Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Модели взаимодействия групп интересов и государства
Политическая наука подчеркивает наличие систематических связей между группами интересов и правительственными институтами, вырабатывающими и осуществляющими государственную политику. Расхождения в характере этих связей позволяют говорить о том, что в современных обществах существуют различные системы организации групп интересов и модели их взаимоотношений с правительственными институтами. На основании множества исследований в политической науке выделяют три основные модели взаимодействия групп интересов и государства, присущих современному обществу: 1) плюралистическую, 2) демократически корпоративистскую и 3) управляемую. Плюралистическая система групп интересов характеризуется рядом особенностей, которые касаются как формы организации интересов, так и способов группового участия в политическом процессе: • разнообразные группы могут представлять единый социетальный интерес; • членство в группах является добровольным и ограниченным; • группы часто имеют свободную или децентрализованную организационную структуру; • группы интересов и правительство четко отделены друг от друга. В рамках подобной системы существуют отдельные группы интересов для особых секторов общества, скажем, профсоюзов, бизнес‑ассоциаций и профессиональных групп, причем каждый из таких секторов может быть представлен множеством групп – профсоюзных, предпринимательских и т. д. Эти группы борются между собой за ресурсы, участников и влияние, и все одновременно пытаются навязать свои требования лицам, определяющим политический курс и государственную политику. Самым известным образцом плюралистической системы групп интересов являются Соединенные Штаты; в качестве других примеров можно привести, например, Канаду и Новую Зеландию. Несмотря на более широкое членство в профсоюзах и несколько большую координацию действий бизнес‑ассоциаций, значительная часть исследователей склонна относить к данной категории и Великобританию, а также Францию и Японию. Для демократических корпоративистских систем групп интересов характерно гораздо более организованное представительство интересов; каждый социетальный интерес обычно представлен единой головной ассоциацией. Членство в такой ассоциации часто является обязательным и почти всеобщим. Головные ассоциации имеют централизованную структуру и разделяют действия своих членов.
Во многих случаях группы интересов систематически участвуют в разработке и осуществлении политического курса. Так, если в плюралистической системе может существовать широкий спектр независимых друг от друга групп, отражающих интересы бизнеса, то в корпоративистской системе действует единая головная ассоциация, представляющая все наиболее значимые деловые и промышленные интересы. Наконец, совершенно иная модель организации групп интересов присуща управляемым системам. • каждый сектор общества представлен одной группой; • членство в таких группах часто является принудительным; • каждая группа обычно имеет иерархическую структуру; • группы контролируются правительством или его органами в целях мобилизации поддержки политического курса правительства. Определяющей для систем такого типа является последняя характеристика: группы существуют для того, чтобы облегчать контроль правительства над обществом. Наиболее показательны в этом отношении традиционные коммунистические системы, где доминирующие партийные организации пронизывали собой все уровни общества и плотно контролировали все разрешенные ассоциативные группы. Например, профсоюзы и молодежные организации полностью были подчинены коммунистической партии, и им лишь крайне редко дозволялось артикулировать интересы своих членов. Подобный контроль и по сей день сохраняется в Китае, Северной Корее, на Кубе. Развитие высоко контролируемых групп интересов поощряется и политическими системами ряда некоммунистических стран, таких как Бразилия и Мексика. Основные понятия: группы интересов, группы давления, лоббизм, корпоративизм, неокорпоративизм, модели взаимодействия групп интересов и государства.
Вопросы для самоконтроля
1. В чем смысл теории групп интересов в политике? 2. Каким образом группы отстаивают свои интересы в политике? 3. Какова роль института лоббизма в политике современного государства?
4. Какие модели взаимодействия государства и групп интересов сложились в современной политике? 5. Какие формы взаимодействия власти и бизнеса сложились в российском обществе? 6. Каково сегодня отношение российского общества к лоббизму и лоббистской деятельности?
Литература
Алмонд Г., Пауэлл Дж., Стром К ., Далтон Р. Сравнительная политология сегодня. Мировой обзор. М., 2002. Афанасьев М. Н. Клиентелизм и российская государственность. М., 2000. Бакун Л. А. Группы в политике. К истории развития американских теорий // Полис. 1999. № 1. Лепехин В. А. Лоббизм в России: этапы большого пути // Социологические исследования. 1996. № 3. Павроз А. В. Группы интересов и трансформация политического режима в России. СПб., 2008. Перегудов С. П. Политическое представительство интересов: опыт Запада и проблемы России // Полис. 1993. № 4. Перегудов С. П. Новый российский корпоратизм: демократический или бюрократический? // Полис. 1997. № 2. Перегудов С. П. Корпорации. Общество. Государство: Эволюция взаимоотношений. М., 2003. Теория политики: Учебное пособие / Под ред. Б. А. Исаева. СПб., 2008. Гл. 12.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 302; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.71.146 (0.006 с.) |