Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Радость любви вытесняет грусть
Все это происходило в Берлине, когда мне было двадцать четыре года. Начиная с того дня я черпаю энергию и силы у Моцарта. Теперь я — вечное дитя Моцарта и не устаю восхищаться сверхчеловеческой любовью, звучащей в его музыке. Она дает ответы на самые насущные вопросы о рождении и смерти, о счастье и одиночестве, о всепоглощающей грусти. Чувство грусти у Моцарта выражается не только в миноре, но и в мажоре, так как и жизнь, и смерть человека — неотъемлемые свойства его природы, и их неизбежность ясно просматривается в его музыке. Всепроникающей грустью наполнены мажорные мотивы квинтета для кларнета. Позвольте привести вам начало его второй фразы: Однако Моцарт не просто признается в том, что жизнь грустна и из этого состояния нет удовлетворительного выхода. Тут в его музыку вступает тема великой любви. Моцарт прекрасно осознает негативные стороны жизни, но отвечает на них любовью. Только так можно спастись от отчаяния и изменить ситуацию, придав ей радостную и жизнеутверждающую ноту. Когда я слушаю Моцарта, его музыка окутывает меня большой любовью. Любовь Моцарта к
человечеству не носит религиозного подтекста, который дает надежду на счастье где-то в ином мире. Он как бы говорит: «Да, жизнь — это грустная штука. Но в ней есть любовь, и взгляните, какой красивой становится жизнь, окрашенная любовью. Давайте вместе пройдем через эту жизнь, делая ее более приятной для каждого из нас». Эти слова Моцарта, обращенные к нам, я воспринимаю всем сердцем. Недавно я перечитывал стихи японского поэта Иссы* и еще лучше понял мысль Моцарта. Хайку, которые Исса написал, когда ему было уже за пятьдесят, — это Моцарт чистейшей воды: Пусть будет, как будет, вся моя жизнь в твоих руках. Стою на пороге нового года. О да, я знаю, это по мне колокол вечерний звонит, но в тишине прохладой дышу**. «В твоих руках». В этих словах, как мне кажется, раскрывается вся сущность буддизма. Я не имею в виду, что в будущей жизни уже не на что надеяться. Речь идет о том, что ни один че- * Кобаяси Исса (1763-1827), японский поэт, писавший в жанре хай- ку — традиционных японских трехстиший. — Прим, перев. ** Перевод Т.Л. Соколовой-Делюсиной.
ловек не знает, какой будет эта будущая жизнь. Это значит, что, несмотря на грусть, любовь может сделать счастливой и нынешнюю жизнь. Люди, полные оптимизма, счастья и радости, всегда осознают, насколько эфемерна эта жизнь и насколько бесконечно коротко их существование по сравнению со Вселенной. Но если их спросить, в чем смысл жизни, они, вероятно, ответят словами Моцарта: «Я живу в любви -со всеми. Лишь такая жизнь достойна того, чтобы прожить ее». Матерью-природой задумано так, что мы рождаемся и в конечном итоге умираем. М? можем повлиять на эти события. Но каждь,"" ловек ответствен за то, как он живет. Таковс, кредо. И я молюсь за то, чтобы прожить (, жизнь в любви и радости. Дети — это вы} /г ние жизни в ее самой чистой форме, потому <\ они искренне стремятся жить в любви и радости. Я не могу жить без детей. Однако я люблю и взрослых людей, потому что испытываю к ним огромное сочувствие — ведь все они тоже должны будут умереть. Цель жизни людей должна состоять в том, чтобы любить и утешать ближнего. Этому учит Моцарт, и я верю в это. В наших силах воспитать всех детей мира так, чтобы они стали немного лучше, немного счастливее. Для этого надо только приложить
усилия. Я прошу немногого — всего лишь любви и счастья для человечества, и я верю, что этого хотят все остальные люди. Любовь дается только тому, кто сам любит. Жизнь стоит того, чтобы ее прожить, только в том случае, если мы любим и заботимся друг о друге. Я искал смысл искусства в музыке и именно через музыку нашел дело и цель своей жизни. Когда-то искусство было для меня чем-то далеким и недоступным. Я пытался раскрыть его секрет. Но, проведя восемь лет в Германии, я понял, что искусство — это совсем не то, что я себе воображал. Подлинная суть искусства оказалась вовсе не чем-то далеким и недостижимым. Она живет в человеке, в его обычных повседневных делах, хотя бы в том, как он здоровается и беседует с людьми. Если человек хочет добиться высот в искусстве, он должен прежде всего усовершенствовать себя как личность, и тогда проявится его общечеловеческая ценность. Она будет проявляться во всем, что он делает, в том числе и в искусстве. Искусство — это выражение всей личности человека.
