Методологический фальсификационизм К.Поппера. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методологический фальсификационизм К.Поппера.



Карл Раймунд Поппер(1902-1994): “я похоронил неопозитивизм”.

Критический рационализм.

Философско-методологическая концепция фальсификационизма Поппера.

Поппер обратил внимание на то, эмпирическое подтверждение и эмпирическое опровержение имеют совершенно разный статус в познавательном процессе. У ученого нет и не может быть критерия истинности научной теории, а может быть лишь критерий не истинности научной теории. Истина – бесконечно удаленная точка, к которой мы приближаемся, но никогда не достигаем (фаллибилизм).

Критика индукции:

во-1-х, индукция перечисления всегда неполна, поэтому, опираясь на нее, ничего нельзя обосновать,

во-2-х, индукция элиминации (когда одну за другой отбрасываем ложные теории, тем самым “повышая” истинность оставшейся) – тоже не работает, т.к. число оцениваемых теорий бесконечно (даже если мы не подозреваем об этом), и для каждой проблемы существует бесконечное множество логически возможных решений (наука напоминает «азартную игру»).

Он считал, что никакая теория не выводима непосредственно ни из какой совокупности эмпирических данных индуктивным путем.

Поппер в основу своей концепции положил фальсифицирование и по следующей причине. Когда ему было 17-18 лет, он задался вопросом, что является критерием научности теории. В частности, в его время широкое распространение среди ученых получили марксистская теория истории, общая теория относительности Эйнштейна, психоанализ Фрейда и индивидуальная психология Адлера. Поппер попытался выяснить, чем отличаются эти теории, которые претендовали на объяснение всего и вся в определенной сфере бытия.

· Сколько бы Поппер не придумывал контаргументов против теории Адлера, Адлер бы модифицировал свою теорию индивидуальной психологии, чтобы она объясняла любой контраргумент.

· То же самое относится к психоанализу Фрейда. Поппер рассматривает пример: Один человек толкает ребенка с целью утопить, а другой – наоборот, пытается жертвовать своей жизнью, чтобы спасти ребенка. С помощью психоанализа Фрейда это объясняется элементарно: поведение первого человека объясняется подавлением Эдипова комплекса, второго – результатом сублимации. Индивидуальная психология Адлера объясняет поведение обоих людей комплексом неполноценности. В первом случае человек пытается доказать, что он способен утопить ребенка, осуществить недобрый поступок, а во втором – пытается доказать, что он способен на добрые поступки.

· Марксистская теория общества, по мнению Поппера, первоначально была фальсифицируема, но сторонники затем её переинтерпретировали. Маркс писал о характере грядущей социальной революции, которая должна быть мировой, произойти в большинстве наиболее развитых стран мира – контраргумент, и теория была переинтерпретирована чтобы стал аргументом.

7 тезисов в произведении «Предположение и опровержение».

1) Легко найти подтверждение, если искать именно подтверждение (подтверждение отдельно взятых верификаций). Можно найти хороший статистический эмпирический материал, подтверждающий даже астрологию.

2) Подтверждения должны приниматься во внимание только в том случае, если они являются результатом рискованных предсказаний. Не будучи осведомленными о какой-либо теории, мы ожидали бы событие, не совместимое с этой теорией, опровергающее её.

3)Каждая хорошая научная теория является некоторым запрещением – она запрещает появление определенных событий. Тем больше теория запрещает, тем она лучше.

4)Теория, неопровержимая никаким мыслимым событием является ненаучной.

5)Каждое подлинная проверка теории есть попытка её фальсифицировать, опровергнуть.

6)Эмпирические свидетельства не должны приниматься в расчет, за исключением тех случаев, когда они являются результатом подлинной проверки теории, т.е. безуспешной попытки её фальсифицировать. Такие эмпирические свидетельства Поппер назвал подкрепляющими свидетельствами.

7)Некоторые подлинно проверяемые научные теории после обнаружение их неистинности поддерживаются их сторонниками с помощью введения вспомогательных «ad hoc» гипотез или переинтерпретацией «ad hoc» теории. Такая процедура (конвенционал и стской стратегия) всегда возможна, но она неизбежно ведет к уничтожению или потере научного статуса теории.

Во 2, 3 и 4 тезисах речь идет о фальсифицируемости и фальсификации (по Попперу, это разные понятия).

Фальсифицируемость.

· в основу науки входят не только базисные предложения, но и несовместимые с ними предложения.

· всякая теория может быть выражена в виде общих предложений.

Базисные высказывания, несовместимые с предыдущими были названы Поппером потенциальными фальсификаторами (там-то есть не пятнистые леопарды). Если обнаружены факты, которые утверждаются в предложении, и данное предложение истинно, то должно быть отвергнуто теоретическое положение. Предложения называются потенциальными,потому что нужно обнаружить факт, который в них утверждается. Если действительно обнаружить в некотором месте не пятнистого леопарда, то опровергнуто (фальсифицировано) утверждение, что все леопарды пятнистые.

