ПК-10 - способностью составлять прогноз основных социально-экономических показателей деятельности предприятия, отрасли, региона и экономики в целом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ПК-10 - способностью составлять прогноз основных социально-экономических показателей деятельности предприятия, отрасли, региона и экономики в целом



Этапы Результаты обучения Дисциплина Примеча-ния
1 этап   Знания   Знать: знать наиболее широко используемые методы для решения задач на оптимальность: математическое программирование (линейное, нелинейное, динамическое, целочисленное программирование) Микроэкономика (продвинутый уровень)  
2 этап   Умения Уметь: формировать прогнозы развития конкретных экономических процессов на макроуровне Микроэкономика (продвинутый уровень)  
  3 этап Владения (навыки/ опыт деятельности) Владеть: навыками создания информационных моделей экономических ситуаций.   Микроэкономика (продвинутый уровень)  

 

 

Пример тестового задания

 

1.Пусть функция полезности является непрерывной и представляет строго монотонное отношение предпочтения, определенное на потребительском множестве. Пусть цены на все товары и доход потребителя увеличиваются в два раза. Тогда величина спроса потребителя на каждое из благ в товарном наборе:

– уменьшится;

+ увеличится;

– остается неизменной;

– на отдельные блага не изменится, а на отдельные уменьшится.

– уменьшится и увеличится одновременно.

2. Строя модели, экономисты:

+ разрабатывают предположения, которые упрощают ситуацию;

– включают всю имеющуюся информацию;

– должны использовать математические модели;

– стараются дублировать реальный мир.

– разрабатывают предположения, которые усложняют ситуацию.

3.Микроэкономика:

–оперирует совокупными или общими уровнями доходов, занятости и производства;

+подробно исследует отдельных экономических субъектов, которые представляют экономическую сис-тему;

–изучает детальную информацию об отдельных сегментах экономической системы;

– базируется на широком подходе;

– изучает экономику предприятий.

4.Всякая функция полезности представляет собой:

– связь между составляющими набора благ и расходами на их приобретение;

+ зависимость, в соответствии с которой разным наборам благ предоставляются значение, адекватные преимущества потребителя;

– совокупность всех наборов благ, которые может приобрести потребитель;

– связь между количествами одного блага и других благ, адекватных по совокупной полезности;

– максимальную точку полезности потребителя.

5.Совокупная полезность возрастает, если предельная полезность:

– возрастает;

– падает;

+ возрастает или падает, но остается дополнительной;

– является отрицательной величиной.

– остается фиксированной.

6.Какой из приведенных ниже перечней значений совокупной полезности иллюстрирует закон убывающей предельной полезности?

– 20,30,40,50;

+ 20,28,34,38;

– 20,40,80,160;

– 20,35,55,80.

– 21,22,23,24

7.Какой из приведенных ниже перечней значений предельной полезности иллюстрирует закон убывающей предельной полезности?

+ 20, 15, 10,5;

– 20,10,10,10;

– 20,30,40, 50;

– 20,28,34,38.

– 20,35,55,80.

8.Товары X и У имеют соответственно цены 50 и 80 д. е., и потребитель тратит весь свой бюджет на приобретение только этих товаров, покупая 5 единиц X и 8 единиц У. Предельные полезности 5-й едини-цы X и 8-й единицы У одинаковы. Тогда можно сделать вывод, что:

– потребитель находится в состоянии равновесия;

+ потребителю надо покупать больше X и меньше У

– потребителю надо покупать меньше X и больше У;

– потребителю надо увеличить покупку обеих товаров.

9.Потребитель считает, что ему одинаково полезно ежедневно выпивать как 8 стаканов молока и 3 стакана кефира, так и 6 стаканов молока и 4 стакана кефира. В этом случае предельная норма замещения кефира молоком равняется:

– 6/4;

– 4/6

– 2/1

+ 1/2

- 3/2.

10.Предположим, что МUa/МUв=7, а Ра/Рв = 5. Это означает, что:

– потребитель находится в состоянии равновесия;

+ для достижения равновесия следует покупать больше А и меньше В;

– для достижения равновесия следует покупать больше В и меньше А;

– нет правильного ответа.

– потребитель достиг максимальной полезности.

