Экономические основы управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономические основы управления



Общество с момента возникновения нуждается в управлении социально - экономическими процессами, воспроизводством условий материальной и духовной жизни. Экономика возникла с семейной экономики. Тогда же возникла и необходимость управлять хозяйственной деятельностью семьи. С разделением труда появилась экономическая теория хозяйствования любой организации, в след за этим экономика государства и, наконец, мировая экономика. Вместе с развитием экономической теории появилась необходимость развития и теории управления хозяйственной деятельностью различных социально – экономических систем. Таким образом, управление как дисциплина является одной из составляющих экономической теории. Вместе с тем управление как наука сформировалась позже, чем экономика. Поэтому теория управления хозяйственной деятельностью различных социально – экономических систем является составной частью общей экономической теории. Примерами того как давно использовались элементы управления могут служить следующие факты:

---4000 лет до н.э. Египтяне признавали необходимость планирования, организации и контроля;

---1800 лет до н.э. Хаммурапи (царь Вавилонии) осуществлял контроль за минимальной заработной платой;

---1600 лет до н.э. Египтяне говорили о централизации в управлении;

---400 лет до н.э. Сократ сформулировал принцип универсальности управления;

---400 лет до н.э. Ксенофонт признавал управление как особый вид искусства;

---20 год н.э. Иисус Христос проповедовал систему человеческих отношений;

---1110 год. Газали (иранский философ) сформулировал требования к руководителю;

---1776 год Джеймс Стюарт применил принцип специализации к промышленным рабочим;

---1820 год. Джеймс Милл провел анализ человеческой мотивации;

---1820 год Роберт Оуэн рассматривал вопросы взаимоотношений рабочего с процессом труда;

---1900 год. Фредерик Тейлор основал теорию научного менеджмента.

Из этих исторических фактов видно, что элементы теории управления присутствовали в обществе давно, также как и элементы экономической теории в целом. Социально – экономические отношения в принципе не могут быть реализованы без управленческой деятельности человека. И как бы ни был совершенен механизм рыночных экономических отношений, по мнению некоторых решающий автоматически все экономические вопросы, как показывает практика, многое определяется совершенствованием технологий управления этим механизмом. Развитие экономической науки и управленческой в частности, как видно из нашей хронологии происходит по спирали. Так о необходимости планирования говорилось еще 4000 лет до н.э. Затем этот тезис подвергали сомнению и снова возводили на пьедестал. В начале 90-х годов прошлого столетия в России любые попытки планового ведения хозяйствования многими управленцами встречались в штыки. Однако время и здравый смысл в очередной раз доказал необходимость разумного использования всего того, что накопила наша цивилизация в области теории управления хозяйственной деятельностью различными социально – экономическими системами, в том числе и таких важных функций управления как планирование и регулирование.

В целом управление хозяйственной деятельностью различных социально – экономических систем связано с общественным характером труда. Оно обособилось в самостоятельный вид деятельности в ходе разделения труда, кооперации и расширения масштабов производства, который на рубеже 1ХХ и ХХ столетий оформился в научную концепцию, ставшею частью общей экономической теории.

Процесс управления хозяйственной деятельностью социально – экономических систем требует понимания функционирования этих систем. В теории управления такие системы принято рассматривать в виде контура управляющей и управляемой подсистемы. Управляющая подсистема определяется как субъект управления, управляемая как объект управления. Процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на его объект для достижения определенных результатов рассматривается как процесс управления.

Под субъектом управленияпонимают физическое или юридическое лицо, от которого исходит властное воздействие. Властные полномочия субъекта, экономические и морально-этические рычаги воздействия лежат в основе процесса управления.

Объектом управления,т.е. тем, на что направлено властное воздействие субъекта управления, могут быть физические и юридические лица, а также социально-экономические системы и процессы.

Формирование основ науки управления происходило на рубеже 1ХХ и ХХ веков. Это было вызвано потребностями промышленности, которая приобрела такие специфические черта, как массовое производство, крупномасштабный сбыт, ориентация на рынки большой емкости и создание мощных корпораций. Предприятия - гиганты испытывали острую необходимость в рациональной организации производства и труда, четкой и взаимосвязанной работе всех подразделений и служб, менеджеров и исполнителей в соответствии с научно обоснованными принципами, нормами и стандартами. При этом все более четко вырисовывались вопросы и проблемы отношения к собственности.

 

Собственность и управление

Отношение к собственности всегда определяет управление хозяйственной деятельностью любых социально – экономических систем и организаций в частности. Так при рабовладельческом строе и собственности на людей управление строилось на прямом насилии. В условиях феодализма и собственности на землю к узаконенному насилию добавлялось экономическое принуждение. В условиях капитализма и собственности на средства производства помимо экономического принуждения появляется управление, строящееся на развитии мотивации у работников к тому или иному действию в условиях функционирования конкретной организации. В постиндустриальном обществе и собственности на информацию и знания широкое распространение получает управление, строящееся на управлении человеческими ресурсами, управлении информацией и управлении знаниями.

Организации (хозяйствующие субъекты) подразделяют по формам собственности на используемый капитал (частные и государственные), по количеству собственников (единоличные, товарищества, акционерные) и по степени концентрации используемого капитала (малые, средние, крупные). В государственных (муниципальных) организациях предпринимателем выступают государственные (муниципальные) органы (министерства, ведомства, муниципалитеты).

При этом руководителям государственной организации делегируется широкий круг полномочий. Часто эффективными являются организации со смешанной формой собственности. Особенно мы это видим в российских корпорациях, которые занимаются разработкой природных ресурсов. При этом часто их деятельность контролируется государством с помощью выдачи соответствующих лицензий. Это естественно правильно, так как то, что дано обществу природой должно, соответствующим образом, контролироваться им же через свои представительные органы. С помощью своего влияния государство, как главный представительный орган общества, должно активно влиять на естественные монополии, которые и возникают, в первую очередь в отраслях, связанных с использованием природных ресурсов. В этом, наверное, и заключается основное участие в управлении такими хозяйствующими субъектами со стороны государства.

Необходимость осуществления государством определенных управленческих функций объясняется двумя причинами:

1. Наличие определенных недостатков в идеальном рынке, т.к. такового просто не бывает;

2. Необходимостью производства и удовлетворения потребностей общества в коллективных общественных благах.

К таким потребностям относятся оборона, образование (в определенной степени), фундаментальная наука, социальное обеспечение, медицинское обслуживание (в определенной степени), правоохранительные органы.

Если в крупном российском бизнесе в качестве основной формы собственности обычно выступает смешанная – государственная и частная (в виде акционерной), то в малом и среднем бизнесе наиболее эффективными в России являются частная и коллективные (товарищества) формы собственности.

В рыночной экономике любая негосударственная организация, в первую очередь, решает сама три основных вопроса: «что», «как» и для «кого» производить свои товары или услуги.

В государственных организациях эти задачи определяются в рамках государственной экономической политики. Эта политика проводится через определенную политическую систему (представительные органы различных уровней, общественные палаты, изучение общественного мнения и т.п.). Это помогает учитывать мнение всего общества. Таким образом, мы видим связь не только отношений собственности и хозяйственного управления, но и их связи с такими категориями как политика и социология.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 404; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.220.114 (0.008 с.)