Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Место и роль партий в обществе
Партии как организации, принадлежащие одновременно гражданскому обществу и государству, занимают промежуточное положение. Их «корни» – местные и региональные организации – непосредственно контактируют с рядовыми гражданами, выясняют их запросы и требования, рекрутируют среди них новых членов. «Верхушка» партии – партийные лидеры, будучи избранными в органы власти, работают в государственных структурах. Таким образом, партии занимают значимые позиции в обществе и исполняют важные функции. Уже классическим стал перечень функций партий, который дал Клаус фон Бойме. • определение целей партийной борьбы и развития общества; • аккумуляция и артикуляция социальных интересов; • мобилизация и социализация граждан преимущественно в избирательных кампаниях; • рекрутирование руководящей элиты и формирование правительственных структур [141]. В нестабильных, формирующихся демократиях политические партии, кроме того, могут служить: • снятию напряжения в обществе путем переноса политической борьбы с улицы в парламент; • сглаживанию острых политических противоречий путем совместной работы в парламентах представителей разных политических сил; • внедрению в общественное сознание демократических ценностей и норм; • формированию цивилизованных традиций политической борьбы; • приданию предвыборной борьбе стройности и структурированности; • корректировке правительственного курса путем оказания давления на власть оппозиционными партиями.
Институциализация партий
Под институциализацией политических партий понимается закрепление их положения, которое они занимают в обществе и государстве, действующим законодательством. Если понятие «политическая партия» вводится в конституцию государства, то говорят о конституционализации партий. Первые конституции Нового времени, например американская, французские, германская, даже не содержали упоминания о таких организациях, как партии. Впервые о партиях было сказано в конституции Италии 1947 г. Но классической конституционализацией партий считается определение их места и роли в конституции ФРГ 1949 г. В ней были прописаны не только право свободного образования и демократической организации партий, но и их обязанности представлять публичный отчет о финансах и имуществе. Кроме того, партии, наносящие ущерб основам свободного и демократического строя, объявлялись противоконституционными. Российская конституция 1993 г. содержит статью 13, в которой признается многопартийность, равенство общественных организаций перед законом и говорится о запрете их деятельности, если она направлена на насильственное изменение основ конституционного строя.
В связи с набирающим силу процессом конституциализации партий немецкий политолог Герхард Ляйбхольц выдвинул концепцию партийного государства, в котором политические партии не являются больше свободными ассоциациями гражданского общества, а превращаются в конституциональные органы подобно федеральному правительству и бундестагу. Институциализация партий выражается в принятии целого ряда законов, регламентирующих их деятельность. Это законы о выборах и референдумах, законы о финансировании партий и избирательных кампаний и, наконец, законы о партиях. Впервые закон о партиях был принят в ФРГ в 1967 г. Он стал образцом для подражания во многих странах. Он содержит требование о соответствии структуры партий принципам демократии, выборности их руководящих органов, об обязательности программы и устава.
Классификация партий
Проблема классификации и типологизации занимает важное место в теории партий, поэтому существует немало оснований для классификации. Джеймс Мэдисон, например, делил все партии на фракции и крамольные сообщества. Если первые, считал он, еще терпимы как необходимое зло, то вторые – просто сорняки на здоровом поле американской политики. Алексис де Токвиль разделял партии на великие, которых рождали великие события (например, американская революция), и малые, рожденные мирным ходом истории. Существуют классификации партий, имеющие основание в отношении к государству, бюрократии, демократии, законности и порядку, времени существования, эпохе, революции, прогрессу. Наиболее известна классификация партий по идеологическому принципу: либеральные, консервативные, социалистические, демократические, коммунистические, националистические, фашистские и т. д.
