Медицинские общества, сообщества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Медицинские общества, сообщества



1.Союз педиатров России – www.pediatr-russia.ru

2.Кокрановское сообщество - www.cochrane.ru

 

Электронный каталог НБ КГМУ www.kgmu.kcn.ru:8888/cgibin/

 

В библиотеке КГМУ внедрена автоматизированная библиотечная система «ИРБИС» (irbis64r_01/cgiirbis_64.exe). Вы имеете возможность не только проконтролировать правильность отражения взятых книг в электронном формуляре, но и осуществлять предварительный заказ литературы из фонда НБ КГМУ через Web-ИРБИС.

Учебно-методические материалы по дисциплине размещены на кафедральном сайте (доступ через сайт КГМУ www.kgmu.kcn.ru).

 

Порядок допуска в аудитории

 

Допуск в учебные комнаты на клинических базах кафедры осуществляется в соответствии с расписанием, графиком консультаций и отработок пропущенных занятий, размещенных на кафедральных стендах и сайте кафедры, а также в соответствие с режимом работы лечебно-профилактических организаций.

Режим работы библиотеки КГМУ: с 8.30 до 17.30, читальные залы – с 8.30 до 18.30, выходной день – воскресенье.

 

Права и обязанности студента, требования к обучающимся, касающиеся учебного процесса и учебной деятельности

 

Нормативно-правовые документы,

определяющие и регулирующие права и обязанности студента

1. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (2010) по специальности 060103.65 Педиатрия.

3. Устав государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (2011).

4. Стратегия Казанского ГМУ, утвержденная Ученым Советом КГМУ 30 октября 2009 г.

5. Правила внутреннего распорядка Казанского ГМУ (2012).

6. Положение о рейтинговой системе оценки успеваемости студентов Казанского государственного медицинского университета (2010).

7. Положение о проведении текущего контроля и промежуточной аттестации студентов Казанского государственного медицинского университета (2003).

8. Положение «О порядке ликвидации академических задолженностей в Казанском государственном медицинском университете» (2009).

9. Действующие санитарные и противопожарные правила и нормы.

Посещение занятий

Для того чтобы успешно освоить дисциплину, студент должен посещать все учебные мероприятия, которые регулируются учебным расписанием, утвержденным учебной частью КГМУ. Таким образом, студент обязан посещать все лекции и практические занятия. Присутствие студентов фиксируется лектором, преподавателями, старшим лаборантом кафедры и старостами групп.

Причиной отсутствий может быть только уважительная причина, подтверждённая официальным документом (медицинской справкой, справкой из деканата).

В случае заболевания или других причин, по которым студент не может присутствовать на занятиях, он должен поставить в известность деканат и кафедру, предоставить медицинскую справку или другой документ (например, справку из деканата, Управления по воспитательной работе и др.), объясняющий его отсутствие на аудиторных занятиях. Однако это не освобождает студента от отработки занятий.

Ликвидация академических задолженностей

Пропущенные занятия обязательно отрабатываются. Ликвидация академических задолженностей осуществляется на основании Положения «О порядке ликвидации академических задолженностей в Казанском государственном медицинском университете» (2009).

График ликвидации академических задолженностей, пропусков занятий устанавливается решением кафедры и вывешивается на стендах и сайте кафедры. В случае возникновения вопросов студент может обратиться к лаборантам, преподавателю, который вёл занятие, начальнику учебной части кафедры, лектору, заведующему кафедрой.

Форма отработки занятий устанавливается на основании нормативных документов Казанского ГМУ, решений Учёного совета Казанского ГМУ, решений учёных советов факультетов, приказов ректора, распоряжений учебно-методического управления, решением кафедры.

Отработать пропущенные лекции можно устно и/или письменно в различных формах, утвержденных кафедрой пропедевтики детских болезней и факультетской педиатрии. Например, предоставить материалы пропущенной лекции, написать реферат на тему пропущенной лекции, устно ответить на вопросы лектора, отработать практическое занятие с другой группой, выполнить письменную контрольную работу, решить тестовые задания или ситуационные задачи, обследовать больного с написанием фрагмента истории болезни (по отрабатываемой теме).

При пропуске более 50% объема аудиторных часов согласно учебному плану по дисциплине студент не аттестуется и должен пройти обучение заново в полном объеме (с другой группой).

