Лепка по образцу рельефов букв и цифр на подкладной доске или подложке из картона.
Лепка по образцу стилизованной фигуры человека.
Составление по образцу композиции из геометрических фигур (снеговик, домик).
Составление по образцу орнамента в полосе из геометрических фигур (квадратов, треугольников, кругов), чередующихся по форме и цвету.
Самостоятельное изготовление по образцам (на выбор) орнамента в квадрате. Слабые учащиеся выполняют работу с помощью учителя.
Составление по образцу композиций: лодочка, пирамидка, фрукты, овощи. Слабые учащиеся выполняют работу с помощью учителя.
Изготовление по образцу растительного орнамента в полосе.
Изготовление по образцу птички из шишки ели (сосны, платана, кедра), пластилина и веточек. Слабоуспевающие учащиеся делают птичку без ножек.
Изготовление по образцу кораблика из скорлупы грецкого ореха, каштана, ракушек, сосновой коры: с парусом из стружки, бумаги или листьев дерева.
Изготовление по образцу совы из шишки ели или кедра, бумажных, поролоновых или кожаных деталей и плюсок желудей (глаза).
Изготовление по образцу поросенка из нераскрывшейся еловой шишки, пластилина и зерен (глаза).
Изготовление по образцу пингвина из шишки ели, крылаток клена и пластилина.
Оформление макетов изготовленными изделиями с созданием игровой ситуации.
Соединение отдельных деталей с помощью пластилина.
Рациональное использование пластилина и материалоотходов. Расположение деталей на подставке. Применение дополнительных материалов для оформления макета.
Свойства ниток: упражнения в разрывании и резании ниток разной длины. Связывание цветных ниток, наматывание в клубок на картонку. Составление коллекции ниток — наклеивание на подложку из плотной бумаги. Витье шнура из толстых цветных ниток. Завязывание узелков на концах шнурка, связывание бантиком и петлей.
Изготовление цветка, кисточки из цветных ниток к шапочке.
Ориентировка в задании частично с помощью учителя. Сравнение образца деталей с натуральным объектом, чучелом, муляжом по вопросам учителя. Выполнение работ с планированием учащимися ближайшей операции (в сложных изделиях операция указывается учителем).
Осуществление текущего самоконтроля с помощью учителя. Отчет по вопросам учителя о последовательности изготовления несложного изделия. Краткая оценка своего изделия с указанием достоинств и недостатков. Пространственная ориентировка: правильное расположение деталей с соблюдением пропорций и размеров, материала на рабочем месте, деталей макета на подставке. Показ и называние сторон листа бумаги, углов; с помощью учителя показ и называние положений впереди, сзади, прямо. Дифференцирование понятий большой — маленький, широкий — узкий, длинный — короткий. Частично с помощью учителя называние операций, материалов, инструментов, приспособлений.
№
| Тема урока
| Кол-во часов
| Содержание
| БУД
| Область развития жизненных компетенций
| Дата
|
План
| факт
|
| I четверть
|
|
|
|
|
|
|
I. РАБОТА С ПЛАСТИЛИНОМ
|
1.
| Здравствуй, школа!
|
| Беседа о школе.
Беседа о труде и профессии.
| Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга
| Знать наиболее распространенные профессии; технику безопасности; аккуратное и бережное обращение с материалами и инструментами.
| 1.09
|
|
2.
| Лепка «Лесенка».
|
| Процесс труда: планирование, организация рабочего места, выполнение последовательности операций, контроль за ходом и результатом деятельности.
| входить и выходить из учебного помещения со звонком
| Знать вид материала: пластилин, его название и назначение; ручной инструмент: стека; технологическую последовательность изготовления изделия.
Уметь под контролем учителя организовывать рабочее место и
поддерживать порядок на нем во время работы.
| 7.09
|
|
3.
| Лепка «Забор».
|
| Овладение навыками работы с пластилином.
| слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту
| 8.09
|
|
4.
| Лепка «Домик».
|
|
| самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей
| 14.09
|
|
5.
| Лепка «Ёлка».
|
| Овладение приемами работы стекой. Выполнение объемного изделия.
| вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель- класс)
| Уметь выслушивать и повторять за учителем анализ образца изделия; пооперационно выполнять за учителем работу по словесной инструкции с показом приемов изготовления.
| 15.09
|
|
6.
| Лепка «Самолет».
|
|
| использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем
|
| 21.09
|
|
7.
| Лепка по образцу «Бусы».
|
| Лепка предметов шаровидной формы
| самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей
| 22.09
|
|
8.
| Лепка по образцу «Ягоды».
|
| Лепка предметов шаровидной формы
| ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения)
| Уметь раскатывать пластилин между ладонями круговыми движениями в ладонях, вдавливать поверхность.
| 28.09
|
|
9.
| Лепка по образцу «Мяч».
