основу для всех частных дидактик. Куписевич Ч. Основы общей дидактики / Пер. с польск. О.В. Долженко. –
Методика, или частная дидактика, является наукой о специфических целях, содержании, методах и формах обучения конкретному учебному предмету. Решая свои задачи, она исходит из общедидактических закономерностей, общих принципов и методов обучения. Она дидактически прорабатывает содержание научных знаний и выделяет в нем содержание учебного предмета. Дидактически прорабатывая данные психологии, возрастной физиологии и других наук, она находит педагогически целесообразные пути и способы обучения учебному предмету и отдельным его разделам. Кантор И.М. Понятийно-терминологическая система педагогики:
Логико-методологические проблемы. – М., 1980. – С. 78-79.
ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ ДИДАКТИКИ, ЕЕ ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ
Дидактика рассматривает свой объект – обучение в первую очередь как особый вид деятельности, направленной на передачу подрастающим поколениям культуры, или, что в определенном смысле то же самое, социального опыта. Специфическим для этой деятельности отношением, лежащим в основе ее теоретического анализа с позиций педагогики, является отношение преподавания и учения как действий учителя и ученика, выступающих в единстве. Другие отношения становятся дидактическими постольку, поскольку они объединяются этим отношением. Например, книга становится учебником, когда она включается в процесс обучения и становится средством для учителя и ученика. Для дидактического угла зрения характерно рассмотрение содержательной и процессуальной сторон обучения в их единстве. Например, знания изучаются не изолированно, не сами по себе, а вместе с методами их передачи и усвоения. Дидактика рассматривает обучение в его единстве с воспитанием. Имея в виду задачу преобразования и совершенствования практики, дидактика рассматривает обучение не только как объект изучения, но и как объект научно-обоснованного конструирования. Здесь мы изложили лишь основные характеристики предмета дидактики. Можно его представить и в очень краткой формулировке, имея в виду, что эти характеристики приняты и учтены: предметом дидактики является связь преподавания (деятельности учителя) и учения (познавательной деятельности ученика), их взаимодействие. К этому следует добавить, что в поле зрения дидактики находится воспитательная роль учебного процесса, а также условия, благоприятствующие активному и творческому труду учащихся и их умственному развитию. ПЕДАГОГИКА. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.,1998. – С. 107-108.
В широком спектре взглядов на отношение понятий «воспитание» и «обучение» господствующей тенденцией является рассмотрение их в логике коррелятивных, относительных понятий, одно их которых предполагает другое и без него немыслимо, в их диалектическом единстве. Воспитание и обучение имеют единую цель – социальное формирование человека. Они имеют единый психолого-педагогический механизм. Любая педагогическая задача – и собственно воспитательная, и собственно образовательная – при всех ее особенностях решается на основе рационального и эмоционального постижения определенных идей и закрепления их в личном опыте воспитуемых, организации внутриколлективных отношений, а само решение направлено на приобретение определенных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений. Большинство же принципов воспитания и обучения имеют дидактический характер. С другой стороны, большинство дидактических принципов обоснованно рассматриваются и применительно к теории воспитания.
Кантор И.М. Понятийно-терминологическая система педагогики: Логико-методологические проблемы. – М., 1980. – С. 68-69.
Основные проблемы дидактики. Как теория обучения и образования дидактика разрабатывает следующие проблемы: во-первых, она определяет педагогические основы содержания образования; во-вторых, исследует сущность, закономерности и принципы обучения, а также пути повышения его развивающе-воспитательного влияния на учащихся; в-третьих, изучает закономерности учебно-познавательной деятельности учащихся и пути ее активизации в процессе обучения; в-четвертых, разрабатывает систему общепедагогических методов обучения и условия их наиболее эффективного применения; в-пятых, определяет и совершенствует организационные формы учебной работы в образовательно-воспитательных учреждениях. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. –
Задачи дидактики состоят в том, чтобы: n описывать и объяснять процесс обучения и условия его реализации; n разрабатывать более совершенную организацию обучения, новые обучающие системы, новые технологии обучения. Эти задачи, как уже отмечалось, учитываются в определении предмета дидактики: перед нею обучение выступает как объект изучения и объект конструирования. Обучение выступает для исследователя как объект изучения, когда он осуществляет научно-теоретическую функцию педагогики. В результате исследования он получает знания о том, как протекает процесс обучения, уже реализованный или реализуемый в действительности, каковы его закономерности и в чем состоит его сущность. Иными словами, такие знания отражают педагогическую действительность в том виде, как она есть. Пользуясь философской терминологией, можно сказать, что это знания о сущем: о педагогических фактах (явлениях), о сущности и закономерностях педагогического процесса. Однако только описать обучение как часть педагогической действительности, с присущими ему связями и закономерностями, недостаточно. Сама по себе теория не самоцель. Она служит основой для практической деятельности, дает возможность ее направлять, преобразовывать и совершенствовать. Когда ученый переходит от отображения обучения к его конструированию, он осуществляет конструктивно-техническую функцию дидактики. Понятно, что обе функции взаимосвязаны. В основу конструктивно-технической деятельности должны быть положены результаты осуществления научно-теоретической функции. С другой стороны, преобразованная действительность становится объектом дальнейшего изучения. ПЕДАГОГИКА. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1998. – С. 109-110.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 793; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.215.75 (0.027 с.) |