Наука как социальный институт, особый вид деятельности, этос, система знаний и часть культуры. Предмет и функции философии науки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наука как социальный институт, особый вид деятельности, этос, система знаний и часть культуры. Предмет и функции философии науки.



Позитивистская традиция в философии науки (О. Конт, Э. Мах, Венский кружок и др.).

Ответ: Позитивизм-это философское направлениесер. XIXв., основоположник-О.Конт. 1этап

4 основные идеи): 1) любое положительное (позитивное) знание может быть получено только в области частных наук (например, физики), либо в ходе их синтетического объединения; 2) философия как наука не имеет права на самостоятельное существование; 3) философия может существовать только как синтез конкретно-научного знания в форме описания общих выводов; 4) наука хотя и может бесконечно развиваться, но частные науки не вскрывают сущность причин и лишь могут описывать явления (феноменализм).

Взгляды О.Конта поддержали такие ученые, как Милль(чел-к получает все знания из опыта только путем индукции и что вместо философии м. использована логика) и Спенсер (считавший, что философия отличается от частных наук не качеством, а количеством обобщения; что в мире существуют непознаваемые вещи – «материя», «сила» и т.д.; и что сама наука изучает не сущность явлений. а лишь «сходство – различие» чувственных восприятий окружающего мира)

2 этап Махосновоположник направления в философии – эмпириокритицизма. В своем главном труде «Познание и заблуждение» (1905г.) он выдвигает концепцию единства физического и психического (любое тело есть комбинация психических ощущений). Он полагает, что сущность научной деятельности вытекает из биологических особенностей человека, что выдвигает на первый план изучение психологии познания. Вопрос об истинности знания Махом не ставится, а источником познания он называет комплекс ощущений, которыедолжны приспособиться к фактам действительности (это эмирический этап познания), а затем психические представления должны приспособиться друг к другу (это теоретический этап познания). Мотивом же познавательной деятельности выступает т.н. «биологический интерес», а не социокультурные и исторические потребности человека. Высказанный им принцип «экономии мышления» предполагает, что самой предпочтительной в науке будет та теория, которая даст самое простое объяснение из всех возможных знаний о данном объекте. Мах знаменит также тем, что впервые ввел в науку т.н. «метод идеализации».

3 этап Венский кружок (20-30-е гг. XX в.) – группа философов (М.Шлик, Р.Карнап, О.Нейрат), выдвинул программу развития «научной философии с позиций позитивизма. В знании передаются лишь структурные отношения чувственного опыта, а т.н. рациональные истины имеют аналитический характер, не дающие проникнуть в суть неощущаемой реальности (М.Шлик). Венский кружок воспринял также субъективно-идеалистические установки логического анализа философии (Л.Витгенштейн) – концепцию сведения философии науки к логическому анализу языка науки. Все это привело к формированию исходных положений логического позитивизма. В рамках «венского кружка» был разработан принцип верификации – опытной проверки получаемого знания через эмпирические знания, а не только путем чувственного познания.

Позитивисты на роль «научной философии» выдвигали разные концепции: 1) общая методология науки как результат эмпирического описания методов конкретных наук (О.Конт); 2) логика науки как учение о методах открытия и доказательства научных истин (Дж.С.Милль); 3) общая научная картина мира (Г.Спенсер); 4) психология научного творчества (Э.Мах); 5) теория развития науки (К.Поппер); 6) логический анализ языка науки путем математической логики (Р.Карнап); 7) методология лингвистического анализа научных понятий (Л.Витгенштейн).

Фома Аквинский

 

Основные методы эмпирического познания (индукция, абстрагирование, моделирование).

Ответ.

Эмпирическое знание(ЭЗ) формируется за счет систематич. наблюдения и эксперимента над изучаемым объектом. Задача-получение научного факта. Предмет изучения - абстрактные объекты и свойства. Методы познания - наблюдение, сравнение, абстрагирование, эксперимент. Источник знания - мышление человека, направленное на чувственный опыт, преобразовывающее его в эмпирические факты. Метод - совокупность приемов освоения действительности.

