Учёт возрастных особенностей учащихся. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учёт возрастных особенностей учащихся.



6. Речевая культура учителя:

научность;

логичность;

аргументированность;

корректность;

эмоциональность;

образность;

темп речи.

 


СОЦИОМЕТРИЯ

Метод разработан Дж. Морено. В настоящее время имеет много модификаций.

Цель: Социометрический тест предназначен для диаг­ностики эмоциональных связей, т. е. взаимных симпатий между членами группы и решения следующих задач:

а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;

б) выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые);

в) обнаружение внутригрупповых сплоченных образо­ваний во главе с неформальными лидерами.

Методика позволяет сделать моментальный срез с динамики внутригрупповых отношений с тем, чтобы впоследствии использовать полученные результаты для переструктурирования групп, повышения их сплочен­ности и эффективности деятельности.

Материалы: Бланк социометрического опроса, список членов группы, социоматрица. (таблица)

Подготовка исследования: Обследованию может подвергнуться любая группа лиц любого возраста, начиная от дошкольного, имеющая некоторый опыт взаимодей­ствия и общения. В зависимости от задач, которые призвано решить исследование, и от особенностей (возрастных и профессиональных) изучаемых групп, формируются критерии социометрического выбора. Критерий — это вид деятельности, для выполнения которой индивиду нужно выбрать или отвергнуть одного или нескольких членов группы. Он формулиру­ется в виде определенного вопроса социометрическо­го теста. По содержанию критерии могут быть фор­мальными и неформальными. С помощью первых измеряются отношения по поводу совместной дея­тельности, ради выполнения которой создана группа. Вторые служат для измерения эмоционально-личностных взаимоотношений, не связанных с со­вместной деятельностью (например, выбор товарища для досуга).

В зависимости от ориентации критерии делятся на позитивные («С кем бы Вы хотели работать?») и нега­тивные («С кем бы Вы не хотели работать?»).

После выбора и формулировки критериев состав­ляется опросник, содержащий инструкцию и перечень критериев.

Порядок исследования: Перед началом опроса инструк­таж тестируемой группы (социометрическая разминка). В ходе его следует объяснить группе цель исследова­ния, подчеркнуть важность его результатов для груп­пы, показать, как нужно выполнять задания, гаранти­ровать сохранение тайны ответов.

Примерный текст инструкции: «При формирова­нии Вашей группы, естественно, не могли быть учтены Ваши пожелания, поскольку Вы были недо­статочно знакомы друг с другом. Сейчас взаимоот­ношения в группе достаточно определились, и для Вас и для Вашего руководства выгодно учитывать ваши пожелания при организации деятельности вашего коллектива.

Постарайтесь быть искренними в ответах. Ис­следователи гарантируют тайну индивидуальных ответов».

Необходимо постараться установить атмосферу до­верия в отношениях с группой. Отсутствие доверия к экспериментатору, подозрения в том, что результаты опроса могут быть использованы во вред испытуемому, приводит к отказу выполнять задание в целом либо к отказу осуществить негативный выбор.

После этого приступаем непосредственно к опросу. Ему подвергаются все члены группы. Респонденты должны записать фамилии членов группы, выбранных ими по тому или иному критерию, в опросный лист и указать свою фамилию. В процессе опроса исследова­тель должен следить за тем, чтобы опрашиваемые не общались между собой, постоянно подчеркивать и на­поминать об обязательности ответов на все вопросы. Не следует торопиться, подгонять испытуемых с ответами. В то же время, если испытуемые не имеют списка чле­нов группы, не следует препятствовать визуальным контактам. Фамилии отсутствующих желательно напи­сать на доске.

Возможны три основных способа выбора:

а) количество выборов ограничивается 3—5,

б) разрешается полная свобода выбора (каждый может записать столько решений, сколько по­желает),

в) испытуемый ранжирует всех членов группы в за­висимости от предложенного критерия.

С точки зрения простоты и удобства обработки ре­зультатов предпочтительнее первый способ. С точки зрения надежности и достоверности полученных ре­зультатов — третий.

Кроме того, методом ранжирования удается снять опасение: за отрицательный выбор.

В нашем случае приведен пример обследова­ния группы при помощи первого способа выбора, то есть каждый респондент имеет право выбрать только трех человек. Вопросы в прямой форме составлены по позитивному критерию.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.166.124 (0.007 с.)