В соответствии с Положением о рейтинговой системе оценки успеваемости студентов КГМУ (2010) отработка лекций оценивается с использованием понижающего коэффициента 0,5. При отработке практических занятий в форме аудиторной работы (с другими группами) используется понижающий коэффициент 0,75. При отработке практических занятий в форме рефератов, устных ответов для оценки используется понижающий коэффициент 0,5.

Необходимые принадлежности

для лекции и практического занятия

У студента на лекции должны быть лекционная тетрадь (для конспектирования лекций), на практическом занятии – рабочая тетрадь для практических занятий.

Внешний вид (дресс-код)

На лекции и практическом занятии на студенте должны быть надеты медицинский халат и медицинская шапочка, на нем должна быть вторая обувь – обувь должна быть из кожи или кожзаменителя на низком устойчивом каблуке (бахилы, чешки, шлепанцы не допускаются). Запрещены яркий макияж, длинные ногти, неопрятная прическа (волосы должны быть полностью убраны под шапочку), раздражающий парфюм. На видимых частях тела не должно быть пирсинга и татуировки. Студенты также должны иметь при себе одноразовые маски.

 

Ведение лекционных материалов, рабочей тетради, конспектов, документов

На лекциях дисциплине «Формирование здорового образа жизни у детей» студент должен конспектировать (т.е. кратко записывать) содержание лекции. В начале каждого конспекта лекции должна быть запись о порядковом номере лекции, дате лекции, теме лекции. На зачете по дисциплине «Формирование здорового образа жизни у детей» студент должен принести тетрадь с конспектами лекций.

Оформление практических занятий в рабочей тетради по изучаемой дисциплине: в тетради должны быть зафиксированы порядковый номер занятия, дата занятия, тема занятия, результаты самостоятельной подготовки и работы.

Самостоятельная работа студента

Обязательным элементом учебы является самостоятельная работа студента, которая по учебному плану дисциплины «Формирование здорового образа жизни у детей» составляет 24 часов.

Самостоятельная (внеаудиторная) работа студентов складывается из нескольких разделов:

1) теоретическая самоподготовка студентов по учебным темам, входящим в тематический учебный план;

2) изучение дополнительной учебной литературы и других учебно-методических материалов, закрепляющих практические навыки студентов (учебных электронные пособия, учебные видеофильмы и т.п.);

3) волонтерская работа в отделениях детских стационаров;

4) оформление реферата по одной из тем

5) групповые формы работы на выбор: выпуск санбюллетеня или подготовка лекции (беседы) для родителей или подростков

Основные виды самостоятельной работы студента для подготовки к лекциям и практическим занятиям по определённой теме, для лучшего усвоения материала: прочитать материал в рекомендуемой основной и дополнительной литературе и выучить его; ответить на предложенный ряд вопросов; выполнить определённые задания, манипуляции; освоить и продемонстрировать необходимые мануальные навыки; написать реферат, подготовить доклад и/или электронную презентацию; составить схемы, таблицы, тесты и др.

Все виды и результаты самостоятельной работы студента должны быть оформлены в рабочей тетради и/или на диске, и/или распечатаны, и/или отосланы преподавателю по e-mail (в зависимости от задания преподавателя).

Важнейшим этапом практического занятия и всей дисциплины в целом является самостоятельная работа студентов в детском лечебно-профилактическом учреждении. В зависимости от конкретной темы занятия студенты самостоятельно отрабатывают навыки по уходу за здоровыми и больными детьми. Занятие заканчивается клиническим разбором тематических больных преподавателем с участием всей группы студентов. Во время разбора контролируется качество выполнения студентами самостоятельной работы и сформированных навыков и умений. Преподаватель индивидуально оценивает выполнение каждым студентом целей практического занятия.

В процессе изучения дисциплины целесообразно оформление студентами рефератов, санбюллетеней и других форм санитарно-просветительской работы, составленных согласно предложенным темам. В конце учебного семестра по завершении изучения дисциплины студенты защищают на занятии творческую работу, выполненную индивидуально или в составе группы (не более 3 человек). Работа оценивается по 100-балльной системе и приносится студентом на зачетное занятие. Лучшие работы от группы выдвигаются на итоговую студенческую конференцию, посвященную вопросам профилактики и формирования здорового образа жизни.

