Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Познание, практика, творчество
Значение практики для познавательного процесса, для выработки и развития научного и других форм знания подчеркивали многие философы разных ориентаций, хотя традиционная философия при обсуждении гносеологических проблем чаще замыкалась в сфере абстрактно-теоретического мышления. Концепция диалектического материализма выходит за эти рамки и вводит практику в основу теории познания. В «Тезисах В процессе практики человек создает новую реальность – мир материальной и духовной культуры, новые условия и формы своего существования, которые не даны ему природой в готовом виде («вторая природа»). Практика и познание – две взаимосвязанные стороны единого исторического процесса. Важнейшие формы практики: · материальное производство (труд), преобразование природы, естественного бытия людей; · социальное действие – преобразование общественного бытия; изменение существующих социальных отношений определенными «массовыми силами» (революции, реформы, войны, преобразование тех или иных социальных структур и институтов и т. п.); · научный эксперимент – активная (в отличие от наблюдения) деятельность, в процессе которой человек искусственно создает условия, позволяющие ему исследовать интересующие его свойства объективного мира.
Основные функции практики в процессе познания: Практика является источником познания потому, что все знания вызваны к жизни главным образом ее потребностями. Практика выступает как основа познания, его движущая сила; она пронизывает все стороны, моменты, формы, ступени познания от его начала и до его конца. Практика – основа познания, так как весь познавательный процесс обусловливается – в конечном счете – задачами и потребностями практики, а также и потому, что она (практика) обеспечивает познание техническими средствами, приборами, оборудованием. Практика является опосредованно целью познания, ибо она осуществляется не ради простого любопытства: все наши знания возвращаются в конечном итоге обратно в практику, направляя и регулируя деятельность людей. Практика представляет собой решающий критерий истины, то есть позволяет отделить истинные знания от заблуждений.
Уясните, что делает практику всеобщим и объективным критерием истины; выявите абсолютность и относительность практики в роли критерия истины.
Открытие практической, социальной обусловленности человеческого познания позволило выявить диалектику познавательного процесса и объяснить его важнейшие закономерности. Оказалось, что нельзя рассматривать познание как нечто готовое, застывшее, неизменное, а анализировать, как из незнания появляется знание, как в ходе практики происходит движение, восхождение от неполного, неточного знания к более полному, более точному и глубокому, совершенному, а потому действенному и эффективному. Познавать – значит не только получать, вырабатывать знание, но и создавать, творить знание. Поэтому познание имеет творческий характер. Творчество, как подчеркивал Н. А. Бердяев, есть всегда прирост, прибавление, создание нового, не бывшего в мире. Творчество – это форма обновляющего себя бытия, это порождение нового в универсуме активностей. Можно предложить следующее определение познания: познание – это творческая активность человека, направленная на постижение бытия в форме знания.
Почему в данном определении слово «активность» предпочтительнее, нежели слово «деятельность»?
Творчество – исток, способ и форма человеческого бытия в мире. Формами творчества являются язык, игра, изобретение, открытие; все они взаимосвязаны, переплетены, проникают и обусловливают друг друга. Разнообразные формы творчества соприсутствуют во всех сферах человеческого бытия. Познание как универсальный аспект человеческой активности, как форма открытости человека миру и мира человеку раскрывает свою творческую природу широко и многогранно.
Представьте, как в вашей познавательной деятельности (в частности, в освоении философских знаний) проявляется творчество языковое, игровое, изобретающее и открывающее.
Во всяком творческом процессе есть свои стадии. Часто выделяют четыре стадии творчества: подготовку, созревание, озарение и проверку. Творческие прорывы в новое знание не падают с неба: им предшествует упорный труд, различные пробы, неудачные попытки, разочарования, случайности и неожиданности. Творческой познавательной активности человека сопутствует интуиция. Интуицию обычно определяют как прямое усмотрение истины, постижение ее без всякого рассуждения и доказательства. Для интуиции типичны неожиданность, невероятность, непосредственная очевидность и неосознанность ведущего к ней пути. Заметим, что рациональность и интуиция не исключают и не подменяют друг друга.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.100 (0.007 с.) |