 

 

  Башкирский государственный университет   Направление подготовки 38.04.01«Экономика
  Институт экономики, финансов и бизнеса   Профили «Экономика фирмы», «Региональная экономика»
  Кафедра общей экономической теории   Дисциплина «Микроэкономика (продвинутый уровень)»

 

Экзаменационный билет № 1

 

1. Кривая предложения отрасли в долгосрочном периоде.

2. Закон Вальраса. Первая и вторая теоремы благосостояния.

 

Зав. кафедрой Г.М. Россинская

 

 

Утверждены на заседании кафедры 30 августа 2016 г., протокол №1.

 

Критерии оценки по дисциплине:

 

Оценка «отлично» выставляется, если магистрант показывает всестороннее и систематическое знание учебного материала, умеет свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой. Магистрант должен усвоить взаимосвязь основных понятий дисциплины в их значении для приобретаемой профессии, проявить творческие способности в понимании, изложении и использовании учебного материала.

Оценка «хорошо» выставляется, если магистрант показывает полное знание учебного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе задания, усвоивший основную литературу. Магистрант должен показать систематический характер знаний по дисциплине и способность к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности.

Оценка «удовлетворительно» выставляется: при удовлетворительном оперировании основным терминологическим аппаратом дисциплины (допуская некоторые ошибки в ответе) при посредственном знании разделов и тем дисциплины при слабом знании учебной литературы по дисциплине

Оценка «неудовлетворительно» выставляется: при отсутствии умения оперирования терминологическим аппаратом дисциплины при отсутствии знаний по разделам и темам дисциплинам, при отсутствии знаний учебной литературы по дисциплине.

Примерные вопросы к экзамену

1. Выведение функции спроса из функции полезности.

2. Государственная политика перераспределения доходов.

3. Издержки производства в долгосрочном периоде: положительный, отрицательный, нейтральный эффект масштаба.

4. Издержки производства в краткосрочном периоде.

5. Механизм установления и стабильность общего равновесия. Оптимальность по Парето.

6. Монопольная власть, ценовая дискриминация как проявления несовершенной конкуренции. Измерение монополизация рынка.

7. Отличия рыночных структур несовершенной конкуренции от совершенной. Изменения условий равновесия фирмы.

8. Показатели неравенства доходов: кривая Лоренца, коэффициент Джини, децильные коэффициенты.

9. Полезность: общая, предельная. Потребительские предпочтения, аксиома рационального выбора.

10. Предмет и метод микроэкономики.

11. Производственная функция и ее экономическая интерпретация. Производственная функция и НТП.

12. Равновесие потребителя в условиях бюджетных ограничений.

13. Равновесие совершенно конкурентной фирмы в долгосрочном периоде.

14. Равновесие совершенно конкурентной фирмы в краткосрочном периоде.

15. Равновесие фирмы в условиях монополистической конкуренции в долгосрочном периоде.

16. Равновесие фирмы в условиях монополистической конкуренции в краткосрочном периоде.

17. Равновесие фирмы на рынке ресурсов.

18. Регулирование рынка труда государством и профсоюзами.

19. Рынок земли и его специфика. Спрос, предложение и равновесие на рынке земли. Нарушение условий равновесия.

20. Рынок капитала и его специфика. Спрос, предложение и равновесие на рынке заемных средств. Нарушение условий равновесия.

21. Рынок труда и его специфика. Спрос, предложение и равновесие на рынке труда. Нарушение условий равновесия.

22. Спрос фирмы на ресурсы и его производный характер.

23. Учет факторов времени и риска. Дисконтирование.

24. Функциональное и персональное распределение доходов. Неравенство доходов.

25. Характерные черты монополистической конкуренции. Отличия монополистической конкуренции от совершенной конкуренции.

26. Характерные черты олигополии. Модели поведения олигополии.

27. Характерные черты совершенной конкуренции.

28. Характерные черты чистой монополии. Равновесие фирмы в условиях чистой монополии.

29. Частичное и общее равновесие. Модель Вальраса.

30. Экономические потребности и ограничения. Проблема эффективности.

31. Эффективность рыночной структуры совершенной конкуренции.

32. Эффективность рыночных структур несовершенной конкуренции. Влияние эффекта масштаба на эффективность.

