Виды административно-правовых актов управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды административно-правовых актов управления



Правовые акты управления образуют самостоятельную систему юридических актов, внутри которой можно обнаружить определенные группы или виды, отличающиеся друг от друга.

Классификация дает возможность определить юридическую силу и значение каждого акта управления, его отраслевое и пространственное действие, место среди других актов, т. е. глубже уяснить их сущность, общие и конкретные признаки.

Наиболее распространенной является классификация по следующим критериям:

· юридическим свойствам;

· действию в пространстве;

· характеру компетенции органов, издающих правовые акты управления;

· органам, их издающим;

· времени действия;

· порядку издания.

Юридические свойства являются главным критерием классификации актов управления. По юридическим свойствам правовые акты управления делятся на нормативные (регламентарные) и индивидуальные (нерегламентарные)

Нормативные акты содержат нормы права и выражают регулятивную функцию административного права. В них содержатся административно-правовые нормы, регулирующие однотипные управленческие общественные отношения путем установления определенных правил должного поведения всеми субъектами государственного управления. Они рассчитаны на длительное применение (исполнение) и не имеют конкретного, персонифицированного адресата (например, нормы, содержащиеся в правилах дорожного движения, санитарно-гигиенических правилах и т. п., распространяются на всех, кто так или иначе совершает определенные действия в названных областях).

Это юридические акты подзаконного административного нормотворчества. Их подзаконность – свидетельство вторичности такого нормотворчества. Тем не менее роль управленческих нормативных актов существенна, что находит свое выражение в их содержании.

Нормативными актами:

· конкретизируются нормы высшей юридической силы, т. е. содержащиеся в законодательных актах;

· определяются типовые правила поведения в сфере государственного управления (например, таможенные правила, правила приватизации государственных предприятий и т. п.);

· проводятся в жизнь различного рода социально-экономические программы (например, программа приватизации, демонополизации и т. п.);

· определяется организационно-правовой статус звеньев исполнительного аппарата, непосредственно подведомственных Президенту или Правительству Республики Беларусь;

· обеспечивается механизм реализации конституционного статуса граждан и общественных объединений (например, о свободе вероисповеданий, о праве на образование и т. д.);

· устанавливаются необходимые ограничения, запреты, возлагаются специальные обязанности или предоставляются специальные права, реализуемые в сфере государственного управления (например, о чрезвычайном положении, о въезде и выезде из страны и т. п.);

· формируются основные линии взаимодействий различных участников управленческих отношений;

· осуществляется охрана установленного в сфере государственного управления порядка отношений (например, о судебном обжаловании неправомерных действий исполнительных органов (должностных лиц и т. п.)).

Нормативные акты управления служат правовой основой для возникновения, изменения и прекращения конкретных административно-правовых отношений, но сами их не создают. По Закону Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» они являются официальными документами установленной формы, издаются в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) и с соблюдением предусмотренной процедуры.

К индивидуальным относятся акты, содержащие конкретные предписания определенному лицу. На основании этих актов возникают, изменяются или прекращаются конкретные правоотношения (например, приказ о назначении на должность; постановление о наложении административного взыскания). Издавая административные акты, органы государственного управления планируют работу подчиненных им органов, производят расстановку кадров, распоряжаются находящимися в их ведении фондами собственности, поощряют хороших работников и привлекают к ответственности нарушителей. Индивидуальные акты в наибольшей степени соответствуют задачам оперативного управления. В отличие от нормативных они носят ярко выраженный правоисполнительный, правоприменительный характер. По своему юридическому содержанию это – распорядительные правовые акты. В них всегда получают свое прямое выражение конкретные юридически властные волеизъявления соответствующих субъектов исполнительной власти. Конкретность таких предписаний проявляется в том, что, во-первых, с их помощью решаются индивидуальные административные дела и вопросы, возникающие в сфере государственного управления; во-вторых, они персонифицированы, т. е. их адресат – определенное лицо (лица); в-третьих, они являются юридическими фактами, вызывающими возникновение конкретных административно-правовых отношений.

Индивидуальные акты наиболее распространены в практике государственной управленческой деятельности, так как в наибольшей степени отвечают ее исполнительному назначению и служат важнейшим средством оперативного решения текущих вопросов управления. Именно они обеспечивают реализацию юрисдикционной (правоохранительной) функции административного права и исполнительной власти.