Как я уже говорил, с одной стороны, я постоянно слушал игру лучших исполнителей, растворяясь в Моцарте, а с другой — на меня оказывали влияние скромность, высокий интеллект и гума- низм Эйнштейна и его друзей. Именно с их помощью я в конце концов добрался до цели своих поисков и понял суть искусства. Далее все зависело только от меня. Мне оставалось только усовершенствовать себя самого. Но почему же человека так трогает музыка? Я попытаюсь объяснить это. У звука есть жизнь и душа Какую ценность имеет знание само по себе? Однажды в 1953 году мне утром позвонил знакомый журналист и сообщил, что умер Жак Тибо*. Самолет, на котором он летел, разбился в Альпах. Я был в таком шоке, что не смог связно изложить журналисту свои воспоминания об этом великом человеке. Я просто стоял молча с трубкой в руках. Мне казалось, что я потерял что-то очень дорогое и ценное для себя. После первого шока на меня нахлынули мысли, а на глаза навернулись слезы. Я никогда не был лично знаком с Тибо, но он жил в моем сердце. Мне нравилась его игра, я восхищался им как личностью. Слушая его записи в 20-е годы, я сквозь звуки музыки чувствовал его человеческую сущность. Тибо поселился в моей душе и заставил ее любить и чувствовать. Музыка... звук... Ка- * Жак Тибо (1880-1953) — выдающийся французский скрипач. — Прим. перев.
кие это все же странные вещи. Человек может жить в них, а не только в разуме. Именно тогда я впервые пришел к мысли, что звук живет своей жизнью и имеет свою душу. Пятьдесят лет назад моим кредо стали слова Толстого: «Голос совести — это голос Бога», и я старался жить по совести. Теперь понятие «совесть» трансформировалось для меня в «жизнь». Музыка как язык жизни Человек вынужден подчиняться жизненным обстоятельствам. Но что такое жизнь? Это всегда поиски счастья. Лишь очень немногие люди живут в поисках знаний и мудрости. Детская жизнь основана на любви. Дети живут, пытаясь понять, что такое «правильно», «хорошо», «красиво». В этом, на мой взгляд, и состоит подлинная человеческая сущность, как ее описывал Будда Гау-тама. Моцарт, чья музыка научила меня просто любить и радоваться жизни, наверняка тоже верил в это. А Тибо научил меня, что наша жизненная сила — это главное, что у нас есть. Когда человечество создало речь и письменность, вместе с ними возникла и возвышенная культура музыки. Это тот же язык, но стоящий выше слов и букв. Это живое и мистическое искусство. Здесь вступают в силу эмоции. Бах, Моцарт, Бетховен — все они совершенно ощутимо живут в своей музыке и общаются с нами, очищая и усовершенствуя нас, вызывая в нас радость и возвышенные эмоции. Он молод, как мальчик, и мудр, как старик. Он не входит в моду и не выходит из нее. Он похоронен, но полон бодрости и жизни. Его добрая улыбка ежечасно освещает и очищает нас... Эти слова из поэмы пианиста Бузони посвящены Моцарту, его личности и философии, его грусти, любви и благородству натуры, выраженным в музыке.
|
||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.213.126 (0.009 с.) |