Виды самостоятельной работы студентов в отделении

(выполняется во внеаудиторное время и должна составлять

не менее 10 академ. часов в семестр)

Общая продолжительность самостоятельной работы – 4 академ. часа.

  Действия студентов
1. Уход за детьми грудного и раннего возраста, оставшихся без попечения родителей (3 отделение детского стационара ГАУЗ ГКБ№18 г.Казани)
2. Помощь медперсоналу в выполнении мероприятий по сандезрежиму отделения, стационара
3. Помощь персоналу отделений при кормлении детей раннего и грудного возраста, а также тяжелобольных детей, находящихся на постельном режиме.
4. Прогулки с детьми без ограничения двигательного режима на свежем воздухе, подвижные игры (при комфортных погодных условиях и по разрешению лечащего врача)
5. Помощь педагогу в воспитательной работе с детьми в отделениях стационаров
6. Ведение медицинской документации по руководством средего медперсонала и врачей
7. Проведение бесед лекций на санитарно-просветительские темы с детьми школьного возраста и родителями.
8. Освоение и выполнение медицинских манипуляций при уходе за детьми с различными заболеваниями под контролем среднего медперсонала, преподавателя или врача

Правила проведения текущего контроля

и промежуточной (экзамен) аттестации

Правила проведения текущего контроля и промежуточной аттестации студентов определены в Положении «О проведении текущего контроля и промежуточной аттестации студентов Казанского государственного медицинского университета» (2003).

Запрещено использование студентами микронаушников, телефонов и других технических средств передачи информации.

 

Научно-исследовательская работа

Научно-исследовательская работа является одним из видов учебной деятельности самостоятельной работы студентов и направлена на комплексное формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.

Обучающиеся КГМУ имеют возможность изучать специальную литературу и другую научно-медицинскую информацию, достижения отечественной и зарубежной науки и техники в соответствующей области знаний; участвовать в проведении научных исследований; осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научной информации по теме (заданию); составлять отчеты (разделы отчета), подготавливать рефераты по теме или ее разделу; выступать с докладом на конференциях.

В целях вовлечения студентов в научно-исследовательскую работу на кафедре пропедевтики детских болезней традиционно функционирует студенческий научный кружок (СНК). Ежегодно в начале учебного года на заседании кафедры планируется работа студенческого научного кружка. При планировании деятельности кружка учитывается специализация клинических баз кафедры для более полного ознакомления с научными исследованиями, проводимыми в каждой клинике. Темы студенческих исследований посвящены актуальным проблемам клиники детских болезней: вопросам профилактики нарушений физического и нервно-психического развития детей, вопросам питания детей различных возрастных групп, пропаганде здорового образа жизни.

Руководитель СНК – заведующая кафедрой пропедевтики детских болезней и факультетской педиатрии с курсом детских болезней лечфака, д.м.н., профессор Резеда Абдулахатовна Файзуллина. Куратор СНК – доцент кафедры пропедевтики детских болезней, к.м.н. Елена Анатольевна Самороднова.

Первое в учебном году заседание СНК посвящается знакомству студентов с научными направлениями кафедры, студентам предоставляется возможность выбора направления научной работы, а также выбора руководителя научной работы. Объявления о проведении заседаний кружка размещаются на сайте и вывешиваются на клинических базах кафедры и в основных учебных зданиях КГМУ.

Наиболее активно работающие в СНК студенты привлекаются к написанию публикаций под руководством преподавателей, участвуют во Всероссийских студенческих научных конференциях, становятся ассистентами преподавателя.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ДИСЦИПЛИНЕ

№ пп. Наименование разделов и тем Всего (ч) Аудиторные занятия (ч) Самостоят. работа (ч)
лекц. практ.зан.
Модуль 1. «Система охраны здоровья детей и подростков в РФ»
1. Введение в специальность       -
2. Организация детского здравоохранения в РФ     -  
Модуль 2. Факторы, формирующие здоровье ребенка
3. Здоровье детей. Контроль состояния здоровья детей        
4. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) как биологическая и социальная проблема        
5. Основные компоненты ЗОЖ        
6. Роль семьи и образовательных учреждений в сохранении здоровья     -  
Модуль 3. Уход за больными детьми. Профилактика заболеваний у детей
7. Особенности ухода за здоровым ребенком, в т.ч. детьми грудного возраста   -    
8. Уход за детьми при различных заболеваниях, профилактика   -    
Заключительный контроль теоретических знаний и практических умений
9. Сдача практических умений. Защита творческих заданий. Итоговый тест.   -   -
  Всего        
Форма итогового контроля – зачет
  Итого – 2 ЗЕТ        

