Классификация психодиагностических методик. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация психодиагностических методик.



Психодиагностические методы объединяют в группы по разным основаниям.

Классификация методов по Й.Шванцаре: 1) по используемому материалу (вербальные, невербальные, манипуляционные, тесты "бумаги и карандаша" и т.д.); 2) по количеству получаемых показателей (простые и комплексные); 3) тесты с "правильным" решением и тесты с возможностью различных ответов; 4) по психической активности испытуемых: а) интроспективные (сообщение испытуемого о личном опыте, отношениях): анкеты, беседа; б) экстроспективные (наблюдение и оценка разнообразных проявлений); в) проективные; г) исполнительные. Испытуемый осуществляет какое-либо действие (перцепционное, мыслительное, моторное), количественный уровень и качественные особенности которого являются показателем интеллектуальных и личностных черт.

Классификация по В.К. Гайде, В.П. Захарову: 1) по качеству: стандартизованные, нестандартизованные; 2) по назначению: а) общедиагностические (тесты личности по типу опросников Р.Кеттелла или Г.Айзенка, тесты общего интеллекта); б) тесты профпригодности; в) тесты специальных способностей (технических, музыкальных, тесты для пилотов); г) тесты достижений; 3) по материалу, которым оперирует испытуемый: а) бланковые; б) предметные (кубики Кооса, "сложение фигур" из набора Векслера); в) аппаратурные (устройства для изучения особенностей внимания и т.д.); 4) по количеству обследуемых: индивидуальные и групповые; 5) по форме ответа: устные и письменные; 6) по ведущей ориентации: тесты на скорость, тесты мощности, смешанные тесты. В тестах мощности задачи трудны и время решения не ограничено; исследователя интересует как успешность, так и способ решения задачи; 7) по степени однородности задач: а) гомогенные и б) гетерогенные (отличаются тем, что в гомогенных задачи схожи друг с другом и применяются для измерения вполне определенных личностных и интеллектуальных свойств; в гетерогенных тестах задачи разнообразны и применяются для оценки разнообразных характеристик интеллекта); 8) По комплексности: изолированные тесты и тестовые наборы (батареи); 9) по характеру ответов на задачи: тесты с предписанными ответами, тесты со свободными ответами; 10) по области охвата психического: тесты личности и интеллектуальные тесты; 11) по характеру умственных действий: вербальные, невербальные.

Основными методами в психологии являются: 1) наблюдение, 2) беседа, 3) тесты, 4) эксперимент, 5) моделирование, 6) методы математической статистики. Наблюдение классифицируют по следующим основаниям: 1) внешнее, 2) внутреннее (самонаблюдение), 3) включенное, 4) свободное, 5) стандартизованное, 6) срез (краткое), 7) лонгитюдное (длительное), 8) выборочное или сплошное. Общая процедура наблюдения складывается из следующих процессов: 1) определение задачи и цели (для чего, с какой целью?); 2) выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?); 3) выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?); 4) выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?); 5) обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?). Беседа как психологический метод предусматривает прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемого сведений о его деятельности, в которых объективируются свойственные ему психологические явления. Виды бесед: 1) сбор анамнеза, 2) интервью, 3) вопросники и 4) психологические анкеты. Анамнез (лат. по памяти) – сведения о прошлом изучаемого, получаемые от него самого или – при объективном анамнезе – от хорошо знающих его лиц. Интервью – вид беседы, при которой ставится задача получить ответы опрашиваемого на определенные (обычно заранее приготовленные) вопросы. В том случае, когда вопросы и ответы представляются в письменной форме, имеет место анкетирование. Тесты. Есть множество определений. "Психологический тест в сущности есть объективное и стандартизованное измерение выборки поведения"; "Тест – стандартизованное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления количественных (и качественных) индивидуально психологических различий"; "Под тестом понимается специфический инструмент для оценивания психологических качеств личности. Он состоит из совокупности заданий или вопросов, предлагаемых в стандартных условиях и предназначенных для выявления частичных типов поведения". Все определения содержат следующие общие моменты: 1) тест – один из методов измерения в психодиагностике наряду с такими, как проективные методы, стандартизованные самоотчеты, интервью, аппаратурные методы и др.; 2) это метод измерения свойств личности и особенностей интеллекта; 3) это метод измерения, который характеризуется высокой степенью объективности, надежности и валидности. Объективность психологического теста означает, что первичные показатели, их оценка и интерпретация не зависят от поведения и субъективных суждений экспериментатора. Добиться объективности психологического теста можно при выполнении следующих условий: 1) единообразие процедуры проведения теста для получения сравнимых с нормой результатов; 2) единообразие оценки выполнения теста; 3) определение нормы выполнения теста для сопоставления с ними показателей, полученных в результате обработки данных тестирования. Эти три условия называют этапами стандартизации психологического теста. Валидность теста – это степень, в которой тест действительно измеряет то, для чего он предназначен. О высокой надежности метода говорят в том случае, когда метод точно измеряет то свойство, для измерения которого он предназначен.

