Понедельный график работы над дистанционным курсом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понедельный график работы над дистанционным курсом



«Стиль. Текст. Дискурс».

Неделя/Дата -1- Деятельность студентов -2-
 
1-я неделя (6-13 октября) Знакомство с аннотацией к курсу, его объёмом, методологией, этапами работы, формами контроля и критериями оценки работы
2-я неделя (14-21 октября) Усвоение материалов вводной лекции преподавателя; выделение непонятных позиций и тезисов с целью предъявления их на плановой консультации; первоначальное (предварительное) знакомство с глоссарием (терминологическим словарём).
3-я неделя (15-22 октября) Чтение рекомендованной литературы по разделу «Стиль» (выбор 2-3 источников), конспектирование основных положений; подготовка к дискуссии о содержании понятий «Функциональный стиль» и «Стилистическая норма».
4-я неделя (23-31 октября) Анализ текстов с функционально-стилистической точки зрения (научный, официально-деловой и публицистический тексты).
5-я неделя (3-10 ноября) Консультация по разделу курса «Стиль». Коррекция знаний и дефиниций. Изменения вектора пополнения знаний: от стиля к тексту.
6-я неделя (11-18 ноября) Изучение рекомендованной литературы по текстологии. Подбор текстовых иллюстраций к смыслопорождающим свойствам категории текста. Консультация по разделу курса «Текст».
7-я неделя (19-26 ноября) Изучение рекомендованной литературы по дискурсологии. Выделение дифференциальных и интегральных признаков стиля, текста, дискурса. Комментарий существующих дефиниций дискурса. Знакомство с алгоритмом дискурс-анализа; попытка его практического применения.
8-я неделя (27 ноября – 4 декабря) Консультация по разделу «Дискурс». Подготовка к комплексной письменной работе. Сдача работы в течение недели.

 

УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ ДИСТАНЦИОННОГО КУРСА

 

 

Тема: «Дискурс в его интегративных связях с текстом и стилем».

 

Содержание модуля:

1. Предмет и задачи стилистики. Функциональный стиль; стилистические средства и категории. Аспекты стилистического анализа.

2. Текст и его категории.

3. Дискурс в его соотношении со стилем и текстом.

 

Ключевые слова: стиль, стилистическая норма; текст, категории текста; дискурс, дискурсивная семантика, дискурсивные практики.

 

Цели и задачи модуля:

 

- Усвоение основных признаков стиля, текста и дискурса через их дефиниции с учётом парадигмальных отношений.

- Знание наиболее значимых работ (монографий, учебных пособий, словарей) по стилистике, текстологии и дискурсологии.

-Умение применять полученные знания на практике (интерпретация языкового и текстового материала, совершенствование навыков перевода, форм изучения языка и обучение ему).

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

ПО ОСВОЕНИЮ МОДУЛЯ

 

Изучая материал по пункту 1 («Предмет и задачи стилистики. Стилистическая дифференциация языковых средств. Понятие стилистической нормы»), необходимо проанализировать различные определения стиля (следует отметить инвариантные признаки и вариативные характеристики). Для этого нужно изучить соответствующую литературу:

1. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. – М., 1963;

2. Никитина С.Е., Васильева Н.В. Экспериментальный словарь стилистических терминов. – М., 1996;

3. Кубрякова Е.С. и др. Краткий словарь когнитивных терминов. – М., 1996.

Особое внимание следует обратить на принципы выделения разновидностей употребления языка (оппозиции говорящий – слушающий, книжность – разговорность, письменная речь – устная речь, официальность – неофициальность, подготовленность – неподготовленность, кодифицированность – некодифицированность, тенденция к однозначности – тенденция к многозначности, информативность – экспрессивность, конструктивность – ассоциативность, полнооформленность – неполнооформленность и др.).

Прочитайте словарную статью «Методы лингвистического анализа» в «Стилистическом энциклопедическом словаре» (М., 2003). Законспектируйте основные положения.

Вопросы для самопроверки:

1. Охарактеризуйте стилевые черты разновидностей употребления языка.

2. Каковы цель и задачи стилистического анализа текста?

3. Назовите основные приемы стилистического анализа текста.

4. Охарактеризуйте общую схему стилистического анализа текста.

Итогом изучения материала, касающегося раздела «Стиль», должно стать знание понятийного аппарата стилистики, понимание ее теоретических вопросов и владение навыками стилистического анализа текста.