Индивидуальные акты всегда являются актами применения административно-правовых норм, но используются также и для реализации норм ряда других отраслей белорусского права (финансового, земельного, трудового и т. п.). Главное требование, предъявляемое к их изданию, – соответствие нормативным административно-правовым актам. В противном случае они не могут быть признаны действительными. Например, индивидуальные акты, издаваемые по конкретным вопросам государственно-служебных отношений, должны основываться на нормах, содержащихся в Законе «Об основах службы в государственном аппарате».

По юридическим последствиям издание индивидуальных правовых актов связывают с установлением обязанностей, запретов, разрешений и дозволений. Создается впечатление, что юридическое содержание нормативных актов свободно от них, что не соответствует действительности. В нормативных актах прежде всего формулируются административно-правовые дозволения, предписания и запреты, а также условия их использования, в то время как в индивидуальных актах они непосредственно применяются к конкретным действиям.

В зависимости от целей и характера все индивидуальные акты можно разделить на оперативно-исполнительные и правоохранительные.

Оперативно-исполнительными являются акты применения диспозиции правовой нормы (распоряжение о перечислении средств, решение о выдаче ордера на квартиру и т. д.). Издаются они практически всеми органами исполнительной власти.

Правоохранительные индивидуальные акты издаются с целью обеспечить охрану права от нарушений либо восстановить нарушенное право. В ряде случаев реализуются санкции правовых норм (приказ об объявлении дисциплинарного взыскания за нарушения по службе, постановление о применении административного взыскания за нарушение общественного порядка, отмена незаконного индивидуального акта нижестоящего органа и т. д.). В правоохранительных актах, как правило, дается правовая оценка поведению, деятельности различных субъектов правоотношений в сфере государственного управления. Но их нельзя отождествлять с мерами административного принуждения, реализация которых не сводится к изданию индивидуального правоохранительного акта управления, а включает в себя и соответствующие материально-технические операции (например, получение штрафных сумм, удержание их в случае неуплаты нарушителем в установленный законом срок и т. д.).

Каждый индивидуальный акт должен строго соответствовать общему правилу, норме права, регламентирующей данный вид отношений. Вместе с тем следует иметь в виду, что в ходе повседневной деятельности государственных органов нередко возникает вопрос, типового решения которого еще нет в нормах права. В этих случаях индивидуальные акты издаются в общих рамках компетенции государственных органов, в пределах правовых норм, устанавливающих их права и обязанности. Такое проявление оперативной самостоятельности, равно как и иные ее проявления, допускаются строго в пределах и целях, установленных в законе.

По юридическим последствиям индивидуальные акты могут быть обязывающими, запрещающими, управомочивающими, поощряющими, содержащими отказы.

Наряду с нормативными и индивидуальными выделяют также общие и смешанные правовые акты управления.

Общие акты содержат общие кратковременные предписания (о переносе выходного дня, об очередном призыве на военную службу и т. д.) или общие требования (повысить требовательность, усилить внимание к определенным категориям дел, бережнее относиться, экономить ресурсы, больше внимания уделять многодетным семьям и т. д.) либо разъясняют что-то.

В смешанных актах одновременно содержатся нормы права и правоприменительные решения либо еще и общие требования.

По действию в пространстве различаются акты центральных и акты местных органов.

Акты центральных органов действуют либо на всей территории Республики Беларусь, либо лишь на ее части, предусмотренной актом.

Акты местных органов могут действовать лишь в пределах области, района, города и т. п.

В соответствии с принципом централизации и децентрализации в управлении акты местных органов должны соответствовать актам центральных органов.

По характеру компетенции органов, издающих акты, различаются акты общего и акты специального (отраслевого) управления.

К актам общего управления относятся акты Совета Министров, исполнительных комитетов, которыми регулируются отношения, возникающие в ряде отраслей государственного управления.

Акты специального (отраслевого) управления регулируют отношения, возникающие в одной отрасли. Они издаются министрами, руководителями ведомств, управлений и отделов исполнительных комитетов местных Советов.