Виды текущего контроля и промежуточной аттестации (зачет)

1. Оценка модулей

Модуль 1. Система охраны здоровья детей и подростков в РФ

Модуль 2. Факторы, формирующие здоровье ребенка

Модуль 3. Уход за больными детьми. Профилактика заболеваний у детей

3. Защита реферата, индивидуальной или групповой творческой работы.

4. Выходной тестовый контроль.

5. Зачет.

 

Программа лекций по дисциплине

№ п/п Тематика лекций Трудоемкость (час)
1. Основные принципы российской системы здравоохранения. Нормативно-правовая база охраны здоровья населения России. Программа государственных гарантий обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью в системе обязательного медицинского страхования. 2 ч.
2. Организация охраны материнства и детства в Российской Федерации. 2 ч.
3. Роль семьи в формировании здорового образа жизни ребенка. Роль образовательных учреждений в профилактике нарушений здоровья школьников. 2 ч.
4. Вредные привычки, факторы риска для здоровья 2 ч.
5. Этико-деонтологические принципы деятельности медицинского работника. Роль младшего и среднего медицинского персонала в уходе и воспитании детей. Казанская школа педиатров. 2 ч.
6. Периоды детского возраста. Возрастные особенности развития ребенка, патологии детей и подростков 2 ч.
7.   Контроль развития и состояния здоровья детей. 2 ч.

 

Тезисы лекций

 

Лекция 1

Основные принципы российской системы здравоохранения. Нормативно-правовая база охраны здоровья населения России. Программа государственных гарантий обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью в системе обязательного медицинского страхования.

 

Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) «здоровье» определяется как «состояние полного духовного, физического и социального благополучия». Федеральный закон Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации дополняет данное определение следующей фразой: «….при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем».

Охрана здоровья населения - это совокупность мер (политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера), направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого гражданина, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Одной из важных частей современного здравоохранения является нормативно-правовая база. В России пришло время, когда правовое обучение стало обязательной важной составной частью общей подготовки врача, когда без знания правовых норм, регулирующих профессиональную медицинскую деятельность, врач не может на должном уровне выполнять свои служебные обязанности, надлежаще врачевать. Этот правовой аспект профессионального медицинского образования следует подчеркнуть особо. Сегодня уровень медико-правовых знаний у медицинских работников чрезвычайно низок, а правовая подготовка специалистов медико-правовой сферы здравоохранения, как важнейшая составная часть общей профессиональной подготовки врача, находится в неудовлетворительном состоянии.

В целом же, и юридическая и медицинская практика убедительно свидетельствуют: чем выше правовая культура врачей, тем неукоснительней выполняются ими профессиональные обязанности, тем выше качество и эффективность лечебно-диагностической помощи населению, тем реальнее обеспечиваются права и законные интересы граждан в сфере охраны здоровья. Правовое регулирование врачебной деятельности зародилось в далеком прошлом. Хорошо известны законы Хаммурапи (1792–1750 гг. до н.э.), предусматривавшие ответственность врача за причинение вреда пациенту. С течением времени, со сменой эпох и правительств изменялись и законы, но в любом цивилизованном обществе они продолжают предусматривать правовое регулирование медицинской деятельности и ответственность медиков за профессиональные правонарушения. Всеобщая декларация прав человека, принятая в 1948 г., гласит: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая питание, одежду, жилище, медицинский уход и требуемое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благополучия его самого и его семьи». Данное положение закреплено конституциями многих государств, в том числе и Конституцией Российской Федерации. Конституция, провозглашающая и гарантирующая социальные ценности, является основой для разработки государственных законов, в том числе законодательных норм, регулирующих отношения, возникающие в сфере здравоохранения.

