Теперь о каждом этапе подробнее. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теперь о каждом этапе подробнее.



Фаза нормального аутизма (от рождения до 4-х недель).

Имеется в виду, что первые 4 недели жизни ребенок минимальным образом вовлечен или даже вообще не вовлечен в мир внешних стимулов. Он живет только своей внутренней реальностью и про внешнюю ничего не знает, хотя обычно уже на 2-й неделе жизни становится заметной восприимчивость ребенка к каким-то внешним стимулам, но он еще не демонстрирует реакции на них. Аутизм означает, что он пребывает в состоянии наибольшей изоляции от окружающего мира.

Главная задача матери на этом этапе – обеспечивать адекватный физиологический уход, а именно – синхронизация ритма, достигаемая за счет того, что Винникотт называл «нормальной материнской болезнью». Если мать дает ребенку эту заботу, тогда у ребенка постепенно теряется потребность оставаться в аутистической изоляции и к концу первого года жизни становятся заметными первые его отклики на материнские прикосновения, взгляд и т.д.

Симбиотическая фаза (1 – 4-5 мес.).

Речь идет о возрасте, в котором в психике ребенка появляется что-то, напоминающее «мембрану», разделяющую Я и не-Я. Ребенок начинает демонстрировать первые признаки того, что он ощущает, что в этом мире есть нечто, не относящееся к его Я. С определенного возраста он начинает улыбаться обращенному к нему лицу, начинает впервые вступать в невербальный диалог – жестами, мимикой. Фаза называется симбиотической потому, что за пределами взаимодействия с матерью пока еще для ребенка ничего не существует. Существует только Он и Мать. И только к концу этого периода появляется то, что Винникотт называл «переходный объект», который не вполне объект внешнего мира, он только начинает постепенно ребенком восприниматься как нечто внешнее. До появления переходного объекта, все внешнее для ребенка – это только человек, ухаживающий за ним. И переходный объект является только символом этого ухаживающего лица. К 4-5 месяцам арсенал диалога расширяется, появляются новые мимические выражения, появляются новые звуки.

К концу симбиотической фазы ребенок начинает узнавать лицо, которое о нем заботится, выделять его из множества других.

Заметим, что Р. Шпиц считал, что это узнавание начинает происходить намного позднее, примерно в 8 месяцев. И Анна Фрейд относила установление постоянства объекта к 7-8 месячному возрасту, а М. Малер считала, что это постоянство объекта устанавливается к концу симбиотической фазы.

Это происходит за счет развития интегративной функции Я.

Сначала, когда ребенок начинает идентифицировать мать, она для него состоит из множества разрозненных фрагментов: он отдельно узнает ее прикосновения, ее запах, ее голос, ее взгляд, но эти разрозненные восприятия у него далеко не сразу соединяются в целостный образ матери.

По мере того, как накапливаются множественные впечатления (тактильные, визуальные и т.п.) и по мере возрастания мнемонических способностей, все эти впечатления закрепляются и складываются в целостную картину. Происходит это следующим образом. Например, если ребенок уже отдельно идентифицирует материнские прикосновения, ее запах и ее голос, начинает замечать, что все эти три восприятия, как правило, появляются одномоментно, синхронно. Накопление такого опыта интеграции восприятий приводит к формированию целостного образа матери.

Главным достижением симбиотической фазы является узнавание ребенком заботящегося лица, которое уже выделяется им как не-Я, как нечто, не относящееся к его телу. Понятно, что процесс восприятия и интеграции образа собственного тела происходит синхронно: соотнося себя с объектом, ребенок сначала воспринимает отдельные фрагменты собственного тела (как писал Фрейд, наше чувство Я начинается как чувство тела), постепенно сводя их в нечто целостное.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.51.3 (0.004 с.)