Сферы реализации методологии педагогики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сферы реализации методологии педагогики



 

Система научно-педагогических знаний Процесс научного познания педагогических явлений Практика как сфера реализации педагогических знаний
предмет, функции и задачи педагогики проблемы выбора методов исследования изучение сущности, законов и закономерностей процессов воспитания
место педагогики в системе наук о человеке особенности и взаимосвязь исследовательских методов определение цели, задач, содержания воспитания
общие и специфические задачи педагогических дисциплин соотношение качественных и количественных характеристик, содержательных и формализованных методов изучение и сопоставление факторов формирования личности
взаимосвязь педагогики с другими науками эмпирический и теоретический уровни исследования разработка принципов, форм, методов и средств
понятийно-терминоло-гическая система педагогики методологические проблемы прогнозирования организации и осуществление процесса воспитания

 

Смирнов В.И. ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА

в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. – М.,1999. – С. 60.

 

Определение методологии должно опираться на следующие черты этого понятия.

Методология:

а) определяет способы получения научных знаний, которые отражают постоянно меняющуюся педагогическую действительность (М.А. Данилов);

б) направляет, предопределяет основной путь, с помощью которого достигается определенная научно-исследовательская цель (П.В. Копнин);

в) обеспечивает всесторонность получения информации об изучаемом процессе или явлении (М.Н. Скаткин);

г) помогает введению новой информации в фонд теории педагогики (Ф.Ф. Королев);

д) обеспечивает уточнение, обогащение, систематизацию терминов и понятий в науке (В.Е. Гмурман, П.Р. Атутов);

е) создает систему научной информации, опирающуюся на объективные факты и логико-аналитический инструмент научного познания
(Н.К. Гончаров, М.Н. Скаткин).

Эти признаки понятия «методология», определяющие ее функции в науке, позволяют сделать следующий вывод: методология педагогики – это концептуальное изложение цели, содержания, методов исследования, которое обеспечивает получение максимально объективной, точной, систематизированной информации о педагогических процессах и явлениях.

Основными признаками такой методологии в любом педагогическом исследовании являются:

определение цели исследования с учетом уровня развития науки, потребностей практики, социальной актуальности и реальных возможностей данного научного коллектива или ученого;

изучение всех процессов и явлений в исследовании с позиции их внешней и внутренней обусловленности, развития и саморазвития;

рассмотрение воспитательных и образовательных проблем с позиции всех наук о человеке: социологии, психологии, антропологии, физиологии, генетики и т.д. Педагогика – наука, объединяющая все современное человеческое знание и использующая всю научную информацию о человеке в интересах создания оптимальной педагогической системы;

ориентация на системный подход в исследовании (структура, взаимосвязь элементов и явлений, их соподчиненность, иерархия, функционирование, целостность развития системы, динамика ее развития, тенденция, сущность и особенности, факторы и условия);

выявление и разрешение противоречий в процессе обучения или воспитания, в развитии коллектива или личности, педагогическая интерпретация философского учения о борьбе старого и нового, детского и взрослого, воспитания и самовоспитания, цели и ее реализации, управления и самоуправления и др.;

разработка связи теории и практики, идей и их реализации, ориентация педагогов на данные научные концепции, новое педагогическое мышление при одновременном исключении старого, отживающего, преодолении педагогической косности и консерватизма.

Кочетов А.И. Культура педагогического исследования. – 2-е исп., перераб. и доп. – Мн., 1996. – С. 73-74.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 935; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.147.215 (0.004 с.)