Стандартизованный самоотчет. Тесты-опросники, открытые опросники, шкальные техники, идеографические техники. Идеографические техники отличаются от вышеперечисленных методов тем, что параметры, которые оцениваются (конструкторы, оси, измерения) не задаются извне, а выделяются на основе индивидуальных ответов субъекта

Эксперимент. Эксперимент - спланированное и управляемое субъектом исследование, в ходе которого экспериментатор (субъект) воздействует на изолированный объект (объекты) и регистрирует изменение его состояния (Дружинин). Эксперименты различаются по: 1) характеру объекта и предмета исследования; 2) специфике поставленной задачи; 3) характеру экспериментальной ситуации; 4) логической структуре доказательства гипотезы. По характеру объекта и предмета исследования следует различать социологические, экономические (хозяйственные), правовые, социально-психологические, педагогические, психологические, эстетические и другие эксперименты. По характеру объекта исследования различаются также реальные и мысленные эксперименты. По специфике поставленной задачи различаются: а) научные и прикладные эксперименты; б) проективные и ретроспективные; в) одно- и многофакторные эксперименты. По характеру экспериментальной ситуации следует прежде всего различать: а) контролируемые, б) неконтролируемые Э. Как првило контролируемый Э. – есть Э. лабораторный. Его противоположность – полевой Э. По логической структуре доказательства гипотезы Э. делятся на: а) параллельные и б) последовательные. Параллельный – сравнение эксперимент. и контрольной групп. Последовательный – одна и та же группа и экспер. и контр.

Корреляционные исследования – исследования на сравнение нескольких массивов данных. Между ними устанавливается степень взаимосвязи, которая и есть степень корреляции. Может быть положит. и отрицат., т.е. обратной.

Экспериментатор может влиять на Э. как вторичный фактор.

 


26. Дошкольное детство. Кризисы. Основные новообразования.

Дошкольное детство – возраст от 3 до 7 лет. На подходе к кризису 3 лет существует четкая когнитивная симптоматика: а) острый интерес к своему изображению в зеркале; б) ребенок озадачивается своей внешностью, заинтересован тем, как он выглядит в глазах других. Симптомы кризиса 3 лет: 1) Негативизм – реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идет от взрослых. Стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию. 2) Упрямство. Ребенок настаивает на чем-то не потому, что хочет, а потому, что он этого потребовал, он связан своим первоначальным решением. 3) Строптивость. Она безлична, направлена против норм воспитания, образа жизни, который сложился до трех лет. 4) Своеволие. Стремится все делать сам. 5) Протест-бунт. Ребенок в состоянии войны и конфликта с окружающими. 6) Симптом обесценивания проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей. 7) Деспотизм. Ребенок заставляет родителей делать все, что он требует. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм проявляется как ревность. Кризис протекает как кризис социальных отношений и связан со становлением самосознания ребенка. Появляется позиция "Я сам". Ребенок познает различие между "должен" и "хочу". Если кризис протекает вяло, это говорит о задержке в развитии аффективной и волевой сторон личности. Зона ближайшего развития ребенка состоит в обретении "могу": он должен научиться соотносить свое "хочу" с "должен" и "нельзя" и на этой основе определить свое "могу". Кризис затягивается, если взрослый стоит на позиции "хочу" (вседозволенность) или "нельзя" (запреты). Следует предоставить ребенку сферу деятельности, где бы он мог проявлять самостоятельность. Эта сфера деятельности – в игре. Игра с ее особыми правилами и нормами, которые отражают социальные связи, служит для ребенка тем "безопасным островом, где он может развивать и апробировать свою независимость, самостоятельность" (Э.Эриксон).

Затем – дошкольный возраст. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реаль­ные отношения со сверстниками.

Ведущая деятельность дошкольного возраста – игра. На первом этапе игра представляет собой копирование действий и поведения взрослых. Игрушки в это время являются моделями предметов, с которыми "играют" взрослые. Это так называемая сюжетная игра. Ребенок в процессе ее воспроизводит сюжеты действий. В центре внимания не роль, к примеру, врача, а действия, имитирующие действия врача. К правилам ребенок еще не чувствителен. В среднем дошкольном возрасте – ролевая игра, она преобладает вплоть до 6-7 лет. Самое главное для ребенка – ролевая идентификация, сюжет отходит на задний план. Смысл игры заключается в разделении ролей. В игре он имеет возможность прожить то, что является для него недоступным в жизни взрослых. В старшем дошкольном возрасте появляется игра по правилам. Ролевая идентификация утрачивает привлекательность, роли становятся чисто игровыми. Затем – сюжетно-ролевая игра как деятельность, в которой дети берут на себя социальные роли взрослых и в общественной форме в специально создаваемых игровых условиях упрощенно воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Основные элементы СРИ: а) роль или персонаж; б) ситуация, в которой происходит реализация роли; в) действия, которыми реализуется роль; г) предметы, посредством которых действует играющий; д) отношение к другому персонажу. Помимо игры: изобразительная деятельность.

