Перпендикуляры к оси абсцисс показывают те объемы производства, при которых фирме следует изменить размер предприятия, чтобы обеспечить себе более низкие издержки производства единицы продукции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перпендикуляры к оси абсцисс показывают те объемы производства, при которых фирме следует изменить размер предприятия, чтобы обеспечить себе более низкие издержки производства единицы продукции.



На рис. 4.10 при любом объеме производства меньше 20 единиц минимальные издержки производства единицы продукции достигаются на первом предприятии. Если объем продаж предприятия более 20 единиц, но менее 30 единиц, то оно может добиться более низких издержек производства, построив более крупное второе предприятие.

 

ВИДЫ ПРИБЫЛИ

В общем виде прибыль (profit, р) – это разность между совокупной выручкой (доходом, TR) и совокупными издержками (TC).

p = TR – TC. (4.15)

Существует два подхода к определению прибыли – бухгалтерский и экономический, в соответствии с которыми различают два вида прибыли – бухгалтерскую и экономическую. Рассмотрим их подробнее.

Бухгалтерская прибыль (pбух) равна разности между совокупным доходом (TR) и внешними (явными) издержками (TCвн).

pбух = TR – TCвн. (4.16)

Экономисты называют такую прибыль бухгалтерской прибылью, потому что при ее расчете учитываются только явные, или бухгалтерские, т.е. фигурирующие в бухгалтерской отчетности фирмы, платежи.

Экономическая прибыль (pэк) равна разности между совокупным доходом (TR) и внешними издержками (TCвн), внутренними издержками (TCвнут), включая нормальную прибыль предпринимателя (рнорм). Таким образом, экономическая прибыль – это общая выручка за вычетом вмененных издержек на все ресурсы.

рэк = TR – TCвн – TCвнут – рнорм. (4.17)

При определении объема реальной экономической прибыли в расчете внутренних издержек нужно исходить из такой цены ресурса, которую получил бы его владелец при наилучшем использовании ресурса (т.е. использовать подход расчета вмененных издержек).

Определенную таким образом прибыль называют экономической, потому что при ее расчете учитываются все экономические издержки фирмы. Если, по оценкам экономиста, фирма едва покрывает издержки, то это означает, что она лишь возмещает все внешние и внутренние издержки производства. Предприниматель при этом получает вознаграждение, которого едва хватает, чтобы удержаться в рамках данного вида деятельности. Величина превышения доходов фирмы над суммой всех экономических издержек образует экономическую, или чистую, прибыль, т.е. очищенную от всех видов издержек.

При сравнении бухгалтерской и экономической прибыли видно, что экономическая прибыль всегда меньше бухгалтерской на величину внутренних (неявных) издержек.

 

ЭФФЕКТЫ РОСТА

МАСШТАБОВ ПРОИЗВОДСТВА

Последовательное увеличение размеров предприятия в течение определенного времени приводит к снижению издержек производства единицы продукции, однако с определенного момента расширение размеров предприятия влечет за собой повышение средних общих издережек и кривая долгосрочных издержек LАТС (рис. 4.10) имеет дугообразную форму.

Закон убывающей отдачи не позволяет объяснить данную ситуацию, т.к. условием его действия является неизменность количества одного из используемых в производстве ресурсов, а в долгосрочном периоде допускается изменение всех ресурсов предприятия.

Дугообразный характер кривой долгосрочных средних общих издержек (АТС) объясняется эффектами масштаба, а именно положительным и отрицательным эффектами роста масштабов производства.

Положительный эффект масштаба (или экономия, обусловленная ростом масштабов производства) проявляется в том, что по мере роста размеров предприятия начинают действовать факторы снижения средних издержек производства.

1. Специализация труда рабочих, которая приводит к тому, что производственные задания более равномерно распределяются между ними, в результате чего каждый из работников занимается той работой, для которой наиболее подходит его квалификация. Работники приобретают опыт в выполнении конкретных заданий, трудятся более производительно, исключаются потери времени на переход рабочего от одного задания к другому.

2. Специализация труда управленческого персоналапо областям управленческой деятельности (управление трудовыми, финансовыми ресурсами, маркетинг и т.д.), что приводит к повышению эффективности их труда и снижению издержек производства единицы продукции.

