Основные характеристики жизненного 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные характеристики жизненного



Цикла изобретений

Реализуемые на рынке объекты лицензий, как и любой товар, проходят этапы жизненного цикла, и жизненный цикл последнего может существенно отличаться от классической схемы.

Созданное в процессе разработки техническое решение может быть предложено в качестве товара уже на этапе его разработки.

Как известно, новый товар, попадая на рынок, проходит пять классических этапов жизненного цикла.

 

 

 

 


Рис. 5.2 Пять классических этапов жизненного цикла товара

 

Жизненный цикл товара-изобретения, товара – объекта лицензий может существенно отличаться от предыдущей классической схемы. Дело в том, что созданное в процессе разработки техническое решение – изобретение может быть предложено в качестве товара уже на этапе его разработки.

Рассмотрим более подробно «жизненный цикл» на этом этапе.

 

      Товар – “идея” Товар – “техни-ческое решение” Товар – “промыш-ленное внедрение”   Сбыт
Сбыт и прибыль в денежном выражении                
  Убытки и капитало-вложения в денежном выражении   1 стадия - марке-тинговых исследований   2 стадия - патентных исследо-ваний   3 стадия - НИР   4 стадия - ОКР   5 стадия - патент-ной за-щиты   6 стадия - создания прототипа товара   7 стадия – промыш-ленного освоения Прибыль

 

  1 этап разработки товара   2 этап – выведения на рынок

 

Рис. 5.3 Жизненный цикл товара – изобретения

Первая стадия маркетинговых исследований включает в себя изучение разработчиком нужд и потребностей в новых товарах, анализ товаров-аналогов, выявление неудовлетворяющих эти потребности свойств аналогов, исследование требований к конкурентоспособности новых товаров и условий их реализации на рынках.

Патентные исследования новых товаров следует рассматривать как составную часть маркетинговых исследований при разработке товаров с использованием объектов интеллектуальной собственности. Патенты несут не только функцию защиты изобретений от использования их другими фирмами, но и являются средствами оперативной информации о новейших научно-технических достижениях. Патентные исследования позволяют создавать не только конкурентоспособные научно-технические достижения, но и уникальные, не имеющие аналогов в соответствующей отрасли.

Стадия научно-исследовательских работ (НИР) включает анализ результатов маркетинговых и патентных исследований, который может привести к положительному или отрицательному решению относительно разработки товара. Принятие решения о разработке и выходе на рынок с новым товаром связано с немалым риском. В мировой практике есть много примеров того, как созданная известными фирмами новая продукция не нашла спрос на рынке, и фирмы несли крупные финансовые потери или даже потерпели крах. При положительном решении по результатам маркетинговых и патентных исследований приступают к разработке товара. На стадии научно-исследовательских работ разрабатываются идея товара, его замысел и образ. Идея товара дает общее представление о новинке, а замысел – это проработанный вариант идеи, выраженный в понятных для потребителя характеристиках. Образ товара формирует конкретное представление потребителей о реально существующем или потенциальном товаре. Предпринимателю следует предусмотреть проверку замысла товара путем его опробования на соответствующих группах потребителей, которым предоставляются проработанные варианты всех замыслов.

Стадия опытно-конструкторских работ (ОКР) включает работы, необходимые для воплощения замысла в реальный товар. На этой стадии разрабатывается конструкция или технологический процесс, создается конструкторская и техническая документация, изготавливаются, испытываются и дорабатываются различные варианты нового товара. При этом свойства, научно-технические, экономические, экологические и эстетические характеристики и параметры создаваемого товара, должны соответствовать условиям конкурентоспособности, определенным по результатам маркетинговых и патентных исследований. На стадии ОКР предприниматель должен ответить на вопросы: поддается ли идея нового товара воплощению в изделие, рентабельное ли оно с технической и коммерческой точки зрения?

Стадия патентной защиты имеет место в тех случаях, когда в товаре реализованы объекты интеллектуальной собственности, обладающие признаками патентоспособности, т. е. имеющие новизну, изобретательский уровень и промышленную применимость. Под патентованием понимается комплекс мер по обеспечению правовой охраны изобретений. Предлагаемый для патентной защиты объект должен обладать более высокими технико-экономическими показателями по сравнению с лучшими отечественными и зарубежными образцами.