7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

 

1. Микроэкономика: практический подход (Managerial Economics): Учебник /; Финуниверситет; под ред. А.Г. Грязновой, А.Ю. Юданова. –М.: КНОРУС, 2014. – 682 с. - BOOK.RU

2. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник / Р.М. Нуреев - М.: Норма, 2014. - 624 с./ЭБС ZNANIUN

3. Нуреев Р.М. Экономика развития: модели становления рыночной экономики: Учебник для студ. экономич. вузов и факультетов / Р.М. Нуреев - М.: Норма, 2014 - 640 с./2015 ЭБС ZNANIUM

6. Национальная экономика. Учебник. Под общей редакцией Р.М. Нуреева. - М.: Инфра-М, 2014. /ЭБС ZNANIUN

7. Нуреев Р. М. Россия: особенности институционального развития. - М.: Норма, 2011. /ЭБС ZNANIUN

8.Экономическая теория. Макроэкономика-1, 2. Метаэкономика. Экономика трансформаций: Учебник/Под общ.ред Г.П. Журавлевой. – 3-е изд. – М.: «Дашков и К», 2011. – 920 с. [Электронный ресурс].– URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=116017&sr=1

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

9. Абалкин Л.И.Очерки по истории российской социально-экономической мысли.- М.: ГОУ ВПО «РЭА им. Г.В. Плеханова», 2008.

10.Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. - М.: Дело Лтд, 1994.

11.Блауг М. Методология экономической науки, или Как экономисты объясняют. Пер. с англ. / Науч. ред. и вступ. ст. В.С. Автономова.- М.: НП «Журнал Вопросы экономики», 2004.

12. История экономических учений: Учебное пособие/ Под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашовой - М.: ИНФРА-М, 2010. - 784с. /2010. - ZNANIUM.COM

13.Мировая экономическая мысль. Сквозь призму веков. В 5 т. Сопред. редкол. Г.Г. Фетисов, А.Г. Худокормов. - М.: Мысль, 2004.

14. Олейник А.Н. Институциональная экономика: Учебное пособие / А.Н. Олейник - М.: Инфра-М, 2013. - 416 с./2013 ЭБС ZNANIUM

15. Опыт конкуренции в России: Причины успехов и неудач / Авт. Кол.: Н.Н. Думная, А.Ю. Юданов, В.Е. Корольков и др.; Автор проекта и координатор исслед. А.Ю. Юданов – М.: КНОРУС, 2008. – 464 с.

16. Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей: Практикум. – М.: «Альпина Паблишер» Издательская Группа, 2007

17. Портер М. Конкурентное преимущество. Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость: Руководство - М: Альпина Паблишер, 2008.

18. Современная экономическая наука: учебное пособие для студ. вузов, обуч. по экономич. спец. / под ред. Н.Н. Думной, И.П. Николаевой - М.: Юнити, 2012 - 535 с./ЭБС BOOK.RU

19. Шумпетер Й. История экономического анализа: В 3-х т. / Пер. с английского под ред. В.С. Автономова. - СПб.: Экономическая школа, 2001.

20. Эволюция теории стоимости: Учеб. пособ. для студ. вузов, обуч. по напр. "Экономика" / под ред. Я.С. Ядгарова - М.: Инфра-М, 2010 - 253 с. /ЭБC ZNANIUM.COM

21. Юданов А. Ю. Конкуренция: теория и практика: Учебно-практическое пособие – М.: «АКАЛИС», 2001 – 272 с.

8. Ресурсы сети "Интернет", необходимые для освоения дисциплины

 

1. http://transeconom.boom.ru – материалы по транзитивной экономике.

2. http://www.forecast.ru – Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП, г. Москва).

3. http://www.beafnd.org – Фонд «Бюро экономического анализа» (г. Москва).

4. http://www.cbr.ru – Центральный банк Российской Федерации.

5. http://www.imf.org – Международный валютный фонд.

6. http://www.economy.gov.ru – Министерство экономического развития и торговли РФ.

7. http://www.csr.ru – Центр стратегических разработок.

8. http://www.iet.ru – Институт экономики переходного периода (г. Москва).

9. http://gallery.economicus.ru – материалы об экономистах и направлениях экономической теории.

10. http://www.libertarium.ru – материалы по экономической теории.