3. Эффективное использование капитала: только крупные производители в состоянии приобретать и эффективно использовать в производстве наиболее производительное с технологической точки зрения и дорогостоящее в комплектации оборудование.

4. Производство побочных продуктов,обеспечивающее снижение издержек на единицу продукции, связанное с утилизацией отходов производства, которые мелким производителем были бы просто уничтожены.

Отрицательный эффект масштаба заключается в том, что расширение предприятия со временем может привести к отрицательным экономическим последствиям и росту издержек производства единицы продукции.

К основным отрицательным экономическим последствиям роста масштабов предприятия относятся трудности управления крупномасштабным производством. В рамках такового производства административная структура усложняется, управленческий аппарат становится многочисленным, ответственность приходится делегировать большому числу управленцев. Это разрастание иерархического аппарата управления вглубь и вширь создает проблемы в обмене информацией внутри предприятия, т.к. трудно собрать и переработать большой объем данных и экономических показателей в масштабах крупного производства.

Высшее руководство оказывается существенно удаленным от производственного процесса на предприятии и плохо информированным о его проблемах. Нарушается координация решений различных подразделений предприятия и увеличивается вероятность того, что решения, принимаемые различными звеньями управления, окажутся противоречащими друг другу, а значит, нерациональными. Все это приводит к росту средних издержек производства.

Возможны ситуации, когда может быть существенной разница между объемом производства, при котором исчерпывается действие положительного эффекта масштаба производства, и объемом производства, при котором вступает в силу отрицательный эффект масштаба производства, а средние долгосрочные издержки остаются постоянными. Эта ситация получила название постоянная отдача от роста масштабов производства.

На рис. 4.11 показаны различные типы кривых долгосрочных средних издержек.

Если положительный эффект масштаба производства исчерпывается быстро, а отрицательный не вступает в действие до тех пор, пока не будут достигнуты значительные масштабы производства, то долгосрочные средние издержки (LАТС) остаются неизменными на протяжении продолжительного отрезка горизонтальной оси (рис. 4.11, а).

Если положительный эффект масштаба является продолжительным, а отрицательный – отдаленным, то кривая АТС снижается на протяжении большого отрезка горизонтальной оси (рис. 4.11, б).

Если положительный эффект масштаба производства быстро исчерпывается и быстро сменяется отрицательным эффектом, то минимальные издержки предприятия по производству единицы продукции достигаются при относительно малом объеме производства (рис. 4.11, в).

 

Рис. 4.11. Различные типы кривых долгосрочных средних издержек

а – при исчерпании положительного эффекта масштаба проризводства и отсутствии отрицательного эффекта;

б – при продолжительном положительном эффекте

масштаба производства и отдаленном отрицательном

эффекте; в – при смене положительного эффекта масштаба производства отрицательным эффектом

 

КОНЦЕПЦИЯ МИНИМАЛЬНОГО

ЭФФЕКТИВНОГО РАЗМЕРА

ФИРМЫ (ПРЕДПРИЯТИЯ)

 

Положительный и отрицательный эффекты масштаба являются важными факторами, определяющими структуру отрасли. Для анализа процесса формирования структуры отрасли можно использовать концепцию минимального эффективного размера предприятия.

Минимальный эффективный размер предприятия (МЭР)– это наименьший объем производства, при котором предприятие (фирма) может минимизировать свои долгосрочные средние издержки.

На рис. 4.11, а это происходит в пределах отрезка II. Все фирмы оказываются одинаково эффективными, т.к. отрезок постоянной отдачи при росте масштабов производства достаточно протяженный, и поэтому сравнительно большие и малые фирмы могут существовать в одной отрасли и быть при этом в равной степени жизнеспособными и эффективными.

На рис. 4.11, б (положительный эффект масштаба является более продолжительным, а отрицательный – относительно удаленным) кривая долгосрочных LАТС понижается на протяженном отрезке горизонтальной оси соответственно росту объема продукции (например, в отраслях тяжелой промышленности). Это означает, что при данной величине потребительского спроса необходимая эффективность производства будет достигнута только небольшим количеством очень крупных промышленных предприятий. Мелкие фирмы окажутся нежизнеспособными, т.к. не смогут обеспечить себе минимального эффективного размера производства.