Научное наблюдениеактивный познавательный процесс, включающий: а)постановку цели наблюдения; б)выбор методики и разработка плана; в)систематичность; г)использование научных средств изучения; д)контроль за корректностью и надежностью результатов; е)обработка данных; ж)объяснение полученных данных. Наблюдение – это исходное звено в познавательной деятельности человека, на базе которого можно получить т.н. «эмпирические высказывания»

Сравнениеэто операция, в ходе которой происходит фиксирование колич-х и качест-х хар-к объекта.Необходимо выбрать единицы измерения, правила измерения и эталон. М.б. а) прямым (сравнением с эталоном), б)косвенным (изменение одного показателя ведет к изменению других показателей).

Эксперимент -целенаправленное вычленение свойства, которое стремятся изучить. Ученый уже заранее предполагает возможный ответ. Два типа эксперимента: а)исследовательский; б)проверочный. Необходимо учитывать все факторы, которые могут влиять на ход и выводы эксперимента, а также учитывать гносеологическую функцию приборов.

Абстрагирование – мысленное отвлечения одних свойств объекта от остальных свойств. Объекты микромира и мегамира лишены наглядности и могут только мыслиться. (например, мы мысленно выделяем геометрическую точку на прямой линии и делает ее объектом изучения).

Индукция — это метод движения мысли от менее общего знания к более общему. Основание индуктивных выводов - множество высказываний о еди­ничных наблюдениях (протокольные предложения), или множество фактов в форме универсальных высказываний. Различают полную индукцию (где речь идет о конечном классе, например, о числе планет Солнечной системы) и неполную индукцию (где бесконечное число явлений или фактов). Пример- утверждения типа, что «все лебеди - белые». Формой индукции м.б. «обратная дедукция»- только те индуктивные суждения являются логически верными, из которых в обратном направлении получаются первичные основания.

 

Проблема эпистемологической ценности науки. Современные концепции о роли, месте и механизме осуществления научной деятельности (сциентизм - антисциентизм, кумулятивизм - антикумулятивизм, интернализм – антиинтернализм).

Ответ: Наукаформа рациональной деятельности людей направленная на производство и воспроизводство знаний об окружающем мире с целью постижения истины (системного видения мира), а так же предвидения и тенденции его развития.

ЭПИСТЕМОЛОГИЯ (episteme—знание,logos—учение) — дисциплина, в которой исследуется знание как таковое, его строение, структура, функционирование и развитие.

Основные эпистемологические проблемы: Как устроено знание? Каковы механизмы его объективации и реализации в научно-теоретической и практической деятельности? Какие бывают типы знаний? Каковы общие законы "жизни", изменения и развития знаний? Объект-идеальный объект или материальная действительность отнесения знаний (реальность).

Наука как фактор развития общества развивается скачкообразноНаука рассматривается как часть культурно-исторической среды.

Сциентизм философская концепция, заключающаяся в абсо­лютизации роли науки в системе современной культуры, в социальной и духовной жизни общества. В качестве образ­ца науки сциентисты обычно рассматривают естествен­ные математические и технические науки. Сциентисты полагают, что только наука способна дать ответ на все конкретные проблемы бытия.

Антисциентизм характери­зуется негативным отношением к возможно­стям науки. Антисциентизм исходит из негативных последствий НТР и требует ограничения экспансии науки, возврата к тра­диционным ценностям и способам деятельности.

Интернализм, напротив, основной движущей силой развития науки считает факторы, связанные с внутренней природой научного знания: логика решения его проблем соотношение традиций и новаций и т.п. Поэтому главное внимание при изучении науки сторонники интернализма направляют на описание собственно познавательных процессов. Социокультурным факторам придается второстепенное значение.

Кумулятивизм - установка философии науки, по которой развитие знания происходит путем постепенного добавления новых знаний к накопленным истинным знаниям и устранения неистинных старых знаний.