11. http://eaepe.org – Европейская ассоциация эволюционной политической экономии

12. http://www.ecsocman.edu.ru – Федеральный образовательный портал – ЭКОНОМИКА, СОЦИОЛОГИЯ, МЕНЕДЖМЕНТ – учебные материалы.

9. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

 

Учебный курс экономики в системе предметов высшего юридического образования занимает одно из центральных мест. Успешное изучение экономики предполагает освоение лекционного материала, закрепление его на практических занятиях и самостоятельную работу над законодательством, учебной и специальной юридической литературой.

Методические рекомендации по конспектированию лекций.

Лекция одна из важных и основных форм обучения и разновидностей информации. Лекция закладывает основы научных знаний, подводит теоретическую базу под изучаемую науку, знакомит студентов с методологией исследования, служит отправным пунктом и указывает направления работы по всем остальным формам и методам учебных занятий. Лекция является экономным по времени способом сообщения значительного объема информации, не умоляя значение других источников учебной информации. Следует заметить, что у лектора есть возможность постоянно улучшать и обновлять содержание лекций. Это делает «живую лекцию» весьма полезной и незаменимой в учебном процессе.

Так, например, в отличие от учебника лекция:

- дает непосредственное общение с лектором;

- представляет разные точки зрения;

- концентрирует внимание обучающихся на наиболее сложных узловых вопросах учебного курса;

- не перезагружена большим объемом справочной и статистической информации, фактическим материалом;

- способствует установлению живой связи студентов с наукой.

Указывая особенности и сложность излагаемой информации, лектор имеет возможность подготовить аудиторию к ее восприятию выбирая ту или иную форму лекционного занятия. Усвоение учебной информации на лекции принципиально важно для последующего усвоение материала. Поэтому для студента очень важно научится культуре ведения лекционных записей. Конспект лекций полезен тогда, когда изначально ориентирован на одновременную со слушанием лекции мыслительную переработку материала, на выделения и фиксацию в тезисно-аргументированной форме главного содержания лекции. Каждый студент должен иметь тетрадь для записей лекций, ручку и набор фломастеров, с помощью которых он фиксирует основные положения лекции и делает схемы. В тетради для записей лекции рекомендуется выделить поля, где можно делать различные пометки в виде вопросов, дополнительного материала, формулировать содержание неизвестных понятий и т.п. Работая над текстом конспекта лекции после занятия, поля можно использовать для уточнения и иллюстрации лекционных записей. Записывая лекцию, используйте общепринятую и собственную систему сокращений.

Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям.

Семинарское занятие – форма группового обучения, применяемая для коллективной проработки тем учебной дисциплины, усвоение которых определяет качество профессиональной подготовки.

Семинар решает следующие задачи:

во-первых, помогает студентам овладеть научной терминологией, свободно оперировать ею;

во-вторых, способствует углублению, закреплению и полному усвоению материала, полученного на лекции и в результате самостоятельной работы с литературой и другими источниками;

в-третьих, учит студента использовать знания, полученные на лекциях, и материалы научных исследователей;

в-четвертых, формирует научное мировоззрение, общую культуру и профессиональное мастерство, твердые личные убеждения;

в-пятых, контролирует содержание, глубину и систематичность самостоятельной работы студента и дает возможность оценить сильные и слабые стороны в подготовке студента.

Семинарское занятие проводится как заранее подготовленное совместное обсуждение выдвинутых вопросов с коллегиальным поиском ответов на них. Вид проведения семинара определяется содержанием темы, характером рекомендуемых по ней источников, уровнем подготовки студентов данной группы, их специальностью. Наиболее распространенным видом проведения семинарских занятий является развернутая беседа. Данный вид предполагает подготовку студентов по всем вопросам семинара с единым для группы перечнем рекомендованной литературы; выступления студентов (по их желанию или же по вызову преподавателя); обсуждение выступлений, выступление и заключение преподавателя по отдельным вопросам и семинару в целом. Развернутая беседа не исключает возможности заслушивания сообщений отдельных студентов, получивших от преподавателя предварительное задание по тем или иным дополнительным вопросам. Такие сообщения дополняют обсуждение стоящих в плане вопросов.