Основные новообразования дошкольного возраста – комплекс готовности к школьному обучению. Состоит из: а) коммуникативная готовность; б) когнитивная готовность; в) уровень эмоционального развития; г) технологическая оснащенность; д) личностная готовность.

Идет развитие речи в сторону увеличения словарного запаса и умения им пользоваться. Сенсорное развитие: усвоение представлений о разнообразных свойствах и от­ношениях предметов и явлений и овладение новыми действиями вос­приятия, позволяющими более полно и расчлененно воспринимать окружающий мир. Развитие мышления: на основе наглядно-действенной формы мыш­ления начинает складываться наглядно-образная форма мышления. Формирование и совершенствование мыслительных действий. Развитие образного мышления. Усвоение логических форм мышления. Развитие внимания, памяти и воображения. Вначале происходят количественные изменения, затем – качественные: все становится произвольным.

 


27. Подростковый возраст. Юношеский возраст. Кризисы. Основные новообразования.

Подростковый возраст начинается с кризиса 13 лет. Это кризис социального развития, напоминающий кризис 3 лет ("Я сам"), только теперь это "Я сам" не в личностном, а в социальном смысле. Симптомы кризиса: 1) Наблюдается снижение продуктивности и способности к учебной деятельности даже в той области, в которой ребенок одарен. Это связано с: а) переходом от наглядности и знания к пониманию и дедукции (выведение следствия из посылок, умозаключение). То есть происходит переход на новую, высшую ступень интеллектуального развития. По Пиаже, это 4 период умственного развития; б) происходящим открытием мира психического и обращением внимания подростка на других лиц. 2) Негативизм.

Затем – подростковый возраст. Возраст очень сложный. Социально-историческая обусловленность возникновения подростничества заключается в том, что подростковый период выделяется не во всех обществах, а лишь с высоким уровнем цивилизации, который приводит к тому, что требуется все более продолжительное время для общественного и профессионального обучения детей.

Соответственно, основной возрастной задачей является вхождение в мир взрослых социальных, межличностных и профессиональных отношений, социализация в этом мире.

Ведущая деятельность – интимно-личностное общение со сверстниками. Эта деятельность является своеобразной формой воспроизведения между сверстниками тех отношений, которые существуют среди взрослых людей, формой освоения этих отношений. Основные новообразования: 1) формирование "Мы-концепции", 2) формирование референтных групп, 3) формирование чувства взрослости. Чувство взрослости проявляется в: а) эмансипации от родителей; б) новом отношении к учению. Подросток стремится к самообразованию, причем часто становится равнодушным к отметкам. Порой наблюдается расхождение между интеллектуальными возможностями и успехами в школе: возможности высокие, а успехи низкие. в) установлении отношений со сверстниками другого пола. г) изменении внешнего облика и манеры одеваться.

Базальной потребностью возраста является понимание. Чтобы ребенок был открыт для понимания, должны быть удовлетворены остальные потребности.

Происходит развитие психики. В частности, развитие мышления на уровне формальных операций (Пиаже). Этот новый вид интеллектуальной обработки данных носит абстрактный, умозрительный характер и свободен от "здесь и сейчас". Мышление на уровне формальных операций включает в себя размышления о возможностях, а также сравнение реальности с теми событиями, которые могли бы произойти или не произойти.

Затем – кризис юношеского возраста. Сущностью его является то, что происходит ценностно-смысловая регуляция поведения. От превалирования ценности референтных групп – то есть социализации – юноша переходит к превалированию ценности индивидуализации. Молодой человек приступает к жизненному самоопределению, построению планов на будущее, что и является центральным психологическим новообразованием юношеского возраста. Для достижения статуса взрослости юноши и девушки должны справиться с рядом задач развития. Это: а) формирование целостной идентичности, или целостного Я, и б) относительной независимости или взаимозависимости.

Затем – взрослость. От 20 лет. Главными задачами развития периода являются упрочение идентичности и установление близости. Критерии достижения взрослости: согласно Левинсону, чтобы полностью стать взрослым, молодой мужчина должен справиться с 4 задачами: 1) увязать мечты с реальностью, 2) найти наставника, 3) обеспечить карьеру, 4) наладить интимные отношения. Женщины решают те же задачи.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 592; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.144.32 (0.022 с.)