Нравственные искания героев Василия Шукшина. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нравственные искания героев Василия Шукшина.



Нравственные искания героев Василия Шукшина.

Творческая деятельность В. М. Шукшина продолжалась чуть более десяти лет. Однако сделанного им хватило бы иному на целую жизнь. Шукшин начал с рассказов о земляках, бесхитростных и безыскусственных (сборник «Сельские жители»). Автор чутко уловил социальные перемены в современной действительности, духовные настроения своего времени. Глубокой напряжённостью отличается рассказ «В профиль и анфас». Терзают сомнения Ивана. Недоволен он своей жизнью, хочет понять, для чего живёт и работает. «А я знаю, для чего я работаю… Неужели только нажраться? Ну нажрался… А дальше что?»

Вера в гуманные начала жизни, вера в силы человека одержать победу над злом побудила В. Шукшина написать такие рассказы, как «Калуза» и «Обида». В рассказе «Калуза» вахтёрша не пропустила к больному человека, причём обошлась с ним грубо. Хотя у него на глазах были пропущены те, кто сунул рублёвку или плитку шоколада. В конце произведения звучат тяжкие, как вздох, слова: «Я никак не мог успокоиться в течение всего дня… страшно и противно стало жить, не могу собрать воедино мысли, не могу доказать себе, что это мелочь. Рука трясётся, душа трясётся, думаю: «Что с нами происходит?»

Схожая ситуация и в рассказе «Обида». Сашке Ермолаеву, главному герою, нахамила продавщица в присутствии маленькой дочки, которая ещё не может понять, что случилось, но сердцем чувствует, что эти дяди и тёти «плохие», они обидели её папу. И Сашке стыдно перед дочерью за этих людей. «Что такое творится с людьми?» - задаётся вопросом герой.

Обыденные житейские столкновения вызывают в героях острую реакцию, подводят к критическим размышлениям о природе человеческого хамства, равнодушия, вообще о человеческой жизни.

В рассказах Шукшина за внешне простым фактом кроется широкое философское осмысление действительности, ставятся вопросы о смысле человеческой жизни, о добре и зле, о душе человеческой.

Не всегда герои могут ответить на сложные вопросы, но уже само это стремление найти, докопаться до сути, несёт в себе зёрна духовности. В. Шукшин заставляет своего героя критически взглянуть на себя, на собственную жизнь, на её нравственное содержание. Часто предметом исследования становится человек сложившийся, взятый в момент душевного надлома. Такова «Калина красная» - повествование о трагической судьбе Егора Прокудина, перед которым стоит острая проблема выбора в жизни. Егор не отличается высоким интеллектом. Это «средний», как и в рассказах автора, шукшинский человек. Однако глубоко в душе Егора живёт не до конца осознанное стремление к другой жизни, осмысленной и человеческой, широкой и яркой. Казалось бы, испытав отторжение и одиночество, герой повести вернулся к людям, к жизни. В труде и в общении с близкими, казалось бы, обретена жизненная опора и перспектива нравственного подъёма. Однако судьба Прокудина заканчивается трагически. Смерть Егора – скорбная плата преступному миру, выражение невозможности оставаться среди людей волком.

Проявления жестокости и произвола, своеволия и чёрствости, наблюдающиеся среди людей, вызывают обиду и боль писателя.

Язык комедии

Создавая образы своей комедии, автор разрешил важнейшую для реалистов задачу речевой характеристики героев.

В комедии Грибоедова каждое лицо говорит свойственным ему живым разговорным языком. В нашу разговорную речь вошло много стихов из комедии, например: «Счастливые часов не наблюдают», «Служить бы рад, прислуживаться тошно», «А судьи кто?», «Свежо предание, а верится

Нравственные искания героев Василия Шукшина.

Творческая деятельность В. М. Шукшина продолжалась чуть более десяти лет. Однако сделанного им хватило бы иному на целую жизнь. Шукшин начал с рассказов о земляках, бесхитростных и безыскусственных (сборник «Сельские жители»). Автор чутко уловил социальные перемены в современной действительности, духовные настроения своего времени. Глубокой напряжённостью отличается рассказ «В профиль и анфас». Терзают сомнения Ивана. Недоволен он своей жизнью, хочет понять, для чего живёт и работает. «А я знаю, для чего я работаю… Неужели только нажраться? Ну нажрался… А дальше что?»

Вера в гуманные начала жизни, вера в силы человека одержать победу над злом побудила В. Шукшина написать такие рассказы, как «Калуза» и «Обида». В рассказе «Калуза» вахтёрша не пропустила к больному человека, причём обошлась с ним грубо. Хотя у него на глазах были пропущены те, кто сунул рублёвку или плитку шоколада. В конце произведения звучат тяжкие, как вздох, слова: «Я никак не мог успокоиться в течение всего дня… страшно и противно стало жить, не могу собрать воедино мысли, не могу доказать себе, что это мелочь. Рука трясётся, душа трясётся, думаю: «Что с нами происходит?»

Схожая ситуация и в рассказе «Обида». Сашке Ермолаеву, главному герою, нахамила продавщица в присутствии маленькой дочки, которая ещё не может понять, что случилось, но сердцем чувствует, что эти дяди и тёти «плохие», они обидели её папу. И Сашке стыдно перед дочерью за этих людей. «Что такое творится с людьми?» - задаётся вопросом герой.

Обыденные житейские столкновения вызывают в героях острую реакцию, подводят к критическим размышлениям о природе человеческого хамства, равнодушия, вообще о человеческой жизни.

В рассказах Шукшина за внешне простым фактом кроется широкое философское осмысление действительности, ставятся вопросы о смысле человеческой жизни, о добре и зле, о душе человеческой.

Не всегда герои могут ответить на сложные вопросы, но уже само это стремление найти, докопаться до сути, несёт в себе зёрна духовности. В. Шукшин заставляет своего героя критически взглянуть на себя, на собственную жизнь, на её нравственное содержание. Часто предметом исследования становится человек сложившийся, взятый в момент душевного надлома. Такова «Калина красная» - повествование о трагической судьбе Егора Прокудина, перед которым стоит острая проблема выбора в жизни. Егор не отличается высоким интеллектом. Это «средний», как и в рассказах автора, шукшинский человек. Однако глубоко в душе Егора живёт не до конца осознанное стремление к другой жизни, осмысленной и человеческой, широкой и яркой. Казалось бы, испытав отторжение и одиночество, герой повести вернулся к людям, к жизни. В труде и в общении с близкими, казалось бы, обретена жизненная опора и перспектива нравственного подъёма. Однако судьба Прокудина заканчивается трагически. Смерть Егора – скорбная плата преступному миру, выражение невозможности оставаться среди людей волком.

Проявления жестокости и произвола, своеволия и чёрствости, наблюдающиеся среди людей, вызывают обиду и боль писателя.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 657; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.33.87 (0.005 с.)