Другим видом семинарского занятия является система докладов. Преподаватель сам или по желанию студентов назначает докладчиков, содокладчиков, оппонентов. Доклады должны носить характер краткого, но аргументированного сообщения по определенной проблеме, в котором раскрывается ее теоретическое и практическое значение, содержится критика антинаучных толкований данной проблемы. Темы докладов могут полностью совпадать с формулировкой вопроса в плане семинарского занятия или отражать одну из сторон. Нередко практикуются доклады и сообщения по какой-либо литературной новинке.

Круглый стол. Данный вид семинарского занятия предполагает обсуждение вопросов, возникающих в конституционной теории и практике. Как правило, это спорные вопросы, имеющие практическую значимость для правовой деятельности и несомненный теоретический интерес. Студенты заранее выбравшие какой-либо аспект темы, готовят выступления. При подготовке рекомендуется использовать дополнительную литературу (см. список рекомендованной литературы к соответствующему разделу курса). Поскольку в обсуждении должны участвовать все студенты группы, преподаватель предлагает всем заранее познакомится с наиболее интересными для данной темы материалами. Ведущий – преподаватель или студент – дает каждому выступающему от 7 до 15 минут для доклада. Регламент для вопросов – 5-7 минут. После запланированных выступлений важно предоставить возможность высказаться всем желающим. В заключительной части круглого стола преподаватель делает краткое резюме.

Суть семинара – пресс-конференции заключается в том, что преподаватель поручает нескольким студентам подготовку докладов по каждому пункту плана предстоящего семинара. На очередном занятии после краткого выступления руководитель семинара предоставляет по-своему выбору слово для доклада одному из готовившихся студентов. Время доклада 10 минут. Затем каждый студент задает докладчику один вопрос. Вопросы и ответы на них составляют центральную часть семинара. Отсюда и его название: семинар – пресс-конференция.

При этом подразумевается, что для формулировки вопроса студент должен иметь определенные знания по теме, предварительно изучить соответствующие нормативно-правовые акты и литературу. Характер вопросов определяется глубиной самостоятельной работы. Отвечает на вопросы сначала докладчик. Если преподаватель считает ответ недостаточным, он предоставляет возможность высказать свое мнение по вопросу другим студентам, а затем дополняет сказанное и вносит нужные коррективы.

Деловые игры создают модель реальной ситуации в рыночной экономике и способствуют лучшему пониманию теоретических вопросов на примере конкретной практической задачи. В ходе деловой игры проводится анализ проблем, составляются рекомендации или принимаются решения. В планы семинаров включаются подготовка рефератов. На выступление отводится 10-15 минут.

Успех семинара зависит от качества подготовки к нему. Учебно-методической базой для подготовки студентов к семинарам служат конспекты, а также специальная юридическая литература. Готовясь к семинарам, студенты должны продумать круг вопросов, подлежащих обсуждении на занятии, сделать выписки из необходимых нормативных актов, законспектировать по теме семинара основные положения работ из числа рекомендованной литературы (об этом подробнее смотри в разделе самостоятельная работа студентов), составить текст своих выступлений. Работа над текстом выступления начинается с продумывания его структуры. Это облегчает студенту понимание внутренней логики проблемы, поможет лучше ориентироваться при изучении рекомендованной литературы. Неплохо, если студент начинает свое выступление с плана. В определенной ситуации, студенту можно рекомендовать остановиться лишь на одном или двух пункта его плана. Немалое значение имеет и требования регламента к выступлению. Это приучает к лаконизму, умению отбирать наиболее существенное, по дисциплине мысли. Монотонное чтение конспекта лекции или учебника не приветствуется. Слушающим выступление студентам рекомендуется делать заметки, фиксировать собственные мысли и замечания, а по окончанию выступления задавать вопросы и участвовать в дискуссии.

Предполагаемые в данном учебно-методическом пособии планы семинарских занятий носят рекомендательный характер. Они могут уточняться руководителями занятий.

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа студентов (СРС) – деятельность студента, направленная на овладение специальными знаниями и навыками. Она способствует формированию творческого подхода к будущей профессии. СРС весьма многообразна. Она включает в себя различные формы организации: самостоятельное изучение и конспектирование учебных материалов и материалов судебной практики, научной литературы; участие в научных исследованиях кафедры, факультета; участие в конференциях и конкурсах научных работ; в работе научного студенческого кружка по экономике и др.