Особое место в системе актов управления занимают акты, предусматривающие административную ответственность за их нарушение – акты с административной санкцией. Они относятся к числу общеобязательных нормативных актов управления и регулируют поведение всех граждан и должностных лиц в определенных сферах управления. Акты с административной санкцией и их применение – одно из важнейших средств, обеспечивающих охрану жизни и здоровья людей, прав и законных интересов граждан, охрану всех форм собственности, общественного порядка, обеспечение общественной безопасности. Издаются они Президентом Республики Беларусь, Советами депутатов до районного звена, исполнительными комитетами, но принимаются только в коллегиальном порядке. Круг вопросов, по которым акты с административной санкцией принимают местные Советы и исполкомы, строго ограничен и определен в ст. 5 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. Областные Советы депутатов и Минский городской Совет депутатов могут принимать решения, предусматривающие за их нарушение административную ответственность по всем вопросам, если они не урегулированы актами вышестоящих органов, а также по вопросам борьбы со стихийными бедствиями и эпидемиями; районные и городские Советы депутатов – по вопросам борьбы со стихийными бедствиями и эпидемиями, за нарушение правил по карантину животных и других ветеринарно-санитарных правил; за нарушение правил благоустройства и содержания населенных пунктов.

По форме различают правовые акты управления письменные – разновидность служебных документов; устные – для обеспечения общественной безопасности на транспорте, в воинских частях; конклюдентные – находят внешнее выражение в жестах работника ГАИ, регулирующего уличное движение, в световых и звуковых сигналах, знаках.

По функциональной роли акты управления могут быть: плановые; по финансовым вопросам; методического характера; по кадровым делам; по учету, снабжению и иным общим функциям административной деятельности. Довольно часто решения исполнительной власти связаны сразу с несколькими функциями администрации, они полуфункциональны.

В зависимости от объема полномочий субъекта власти, его правовой связанности правовые акты управления подразделяются на:

· дискреционные – принимаются в условиях свободы усмотрения, широкой самостоятельности органа, должностного лица (например, при приеме на службу). Свободное усмотрение означает возможность выбора в широких пределах, установленных правовыми нормами. В силу недостаточной полноты или конкретности правовых норм, наличия в них оценочных понятий, у правоприменителя существует возможность принимать во внимание разнообразные факторы, а следовательно, выбирать решение из большого числа возможных и законных вариантов;

· акты, принимаемые на основе альтернативных полномочий, – предоставляют субъекту возможность выбора одного из нескольких названных в норме права вариантов (например, при рассмотрении дела о мелком хулиганстве начальник ОВД вправе оштрафовать виновного, направить дело в суд, передать на рассмотрение администрации, общественных организаций по месту работы, учебы гражданина, прекратить дело и ограничиться устным замечанием);

· акты «связанной администрации» – принимаются при отсутствии возможности выбора (прием в вузы по результатам конкурса, назначение пенсий, применение абсолютных санкций и т. д.).

По степени сложности решения правовые акты управления могут быть простыми (рутинными), сложными и уникальными (например, о строительстве атомной электростанции, о выводе войск из Афганистана).

В зависимости о даты начала действия нужно различать акты, вступающие в силу:

· немедленно (по общему правилу) с даты подписания, принятия;

· с даты, указанной в самом акте;

· в срок, указанный в другом акте;

· после государственной регистрации и официального опубликования.

В зависимости от порядка принятия различают акты коллегиальные и единоличные. Последних намного больше, но чаще всего единоличные акты оформляют, придают властный характер мнению большой группы лиц, которые готовили, согласовывали, визировали, предварительно обсуждали проект. Коллегиальные акты принимаются на заседаниях Правительства Республики Беларусь, его Президиума, на заседаниях местных исполнительных комитетов, местных администраций, на заседаниях административных комиссий, комиссий по делам несовершеннолетних и других коллегиальных органов. Принятие их зависит от кворума, от количества лиц, принимавших участие в заседании и проголосовавших «за». В соответствии с действующим законодательством такие акты принимаются простым или квалифицированным большинством от общего числа членов коллегиального органа или от числа присутствующих на заседании. Так, решения местного исполнительного комитета принимаются простым большинством голосов от установленного состава исполкома. Такой порядок установлен ч. 7 ст. 9 Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь». Решения Правительства Республики Беларусь принимаются большинством голосов его членов, присутствующих на заседании. Заседание является правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов Правительства (см. ст. 25 Закона Республики Беларусь «О Совете Министром Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах»).

