Балансирование государственного бюджета. Мультипликатор 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Балансирование государственного бюджета. Мультипликатор



СБАЛАНСИРОВАННОГО БЮДЖЕТА

В экономической науке сложились три подхода к решению проблемы балансирования бюджета.

1-й подход: ежегодно балансируемый бюджет (нулевое сальдо доходов и расходов каждый год достигается в основном за счет секвестирования, однако при этом блокируется действие встроенных стабилизаторов).

2-й подход: бюджет, балансируемый на циклической основе, т.е. сбалансированный в ходе экономического цикла (например, за 5 – 7 лет), когда в период рецессии будет возникать дефицит, компенсируемый в последующие годы подъема за счет бюджетных излишков.

3-й подход: бюджет, балансируемый на основе функционального финансирования (т.е. баланс между доходами и расходами по счету текущих операций достигается за счет займов, разрешенных только для финансирования оттока капитала).

Повышение налогов и увеличение государственных расходов действуют на экономическую конъюнктуру в разных направлениях: первое приводит к уменьшению реального объема национального производства, а второе – к его повышению. В этой связи возникает вопрос: что произойдет в экономике, если одновременно увеличатся государственные расходы и на такую же величину будут повышены налоги для обеспечения сбалансированности государственного бюджета?

Для ответа на поставленный вопрос необходимо воспользоваться понятием «мультипликатор сбалансированного бюджета», который рассчитывается на основе мультипликатора государственных расходов и налогового мультипликатора.

Мультипликатор государственных расходов определяется следующим образом:

k = ∆Y / ∆G, (5.1)

где k – мультипликатор государственных расходов;

∆Y – увеличение доходов;

∆G – увеличение государственных расходов.

Налоговый мультипликатор определяется по формуле

mr = – MPC x k = – MPC/(1 – MPC) = – MPC/MPS, (5.2)

где mr налоговый мультипликатор;

k – мультипликатор государственных расходов;

MPC – предельная склонность к потреблению;

MPS – предельная склонность к сбережению.

Мультипликатор сбалансированного бюджета представляет собой сумму мультипликатора государственных расходов и налогового мультипликатора:

j = k + mr = 1, (5.3)

где j – мультипликатор сбалансированного бюджета.

То обстоятельство, что j = 1, объясняет теорема Хаавельмо: «Увеличение государственных расходов, сопровождаемое увеличением налогов для балансирования бюджетов, вызовет рост доходов на ту же самую величину».

 

НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНАЯ

ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

 

Важнейшим инструментом макроэкономического регулирования является налогово-бюджетная политика государства.

Выделяют два типа налогово-бюджетной политики: дискреционная (гибкая) и недискреционная (автоматическая) политика.

Дискреционная (гибкая) политика представляет собой воздействие государства с помощью законодательной власти на государственные расходы и налогообложение в целях воздействия на уровень экономической активности.

Стимулирующая дискреционная налогово-бюджетная политика, которую называют экспансивной (т.е. расширительной) предполагает рост государственных расходов и (или) снижение налоговых ставок для преодоления экономического кризиса и ускорения экономического роста.

Сдерживающая дискреционная налогово-бюджетная политика, которую называют рестриктивной, предполагает снижение государственных расходов и (или) повышение налоговых ставок в целях ослабления инфляции и нормализации хозяйственной конъюнктуры.

При проведении дискреционной политики правительство учитывает следующие проверенные практикой функциональные зависимости между финансовыми переменными величинами.

1-я зависимость: рост государственных расходов увеличивает совокупный спрос (потребление и инвестиции), который действует с мультипликационным эффектом на ВНП (при уменьшении государственных затрат сокращается объем ВНП).

2-я зависимость: увеличение суммы налогов уменьшает личный располагаемый доход домашних хозяйств, в этом случае сокращается спрос, объем выпуска продукции и занятость рабочей силы также с мультипликационным эффектом. (Однако мультипликатор налогов меньше мультипликатора инвестиций и государственных расходов, поскольку при уменьшении налогов лишь часть увеличившегося располагаемого дохода идет на потребление, т.е. увеличивает совокупный спрос, а оставшаяся часть идет на сбережение).

Указанные функциональные зависимости используются в государственной дискреционной политике с целью воздействия на экономический цикл. Для разных фаз цикла эта политика имеет свою специфику. Например, во время кризиса в экономике проводится дискреционная политика экономического роста. Для расширения объема ВНП расширяются государственные расходы, снижаются налоги, причем рост расходов сочетается с уменьшением налогов таким образом, чтобы мультипликационный эффект государственных затрат был больше мультипликатора налогов. Итогом является уменьшение спада производства.

Автоматическая (недискриционная) налогово-бюджетная политика, которая характеризуется автоматическим изменением суммы налоговых поступлений в прямой зависимости от изменения чистого национального продукта (ЧНП) без необходимости принятия правительственных решений.

Данная политика является результатом действия автоматических, т.е. встроенных стабилизаторов – механизмов, способствующих ослаблению реакции реального ВВП на изменение совокупного спроса. В качестве таких стабилизаторов выступают, например, пособия по безработице, социальные выплаты малоимущим семьям, субсидии фермерам, прогрессивное налогообложение.

В фазе подъема экономического цикла растут доходы фирм и населения. При прогрессивном налогообложении еще быстрее увеличиваются суммы налогов. В этот период сокращается безработица, улучшается благосостояние малообеспеченных слоев населения. Следовательно, уменьшаются выплаты пособий по безработице и иные социальные расходы государства. В итоге снижается совокупный спрос, а это сдерживает экономический рост.

В фазе кризиса налоговые поступления автоматически уменьшаются и тем самым сокращается сумма изъятий из доходов фирм и домашних хозяйств. Одновременно возрастают выплаты социального характера, в том числе и пособия по безработице. В результате возрастает покупательная способность населения, что способствует преодолению спада в экономике.

