Смета затрат и методика её составления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Смета затрат и методика её составления.



Смета затрат -полный расчет расходов предприятия на производство и реализацию продукции за определенный календарный период (год, квартал), составленный по экономическим элементам расходов.

Смета затрат составляется по типовым элементам: сырье и основные материалы, возвратные отходы (вычитаются); вспомогательные материалы, топливо и энергия со стороны; заработная плата основная и дополнительная; отчисления на социальное страхование, прочие расходы.

Смета затрат рассчитывается путем прямого суммирования отдельных экономических элементов и смет комплексных расходов или смет отдельных подразделений предприятий; она исключает вторичный учет продукции собственного изготовления для собственных производственных потребностей. В смете затрат учитываются затраты на изменение остатков незавершенного производства, капитальное строительство, капитальный ремонт и пр.

Смета затрат позволяет определить общую потребность предприятия в денежных ресурсах, сумму материальных затрат, провести расчеты по балансу доходов и расходов предприятия на планируемый период.

Смета затрат и калькуляция себестоимости продукции тесно связаны между собой, содержат одни и те же затраты, но учитывают их по разным признакам. С помощью калькуляции определяется себестоимость единицы продукции, а по смете — себестоимость товарной и валовой продукции предприятия.

метод составления.

В процессе управления денежными ресурсами на пред приятии делаются расчеты затрат предприятия в финансовых сметах.
Главным требованием к сметам: правильное определение состава статей затрат и порядка их формирова ния, т.е. необходимо заранее выбрать центры затрат и ответ ственности внутри предприятия
2.методы группировки и спи сания затрат на производство и реализацию продукции, ра бот
3.методы нормирования, планирования и учета себестои мости продукции.

Выбор методов формирования затрат по предприятию и его подразделениям зависит от специфики производственного процесса, организации производства, от возможностей экономических служб собрать, обработать и систематизиро вать информацию для определенных целей.
Методы формирования затрат различаются;
— классификацией затрат на производство и реализа цию продукции,
— степенью детализации и группировки затрат,
— методами распределения косвенных затрат;
— взаимосвязью себестоимости с ценообразованием производимой продукции;
— финансовыми результатами от реализации продукции.

 

Традиционный метод составления сметы затрат предусматривает деление затрат на прямые и косвенные, подсчет технологической, производственной и полной себестоимости валовой, товар ной и реализуемой продукции.

По маржинальной системе "директ-костинг" предусматривает деление затрат на постоянные и переменные. Он включает подсчет частичной производствен ной себестоимости (по переменным затратам) с последую щим списанием суммы постоянных затрат на уменьшение прибыли, когда эта продукция реализуется.

Главным отличием этих методов является то, что по затратному методу распределение постоянных затрат на реа лизуемую продукцию производится в тот период, когда они произошли, а по маржинальному они списываются на фи нансовые результаты в момент реализации продукции.
По первому методу финансовые сметы формируются по экономическим элементам и калькуляционным статьям. Планирование и учет затрат осуществляются по технологи ческим переделам, цехам, видам производств, отдельным заказам и изделиям. Сметы составляются по экономическим элементам на весь объем производимой продукции и услуг, включая незавершенное производство и расходы будущих периодов. На их основе составляются сметы по статьям каль куляции, где планируются и учитываются затраты по конк ретной продукции и выполненным услугам. Вначале опре деляются затраты, непосредственно связанные с производ ством определенной продукции в конкретном технологичес ком процессе, т.е. используется метод прямого счета. Затем рассчитываются косвенные затраты, связанные с обслужи ванием и управлением всего производства Рассчитываются они в виде смет цеховых расходов, расходов на содержание и эксплуатацию оборудования, расходов на подготовку и освоение производства, расходов по отгрузке и реализации продукции. Распределяться на готовую продукцию (по груп пам или готовым изделиям) эти затраты могут пропорцио нально основной заработной плате производственных рабо чих, количеству произведенной продукции, сметным став кам работы оборудования, технологическим затратам по от дельным подразделениям.