Если анализировать правовые акты управления в зависимости от объекта организационного воздействия, то полезно учесть решения по сельскому хозяйству, обороне, охране общественного порядка, здравоохранению и другим вопросам.

Важное значение имеет классификация правовых актов управления по органам, их издающим. Согласно действующему законодательству, каждый тип органов государственного управления вправе издавать предписанные ему правовые акты управления.

Президент Республики Беларусь уполномочен Конституцией Республики Беларусь издавать декреты, указы и распоряжения. С их помощью могут решаться и управленческие вопросы, а следовательно, такие акты являются правовыми актами управления. Статьей 101 Конституции Республики Беларусь предусмотрено два вида декретов:

· декреты, издаваемые на основании закона о делегировании Президенту законодательных полномочий;

· временные декреты, издаваемые Главой государства в силу особой необходимости по собственной инициативе или по предложению Правительства.

Если ранее акты, имеющие силу закона, могли издаваться только Верховным Советом, который по Конституции от 15 марта 1994 г. являлся высшим представительным и единственным законодательным органом государственной власти Республики Беларусь, то сейчас и Президент Беларуси в случаях, предусмотренных Конституцией, может издавать акты, имеющие силу закона.

Оба типа декретов имеют силу законов. Временные декреты представляются для последующего рассмотрения Парламентом и сохраняют силу, если они не отменены большинством (не менее двух третей голосов от полного состава обеих палат Парламента). Поскольку Конституцией не установлено, что Парламент обязан по итогам рассмотрения одобрить либо отменить соответствующий декрет, получила распространение практика принятия декрета к сведению.

Законом о Президенте Республики Беларусь установлено, что декреты и указы Президента, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь, имеют верховенство над актами иных государственных органов и должностных лиц.

Декреты всегда нормативны и ими регулируются самые разнообразные вопросы государственной и общественной жизни.

Указы по юридической силе находятся ниже, чем декреты. Ими регулируются вопросы, не требующие вмешательства Парламента, следовательно, менее значимые. Указы могут быть нормативными и ненормативными (индивидуальными). В 2000 г. Президент издал 711 указов. Большая часть из них – указы индивидуального характера: о назначении на должности или освобождении от них, о награждениях, о присвоении званий.

Распоряжения по юридической силе ниже указов. Они, как правило, имеют индивидуальный характер и издаются преимущественно по вопросам внутриорганизационного характера.

Совет Министров Республики Беларусь принимает постановления. Это единственная форма правового акта, который вправе принимать Правительство. Постановления – акты коллегиальные, так как они могут быть приняты на заседаниях Правительства или его Президиума (малого Совета Министров). По особо неотложным вопросам либо вопросам, которые не требуют обсуждения, постановления Совета Министров могут приниматься и путем опроса членов Президиума Совета Министров, т. е. без рассмотрения на заседаниях (ч. 4 ст. 27 Закона Республики Беларусь «О Совете Министром Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах»). Постановления могут быть как нормативными, так и индивидуальными. Они издаются на основании Конституции Республики Беларусь, законов Республики Беларусь, актов Президента Республики Беларусь и в целях их исполнения.

Председатель Совета Министров издает распоряжения. Это акты индивидуального характера. По результатам заседаний, совещаний у премьер-министра и его заместителей могут приниматься решения в форме протоколов, указаний, поручений. Такие правовые акты являются только индивидуальными. Все они имеют меньшую юридическую силу по сравнению с постановлениями, должны им соответствовать и не противоречить. Акты единоначального руководства принимаются по вопросам компетенции премьер-министра и требуют оперативного разрешения. В 2000 г. Правительством было принято 2024 постановлений.

Министерства, государственные комитеты и комитеты при министерствах и государственных комитетах издают приказы и инструкции. Органы надведомственного характера, кроме того, могут издавать государственные (отраслевые) стандарты, методические указания, рекомендации, нормы, правила.

Местные исполнительные комитеты и местные администрации принимают решения. Председатель исполнительного комитета (руководитель местной администрации) издает распоряжения.