|
| Лепка предметов шаровидной формы
| адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.)
| 29.09
|
|
10.
| Лепка по образцу «Кукла-неваляшка».
|
| Изготовление игрушки из двух шаров различной величины.
| вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель- класс)
| 5.10
|
|
11.
| Лепка по образцу овощей и фруктов.
|
| Предметы, имеющие форму шара: яблоко, помидор, апельсин.
| работать с учебными принадлежностями
| 6.10
|
|
12.
| Лепка по образцу овощей и фруктов.
|
| Предметы овальной формы: сливы, огурец, картофель.
| принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе
| Уметь составлять композицию на тарелке.
| 12.10
|
|
II. РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
|
13.
| Экскурсия в природу с целью сбора природного материала.
|
| Сбор листьев, цветов, семян-крылаток клена, шишек, сучков и др.
| работать с учебными принадлежностями
| Знать элементарные понятия о природных материалах, их свойствах: цвет, форма, хрупкость засушенных листьев.
| 13.10
|
|
14.
| Аппликация «Лист большой, лист маленький».
|
| Наклеивание на подложку из цветной бумаги засушенных листьев.
| принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе
| Уметь аккуратно наклеивать на плотную бумагу сухих хрупких листьев.
| 19.10
|
|
15.
| Аппликация «Ваза с цветами».
|
| Наклеивание на подложку из цветной бумаги засушенных цветов, вазы из бумаги.
| обращаться за помощью и принимать помощь
| Уметь аккуратно наклеивать сухие хрупкие листья и цветы на подложку.
Составлять простые композиции из листьев и цветов.
| 20.10
|
|
16.
| Аппликация «Отлет птиц».
|
| Составление по образцу сюжетной картинки из засушенных листьев.
| самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей
| 26.10
|
|
III. РАБОТА С БУМАГОЙ
|
17.
| Изготовление записной книжечки.
|
| Выполнение изделий из бумаги.
| активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников
| Уметь сгибать и разрывать бумагу по прямым линиям.
| 27.10
|
|
18.
| Наборная линейка по образцу
|
| Изделие для работы с разрезной азбукой и цифрами.
| соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов
| Знать свойства бумаги: сгибается, разрывается; бывает толстой, тонкой.
Уметь складывать с угла на угол и по средней линии, приемы резания ножницами по прямым и кривым линиям; скруглять углы квадрата и прямоугольника.
| 2.11
|
|
19.
| «Летающая птица».
|
| Изготовление изделия по образцу.
| передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения
| 3.11
|
|
| II четверть
|
|
|
|
|
|
20.
| «Шапочка-пилотка».
|
| Изготовление по образцу шапочки из газетной бумаги.
| самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей
| 16.11
|
|
21.
| «Стаканчик для семян».
|
| Технология изготовления изделия из бумаги.
| выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов
| 17.11
|
|
22.
| «Волшебные ножницы».
|
| Упражнения в резании ножницами по следу сгиба. Вырезание полосы, резание полосы бумаги на квадраты, прямоугольники из цветной бумаги.
| делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале
|
| 23.11
|
|
23.
| Изготовление дидактического материала по математике.
|
|
| работать с учебными принадлежностями
| Уметь правильно держать ножницы (синхронность работы обеих рук); резать
бумагу по прямым и
кривым линиям.
| 24.11
|
|
IV. РАБОТА С ПЛАСТИЛИНОМ
|
24.
| Лепка по образцу: морковка, перец, груша.
|
| Изготовление изделий овальной формы.
| принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе
| Уметь подготавливать пластилин к работе (подогреть); соблюдать пропорции, размеры. Оцени-вать свое изделие с указанием недостатков и достоинств с помощью учителя.
| 30.11
|
|
25.
| Лепка «Грибы».
|
| Лепка двумя способами: из целого куска глины и составление из двух половинок шара.
| обращаться за помощью и принимать помощь
| 1.12
|
|
26.
| Лепка по образцу «Цифры и буквы».
|
| самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей
| 7.12
|
|
27.
| Лепка «Ёжик».
|
| Использовать дополнительный природный материал: крылатки клена, сосновые иглы, веточки, шелуха подсолнуха.
| активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников
| 8.12
|
|
28.
| Лепка «Цветок».
|
| работать с учебными принадлежностями
| 14.12
|
|
29.
| Лепка «Бабочка».
|
|
| принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе
|
| 15.12
|
|
30.
| Изготовление по образцу «Рыбка».
|
| Изготовление поделки из еловой шишки, хвост и плавники из пластилина.
| самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей
| Уметь соединять плоские детали с объемными. Правильно располагать деталей, соблюдать пропорции и размеров
| 21.12
|
|
31.
| Изготовление по образцу «Рыбка».
|
| работать с учебными принадлежностями
| 22.12
|
|
32.
