Тест культурно-ценностных ориентации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тест культурно-ценностных ориентации



(Лурье С. В. Психологическая антропология. История, современное состояние, перспективы. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003; Поче­бут Л. Г. Взаимопонимание культур. Методология и методы этнической и кросс-культурной психологии. Психология межэтнической толерантности. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005; Kluckhohn F., Strodlbeck F. L. Variation in Value Orientations. Evenston, III, Elmsford, New York: Row Peterson and соmp., 1961.)

 

Тест разработан JI. Г. Почебут на основе теории Ф. Клакхон и Ф. Стродбека. Тест культурно-ценностных ориентации предназна­чен для определения основных тенденций формирования и станов­ления изучаемой культуры.

Ф. Клакхон и Ф. Стродбек рассматривали личность как набор ценностных ориентации. Они определяли культурно-ценностные ориентации как сложные, определенным образом сгруппированные принципы, которые придают направленность разнообразным по­токам человеческого мышления и деятельности в ходе решения об­щечеловеческих проблем. Эти ориентации закладываются в период социализации ребенка в рамках конкретной культурной традиции. Ценностные детерминанты культуры и ценностные детерминанты личности как члена этой культуры рассматривались ими как иден­тичные. Авторы разработали три основных положения:

1. Люди в любой культуре могут решить ограниченное количе­ство общечеловеческих проблем.

2. Набор доступных решений ограничен, но каждое решение в той или иной культуре может иметь различные приоритеты.

3. Все возможные решения проблем разработаны в каждой куль­туре, но одно из решений предпочитается людьми данной культуры чаще других.

Авторы выделили 5 основных общечеловеческих проблем, на решение которых нацелена каждая культура:

1. Отношение человека к времени.

2. Отношение человека к природе и «сверхприродному».

3. Отношение людей к человеческой натуре.

4. Отношение человека к другим людям.

5. Направленность деятельности человека.

Исходя из этих положений, нами был составлен тест культурно-ценностных ориентации.

Текст

Инструкция. Выберите, пожалуйста, в каждом утверждении тот ответ, который наиболее точно, по вашему мнению, описывает куль­турную ориентацию вашего народа. При этом постарайтесь вспом­нить, чему вас учили ваша семья, школа, религия. Просьба при от­вете не руководствоваться вашими современными взглядами в том случае, если они отличаются от того, чему вас учили.

1. Время.

A. В моей культуре люди считают прошлое (традиции, исто­рию) важнейшим фактором принятия решений.

Б. В моей культуре люди считают настоящее (сегодня и толь­ко сегодня) важнейшим фактором принятия решений.

B. В моей культуре люди считают будущее (то, что произой­дет) важнейшим фактором принятия решений.

2. Природа.

A. В моей культуре люди обычно считают себя жертвами при­родных сил, они уверены, что природа не может быть по­ставлена под контроль человека.

Б. В моей культуре люди обычно считают, что они живут в гар­монии с природой, человек есть продолжение, а не проти­вопоставление природе и «сверхприродному».

B. В моей культуре люди обычно считают, что они управляют многими природными силами, природа должна быть по­ставлена на службу человеку.

3. Человеческая натура.

A. В моей культуре считается, что если людьми не управлять, то они, вероятно, будут совершать плохие поступки.

Б. В моей культуре считается, что если людьми не управлять, то они, вероятно, будут совершать как плохие, так и хоро­шие поступки.

B. В моей культуре считается, что если людьми не управлять, то они, вероятно, будут совершать хорошие поступки.

4. Взаимоотношения.

A. В моей культуре люди считают наследство и происхождение самым основным во взаимоотношениях между людьми.

Б. В моей культуре люди считают большую семью самым ос­новным в своих взаимоотношениях.

B. В моей культуре люди считают индивидуальность, само­бытность личности самым основным в своих взаимоот­ношениях.

5. Деятельность.

A. В моей культуре люди полагают, что существование само по себе достаточно для жизни.

Б. В моей культуре люди полагают, что рост и развитие лич­ности является самой важной целью в жизни.