 

 

Изучая материал по пункту №2 («Текст и его категории»), необходимо проанализировать различные определения текста, учитывая многозначность понятия и неоднозначность понимания в лингвистике текста.

1. Для этого рекомендуется сопоставить определения текста в следующих словарях:

 

1. Энциклопедический словарь юного филолога. – М., 1984.

2. Лингвистический энциклопедический словарь./ Под ред. В.Н.Ярцевой. – М., 1990.

3. Никитина С.Е., Васильева Н.В. Экспериментальный системный толковый словарь стилистических терминов. – М.,1996.

 

Для того, чтобы изучить тему «Категории текста», необходимо изучить монографию И.Р.Гальперина «Текст как объект лингвистического исследования». – М., 1981.

 

Особое внимание следует обратить на следующие важные характеристики текста:

- целостность;

- связность элементов и функциональную направленность;

- модальность, эмотивность, экспрессивность;

- креолизованность (наличие элементов других семиотических систем);

- интертекстуальность или прецедентность (наличие в тексте элементов предшествующих текстов) и т.д.

 

 

Предлагается разбить материал для освоения на следующие части (порции):

1) Анализ наиболее значимых дефиниций текста.

2) Изучение текстообразующих категорий.

3) Рассмотрение текста в системе координат когнитивной лингвистики.

4) Изучение методик анализа текста.

 

Прочитайте исследования преподавателей кафедры по данной проблеме:

1. Текст: теория и практика анализа. – Вісник ЛДПУ ім. Тараса Шевченка, 2003, №2 (58). – Статьи Л.Н.Синельниковой, Г.П.Джинджолия, И.А.Соболевой и др.

2. Синельникова Л.Н. Жизнь текста, или Текст жизни. Избранные работы в 3-х т.т. – Луганск, 2005. Рекомендуемые статьи:

Том №2:

1. Языковые изменения конца ХХ века. - С.26-53.

2. Текст. Стиль. Дискурс (парадигмальные отношения в условиях современной языковой ситуации) – С.56-58.

Том №3:

1. Теория текста: аксиомы и версии. – С. 161-174.

 

Законспектируйте основные положения (Текстообразующие категории) работ И.Р.Гальперина «Текст как объект лингвистического исследования» (М., 1981) и Л.Н.Синельниковой «Теория текста: аксиомы и версии» (Жизнь текста, или Текст жизни. Избранные работы в 3-х т.т. – Луганск, 2005. - С. 161-174.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Можно ли согласиться с тем, что для текста как для функционально-семантического понятия, размер не существенен?

2. Можно ли считать письменную фиксацию обязательным признаком текста? Как быть с устной формой речи, если учесть ее многообразие и неоднородность?

3. Можно ли считать текстом отдельно взятое слово или предложение?

4. Какие категории называются текстообразующими и почему?

5. Почему не существует единственно правильной, универсальной методики анализа текста?

 

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:

1. Дайте определение текста.

2. Что изучает лингвистика текста? Назовите представителей этого направления языкознания.

3. Что такое текстообразующие категории?

4. Назовите основные разновидности текстовой информации.

5. Охарактеризуйте общую модель лингвистического анализа текста.

 

Изучая материал по пункту 3 («Дискурс в его соотношении со стилем и текстом»), важно проанализировать все дефиниции дискурса, (предварительно выписав их с указанием источника и по возможности автора) с тем, чтобы иметь возможность сопоставить признаковые характеристики дискурса, текста и стиля.

 

Особо следует остановиться на принципе дискурсивности в анализе текста (см., например, мысли по этому поводу в кн.: Селиванова Е.А. Когнитивная ономасиология. – Киев, 2000. – С. 46-47). Этот принцип требует анализа текста как сложного коммуникативного явления, заключённого в диалогические рамки гуманитарного познания (см. в глоссарии позицию «Диалогичность»); ориентации номинативных и прочих речевых действий на восприятие и понимание адресатом; соотнесённость организации текста с его категориями.

Обратите внимание на то, что текст может мыслиться как единица дискурса. При этом текст проявляет коммуникативные намерения адресанта, а также интертекстуальные связи с другими текстами. Контекст культуры через реминисценции (скрытые цитации), разного рода влияния выходят на уровень текста, подчёркивая его дискурсивную природу.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.22.9 (0.018 с.)