| Изготовление по образцу «Мышка».
|
| Поделка из шишки (хвост из мочалки или проволоки).
| принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе
| Уметь скатывать и раскатывать, расплющивать куски пластилина.
| 28.12
|
|
33.
| Изготовление по образцу «Пирамидка».
|
| Ознакомление с натуральными объектами; сочетание цветов пластилина и природного материала.
| наблюдать; изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).
| Уметь соединять детали приемом примазывания.
| 29.12
|
|
| III четверть
|
|
|
|
|
34.
| Лепка «Утенок».
|
| работать с учебными принадлежностями
| 11.01
|
|
V. РАБОТА С БУМАГОЙ
|
35.
| Ёлочные гирлянды (цепочка).
|
| Групповая работа. Изготовление поделки из полос цветной бумаги.
| принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе
| Уметь пользоваться ножницами и клеем.
| 12.01
|
|
36.
| Гирлянда «Змейка».
|
| Резание полосы бумаги по длине попеременно с одного и
другого края, не дорезая до конца.
| обращаться за помощью и принимать помощь
| Уметь пользоваться ножницами, клеем;
сочетать цвета бумаги.
Уметь ориентироваться в задании. Сравнивать изделие с натуральным объектом.
| 18.01
|
|
37.
| Аппликация «Флажки».
|
| Упражнение в резании по размеченным прямым и кривым линиям.
| наблюдать;
| 19.01
|
|
38.
| Симметричное вырезывание из бумаги, сложенной пополам.
|
| работать с учебными принадлежностями
| Знать правила безопасности с режущими инструментами и клеем.
Уметь симметрично вырезывать детали.
| 25.01
|
|
39.
| Симметричное вырезывание из бумаги, сложенной пополам
|
| Рельефы букв и цифр на подкладной доске.
| принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе
| 26.01
|
|
40.
| Лепка по образцу рельефов букв и цифр.
|
| Технология изготовления фигуры человека. Определение формы, размеров, последовательности изготовления по показу учителя.
| обращаться за помощью и принимать помощь
| Знать вид лепки: на плоскости (рельеф).
Уметь рационально использовать пластилин. Располагать цифры и буквы на доске.
| 1.02
|
|
41.
| Лепка по образцу стилизованной фигуры человека.
|
| Поделка из шишки ели, пластилина и веточек.
| самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей
| Знать вид лепки круглая (скульптура).
Уметь лепить двумя способами: из целого куска и присоединение отдельных деталей.
| 2.02
|
|
42.
| Изготовление по образцу «Птичка».
|
| Изготовление по образцу из скорлупы грецкого ореха, ракушек, сосновой коры.
| наблюдать; работать с информацией
| Знать свойства материалов, используемые для работы.
| 8.02
|
|
43.
| Изготовление по образцу «Кораблик».
|
| Отработка навыков пользования инструментами, использование подручных материалов.
| работать с учебными принадлежностями
| Знать свойства материалов.
Уметь соединять детали с помощью пластилина.
| 9.02
|
|
44.
| Изготовление по образцу «Сова».
|
|
| принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе
|
| 22.02
|
|
VII. РАБОТА С БУМАГОЙ (АППЛИКАЦИИ)
|
|
45.
| Аппликация «Снеговик».
|
| Составление по образцу композиции из геометрических фигур.
Выбор и применение выразительных средств для реализации замысла в аппликации.
| наблюдать; работать с информацией
| Знать оттенки цветов бумаги. Сочетать цвета бумаги в орнаменте, правила составления аппликации.
Уметь размещать на листе бумаги элементы аппликации. Смазывать детали аппликации клеем и наклеивание их.
| 1.03
|
|
46.
| Аппликация «Домик».
|
| делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале
| 2.03
|
|
47.
| Аппликация «Орнамент в полосе».
|
| работать с учебными принадлежностями
| 9.03
|
|
48.
| Самостоятельное изготовление по образцам орнамента
в квадрате.
|
| принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и
работать в общем темпе
| Знать оттенки цветов бумаги. Сочетать цвета бумаги в орнаменте, правила составления
аппликации.
Уметь размещать на листе бумаги элементы аппликации. Смазывать детали аппликации клеем и наклеивание их.
| 15.03
|
|
49.
| Композиция «Лодочка, пирамидка, фрукты, овощи».
|
|
| обращаться за помощью и принимать помощь
| 16.03
|
|
VIII. РАБОТА С НИТКАМИ
|
50.
| Знакомство со свойствами ниток.
|
| Упражнения в разрывании, резании, связывании, наматывании цветных ниток в клубок и на картонку.
| работать с учебными принадлежностями
| Знать применение ниток; свойства и особенности ниток: толстые, тонкие; разрываются, разрезаются, связываются, скручиваются.