Руководители предприятий, учреждений, организаций издают приказы и распоряжения. Подобные акты издают отделы, управления и другие структурные подразделения местных исполнительных комитетов и администраций.

По времени действия правовые акты управления делятся на акты постоянного действия – не ограничены временными рамками и действуют до отмены (например, нормативные акты) и временного действия.

Требования, предъявляемые к правовым актам управления и последствия их несоблюдения

Одним из важнейших условий юридической силы правового акта является его соответствие установленным требованиям, предъявляемым к его юридическому содержанию и порядку его издания.

Можно выделить три основные группы требований:

1. Общие требования законности (юридические требования), которым должны удовлетворять все акты управления независимо от того, как и по какому вопросу они создаются. Они имеют правовой характер и содержатся в Конституции Республики Беларусь, законах и других нормативных правовых актах, в том числе и актах управления:

Правовые акты должны соответствовать Конституции Республики Беларусь, законам, актам Президента Республики Беларусь и актам вышестоящих органов (ст. 7 Конституции Республики Беларусь). Все государственные органы и должностные лица должны действовать в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства. Правовые акты Совета Министров могут издаваться в русле Конституции Республики Беларусь, законов и актов Президента Республики Беларусь. Акты республиканских органов управления должны соответствовать Конституции Республики Беларусь, законам, актам Президента Республики Беларусь, постановлениям Совета Министров Республики Беларусь, распоряжениям Премьер-министра Республики Беларусь.

Правовые акты должны издаваться в строгом соответствии с компетенцией органа, должностного лица только по вопросам, входящим в их ведение и в пределах предоставленных им прав. Практически, прежде чем приступить к решению того или иного вопроса путем издания акта, необходимо свериться, относится ли он к предмету ведения органа, должностного лица. Иными словами, следует обратиться к акту, определяющему правовой статус, полномочия этого органа (должностного лица).

В ч. 2 ст. 3 Закона Республики Беларусь «О Совете Министров Республики Беларусь…» установлено, что Совет Министров Республики Беларусь не вправе осуществлять полномочия, предоставленные законодательством Республики Беларусь Президенту Республики Беларусь, Национальному собранию Республики Беларусь и иным государственным органам.

У каждого органа имеются свои способы и средства решения тех или иных вопросов. Избирая иные средства, он тем самым выходит за рамки предоставленной ему компетенции. Например, обеспечение правил паспортной системы относится к ведению паспортных служб органов внутренних дел, но им не предоставлено право применять меры административной ответственности к лицам, не соблюдающим эти правила. Решение подобных вопросов входит в компетенцию административных комиссий при районных, городских исполнительных комитетах. Если начальник паспортно-визовой службы наложит штраф на гражданина, проживающего без прописки, то он выйдет за пределы своей компетенции, и его акт будет незаконным.

Как несоблюдение требования следует рассматривать решение вышестоящим органом, должностным лицом вопросов, отнесенных к компетенции нижестоящих органов, должностных лиц, если подобное вмешательство прямо не предусмотрено соответствующим правовым актом. Например, районный исполком является вышестоящим органом по отношению к административной комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних, РОВД. Однако он не может изъять находящееся у них какое-либо дело об административном правонарушении, рассмотреть его и применить к виновному лицу меру административной ответственности. В то же время исполнительный комитет как вышестоящий орган может принять решение по жалобе или протесту, поступившие на постановление административной комиссии, и т. д.

Нарушением является и выход за пределы дозволенного, за пределы объема полномочий. Так, начальник РОВД за совершение мелкого хулиганства может принять постановление о наложении только штрафа; исправительные работы или административный арест, которые также предусмотрены за это нарушение, он не может применить. Государственные ветеринарные инспекторы областей, городов и районов могут принять постановление о наложении штрафа лишь до десяти минимальных заработных плат, хотя ч. 2 ст. 102 КоАП Республики Беларусь штраф предусмотрен до двадцати минимальных заработных плат. Такой предельный размер штрафа вправе наложить лишь главный государственный ветеринарный инспектор Республики Беларусь (ст. 217 КоАП Республики Беларусь).