Не утратила своей силы старая истина: книги хороши для людей, которые умеют их читать. Предлагаем методические рекомендации по изучению литературы. Работать над книгой надо с карандашом в руках. Можно делать следующие виды записей:

1) Заметки на полях. Они делаются только на собственных книгах и представляют собой систему подчеркивания и условных обозначений.

2) План прочитанного – перечень вопросов, раскрывающих внутреннюю логику прочитанного текста книги.

3) Выписки, которые делаются в тетрадях, на карточках и т.д. любая выписка, в особенности цитата, должна быть обозначена ссылкой на источники.

4) Тезисы – это краткая формулировка того или иного теоретического положения книги. Они удобны, когда необходимо выступить на семинаре.

5) Составление конспекта. Конспекты условно подразделяют на плановые, текстуальные, свободные, тематические.

План-конспект – запись, в которой каждому пункту плана отвечает определенная часть конспекта. Он краток, прост и ясен по форме. Схематичный план – конспект отражает логическую структуру и взаимосвязь отдельных положений источника чаще всего в гражданском виде.

Текстуальный конспект – это конспект, созданный из отрывков подлинника. Текстуальные выписки связаны друг с другом цепью логических переходов.

Сводный конспект сочетает выписки, цитаты, тезисы; часть его текста может быть снабжена планом. Это наиболее полноценный вид контекста.

Тематический конспект составляется на основе использования ряда источников. Может полно не отображать содержание каждого из изучаемых произведений. Тематический конспект позволяет работать над темой, анализируя различные точки зрения, отраженные в нескольких источниках, по одному и тому же вопросу.

Все формы записей можно успешно использовать при подготовке устного выступления на семинарском занятии, конференции, написании письменной работы.

 

Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям.

Большую роль в приобретении правовых знаний, навыков и умений играют практические занятия. Цель названных занятий состоит в том, чтобы студенты на основе изучения научной и учебной литературы, лекционного материала, законодательства более глубоко усвоили проблемы современной российской и мировой экономики, приобрели навыки критического анализа экономической теории и политики, умели применять знание теории на практике.

Практические занятия способствуют формированию правового мышления, тренируют умение убедительно и аргументировано защищать свою точку зрения.

Учебно-методический комплекс предлагает разнообразные задания для практических занятий. Преподаватель может по-своему усмотрению их изменять.

По каждой теме курса предлагаются тесты, которые могут решать на аудиторных занятиях, так и в рамках самостоятельной внеаудиторной работы студента. Краткие формулировки предлагаемых ответов на вопросы не позволяют охарактеризовать всю полноту того или иного конституционно-правового явления. В форме тестирования, студент не имеет возможности давать свои комментарии к ответам. Необходимо отметить, что ответов на каждый вопрос может быть несколько или один.

С целью глубокого усвоения студентами изучаемого материала после изложения теоретических вопросов, по каждой теме предлагается решение практических задач.

Разрешение юридической ситуаций дает возможность в рамках курса экономики освоить не только теорию, но и механизм практического применения теоретических положений экономической науки. Профессионализм юриста состоит в умении выбрать правильное решение из возможных вариантов. Поэтому задачи могут быть сформулированы таким образом, что в большинстве случаев либо нет «правильного» решения, а есть лишь возможность варианта, либо решение, напротив более или менее очевидно.

 

Методические рекомендации по написанию эссе и рефератов

По результатам самостоятельной работы студентов могут быть подготовлены рефераты и научные доклады. Также самостоятельная работа студентов может быть построена на использовании решения задач по экономике.

Помимо литературы, рекомендованной к использованию настоящим учебно-методическим комплексом, а также преподавателем на консультации, студент может самостоятельно осуществить подбор материала по изучаемой теме. В этих целях следует изучить научные работы по заданной тематике, опубликованные в периодических изданиях, а также монографии. Необходимо также использовать материалы научных и научно-практических конференций, посвященных рассматриваемой проблеме.

Студентам-юристам прежде всего следует обратить особое внимание на нормативные правовые документы (послания Президента, законы, указы Президента, постановления правительства). По ряду тем следует привлекать материалы регионального законодательства, ежегодных Докладов социально-экономического развития Республики Башкортостан. Кроме того представляют большой интерес Интернет-ресурсы, содержащие информацию по рассматриваемой теме.