Уметь завязывать узелки, бантики.
| 22.03
|
|
51.
| Витье шнура из толстых цветных ниток.
|
| принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе
| 23.03
|
|
| IV четверть
|
|
|
|
|
52.
| Изготовление кисточки.
|
| обращаться за помощью и принимать помощь
| 5.04
|
|
IX. РАБОТА С ГЛИНОЙ И ПЛАСТИЛИНОМ (МАКЕТЫ).
|
53.
| Лепка на тему русской народной сказки «Репка».
|
| Коллективная работа по образцу и представлению.
| самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей
| Уметь работать коллективно, располагать предметы на подставке в определенной последовательности. Закреплять детали на подставке; рационально использовать подручный материал.
| 6.04
|
|
54.
| Лепка. На тему русской народной сказки «Колобок».
|
| Коллективная работа по образцу и представлению.
| активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников
| 12.04
|
|
55.
| Лепка по образцу «Снегурочка в лесу"
|
| Отработка навыка лепки фигуры человека.
| работать с учебными принадлежностями
| 13.04
|
56.
| Лепка по образцу «За грибами».
|
| Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в лепке.
| принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе
| 19.04
|
|
X. РАБОТА С БУМАГОЙ (АППЛИКАЦИЯ)
|
57.
| Аппликация «Растительный орнамент в полосе».
|
| Составление геометрического и растительного орнамента.
| обращаться за помощью и принимать помощь
| Знать правила составления орнамента.
Уметь размещать на листе бумаги элементы аппликации, наклеивать их.
| 20.04
|
|
XI. РАБОТА С НИТКАМИ (ШИТЬЕ ПО ПРОКОЛУ)
|
58.
| Практическая работа с нитками и иголкой.
|
| Упражнения по вдеванию нитки в иголку, закрепление нитки в начале и в конце строчки.
| самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей
| Знать свойства ниток, инструменты для работы с нитками и их назначение.
Уметь вдевать нитку в иглу и закреплять нитку повторением стежков на одном месте. Шить по проколам.
| 26.04
|
|
59.
| Вышивание по готовым проколам «Круг, квадрат, треугольник».
|
| Шитье по проколам способом «игла вверх-вниз».
| работать с учебными принадлежностями
| 3.05
4.05
|
|
60.
| Вышивание по готовым проколам «Овощи».
|
| Шитье по проколам способом «игла вверх-вниз».
Самостоятельное
прокалывание с последующим
раскрашиванием. У детей разные рисунки.
| принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе
| Уметь правильно держать инструменты, пользоваться наперстком. Вдевать нитку в иглу и закреплять нитку
повторением стежков на одном месте.
| 10.05
11.05
|
|
61.
| Вышивание по готовым проколам «Фрукты».
|
| обращаться за помощью и принимать помощь
| 17.05
18.05
|
|
62.
| Вышивание по рисунку, составленному учителем.
|
| наблюдать; работать с информацией
| 24.05
25.05
|
|
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В I классе в течение учебного года отметки обучающимся не выставляются. Результат продвижения обучающихся в развитии определяется на основе анализа (1 раз в четверть) их продуктивной деятельности (поделок, рисунков, уровня развития речи). Контроль достижения обучающимися уровня государственного образовательного стандарта осуществляется в виде стартового, текущего и итогового контроля в следующих формах: устный опрос, письменные и практические работы. Систематический и регулярный опрос обучающихся является обязательным видом работы на занятиях. Необходимо приучить учеников давать развёрнутые объяснения, что содействует развитию речи и мышления, приучают к сознательному выполнению задания, к самоконтролю.
Практические задания выполняются из разных материалов, работы остаются до конца года у педагога. При необходимости выполнении письменных заданий, обучающиеся работают в рабочих тетрадях, возможны выполнения заданий по карточкам. Качество работы зависит от умения детьми работать в тетради, ориентироваться на листе, от развития мелкой моторики.
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 кл./ под ред. И.М. Бгажноковой – СПб: Просвещение, 2011
2. Кузнецова Л.А. Технология. Ручной труд. Учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Просвещение, СПб. 2010
3. Кузнецова Л.А. Рабочая тетрадь по ручному труду для учащихся 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Ч.1,2. М., Просвещение, 2011 г.
4. Кузнецова Л.А. Методическое руководство к комплекту «Ручной труд» для 1 класса. М: «Просвещение» 2007 г.
5. Козлина А.В. Уроки ручного труда. Москва – 2004 г.
простейшие инструменты и приспособления для ручной обработки материалов и решения конструкторско-технологических задач: ножницы школьные со скруглёнными концами, коробочки для мелочи;
материалы для изготовления изделий, предусмотренные программным содержанием: бумага (писчая, альбомная, цветная для аппликаций), картон (обычный, цветной) ткань, текстильные материалы (нитки, пряжа и пр.), пластилин, фольга, калька, природные и утилизированные материалы, клей-карандаш.