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ

 

Государственный долг – это общий размер задолженности федерального правительства владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов (за вычетом бюджетных излишков).

Иными словами, государственный долг – это сумма накопленных в стране за определенный период бюджетных дефицитов за вычетом накопленных бюджетных профицитов, т.е. излишков.

Таким образом, с понятием государственного долга тесно связано понятие дефицита государственного бюджета.

По территориальному признаку государственный долг делят на два вида:

1. Внешний государственный долг – это задолженность государства иностранным государствам, организациям и отдельным лицам; этот долг ложится на страну наибольшим бременем, т.к. она должна отдавать ценные товары, оказывать услуги, чтобы оплатить сам долг и проценты по долгу.

При обслуживании внешнего долга важно контролировать относительные показатели внешнего долга, т.е. принятые в международных сопоставлениях коэффициенты долговой нагрузки, или долговой устойчивости:

а) долг по отношению к ВВП;

б) долг по отношению к экспорту;

в) обслуживание долга по отношению к экспорту.

2. Внутренний государственный долг – это долг государства своему населению; этот долг может иметь форму а) кредитов, полученных правительством, б) государственных займов, осуществленных посредством выпуска ценных бумаг от имени правительства, в) других долговых обязательств, гарантированных правительством.

По срокам уплаты различают следующие два вида государственного долга:

1. Текущий государственный долг – это долг, по которому срок уплаты наступает в текущем году.

2. Капитальный государственный долг – это долг, срок уплаты которого наступает за пределами текущего года.

Экономические последствия государственного долга состоят в следующем:

1. Государству необходимо обслуживать внешний долг; при его большом объеме происходит существенное сокращение возможностей потребления для населения данной страны.

2. Долг приводит к вытеснению частного капитала, что может ограничить дальнейший рост экономики.

3. Увеличение налогов для оплаты государственного долга вызывает снижение деловой активности в экономике.

4. При наличии государственного долга происходит значительное перераспределение дохода в пользу держателей государственных облигаций.

5. Рост внешнего долга страны снижает ее международный авторитет и доверие стран-партнеров.

6. В случае, когда правительство берет заем на рынке капиталов для рефинансирования долга или уплаты процентов по государственному долгу, это приводит к увеличению ставки процента на капитал и снижению инвестиционной активности.

7. С ростом государственного долга у населения страны-должника возникает психологический эффект: усиливается неуверенность жителей страны в своем будущем.

Наличие государственного долга с необходимостью требует создания системы управления этим долгом.

Система управления государственным долгом – это совокупность следующих действий государства:

- изучение конъюнктуры рынка ссудного капитала;

- выпуск новых займов и выработка условий выпуска;

- выплата процентов по ранее выпущенным займам;

- проведение конверсий и консолидаций займов;

- определение ставок процента по государственному кредиту;

- погашение ранее выпущенных займов, срок действия которых истек.

В качестве наиболее распространенных на практике методов управления государственным долгом выделяют следующие:

1. Выкуп государственного долга – это сокращение размера государственного долга путем выплаты денег владельцам государственных ценных бумаг с наступлением срока их погашения.

2. Рефинансирование государственного долга – это выплата правительством владельцам государственных ценных бумаг с наступившим сроком погашения денег, полученных от продажи новых ценных бумаг, либо обмен погашенных ценных бумаг на новые обязательства.

3. Конверсия государственного долга – это уточнение государством первоначальных условий займов и изменение этих условий, касающихся доходности.

4. Консолидация государственного долга – это изменение государством условий, касающихся сроков займов.

5. Монетизация государственного долга – это размещение государством своих обязательств, кроме частного сектора, в Центральном Банке, что приводит к выпуску дополнительной массы денег, не обеспеченных товарной массой; следствием этого является подрыв устойчивости денежного обращения.

В практике государств иногда возникает ситуация с нехваткой бюджетных средств для обслуживания государственного долга и тогда государство может объявить суверенный дефолт, иными словами, объявить об отказе выплачивать проценты и погашать свои обязательства перед внутренними и (или) внешними инвесторами.

В 70-80-е гг. ХХ в. во многих западных странах обострились проблемы бюджетных дефицитов, увеличились темпы прироста государственной задолженности и в экономической науке повысился интерес к проблеме краткосрочных и долгосрочных последствий государственной задолженности и экспансионистской фискальной политики.

Отражением этих проблем в теории является теорема эквивалентности Рикардо-Барро (или рикардианское равенство): финансирование государственных расходов за счет долга равно финансированию государственных расходов за счет налогов.

 

Основные понятия: налоги, система налогообложения, принципы налогообложения, прямые и косвенные налоги, государственный бюджет, дефицит и профицит госбюджета, балансирование и секвестирование государственного бюджета, мультипликатор сбалансированного бюджета, дискреционная и недискриционная политика, государственный долг, система управления государственным долгом.

Вопросы и задания

 

1. Назовите основные виды и функции налогов.

2. Охарактеризуйте систему и принципы налогообложения.

3. Перечислите типы налогообложения и дайте их подробное объяснение.

4. Поясните зависимость, которую характеризует кривая Лаффера и проиллюстрируйте графически проявление этой зависимости.

5. Дайте определение государственного бюджета и его структуры.

6. Приведите аргументы в пользу балансирования государственного бюджета.

7. Как рассчитывается мультипликатор сбалансированного бюджета?

8. В чем заключается налогово-бюджетная политика государства и каковы ее особенности?

9. В чем заключается принципиальное отличие дискреционной политики от недискриционной?

10. Назовите способы покрытия государственного долга.

 

Глава шестая

КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 396; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.210.17 (0.022 с.)