Для того чтобы выводы, сделанные по результатам самостоятельной научной работы студентов, были более убедительными, целесообразно подкреплять их данными статистических исследований.

Также всегда представляют интерес исторические исследования в области рассматриваемой проблемы, критический анализ существующих школ, взглядов. Для того чтобы выработать рекомендации по совершенствованию экономической и хозяйственной практики и политики, крайне целесообразно ознакомление с опытом зарубежных стран в этой сфере.

В процессе изучения курса предполагается самостоятельное более глубокое исследование нескольких тем в форме реферата (научного доклада) для выступления на семинарском занятии, на заседании студенческого научного кружка или конференции.

Реферат (научный доклад) преследует цели дополнительного приобретения опыта самостоятельного изучения студентом нормативных правовых актов, научной литературы, справочного, практического материала, а также выступлений с обоснованием своих выводов перед аудиторией. Научный доклад должен способствовать пробуждению у студентов интереса к научным исследованиям, закреплению и углублению знаний, полученных во время обучения.

Выбор темы реферата осуществляется в соответствии со своими научными интересами на основе прослушанного курса лекций, после ознакомления с содержанием учебника и дополнительной литературы. Помимо предложенных тем студент может самостоятельно сформулировать тему интересующего его направления и согласовать с научным руководителем. Тема работы должна соотноситься с актуальными проблемами экономической политики государства и задачами совершенствования соответствующего законодательства на современном этапе.

Общими требованиями к реферату являются:

- четкость построения работы;

- логическая последовательность в изложении материала;

- необходимая полнота, точность и ясность формулировок, отвечающих названию темы, целям и задачам исследования.

Начинать работу над рефератом следует с изучения литературы по выбранной теме, выделением проблемных моментов, дискуссионных вопросов. На основе этого составляется план работы. Зачастую качество работы зависит от научности построения плана, четкости рубрикации, правильной соотнесенности частей. Желательно, чтобы каждый пункт плана раскрывал одну из сторон избранной темы, а все пункты в совокупности охватывали ее целиком. При составлении плана важно, чтобы каждый пункт был соотнесен с главной темой, не содержал повторения в других пунктах. План обязательно содержит такие разделы, как «Введение» и «Заключение». Во введении автор обосновывает актуальность темы, обозначив круг составляющих ее проблем, определяет задачи работы, указывает основные научные работы, посвященные выбранной теме. В заключении автор помещает основные выводы, к которым приходит в результате исследования и свои предложения, адресованные конкретным органам государственной власти и местного самоуправления, показывает внесенный автором вклад в исследование проблемы, социально-экономический эффект при реализации предложений.

Общий объем реферата (научного доклада) – не менее 20 страниц машинописного текста с 1,5 межстрочным интервалом. Используемые цитаты и цифровые данные должны иметь ссылки на источники и соответствующие сноски. В конце оформляется список используемой литературы и нормативных актов в соответствии с принятыми правилами.

В результате проведенного исследования автором обосновывается собственная точка зрения на рассматриваемую проблему. Реферат (научный доклад) является авторским произведением и должен свидетельствовать о знании публикаций и нормативных актов по выбранной теме, ее основной проблематики, отражать точку зрения автора на эти проблемы, его умение осмысливать явления жизни на основе теоретических знаний и анализа практического материала.

По завершении работа редактируется, аккуратно оформляется, на последней странице ставится дата и личная подпись. Научный руководитель, прочитав работу, рекомендует ее для выступления или возвращает на доработку.

Реферат (научный доклад) реализуется в следующей форме: студент докладывает аудитории суть своей работы, ее основные положения. Затем идет обсуждение работы в присутствии автора, где он отвечает на вопросы, отстаивает выдвинутые положения. Реферат (научный доклад) и его защита оцениваются научным руководителем.

10. Информационные технологии, используемые при осуществлении образовательного процесса по дисциплине

В ходе подготовки к практическим занятиям, а также выполнении заданий для самостоятельной работы обучающиеся могут при необходимости использовать возможности информационно- справочных систем, электронных библиотек и архивов БашГУ.

Пользователям библиотеки БашГУ предоставляется возможность использования следующих электронных информационных ресурсов:

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.119.17 (0.097 с.)