Дюверже, как мы помним, классифицировал партии на кадровые и массовые, централизованные и децентрализованные, партии слабой и сильной структуры, партии внутреннего и внешнего происхождения, партии‑комитеты, партии‑секции, партии‑ячейки, партии‑милиции. Г. Хазард описал демократические и тоталитарные партии. Для определения принадлежности партии к тому или иному классу он обращал внимание на такие признаки, как внутрипартийная жизнь, отношение партии к гражданскому обществу, отношение к другим партиям. Для тоталитарных партий, по Хазарду, характерны строгая регламентация партийной жизни, строгая партийная дисциплина, большой удельный вес в их деятельности идеологического фактора. Находясь у власти, тоталитарные партии подчиняют своим целям конституцию, государственный аппарат, другие классы и социальные группы, стремятся к устранению других партий. Демократические партии строго не регламентируют внутрипартийные отношения, соблюдают демократические правила игры, признают плюрализм и фракционность [142]. X. Фишер создал политический портрет представительных и мобилизующих партий. Представительные партии главной целью своей деятельности ставят представление интересов своих членов. С изменением интересов и взглядов большинства членов меняется и политика партии. Таково большинство демократических партий. Мобилизующие партии нацелены на переделку сознания населения. В своей работе они делают упор на пропаганду, мешая при этом другим партиям заниматься контрпропагандой. Таковы коммунистические партии и некоторые авторитарные партии развивающихся стран [143]. К. Джанда классифицировал партии, возникшие в странах Восточной Европы после того, как коммунисты оставили власть, следующим образом: • партии массовых демократических движений (например, «Солидарность» в Польше, «Гражданский форум» в Чехии, «Саюдис» в Литве); • партии – остатки коммунистических партий (социалистические партии Албании, Болгарии, Венгрии); • партии, созданные по образцу предвоенных партий (различные демократические и либеральные партии); • партии этнических интересов (Венгерский национальный союз в Румынии, три различных Венгерских партии в Словакии); • религиозные партии (христианско‑демократические); • партии, отстаивающие западные политические ценности (партии защиты окружающей среды, феминистские, капиталистические); • фривольные партии (Партия любителей пива в Польше) [144].
Теория партийных изменений
Кеннет Джанда и Роберт Хармел, создавшие интегративную теорию партийных целей и партийных изменений, считают партии консервативными организациями, не стремящимися к изменениям. Партии могут измениться лишь в результате внешнего или внутреннего давления. Внутренними факторами эволюции партии может служить борьба фракций, борьба между рядовыми партийцами и партийной элитой, борьба за демократизацию партийной жизни. Главным внешним фактором партийных изменений выступает поражение партии на выборах. «Поражение, – утверждает Джанда, – мать партийных изменений». Другим внешним фактором изменений могут стать внепартийные (парапартийные) образования: молодежные, женские, профсоюзные объединения, дискуссионные клубы, создаваемые при партиях. Сама партийная элита начнет что‑либо менять не раньше, чем убедится, что, во‑первых, изменения ничем не грозят ее положению в партии и, во‑вторых, преимущества, полученные от изменений, будут стоить затраченных ресурсов. Изменения в партийных правилах и структурах, т. е. внутрипартийные изменения в уставах, Джанда и Хармел назвали властьмотивированными. Изменения в лозунгах, стратегии и тактике партий, т. е. изменения программ, они определили как целемотивированные. Последние обычно вызывают много споров, так как направлены вовне партии, на избирателей, изменяют имидж партии в обществе [145].
Тенденции развития партий. Дюверже, описывая кадровую и массовую партии, отметил большую эффективность и жизнеспособность последней и высказал предположение, что все партийные организации будут изменяться, приближаясь по своим характеристикам к массовой партии. Но реальные тенденции развития партий были направлены в иную сторону. Сегодня можно выделить несколько очевидных направлений в развитии современных партий. 1. От кадровых и массовых партий – к универсальным, ориентированным на самые широкие круги избирателей. Для универсальных партий (их еще называют народными, «хватай всех партиями» и т. д.) характерно: • снижение роли первичных организаций (секций, ячеек) и повышение роли комитетов; • снижение роли идеологии и повышение роли прагматики; • снижение роли членства и повышение роли электората; • снижение роли строгой дисциплины и руководящих партийных органов во внутрипартийной жизни; • снижение роли централизации и повышение роли гибкости в организации и руководстве; • повышение роли социальных движений, парапартийных организаций. 2. Общее снижение роли партий как передающего звена от гражданского общества к государству (кризис партий). Кризис партий вызван: • повышением роли СМИ, особенно электронных; • повышением роли в избирательных кампаниях и работе с избирателями в сети Интернет; • перехватыванием функций партий другими группами давления, действующими вне электорального поля (социальными движениями, гражданскими инициативами, профсоюзами, союзами предпринимателей, лоббистами, мафией и др.); • снижением роли партийной печати, которая становится анахронизмом;