B. В моей культуре люди полагают, что практическая деятель­ность и достижение совершенства — лучшая цель жизни.

На основе теста Л. Г. Почебут составлена классификация трех ти­пов культур. Первый тип — традиционная культура (ТК) — характе­ризуется ориентацией людей на прошлое, приверженностью тради­циям, интересом к истории своей страны. Люди этой культуры воспринимают природу как вечную тайну бытия, как неразрешимую загадку, отгадать которую они не стремятся. Человек рассматривает­ся как существо, зависимое от ближайшего социального окружения. Большое значение придается семейным связям, традиционности род­ственных ролевых отношений, религиозным ориентациям. В такой культуре не допускается внутренняя свобода человека. За его действиями, поступками и даже мыслями осуществляется постоянный стро­гий надзор со стороны сообщества. Процедура принятия решений проходит коллективно, а результат решения зависит от старших по возрасту. Деятельность человека строго регламентирована. За успехи в работе и творческое отношение к делу человека, как правило, воз­награждают не сразу, а через какое-то время.

Второй тип — современная культура (СК) — характеризуется ори­ентацией людей на настоящее, на современные им события. Люди ста­раются жить в гармонии с природой, беречь ее, интересуются экологи­ческими вопросами. Человеческая натура понимается как противоречивое явление. Ценности этой культуры сосредоточены на человеке, его правах, призвании, развитии его способностей, самореа­лизации и самоактуализации. Отношения между людьми обычно фор­мализованы, четко определены их статусом и ролью в социальной сис­теме. Дружеские отношения складываются медленно и отличаются глубиной и преданностью друг другу. Общество стремится регулиро­вать поведение человека посредством морали, этических норм и пра­вил. В межличностном общении люди обычно сдержаны, стараются соблюдать социальную дистанцию и ролевые предписания. Принятие индивидуального решения осуществляется в процессе согласования взаимных потребностей, интересов и планов на будущее с группой, семьей, трудовым коллективом. За результаты своей деятельности человек в основном стремится получить не материальное, а моральное вознаграждение (слава, признание, успех).

Третий тип — динамически развивающаяся культура (ДРК) — ха­рактеризуется ориентацией людей на будущее, на достижение быс­трых значительных результатов. Люди строят краткосрочные планы и стараются реализовать их как можно 15олее энергично. Для людей данной культуры «время — это деньги». Природа не представляет собой загадки. Поскольку жизнь — это проблема, которую необхо­димо быстро и успешно решить, природа должна подчиниться че­ловеку. Все ее тайны должны быть раскрыты, законы ее развития установлены и описаны. Предназначение человека состоит в управ­лении природой. Человеческая натура свободолюбива. Культивиру­ется индивидуальность, независимость, автономность от социаль­ного окружения. Процесс принятия решения осуществляется самостоятельно. Признается значимость индивидуальных интере­сов и ценностей. В общении люди откровенны, непосредственны, ориентированы не на иерархию, а на равенство ролевых взаимоот­ношений. Социально признанной ценностью является представле­ние обществом равных возможностей для развития каждого члена. Основу общественного контроля составляет не мораль, а законность, неотвратимость наказания и обязательность материального возна­граждения. Внимание людей этой культуры сосредоточено на деле, задании, работе. Человек часто сознательно сам приносит себя в жертву делу, успеху, прогрессу, материальному достатку. Успешная деятельность предполагает, прежде всего, быстрое материальное вознаграждение.

Ключ

 

Номер утверждения ТК СК дрк
  А Б В
  А Б В
  А Б В
  А Б В
  А Б В

Математическая обработка. Необходимо определить процент­ное соотношение ответов респондентов по утверждениям и средних показателей по типам культуры. На этой основе делается вывод о тенденции в принадлежности изучаемой культуры к одному из трех предложенных нами типов. При проведении массовых опросов мож­но получить надежные и репрезентативные данные.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 381; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.169.94 (0.007 с.)