Проблемы безопасности в «западном» субрегионе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы безопасности в «западном» субрегионе



Ситуация в сфере военно-политической безопасности в «западном» субрегионе евразийского постсоветского пространства формируется под влиянием комплекса разнообразных факторов.

На нее оказывает существенное влияние взаимодействие новых не­зависимых государств, в том числе п России, с НАТО и ЕС. Вхождение Латвии и Эстонии в НАТО привело к существенному расширению гра­ницы непосредственного соприкосновения на суше НАТО и России, продвижению ее на восток. Вступление в НАТО Литвы сделало более протяженной границу между НАТО, Белоруссией и Калининградской областью. Изменилось геостратегическое положение Калининградского особого района. Дестабилизирующим фактором является отсутствие договоров о границе России с Латвией и Эстонией. НАТО воздержива­ется от передислокации крупных военных формирований в балтийс­кие страны, ограничиваясь направлением туда нескольких самолетов из других стран альянса для патрулирования нового сегмента его воз­душного пространства. Но российская сторона не может игнорировать тот факт, что намерения НАТО могут измениться. Однако возможность наращивания сил НАТО в этих трех балтийских странах будет ограни­чена положениями адаптированного Договора об обычных вооружен­ных силах в Европе в случае присоединения их к этому Договору.

Отношения между НАТО и Россией регулируются механизмом Со­вета Россия — НАТО, в рамках которого отрабатывается сотрудниче­ство в воздушном пространстве, в области тыла и материально-техни­ческого обеспечения, по вопросам противоракетной обороны, спасания экипажей аварийных подводных лодок и др. Россия и НАТО принима­ют участие в совместных учениях, которые регулярно проводятся в рам­ках программы «Партнерство ради мира».

Военно-политическое взаимодействие между Россией и ЕС опре­деляется «Дорожной картой» по общему пространству внешней безо­пасности, одной их четырех «дорожных карт», утвержденных на сам­мите Россия—ЕС в Москве 10 мая 2005 г. Приоритетными определены следующие направления: усиленный диалог и сотрудничество на меж­дународной арене; борьба с терроризмом; нераспространение оружия массового уничтожения и средств его доставки, усиление режима экс­портного контроля и разоружение; сотрудничество в кризисном регу­лировании; сотрудничество в области гражданской защиты. Последнее направление имеет в виду сотрудничество в целях содействия разви­тию общего потенциала реагирования на катастрофы и чрезвычайные ситуации. Особое внимание планируется уделять обеспечению между­народной стабильности, в том числе в регионах, прилегающих к грани­цам России и Европейского Союза.

Дополнительную напряженность ситуации в этом субрегионе созда­ет политический остракизм Минска со стороны ЕС и НАТО по пробле­мам прав человека. Вместе с тем Белоруссия имеет особые отношения с Россией. Это вытекает из положений заключенного в 1999 т. Договора о создании Союзного государства (хотя еще и не реализованного в полном объеме на практике), а также из взаимных обязательств в рамках ОДКБ. Помимо этого, Россия располагает в Белоруссии двумя военными объек­тами. Это радиолокационная станция «Волга» системы предупрежде­ния о ракетном нападении под городом Барановичи, а также узел связи военно-морских сил близ Вилейки, который обеспечивает связь с рос­сийскими кораблями в районе Северной Атлантики. Регулярные совме­стные учения проводятся в составе российско-белорусской войсковой группировки, сил ПВО.

Важным фактором развития ситуации в сфере безопасности в «за­падном» субрегионе является Украина, второе по военной мощи после России государство на евразийском постсоветском пространстве. С мо­мента распада СССР отношения между Украиной и Россией характе­ризовались одновременно элементами сотрудничества и конфликтнос­ти. Трудно проходило решение вопросов о принадлежности Крыма, разделе Черноморского флота, пунктах базирования его российской ча­сти в Севастополе. В конце 1990-х годов наметился период нормализа­ции российско-украинских отношений, в том числе и в сфере военно- политической безопасности.