В крайней ситуации получение всего положительного эффекта масштаба производства может привести к выходу за пределы существующего рынка и возникновкению естественной монополии, т.е. такой рыночной ситуации, при которой минимизация издержек производства единицы продукции достигается единственной фирмой, производящей данный товар.

Если положительный эффект масштаба незначителен, а отрицательный – возникает очень быстро, то минимальный эффективный размер определяется небольшим объемом производства (рис. 4.11, в). В отраслях такого типа объем потребительского спроса будет поддерживать существование значительного количества мелких предприятий (например, розничная торговля, отрасли легкой промышленности). В таких отраслях совсем маленькие фирмы (предприятия) являются такими же (и даже более) эффективными, чем крупные производители.

Из этого можно заключить, что форма кривой долгосрочных LАТС, зависящая от положительного и отрицательного эффектов масштаба производства, имеет решающее значение для структуры отрасли и уровня ее конкурентности. В некоторых случаях от применяемой в отрасли технологии, определяющей форму кривой долгосрочных АТС, зависит следующее: является ли отрасль конкурентной, т.е. состоящей из большого количества мелких фирм (предприятий), или концентрированной, т.е. подчиненной нескольким крупным производителям. Однако при этом следует иметь в виду, что структура отрасли зависит не только от характерных для нее условий формирования уровня издержек, но и от множества других факторов (госусударственной политики, географических границ рынка, профессонализма и компетентности управленческого персонала и др.).

 

ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ

С понятием издержек отчасти связано понятие внешних эффектов в экономике.

Внешние эффекты, или экстерналии, это издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах продукции.

Они возникают в результате как производства, так и потребления товаров и услуг и называются внешними, т.к. касаются не только участвующих в данной операции экономических агентов, но и третьих лиц.

Внешние эффекты делятся на положительные и отрицательные. Отрицательные эффекты связаны с издержками, положительные – с выгодами для третьих лиц.

Внешние эффекты показывают разность между социальными издержками (выгодами) и частными издержками (выгодами):

MSC = MPC + MEC, (4.18)

где MSC – предельные общественные издержки;

MPC – предельные частные издержки;

MEC – предельные внешние издержки.

Отрицательный внешний эффект возникает в случае, если деятельность одного экономического агента вызывает издержки для других агентов.

Например, промышленное предприятие осуществляет сброс недостаточно хорошо очищенной воды в реку, загрязняя окружающую среду. Предположим, что сброс сточной воды пропорционален объему производства. Это означает, что по мере роста объема производства растут и масштабы загрязнения окружающей среды. Поскольку предприятие не осуществляет полную очистку воды, его предельные частные издержки оказываются ниже предельных общественных издержек, т.к. не включают расходы на создание дополнительной системы очистных сооружений. Это приводит к тому, что количество выпускаемой продукции превышает эффективный объем выпуска (рис. 4.12).

Без очистных сооружений количество выпускаемой продукции составляет Q1 при цене Р1. Рыночное равновесие устанавливается в точке Е1, в которой кривая предложения, совпадающая с кривой предельных частных издержек (S=МРС), пересекается с кривой спроса, совпадающей с кривой предельных общественных выгод (D=МSВ). Таким образом МРС= МSВ. При этом предельные социальные издержки равны сумме предельных частных издержек и предельных внешних издержек. Если бы удалось превратить внешние издержки во внутренние, то эффективный объем производства сократился бы до Q2 при росте цены до уровня Р2. В точке Е2 предельные общественные выгоды равнялись бы предельным общественным издержкам: МSВ= МSС.

 

Рис. 4.12. Отрицательный внешний эффект

Последствия загрязнения окружающей среды предприятием полностью не устраняются и в точке Е2, т.к. в нашем примере объем загрязненных сточных вод пропорционален объему производства, а Q2 не равен нулю (см. рис. 4.12). Однако ущерб от загрязнения существенно уменьшается. Площадь треугольника АЕ1Е2 показывает потери эффективности, связанные с тем, что MPC < MSC.

При наличии отрицательного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в объеме большем по сравнению с эффективным объемом, т.е. имеет место перепроизводство товаров и услуг с отрицательным внешним эффектом.

Положительный внешний эффект возникает в случае, когда деятельность одного экономического агента приносит выгоды другим агентам:

MSB = МРВ + МЕВ, (4.19)

где MSB – предельные общественные выгоды;

МРВ – предельные частные выгоды;

МЕВ – предельные внешние выгоды.

