Тема сиротства и беспризорничества в литературе 20-х гг. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема сиротства и беспризорничества в литературе 20-х гг.



В начале восстановительного периода серьезным государствен­ным бедствием было беспризорничество — последствие двух войн, голода и разрухи. К середине 20-х годов в совет­ской литературе появилось немало книг о бездомных де­тях. У неко­торых авторов изображение жизни беспризорников сводилось к описанию законов и обычаев преступного мира. Жизнь беспри­зорников изображалась романтически. Эта нездоровая тенденция упорно преодолевалась в советской литературе.

В лучших книгах правдиво рассказывалось о трагедии детей, лишенных крова и семьи, показывалось, как настойчиво ведется борьба за возвращение детей улицы в нормальные условия, как трудно и напряженно идет процесс перевоспитания беспризорников. К таким книгам относится «Республика Шкид» (1927) Л. Пантелеева и Г. Белых. Оба автора сами прошли тяжелый путь беспризорничества, получили путевку в жизнь в детском доме, носившем название «Школа имени Достоевского». В памяти молодых писателей были свежи воспоминания о пережитом. Они не скрывают, не смягчают, не сглаживают ни пороков беспризор­ных, ни ошибок воспитателей.

Большая удача авторов — образ заведующего школой Виктора Николаевича Сорокина. Он по­рой ошибается, становится в тупик перед жизненными задачами. Но главное в нем — это огромное чувство долга и ответственности за судьбы своих воспитанников. Видавшие виды подростки часто наблюдают педагогические промахи своего заведующего, но вме­сте с тем видят его самоотверженность и платят ему искренней любовью и уважением.

«Республика Шкид» производила огромное впечатление на читателя жизненной правдой, глубиной художественного обобще­ния, типическими образами, силой страстного чувства и глубокой мысли, силой таланта. Вскоре после «Республики Шкид» Л. Пан­телеев написал две повести о беспризорниках — «Портрет» и «Часы», где талантливо нарисовал путь возвращения героя к нор­мальной жизни, путь становления нового человека.

 

Фольклоризм сказок Пушкина

В «Сказке о попе и работнике его Балде» решаются вопросы: что есть глупость - порок или беда? Всегда ли разум прав перед глупостью? Народная бытовая сказка не знает сомнений: лукавый работник обманывает глупого и жадного хозяина - попа или ба­рина, причиняет ему вред, но его козни как будто заранее оправ­даны.

Поэт использовал народные прозвища для выявления основ­ных черт героев: «поп - толоконный лоб» и Балда (значения этого слова по словарю Даля - дылда, болван, балбес). Жадность, не умеряемая рассудком, - основная черта попов­ской натуры. Балда же умен, силен, он отличный работник. На пер­вый взгляд победа Балды закономерна и справедлива. Смех больше невозможен, расплата по договору оборачивается расправой.

И в этом произведении Пушкин использует прием сказки в сказке: в историю о реальном, хотя и необычном договоре между попом и Балдой включена гораздо большая по объему история о ложном договоре попа с чертями. «Толоконный» ум попа, умно­женный «догадливостью» попадьи и уловками чертей, все-таки не превосходит сметливого ума Балды. Он не обманывает попа, как это обычно делает работник в народной сказке, а служит ему «славно, усердно и очень исправно»

В сказке о попе нет чудесного волшебства, как в других сказ­ках. Оно и «не положено» народной сатирической сказке. Роль чудесного начала играет Балда, своей мнимой глупостью отме­няющий «правильный» порядок вещей.

Народный смех - главная действующая сила в сказке. Что ни строчка или слово, что ни герой или ситуация - решительно все заставляет смеяться (кроме драматического финала).

«Сказка о рыбаке и рыбке» написана особым размером - «народ­ным стихом», в котором отсутствуют рифмы. Этот размер придает сказочному повествованию торжественную мерность и былинную напевность. В этой сказке ставится вопрос о том, что есть высшая муд­рость: стремление к вершинам власти и богатства или отказ от соблазнов. Спокойный мир старой семьи испытывается на проч­ность великим случаем. Поймав золотую рыбку, старик не обра­довался, а «испугался»: он понимает, что неведомое существо скорее разрушит размеренную жизнь, чем принесет благо. Стару­ха же находит в золотой рыбке исполнительницу своих желаний. Она ведет себя так, как обычно ведут себя люди: сначала желает лишь необходимое - новое корыто, затем все больше и больше и, даже став царицей, не может остановиться.

Старухе довольно внешних признаков власти, она совершенно не понимает внутреннего содержания дворянской или царской службы.

Море всегда для Пушкина было «свободной стихией», т. е. осо­бым миром, отличным от мира земного именно отсутствием вся­ких ограничений. Золотая рыбка не знает неволи, и старик это понимает. Из-за человеческой жадности и глупости нарушается гармония в природе: море всякий раз все неспокойнее и грознее. В финале сказки восстанавливается прежний порядок вещей: старик нахо­дит свою старуху у той же землянки перед разбитым корытом. Развязку конфликта можно понимать и как поражение необуз­данности, и как победу мудрости.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 555; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.218.184 (0.007 с.)