Антикумулятивизм - установка философии науки, по которой развитие знания не представляет собой постепенного накопления истинного знания. Эта установка опирается на тезис о несоизмеримости теорий и рассматривает процесс развития знания как во многом непредсказуемый и не закономерный.

Наука как социальный институт, особый вид деятельности, этос, система знаний и часть культуры. Предмет и функции философии науки.

Ответ: Наукаформа рациональной деятельности людей направленная на производство и воспроизводство знаний об окружающем мире с целью постижения истины (системного видения мира), а так же предвидения и тенденции его развития.

Наука выступает как система знаний, отвечающих критериям объективности, адекватности, истинности, научное знание пытается обеспечить себе зону автономии и быть нейтральным по отношению к идеологическим и политическим приоритетам.

Структура науки:

1. процесс получения новых знаний;

2. результат получения знаний(совр.технологии,учебники, массовое сознание ученых);

3. социальный институт. ВУЗы, НИИ

  1. этос – совокупность этических норм и особых психологических установок, определяющих главную задачу научного познания – получение истины(мораль, манеры, психология человека, труды ученых)

5. часть культурной среды общества.

Основные принципы современной науки:

- натурализм, предписывающий при анализе любых явлений исходить из их материальной обусловленности;

- фаллибилизм, предполагающий, что не существует научных теорий, претендующих на абсолютно достоверное знание и завершенную картину мира;

-любое научное знание всегда должно опираться на теоретический аппарат точных наук и, прежде всего, физику и математику;

-любое научное знание должно быть верифицируемым, т.е. подтверждаться эмпирическим путем, (т.е. фактами);

-научное знание обязательно должно фальсифицироваться, т .е. опытно опровергаться, что сразу же отличает его от философских или религиозных догматов, которые не могут быть опровергнуты эмпирическим путем;

-научное знание несет на себе отпечаток своей эпохи и может появиться только в определенный период времени (так, например, современники Платона не смогли бы принять теорию относительности А. Эйнштейна);

-знание, исходя из принципа историзма наших знаний, постоянно дополняется и модернизируется, - в – если ранее в XVIII в. (Галилей, Ньютон) полагали, что любая научная теория (это своего рода, научная революция) является абсолютной и не может быть изменена, то теперь в науке (К.Поппер, Т.Кун) принята идея о том, что любое научное открытие совершается в рамках существующей научной парадигмы, и может быть дополнено в рамках другой научной парадигмы.

философия науки изучает не факты, а уже существующие теории (те ли методы изучения были применены, хватает ли эмпирической базы для выдвижения гипотезы, правильно ли доказана данная гипотеза, какие логико-методологические ошибки допустил исследователь, правильно ли были сделаны выводы из фактов и т.д.).

Ф ункции философии науки.1)постоянная рефлексия над получением нового знания 2)вписывания достижения науки в социально–культурный фон 3)синтез соединения философского и научного знания 4) изучение процесса получения знания.

Научное знание – связь с практикой, строгая доказательность, научность – как система принимает то, что подходит под ее структуру (особый язык, совокупность взаимосвязанных объектов); антропный принцип; истина (системное видение мира); связь с практикой (получение материальной выгоды); научное доказание, опровержение.

З уровня – метатеория (нет фактов, есть выводы); теория (может опираться на факты), факты (существуют сами по себе)

Предмет науки – выявление общих закономерностей и их тенденции научного познания в исторически меняющемся социально-культурном аспекте.

Сюда входит – научная картина мира в ее динамике, философия основания науки как исходный пункт начала любого научного познания, многочисленные философские проблемы, возникающие во всех частных научных дисциплинах,особые способы получения знания, описание, ошибки как уменьшить долю субъективности и было боль науки (демаркации)

Связь философии и науки – (концепция) – 1. натуралистическая – философия всегда права; 2. позитивизм – философия не нужна; 3. дуалистическая концепция; 4 – теоретическая теория.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.138.144 (0.021 с.)