Правовые акты должны издаваться в установленном порядке. Так, постановления Совета Министров Республики Беларусь могут приниматься только на его заседаниях или заседаниях Президиума Совета Министров. Постановления Президиума должны соответствовать актам, принятым на заседаниях Совета Министров. Распоряжения издаются в единоначальном порядке премьер-министром и, следовательно, не могут приниматься на заседаниях Правительства или его Президиума. Правда, в нарушение указанного общепризнанного порядка принятия правовых актов коллегиальными органами не исключается и так называемый порядок «путем опроса (выяснение мнения членов Президиума по особым неотложным вопросам либо по вопросам, не требующим обсуждения без рассмотрения их на заседаниях).

Правовые акты должны соответствовать определенной юридической форме. По действующему законодательству каждый орган (должностное лицо) имеет право издавать лишь акты, которые для него предусмотрены. Совет Министров Республики Беларусь вправе принимать только постановления, премьер-министр – распоряжения.

Правовые акты управления должны быть подписаны уполномоченными на то лицами. В законодательстве рассматриваемое требование регламентировано довольно четко. Неподписанный акт остается решением, не имеющим юридической силы. Акт, подписанный некомпетентным лицом, не является законным. Подписываются официальные тексты правовых актов. Указы и распоряжения Президента Республики Беларусь подписываются только самим Президентом. Постановления Совета Министров Республики Беларусь и распоряжения подписываются премьер-министром, а в его отсутствие – лицом, исполняющим такие обязанности – первым заместителем премьер-министра, а при отсутствии его – по поручению премьер-министра и по согласованию с Президентом Республики Беларусь – одним из заместителей премьер-министра. Решения протокольного характера, которые могут приниматься на заседаниях (собраниях), у премьер-министра и его заместителей отдельно (как правовые акты) не подписываются, а подписывается сам протокол. При необходимости рассылки (оповещения) таких решений делаются выписки из протокола. Акты иных органов подписываются руководителем соответствующего органа, принявшего (издавшего) акт, в его отсутствие – лицом, которому поручено исполнять его обязанности. В состав подписи должно входить: наименование должности лица, подписывающего акт, личная подпись и ее расшифровка (инициалы или инициал имени, фамилия).

Правовые акты управления необходимо довести до сведения адресатов (исполнителей). Это требование является обязательным. Правила о доведении до сведения адресатов правовых актов управления закреплены в различных нормативных актах. Отсутствие единого акта определяется многоаспектностью, видами и юридической силой актов управления, а также их адресатами. Так, в соответствии со ст. 62 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» нормативные правовые акты Республики Беларусь подлежат официальному опубликованию. Иные правовые акты Республики Беларусь подлежат официальному опубликованию в соответствии с Положением «Об официальном опубликовании и вступлении в силу правовых актов Республики Беларусь». Согласно ч. 4 ст. 25 ТК Республики Беларусь приказ (распоряжение) нанимателя о приеме на работу объявляется работнику под расписку. Подобный порядок определен и для доведения до сведения акта о наложении дисциплинарного взыскания. Установлен пятидневный срок, в течение которого он должен быть объявлен под расписку (ч. 5 ст. 199 ТК Республики Беларусь). Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Копия постановления в течение трех дней вручается или высылается лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе (см. ст. 263 КоАП Республики Беларусь).

В правовом акте должны быть соблюдены (отражены) соответствующие реквизиты: вид акта (указ, постановление, распоряжение и т. п.); орган (должностное лицо), принявший (издавший) акт; название, обозначающее предмет регулирования; дата, место принятия (издания) акта и его регистрационный номер; подписи лиц, официально уполномоченных подписывать соответствующие правовые акты.

Правовые акты должны быть достаточно обоснованными с финансовой и юридической точек зрения (например, ч. 5 ст. 14 Закона Республики Беларусь «О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах»).

Правовой акт управления не должен нарушать права и законные интересы граждан, общественных объединений, предпринимательских и коммерческих организаций, фирм и иных ассоциаций и объединений.

2. Специальные требования законности (дополнительные) предъявляются к некоторым актам государственного управления в зависимости от их содержания и назначения.