Был согласован вопрос о разделе Черноморского флота. Примерно 80% кораблей отошло к России. 31 мая 1997 г. был подписан российско- Украинский Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве, в кото- Ром зафиксировано отсутствие претензий друг к другу, в том числе и территориальных, что означало завершение спора о принадлежности Крыма. В 2003 г. эти положения были подкреплены российско-украин­ским Договором о государственной границе, определившим линию со­вместной сухопутной границы. Параллельно с «большим» договором

20-7451 1997 г. были подписаны Соглашения об использовании российской сто­роной пунктов базирования в Крыму Черноморского флота и других во­енных объектах. Соглашение о военно-морской базе РФ в Крыму дей­ствует до 2017 г. Россия также получает информацию с двух РЛС «Днепр» (в Мукачево и Севастополе) для CI1PH. Обслуживают эти станции украинские военнослужащие, а эксплутационные расходы де­лятся примерно поровну между Москвой и Киевом.

С момента провозглашения независимости Украина проводила мно­говекторную политику, в основе которой лежала задача обеспечения са­мостоятельности, в том числе и в военно-политических вопросах. Отно­шения с НАТО регулировались в рамках Совета Украина—НАТО. Республика принимала активное участие в программе «Партнерство ради мира». Ограниченный украинский контингент был направлен для про­хождения службы в составе коалиционных сил в Ираке. Одновременно появились сообщения о том, что вопреки действовавшим международным санкциям Украина продала режиму Хусейна радиолокационную систему «Кольчуга», которая используется в системе противовоздушной обороны.

Вместе с тем не прекращались военно-политические контакты с Рос­сией и другими ННГ. Хотя Украина не вошла в ОДКБ, ее взаимодей­ствие в рамках СНГ продолжается. Многие наблюдатели отмечали ак­тивное маневрирование руководства Украины между НАТО и Россией, что объяснялось в первую очередь внутриполитическими и экономи­ческими проблемами. Надо сказать, что такое маневрирование прежне­го украинского руководства чаще всего вызывало раздражение и на за­паде, и на востоке. Особой остроты вопросы дальнейшей ориентации политики Украины в сфере военно-политической безопасности достиг­ли в ходе последних президентских выборов.

В 2005 г. новое руководство Украины сделало значительно больший акцент на стремлении интегрироваться в структуры НАТО и ЕС. Вмес­те с этим Киев подтвердил приверженность взятым на себя военно-по­литическим обязательствам в отношениях с Россией, в частности по соглашению о базировании Черноморского флота на Крымском полу­острове до 2017 г.


Ряд специалистов считает, что присутствие российской базы в Кры­му закрывает путь присоединения Украины к НАТО. Действительно, одним из условий приема новых членов НАТО является отсутствие баз других государств на их территории. Но еще одним условием для кан­дидатов в члены НАТО являлось предварительное решение ими терри­ториальных вопросов с соседями, что, однако, не помешало НАТО при­нять в свой состав Латвию и Эстонию до подписания ими договоров о границе с Россией. Решение о вступлении Украины в НАТО скорее за­висит от стратегического выбора этой организации и от достижения по­литического консенсуса относительно такого шага самой Украиной, осо­бенно населением в ее восточных и южных регионах.

Существенное влияние на развитие ситуации в этом субрегионе ока­зывает неурегулированность внутреннего Приднестровского конфлик­та в Молдавии. Руководство этой страны все чаще обвиняет Москву в недостаточно энергичном давлении на руководство сепаратистов При­днестровья и в сохранении Оперативной группы российских войск на этой территории. В надежде продвинуть решение этого вопроса Киши­нев все громче заявляет о своей преимущественной ориентации на за­падные структуры. Еще одним фактором такого разворота молдавской внешнеполитической линии явилось вступление соседней этнически близкой Румынии в НАТО, а также изменение внешнеполитического вектора нового руководства Украины. В последнее время Киев все ак­тивнее пытается выступать в качестве посредника в урегулировании Приднестровского конфликта. После урегулирования вопроса о выво­де российских баз из Грузии проблема присутствия Оперативной груп­пы российских войск в Приднестровье (около 1,5 тыс. военнослужащих) может оказаться единственной причиной или поводом отказа западных стран ратифицировать Соглашение об адаптации ДОВСЕ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 691; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.131.168 (0.006 с.)