Положительный внешний эффект показан на рис. 4.13.

Так, например, развитие образования является примером положительного внешнего эффекта. Каждый член общества выигрывает от того, что сограждане получают хорошее образование. Рыночное равновесие (рис. 4.13) устанавливается в точке Е1 при пересечении кривых предельных частных выгод и предельных социальных издержек: МРВ=МSС.

Между тем предельные социальные выгоды больше предельных частных выгод на величину предельных внешних выгод, поэтому эффективное равновесие должно было бы достигаться в точке Е2 (рис. 4.13). Таким образом, при наличии положительного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в объеме меньшем, чем эффективный объем, т.е. имеет место недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами.

Для ликвидации последствий отрицательных и положительных эффектов в экономике необходимо трансформировать внешние эффекты в эффекты внутренние.

Этого можно достичь путем приближения предельных частных издержек (и выгод) к предельным социальным издержкам (и выгодам).

А.С. Пигу предложил для решения данной проблемы использовать корректирующие налоги и субсидии.

Корректирующий налог – это налог на производство экономических благ, характеризующихся отрицательными внешними эффектами, который повышает предельные частные издержки до уровня предельных общественных издержек.

В примере с промышленным предприятием, загрязняющим окружающую среду, введение налога (Т), Т=МЕС, позволило бы приблизить рыночное равновесие к эффективному: МSВ = МSС.

 

Рис. 4.8.2. Положительный внешний эффект

Корректирующая субсидия – это субсидия производителям или потребителям экономических благ, характеризующимся положительными внешними эффектами, которая позволяет приблизить предельные частные выгоды к предельным общественным выгодам.

Во втором примере с образованием корректирующая субсидия (S), равная предельным внешним выгодам (S=МЕВ), могла бы быть предоставлена студентам, что повысило бы их спрос на образовательные услуги до уровня, при котором МSВ=МSС.

 

Основные понятия: производственная функция, альтернативные (вмененные) экономические издержки, трансакции, внешние издержки, постоянные и переменные издержки, общие и средние издержки, бухгалтерская и экономическая прибыль, положительный и отрицательный эффекты роста масштабов производства,положительный и отрицательный внешние эффекты (экстерналии), минимальный эффективный размер фирмы (предприятия).

Вопросы и задания

 

1. Покажите различие между внутренними и внешними издержками.

2. Объясните, почему экономисты считают нормальную прибыль элементом издержек.

3. Разграничьте приведенные изменения в составе поизводственных ресурсов на краткосрочные и долгосрочные: а) строительство новой нефтеперерабытывающей установки; б) найм корпорацией еще 100 дополнительных рабочих; в) увеличение количества применяемых удобрений на участке фермера; г) введение на предприятии второй рабочей смены. Ответ обоснуйте.

4. Перечислите постоянные и переменные издержки, которые несет автомобилист при эксплуатации собственного автомобиля для поездки к морю в период отпуска, и поясните, понесет ли он какие-либо внутренние издержки при этом.

5. Изобразите графически кривые общего объема производства, предельной и средней производительности и подробно объясните, как связана между собой каждая пара кривых.

6. Начертите кривые постоянных, переменных и общих издержек и покажите, каким образом закон убывающей отдачи воздействует на форму кривых переменных и общих издержек.

7. Представьте графическое изображение кривых издержек AFC, AVC, ATC и MC, объясните форму каждой из них, характер их взаимодействия, а также способы вычисления.

8. Ответьте, каким образом повлияет на расположение кривых издержек AFC, AVC, ATC и MC на графике каждое из следующих событий (указывая при этом направление перемещения каждой кривой):

а) снижение налогов на имущество;

б) увеличение номинальной заработной платы производственных рабочих;

в) снижение тарифов на электроэнергию;

г) увеличение транспортных расходов;

д) удорожание страхования производственного оборудования.

9. Перечислите последствия, к которым приводят положительный и отрицательный эффекты от масштаба производства.

10. Сформулируйте принцип, по которому определяется минимально эффективный размер (МЭР) предприятия.

 

Глава пятая

ФИРМА В УСЛОВИЯХ

СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ

 

5.1. Экономическая природа фирмы.

5.2. Модель рынка совершенной (чистой) конкуренции.