Некоторые акты могут быть изданы лишь в определенный срок. Это требование имеет различные цели. В одних случаях – оперативность в решении вопроса, в других – возможность более точного учета обстоятельств, связанных с причиной издания акта. Так, правовые акты по результатам рассмотрения обращений граждан должны быть изданы в сроки, предусмотренные законодательством. Согласно ст. 200 ТК Республики Беларусь, приказ о привлечении к дисциплинарной ответственности может быть издан в оговоренные сроки: не позднее одного месяца со дня обнаружения дисциплинарного проступка и не позднее шести месяцев со дня совершения проступка (см. иные сроки: ст. 3 Положения о дисциплинарной ответственности судей судов Республики Беларусь). Постановление о наложении административного взыскания издается не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения (ст. 37 КоАП Республики Беларусь).

Многие акты издаются после предварительного согласования с другими государственными органами, заинтересованными сторонами, с предшествующим получением заключений компетентных органов. В некоторых случаях акты управления могут издаваться с разрешения (согласия) соответствующего государственного органа. Например, Президент Республики Беларусь вправе издать указ о назначении премьер-министра только с предварительного согласия Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь. С согласия Совета Республики возможно назначение Президентом Председателя Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда и т. д. Президент Республики Беларусь дает согласие на издание решения облисполкомом о назначении председателя райисполкома.

Отдельные акты могут издаваться только по предварительному согласованию с соответствующими государственными органами. Например, председатель облисполкома и Минского горисполкома может издать акт о назначении первого заместителя председателя, заместителей председателя, управляющего делами и членов этих исполкомов по согласованию с Президентом Республики Беларусь, а на подобные должности в райисполкомах и горисполкомах могут назначаться их председателями по согласованию с вышестоящим исполнительным комитетом (ч. 4 ст. 9 Закона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь»). Назначение и увольнение руководителей отделов, управлений и иных структурных подразделений райисполкома должно быть согласовано председателем райисполкома с облисполкомом и его соответствующими отделами (управлениями) (п. 10 ст. 10 Закона).

Иногда изданный правовой акт управления требует утверждения соответствующим государственным органом. Так, издание Указа Президентом Республики Беларусь о введении чрезвычайного положения в соответствии с п. 22 ст. 84 Конституции Республики Беларусь требует вынесения его в трехдневный срок на утверждение Совета Республики. Аналогичное утверждение требуется и при введении Президентом Республики Беларусь военного положения на территории Республики Беларусь, объявлении полной или частичной мобилизации в случае военной угрозы или нападения (п. 29 ст. 84 Конституции Республики Беларусь).

Отдельные акты могут издаваться лишь по отношению к лицам, достигшим определенного возраста (например, постановление о применении административного взыскания к нарушителям, достигшим 16-летнего возраста).

Проекты нормативных правовых актов управления проходят в обязательном порядке юридическую экспертизу. Ее вид зависит от вида правового акта. Юридическую экспертизу проектов нормативных правовых актов,. вносимых Президенту Республики Беларусь, проводит уполномоченное структурное подразделение Администрации Президента Республики Беларусь; проектов постановлений Совета Министров Республики Беларусь – Министерство юстиции Республики Беларусь, уполномоченное структурное подразделение аппарата Совета Министров; проектов постановлений (других актов) министерств, иных республиканских органов государственного управления. Национального банка Республики Беларусь – Министерство юстиции Республики Беларусь; проектов решений местных исполкомов – юридические службы этих органов (ст. 49 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»). Юридическая служба предприятий, учреждений и организаций проводит юридическую экспертизу и иных правовых актов в своих предприятиях, учреждениях и организациях (ст. 2 Примерного Положения о юридическом управлении (отделе), главном юрисконсульте, юрисконсульте министерства, иного республиканского органа государственного управления, объединения (учреждения), подчиненного Правительству Республики Беларусь, местного исполнительного и распорядительного органа). Это ее основная обязанность.

Ряд правовых актов подлежит обязательному включению в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. К ним в первую очередь относятся нормативные акты Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Национального банка, министерств и иных республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов.

Нормативные правовые акты Национального банка Республики Беларусь, министерств, иных республиканских органов государственного управления, которые касаются прав, свобод и обязанностей граждан либо носят надведомственный характер, включаются в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь только после прохождения юридической экспертизы в Министерстве юстиции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 406; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.143.239 (0.049 с.)