• снижением роли партийных научно‑исследовательских центров в связи с обращением партийных лидеров к независимым центрам и аналитикам за объективной информацией. 3. Повышение роли избирательных технологий. Это, в свою очередь, влечет: • снижение роли партийного аппарата на выборах и повышение роли приглашенных независимых экспертов; • снижение роли партийных документов и повышение роли изданий, рекомендованных политтехнологами; • снижение роли собственных усилий и помощи партийцев в создании имиджа партийного лидера и повышении его рейтинга. 4. Изменение взаимоотношений партий и государства за счет: • конституциализации партий; • институциализации, т. е. создания законов о выборах, о партиях, об общественных организациях; • усиления контроля за деятельностью партий со стороны государства; • государственного финансирования партий. 5. Изменение функции партии по выработке правительственного курса. Это вызвано: • снижением роли долгосрочных партийных программ и повышением роли платформ, подготовленных к конкретным выборам; • выработкой концептуальных основ политики не партийными исследовательскими центрами, а независимыми экспертами и службами, обслуживающими подчас несколько партий. 6. Персонализация политики, т. е. усиление роли руководителей, политических лидеров для партий означает: • снижение роли партийных программ и повышение роли непосредственного общения лидеров партий с избирателями; • снижение роли партийного аппарата и повышение роли избирательных штабов, обеспечивающих прямые контакты кандидата с избирателями; • снижение роли партий и партийного аппарата при отборе кандидатов и повышение роли непосредственного отбора на встречах с избирателями (праймериз). 7. Усиление взаимодействия и взаимовлияния партий, что, в свою очередь, усиливает тенденцию к универсализации. Это вызвано тем, что: • главное внимание все партии обращают не на написание привлекательных программ, не на прием максимального количества членов (хотя и это продолжает оставаться немаловажным), а на завоевание электората; • для партий важнее не размежевание по идеологиям, а борьба на общем электоральном поле за голоса избирателей; • главное – не подчеркивание разницы в уставах партий, а мобилизация всех членов, активистов, симпатизирующих на борьбу за голоса; • усиление конкуренции за голоса влечет за собой повышение роли коалиций, что также усиливает взаимодействие и взаимовлияние партий. 8. Изменение самого электората, который ориентируется при определении своей позиции для голосования не столько через посредство партий, сколько через телевидение, Интернет и данные социологических опросов. Последствия этого: • дистанция «избиратель – кандидат» сокращается; • «свой» электорат каждой партии размывается, она вынуждена искать его на общем избирательном поле; • все это ведет к смешению электората и перетряске всей структуры партийной системы, что и наблюдается в последнее время (Япония, Италия, Индия, Мексика и т. д.).
Основные понятия: партия, общая и специальная теория партий, партии внутреннего и внешнего происхождения, партии‑комитеты, партии‑секции, партии‑ячейки, партии‑милиции, кадровые и массовые партии, структура и функции партий, институционализация и конституционализация партий, тенденции в развитии партий, условия возникновения партий, этажи партийной организации.
Вопросы для самоконтроля
1. Когда началось изучение партий? 2. Каково современное состояние теории партий? 3. Что такое общая и специальная теория партий? 4. Какие признаки включили в определение партий Лаполамбара и Вайнер? 5. Каковы либеральная, социалистическая и коммунистическая трактовки партий? 6. Назовите социальные, политические и правовые условия возникновения партий. 7. В чем суть теории Липсета‑Роккана? 8. Что такое партии внутреннего и внешнего происхождения? 9. Как организованы партии‑комитеты, партии‑секции, партии‑ячейки и партии‑милиции? 10. Что такое сильная и слабая структура партий? И. Какие партии называются кадровыми и массовыми? 12. Из каких этажей состоит партийная организация? 13. Расскажите о роли партий в обществе. 14. Перечислите функции партии. 15. Что означает институализация и конституализация партий? 16. Как можно классифицировать партии? 17. Как происходят изменения в партиях? 18. Какие тенденции в развитии партий вы знаете?
Литература
Алмонд Г., Пауэлл Дж ., Стром К ., Далтон Р. Сравнительная политология сегодня: Мировой обзор: Учебное пособие. М., 2002. С. 81–82. Blondel J. Political Parties. A genuine Case for Discontent? L., 1978. Бурдье П. Социология политики. М., 1993. С. 182. Дюверже М. Политические партии. М., 2000. С. 21–38. Kennet /., Harmel R. An Integreted Teory party goals and Party Change // Paper prepared for the International Simposium. November. 1994. № 19. P. 3–6. Кулик A. H. Сравнительный анализ в партологии: проект К. Джанды // Полис. 1993. № 11. Теория политики: Учебное пособие / Под ред. Б. А. Исаева СПб., 2008. Гл. И. Матвеев Р. Ф. Теоретическая и практическая политология. М., 1993. С. 104–106. Хейвуд Э. Политология: Учебник для студентов вузов. М., 2005. С. 313–316. Холодковский К. Г. Идейно‑политическая дифференциация общественного сознания. Полис. 1998. № 3. Lapalombara Joseph and Myron Weiner. Political Parties and Political Development. Princeton, New Jersey, 1966. P. 6–8. Lipset S. M. Political Man: The Social Basis of Politics. Baltimore, 1988. Sartory G. Parties and Party Systems. Framwork for analisis. Vol 1. N. Y., 1976. P. 122–179.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 488; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.230.82 (0.049 с.) |