5.3. Спрос на продукцию фирмы в условиях совершенной конкуренции.

5.4. Равновесие фирмы в краткосрочном периоде.

5.5. Равновесие фирмы в долгосрочном периоде.

 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ФИРМЫ

 

Фирма является одним из основных субъектов рыночной экономики и представляет собой организацию, которая владеет предприятиями и управляет их хозяйственной деятельностью.

Предприятия – это учреждения, выполняющие функции по производству, распределению товаров и услуг и доставке их потребителю. Предприятия выступают в различных организационных формах (в форме завода, фабрики, шахты, фермы, магазина и т.п.).

Фирмы, включающие в свой состав более одного предприятия, могут выступать как объединения трех типов:

1) горизонтального типа, охватывающего предприятия, находящиеся на одной стадии производства;

2) вертикального типа, охватывающего предприятия, находящиеся на различных стадиях производственного процесса;

3) конгломератов – объединения предприятий, оперирующих в различных отраслях экономики.

В экономической науке существуют разные подходы к объяснению экономической природы фирмы или, иными словами, к объяснению причин существования фирм в экономике.

Так, одни ученые рассматривают фирму как последствие развития кооперации и разделения труда (К. Маркс), другие считают, что фирма – это результат минимизации риска и неопределенности (Ф. Найт), третьи связывают появление фирм с необходимостью уменьшения трансакционных издержек (Р. Коуз).

Последний подход в современных условиях получил наибольшее

распространение. Согласно Р. Коузу и его последователям, в основе деятельности фирмы лежит «пучок контрактов» между владельцами ресурсов. С определенной долей условности все ресурсы могут быть разделены на 2 группы:

1) специфические ресурсы, ценность которых в данной фирме выше, чем за ее пределами;

2) общие ресурсы, ценность которых одинакова и в пределах данной фирмы, и за ее пределами;

3) интерспецифические ресурсы, ценность которых реализуется лишь внутри определенной коалиции и посредством ее; это уникальные, взаимосвязанные ресурсы, которые не могут существовать друг без друга.

Экономическую основу фирмы, по Р. Коузу, составляет долгосрочный контракт между собственниками интерспецифических ресурсов. Наличие интерспецифических и специфических ресурсов в фирме обусловливает экономию трансакционных издержек и возможность получения владельцами фирмы квазиренты – экономической прибыли.

Наличие многообразных способов минимизации трансакционных издержек предопределяет, по мнению представителей неоинституционального подхода, многообразие видов фирм. В качестве основныхони выделяютследующие виды фирм.

1. Частнопредпринимательская фирма – это фирма, владелец которой самостоятельно ведет дела в собственных интересах, управляет ею, получает всю прибыль после уплаты налогов и несет персональную ответственность по всем ее обязательствам, т.е. является субъектом неограниченной ответственности.

2. Партнерство – это фирма, организованная несколькими лицами (партнерами), совместно владеющими и управляющими входящими в фирму предприятиями. Основные права и ответственность принадлежат всем партнерам, среди которых могут быть активные партнеры, полностью отвечающие за деятельность фирмы, и пассивные, ответственность которых ограничивается суммой, вложенной в дело (партнеры с ограниченной ответственностью).

3. Корпорация (акционерное общество) – это фирма, имеющая форму юридического лица, где ответственность каждого собственника ограничена его вкладом в данное предприятие; это общество, основанное на паях.

Для обеспечения объективности в характеристике видов фирм, рассмотрим достоинства и недостатки каждого вида и для наглядности сведем материал в табл. 5.1.

Таблица 5.1. Достоинства и недостатки различных видов фирм

Виды фирм Достоинства Недостатки
Частнопредпринимательская фирма 1. Простота учреждения, организации и управления. 2. Свобода действий и принятия решений (без необходимости согласования). 3. Сильный экономический стимул – получение прибыли и распоряжение ею одним лицом. 1. Ограниченность финансовых и материальных ресурсов, связанная как с недостатком средств самого собственника, так и с трудностью получения кредита. 2. Отсутствие развитой системы внутренней специализации производственных и управленческих функций. 3. Наличие неограниченной ответственности (в случае банкротства собственник рискует и капиталом, вложенным в дело, и всей личной собственностью.
Партнерство (общество на паях) 1. Простота учреждения, организации и управления. 2. Разделение труда и специализация в производстве и управлении. 3. Легкость в преодолении финансовых барьеров для начала и продолжения деятельности.   1. Скудность финансовых средств. 2. Неограниченная ответственность своим паем и личной собственностью. 3. Несогласованность действий и несовместимость интересов в результате разделения функций и угроза распада при выходе из дела одного из партнеров.
     