Финансовое планирование осуществляется на данных отчетного года, для этого берутся прошлогодние плановые и фактические сметы, используются данные анализа за этот период, учитываются текущие организационно-технические условия, вводятся различные коэффициенты изменения объе ма, норм и цен для планируемого периода, составляются планы организационно-технических мероприятий на плани руемый период. Все эти данные являются основой для раз работки плановых смет внутри предприятия.
На предприятиях серийного и массового производства базой формирования плановых затрат могут быть норматив ные калькуляции, которые разрабатываются на каждое изде лие, сборочный узел, деталь.
На предприятиях единичного производства основой является заказ, и здесь плановые сметы составляются по от дельным заказам на весь объем работ сразу. Сметы по общепроизводственным, общехозяйственным и коммерческим расходам составляются по отдельным производственным цик лам, цехам. В современный период при неустойчивом эко номическом положении на предприятии целесообразно со ставлять гибкие, меняющиеся сметы в виде плановых бюд-жетов на короткий период времени, когда известны все ус ловия производства и реализации продукции. Гибкие пла новые сметы могут составляться на минимальный, макси мальный и оптимальный объемы производства с целью выявления неблагоприятных последствий, узких мест, наибо лее прибыльных видов продукции или услуг. Они могут ис пользоваться для пересчета плановых заданий на фактичес кий объем производства с помощью коэффициентов роста или снижения объемов по сравнению с планом.
На предприятии могут рассчитываться финансовые сметы материальных, трудовых, административных расходов, сметы затрат на производство и реализацию продукции, финансовые бюджеты в виде движения денежных средств, вложений капитала и др.
Для вспомогательных, подсобных и обслуживающих хозяйств, для управленческих служб предприятия составля ются жесткие сметы затрат, которые формируют в основном условно-постоянные расходы предприятия и не зависят от объема реализации продукции. Здесь важно, чтобы перво начальные сметы затрат по управлению и обслуживанию производства и реализации продукции соответствовали про изводственной мощности основного производства. На осно ве плановых жестких производственных смет рассчитывается стоимость производственных услуг внутрипроизводственных подразделений предприятия своему основному производству.

Для составления смет по основному производству нужно знать стоимость единицы ремонтной сложности ремонтно-механического цеха, стоимость одного часа работы авто- и элек тротранспорта и других услуг. Поэтому формирование затрат с этой точки зрения включает многочисленные аналитичес кие и плановые задачи начиная с расчета норм расхода ре сурсов, составления и доведения смет затрат до исполните лей и до организации учета по центрам затрат и центрам от ветственности. Центры затрат — это подразделения, где эти затраты аккумулируются. Выделение центра затрат по отдель ным подразделениям может производиться по различным при знакам, например по организационной структуре предприя тия, по видам работ и услуг, по заказам, по видам оборудо вания и транспортных средств. Центры ответственности — это подразделения, отвечающие за величину затрат и прини мающие управленческие решения.
Самая сложная финансовая проблема — это взаимоот ношения между этими подразделениями, так как центры зат рат и центры ответственности могут возглавляться разными руководителями. Выявление отклонений от нормативных и плановых затрат — важная информация для принятия опера тивных управленческих решений по дальнейшему финанси рованию производства продукции
Целесообразно определить на предприятии центры прибыли, которые должны отвечать не только за затраты, но и за прибыль. Для этого следует
1) закрепить все элементы затрат за производственны ми подразделениями;
2) наметить конкретных исполнителей по подразделениям,
3) составить методики, инструкции, рекомендации;
4) подготовить исходные документы;
5) определить порядок прохождения документов;
6) наладить оперативный учет, контроль, анализ;
7) ввести систему заинтересованности снижения затрат,
8) ввести систему санкций к виновникам отклонений,
9) ввести порядок составления внутрипроизводствен ных претензий.
Все это и организует информацию по нормируемым, планируемым и отчетным затратам на производство продук ции и ее прибыльности, и облегчит определение причин от клонений по сметам: происходят ли они за счет смены про изводственных или организационных условий, вследствие изменения норм и цен или других факторов. Такой анализ позволяет оперативно принимать решения.
Плановые сметы затрат тесно связаны с методом про гнозирования безубыточности работы, так как в их основе лежат постоянные затраты, а затем к ним присоединяются переменные затраты

 

Билет 15.

1.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 2711; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.95.38 (0.007 с.)