Механизмы правового регулирования взаимоотношений врача с пациентом, врача с коллегами, врача с государством и общественностью регламентируются законодательными актами, но во многом основываются на соблюдении этических норм, которые являются не законами, но теми идеальными стандартами, к выполнению которых должен стремиться каждый врач и нарушение которых часто преступно.

В части 1 статьи 41 Конституции Российской федерации признается право каждого человека на охрану здоровья и медицинскую помощь в соответствии со статьей 25 Всеобщей декларации прав человека и статьей 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, а также статьей 2 Протокола №1 oт 20 марта 1952г. к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

В Конституции РФ, в статье 41 указывается в частности, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В новом Федеральном законе от 21.11.2011г. № 323-ФЗ, «Об основах охраны здоровья граждан в Российской федерации», который пришел на смену Федеральному закону от 21 июля 1993 г. № 5487-1 «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» в статье 5. раскрываются права граждан Российской Федерации на охрану здоровья и, в частности указывается, что государство обеспечивает гражданам Российской Федерации охрану здоровья, тогда как в прежней редакции говорилось лишь о том, что гражданин имеет право на охрану здоровья, что является несомненным прорывом для развития современного здравоохранения. Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, социального положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. А также подтверждается, что государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний. В статье 4 этого же закона определяются основные принципы охраны здоровья, которым, в частности, являются следующие: приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи, приоритет охраны здоровья детей, доступность и качество медицинской помощи, приоритет профилактики в сфере здравоохранения.

Государственная политика в области здравоохранения строится на принципах поддержки мер по сохранению и укреплению здоровья населения, отнесения здоровья населения к факторам обеспечения национальной безопасности, соблюдения прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья населения и обеспечения связанных с этими правами государственных гарантий. В статье 18 главы 4 прописаны гарантии обеспечения граждан медицинской помощью и, в частности, указывается, что каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий. Ежегодные Программы государственных гарантий, включают в себя базовый размер финансирования деятельности системы здравоохранения, нормативы финансовых средств для компенсации затрат по предоставлению бесплатной медицинской помощи в расчете на одного человека в год (подушевые нормативы). Кроме того, в них приводится перечень государственных социальных стандартов в области здравоохранения с указанием видов медицинской помощи, предоставляемой гражданам бесплатно. В соответствии с нормами профессиональной медицинской этики медицинские работники во внерабочее время обязаны оказывать доступными способами первую и неотложную медицинскую помощь гражданам, когда неоказание медицинской помощи может повлечь тяжкий вред здоровью или смерть пострадавшего или заболевшего. С появлением новых правовых норм отмечается рост общественного правосознания и числа обращений пациентов в судебные органы и региональные общества защиты прав потребителей с исками о возмещении ущерба, причиненного ненадлежащим оказанием медицинской помощи. Инициировать такие жалобы могут не только фактически совершенные правонарушения, но и психоэмоциональные причины: реакция родственников на смерть близкого им человека, нарушение этических норм со стороны медицинского персонала и т.п.

Действующее законодательство возлагает на медиков обязанности по оказанию медицинских услуг населению, одновременно устанавливая и различные виды ответственности за причинению вреда здоровью пациентов. Кроме того, здесь следует учитывать, что вред здоровью пациентов может быть причинен не только в силу ненадлежащего исполнения медиками своих профессиональных или служебных обязанностей, но и в результате объективной сложности оказания медицинской помощи, что всегда существовало и будет существовать. Поэтому, учитывая, что медицинская деятельность связана с высокой степенью риска причинения вреда здоровью пациента, необходимо создание действенного механизма защиты законных интересов не только пациентов, но и медицинских работников. Опыт мировой практики свидетельствует, что таким механизмом является страхование данного вида ответственности.

В последнее время система здравоохранения претерпела много изменений. Возник кризис здравоохранения, появившийся в результате долгого преобладания остаточного принципа финансирования, и в связи с этим нехватки финансовых ресурсов. Основными причинами кризиса послужили: остаточный принцип финансирования (3% ВВП), отсутствие квалифицированных экономистов, нехватка квалифицированного медицинского персонала. В связи с этим назрела необходимость анализа методов управления учреждениями здравоохранения, выявления основных проблем в этой сфере и предложения возможных путей их решения.

 

Лекция №2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.150.59 (0.032 с.)