    Окончание табл. 5.1
Виды фирм Достоинства Недостатки
Корпорация (акционерное общество) 1. Возможность быстрого привлечения финансовых средств большого числа лиц через фондовый рынок. 2. Получение дивидендов акционерами, которые рискуют только суммой денег, потраченной на приобретение акций. 3. Наличие права ограниченной ответственности (кредиторы предъявляют иск к корпорации, а не к отдельныи акционерам). 4. Независимость существования от владельцев-акционеров (они могут продать свои акции, но не могут ликвидировать компанию как таковую). 1. Размывание прав собственности, разрыв между функцией собственности и функцией управления (мелкие и средние акционеры не могут осуществлять действенный контроль за работой корпорации). 2. Возможности для злоупотреблений держателей контрольного пакета и менеджеров высшего звена в целях собственного обогащения (махинации с ценными бумагами, перелив капитала в дочернии компании, сомнительная производственная деятельность и т.п.). 3. Двойное налогообложение (часть дохода фирмы, которая выплачивается акционерам в качестве дивидендов, сначала облагается налогом как прибыль корпорации, а потом – как часть дохода держателя акций).

 

МОДЕЛЬ РЫНКА СОВЕРШЕННОЙ

(ЧИСТОЙ) КОНКУРЕНЦИИ

Совершенная (чистая) конкуренция – это такое состояние экономической системы, при котором влияние каждого участника экономического процесса на общую рыночную ситуацию настолько мало, что им можно пренебречь. Иначе говоря, каждый отдельный товаропроизводитель при принятии решений должен исходить из задаваемых ему рыночных цен и не может своими действиями (например, изменяя объем осуществляемых сделок) оказывать влияние на ценообразование.

Совершенная конкуренция предполагает такую возможность, при которой наемные работники могут становиться предпринимателями, а предприниматели – наемными работниками.

Понятие совершенной (чистой) конкуренции включает также полную информированность всех участников экономического процесса о тех хозяйственных возможностях, которые имеются на рынке.

Для модели рынка совершенной (чистой) конкуренции характерны следующие черты.

1. Наличие большого числа независимо действующих продавцов (например, рынок сельскохозяйственных товаров).

2. Предложение конкурирующими фирмами стандартизированной (однородной) продукции,вследствие чего отсутствует неценовая конкуренция (т.е. конкуренция на базе различий в качестве продукции, рекламе или стимулировании сбыта), а товары этих фирм воспринимаются потребителями как точные аналоги друг друга.

3. Незначительный контроль (или отсутствие такового) отдельных фирм над рыночной ценой продукции, т.к. каждая из них предлагает столь небольшую часть продукции от общего объема предложения, что увеличение или уменьшение ее не будет оказывать существенного влияния на общее предложение товара на рынке, а следовательно, и на цену товара.

4. Свободное вступление в отрасль и выход из неефирм, когда не существует препятствий (законодательных, финансовых, технологических и др.), которые могли бы помешать возникновению новых фирм в отрасли и сбыту их продукции, а также выходу из отрасли существующих фирм.

Совершенная конкуренция на практике встречается редко, однако анализ функционирования совершенно конкурентного рынка чрезвычайно важен по следующим причинам:

во-первых, совершенная (чистая) конкуренция представляет собой простейшую ситуацию, в которой можно проанализировать процесс формирования цены и объема производства;

во-вторых, модель совершенной конкуренции представляет собой образец, с помощью которого может быть оценена

эффективность реальной экономики;

и, наконец, в-третьих, на практике хотя и в ограниченном количестве, но все же существуют рынки совершенной конкуренции, например рынок сельскохозяйственной продукции, фондовая биржа, валютный рынок.

Таким образом, модель рынка совершенной (чистой) конкуренции имеет важное аналитическое и практическое значение.

 

СПРОС НА ПРОДУКЦИЮ ФИРМЫ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.163.58 (0.106 с.)