Мировоззренческое значение коперниканской революции в астрономии. Натурфилософские идеи возрождения (Н. Кузанский, дж. Бруно, парацельс, Л. Да винчи). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мировоззренческое значение коперниканской революции в астрономии. Натурфилософские идеи возрождения (Н. Кузанский, дж. Бруно, парацельс, Л. Да винчи).



Никола Кузанский, пишет произведение об ученом незнании. Развивает идеи пантеизма и апофатического учения о Боге (мистическое отношение Бога, исходит из того, что Бога нельзя описать обыденным языком, из-за несовершенства языка, можно описать с помощью математики). Раз пантеизм – следовательно Бог везде, в каждой точке (следовательно он абсолютный минимум). Это везде образует целостную систему, Кузанский сторонник космоса как шара или окружности с бесконечным радиусом (но еще не открытый космос). Бог абсолютный максимум (совпадение противоположностей). Троица представляется математически - распрямлять углы треугольника в бесконечности. Возвращается к идее бесконечности и безграничности, универсум у него безграничен, но бог бесконечен. Раз бог бесконечен и находится везде, то бесконечность и безграничность тоже вроде начинают совпадать. Машина мунди (мира) оказывается машиной, которая имеет свой центр везде и нигде. Пространство теряет свою анизотропность и становится однородным и изотропным. В тоже время он органицист, космос – живой организм, а человек – микрокосмос. Важно, что с помощью математических символов пытаются выразить идею бога и идею бесконечного мира.

Леонардо да Винчи - пионер естествознания, автор стихийного экспериментирования, предугадал массу технических объектов. Наука – полководец, а практика - солдаты.

В 14 веке утверждаются арабские цифры (с большим трудом в течении нескольких веков). Складываются новые астрономические таблицы, появляются логарифмы, тригонометрические таблицы, математики понимают что они могут создать новую математику по отношению к греческой.

Все это уже более менее научные программы, но то, что называют переворотом, начинается в астрономии.

Коперник - высокообразованный человек, в конце концов стал священнослужителем. Поводом для его занятий («обращение небесных сфер»), благой целью было помочь церкви в ликвидации той разности которая образовалась в юлианском календаре и реальном природном календаре. Начав этим заниматься, он приходит к мысли, что в основе ошибок лежит идея о центральном недвижимом положении земли во вселенной, выдвигает противоположное утверждение. (Земля вращается вокруг солнца, суточное вращение земли и годовое). Это переворот в космологии. Церковь сначала благосклонно отнеслась к этой книге (там было много математики), но когда разобрались, то книгу запретили. Система Коперника входила в науку с очень большим трудом, даже в 18 столетии были астрономы уверенные, что эта теория неверна. Его теория была проще физически, но у Коперника сохранились многие атавизмы Птолемеевской и Аристотелевской космологии (совершенное круговое движение планет, граница мира, сфера неподвижных звезд – граница мира). Пытаясь, подать ее как математическую гипотезу, Коперник усложнил себе путь продвижения этой теории. Против были еще аргументы, если из теории Птолемея вытекало, что никакого параллакса не должно быть, то здесь возникали вопросы (если земля движется, то почему мы видим звезды одинаково, движение есть, а изменения угла зрения нет). Если есть суточное движение земли, то почему тогда камень, падающий с любой высоты падает отвесно, ведь земля должна уйти за время падения. Все это сделало теорию Коперника подозрительной.

Тихо Браге, он усовершенствовал технику наблюдения за небесными телами. Составил каталог ~1000 звезд (долгие годы его таблицами пользовались все астрономы мира). Можно оставить землю в центре вселенной, неподвижной, а пустить вокруг нее солнце, а вокруг другие планеты. Его теория пользовалась большим успехом среди ученых.

Натурфилософские программы, натурфилософами были греки до Сократа, а потом эти традиции были заброшены. В эпоху Ренессанса натурфилософия возрождается (попытка отвечать спекулятивным образом на вопросы устройства самой природы, выдвигать различного рода гипотезы, которые проверить нельзя, большинство из них глупые и смешные, но некоторые гениальны).

Парацельс выдвинул идею тождества макрокосмоса (вселенной) и микрокосмоса (человека). Человек часть макрокосмоса и все повторяет в себе. Аналогии Парацельса: Сердце – это солнце, мозг – луна, печень – Сатурн, почки – Юпитер. Ртуть – дух (не стоит на месте), соль – тело (устойчиво), сера – душа (воспламеняется).

Телезио, основатель академии около города Неаполя, нацеленной на изучение природы. Понятие некой мировой материи, которая неуничтожима и качественно однородна.

Джордано Бруно: основные его натурфилософские идеи, многие из которых оказались вполне состоятельными, сам бедный монах, Зарабатывал на жизнь лекциями, ездил по европейским университетами. Критиковал ортодоксальное католичество. Продемонстрировал модель того, что стали называть этикой героического энтузиазма. Основные идеи: Идея атомизма, (воскрешает теории Демокрита и Эпикура) мир состоит из атомов, в каждом атоме бог присутствует, именно это придает им движение (пантеист). Настаивает на физической реальности теории Коперника. Из этой идеи следует единство всего мироздания (замахивается на идею двух физик неба и земли). Все элементы, которые есть на небе, есть и на земле, физическое единство мира. Природа есть бог в вещах. Тоже органицист, мир одушевлен, раз бог везде. В отличие от Коперника признает открытый космос, делает вывод, что солнце – относительный центр нашего мироздания. Совпадение противоположностей, (открытый космос и бог везде). Отказ от веры в бессмертие человеческой души. Последняя его установка по значимости вытекает из идеи Коперника, а дальше заключение о том, что может быть большое количество миров, и они могут быть населены. Чисто логическое спекулятивное предположение, аргументирует не физически, а идя от бога. Говорит, что могуществу бога недостаточно создать только один мир, где есть живые существа. Он же всемогущ и почему он должен ограничиваться одним миром.

Итак, парадигма антропоцентризма, в ходе развития ренессанса претерпевает существенное изменение, отпадает антропоцентризм онтологический, сначала на уровне гипотезы Коперника, а затем Дж. Бруно. Человек и земля теряют свое привилегированное значение в космосе. Зато получает свое дальнейшее развитие антропоцентризм аксеологический. Человек получает более высокую степень свободы, он уникален как живое существо, который может выбирать свои жизненный путь. Антропоцентризм эпистемологический (много непознанного, но нет ничего непознаваемого. И человек в этом смысле уникальное существо в космосе, нет больше таких существ). Антропоцентризм прагматический – наука – ступень к овладению этим миром, его трансформации. Постоянное изменение мира в соответствии с нуждами и потребностями. Поворот классической науке начинается с Коперниканского переворота, человек теряет свой статус как центра вселенной, но приобретает другой статус. Ренессанс оказался фундаментом построения новой науки. Появляется идея науко-центризма. Если бы не было раскрепощения человека, вряд ли бы появилась плеяда классиков, которые создали классическую науку.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 612; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.131.238 (0.005 с.)