Критерий научности - фальсифицируемость теории означает, что класс потенциальных фальсификаторов теории должен быть не пуст. Если в теории нет ни одного потенциального фальсификатора, то она ненаучна, а является всего лишь религиозной догмой.

С другой стороны, в качестве потенциального фальсификатора Поппер признает также рискованные предсказания. (в рамках ОТО Эйнштейн выдвинул гипотезу, что пучок света вблизи больших гравитационных масс будет изменять свою траекторию на некоторую величину, не совпадающую с ньютоновской небесной механикой, что и наблюдалось при солнечном затмении в 1919 году. Поскольку в рамках этой теории высказывалось рискованное предсказание, опровержение которого грозило опровержением всей теории, то это было в пользу того, что эта теория научна.

Теория обладает свойством фальсифицируемости, если выполняются следующие условия:

1)Еще до своей эмпирической проверки теория предполагает такие ситуации и события, которые она запрещает и которые бы грозили ей опровержением.

2) Теория высказывает рискованные предсказания, и проверка этих рискованных предсказаний грозит всей этой научной теории опровержением.

Фальсификации

Схема процедуры фальсификации (эмпирического опровержения) сходна со схемой умозаключения m o dus t o llens (перев. - деструктивный модус) – это правило вычисления высказываний, прежде всего, условных высказываний. Если из теории выведено следствие, и это следствие эмпирически опровергается, то отсюда следует, что теория не верна.

Если найдено опровержение теории, то следует эту теорию отвергать и заменять новой. Всякая попытка сохранить данную фальсифицированную теорию приводит к застою в развитии науки, догматизму научного знания и потере этой наукой эмпирического содержания.

Ad hoc (ад хок)

Ad hoc означает к случаю,или для определенной цели.

Пример ad hoc -гипотезы. После открытия Ньютоном известных законов динамики и закона всемирного тяготения, он попытался экстраполировать их на всю вселенную. Появилась т.н. ньютоновская небесная механика. Однако, Леверье установил, что периодически происходит смещение перигелия Меркурия (на 42.56``). Это событие и величину этого смещения ньютоновская механика никак не могла объяснить, и это, фактически, было эмпирическим опровержением теории Ньютона. Однако, сторонники данной теории старались поддерживать эту теорию при помощи ad hoc -гипотез, или ad hoc -переинтерптераций. В качестве допущений предполагались: существование между солнцем и Меркурием неизвестной до сих пор планеты (Леверье), спутника Меркурия (Х е ртель), влияние зодиакального света (Хартель). Также было предложено (Холл, Н е йман, Нь ю ком) изменить закон всемирного тяготения: ввести некоторую малую величину , которая и привела бы к полученному смещению перигелия Меркурия.

Ученый должен пользоваться следующим научным методом. Если вытекают некоторые проблемные ситуации, для их решения ученый выдвигает определенные догадки, предположения. Эти догадки ученый пытается проверять, и если они оказываются опровергнутыми, то он их отвергает. Таким образом, ученый пользуется методом проб и ошибок (метод предположения и опровержения).

Метафизика и наука. Если неопозитивисты считали метафизические вопросы псевдопроблемами, то П. показывает, что невозможно исключить метафизику полностью: связь метафизических терминов и понятий науки (например, что такое необходимость, закон, причина). Также ни одно научное открытие не существовало бы без веры в метафизические идеи (о наличии причинно-следственных связей, закономерности и т.п.). Более того, история науки показывает, как метафизические идеи получали научное подтверждение (атомизм, теория корпускулярной природы света, теория эволюции и др.) и служили причиной научного прогресса. Т.е. сфера истинного знания не совпадает со сферой эмпирически контролируемого знания.

Толерантность. В науке после фальсификации теории – переход к другим точкам зрения. Терпимость к другим позициям нужна везде, ведь любая теория (в том числе, социальная) - только гипотеза: “ умирать должны теории, а не люди ”.

Общество: открытое и закрытое. Предвидеть будущее общества нельзя, у истории нет никакого смысла (кроме того, что приписываем ей мы сами), поэтому историю нельзя сравнить (по научности) с физикой или другими естественными науками. Попытки рассуждать иначе – историцизм – вырождаются в утопии и тоталитаризм, т.к. создают иллюзию неизбежности хода истории. “ Историцизм допускает, что мы можем пожинать то, что мы не сеяли, убеждает нас в том, что все будет и должно быть хорошо, если мы пойдем в ногу с историей… Он пытается переложить нашу ответственность на историю ”. Историцизм (напр., марксизм) = теоретическая защита “закрытого общества”, установленного на основе общих неизменных норм. “Открытое общество”: стимуляция инакомыслия, свободы слова и мысли, непрерывного реформирования общества. “ Во-1-х, в открытом обществе законно свободное суждение, и результаты публичных дискуссий оказывают влияние на политику. Во-2-х, в нем есть институты, содействующие свободе тех, кто не ищет выгоды ”. Демократия – не просто власть большинства, но и гарантии прав меньшинства.

Эволюц. Эпистемология Развитие наук сходно с эволюцией человечества, и наиболее важную роль сыграла дескриптивная функция человеческого языка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 691; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.167.196 (0.014 с.)