Стадия создания прототипа товара. Полученные на этой стадии один или несколько образцов товара должны удовлетворять следующим критериям:

· отвечать потребностям и нуждам потребителей, выявленным в результате маркетинговых исследований;

· безопасно и надежно работать при использовании в обычных условиях;

· себестоимость товара должна быть в рамках расчетной.

Созданный прототип подвергается функциональным испытаниям в лабораториях и в условиях эксплуатации. По результатам функциональных и рыночных испытаний осуществляется доработка прототипа.

Стадия промышленного освоения означает подготовку производства и коммерческой реализации нового товара. Эта стадия связана с большими расходами на строительство или аренду помещений, приобретение оборудования, проведение монтажных и пусконаладочных работ, внедрение новых технологических процессов, рекламу, создание или расширение сбытовой сети и другие мероприятия.

По завершении первого этапа «жизненного цикла» товара-изобретения, включающего рассмотренные семь стадий его разработки, при использовании предпринимателем товара-изобретения в собственном бизнесе, он продолжает сходный с традиционным товаром путь развития, т. е. проходит этапы выведения на рынок, этапы роста, зрелости и упадка. Разработанный и защищенный объект промышленной собственности, или «ноу-хау», может стать самостоятельным товаром, выйти на рынок уже на первом этапе «жизненного цикла» товара-изобретения.

В этом случае между владельцем разработки и заинтересованным лицом должен быть заключен лицензионный, или авторский, договор либо соглашение об уступке прав на патент, причем предоставление или уступка прав на товары-изобретения может осуществляться на разных этапах: от разработки идеи до промышленного внедрения, включая стадии НИР, ОКР, патентной защиты, создания прототипа и промышленного освоения. Наибольшую ценность в качестве объектов лицензий представляют для покупателей разработки на стадии промышленного освоения.

5.4. Мероприятия по планированию и разработке новых товаров

Несмотря на то, что окончательное решение о выпуске нового товара принимается высшим руководством, необходимо иметь на предприятии специальные структуры, управляющие в целом процессом инновации. Для предприятий любого размера это может быть комитет по новым товарам или «венчурная команда» по новому проекту.

Комитет по новым товарам работает на постоянной основе, собираясь, например, раз в месяц. Он включает ответственных за различные функции: НИОКР, производство, маркетинг, финансы, кадры. Лучше, когда им руководит генеральный директор. Его задача – обеспечить диалог между подразделениями и руководить процессом разработки нового товара от начала до конца.

«Венчурная команда» – это специально созданная под определенный проект группа. Ее участники на время проекта выводятся (полностью или частично) из состава соответствующих подразделений, чтобы сконцентрировать усилия на проекте. Кроме перечисленных выше, существуют и другие организационные формы разработки товаров, пользующиеся не меньшей, а даже большей популярностью в управлении (см. табл.5.2) [12].

 

Таблица 5.2

Организационные формы нового товара

Организационные структуры Частота использования, %
Межфункциональная команда 76,2
Отдел новых товаров 30,2
Менеджер товара 30,2
Директор по новым товарам 25,9
Комитет по новым товарам 16,9
Специальная (венчурная группа) 6,9

 

Какой бы организационной формой не обладало предприятие, главное, чтобы любая из этих форм была восприимчива к новым идеям.

Мероприятия, необходимые для разработки нового продукта до его выхода на рынок, подразделяются на мероприятия по планированию и мероприятия по реализации инновационного процесса. Выделяют следующие фазы:

· поиск идей;

· селекцию идей;

· анализ;

· развитие концепции продукта и прототипов;

· тестирование;

· выход на рынок.

За поиском идей следует их селекция, при которой осуществляется предварительный выбор. Предварительно отобранные идеи подвергаются дальнейшему анализу и проверке прежде всего на экономичность. На этой стадии могут быть предложены различные концепции продукта. При тестировании проверяется то, как воспринимается новый продукт потребителем. Товар, прошедший все испытания, вывозится на рынок.

Для каждой фазы планирования характерен набор тех или иных мероприятий и методов (см. рис. 5.4).

 
 

 

 


В каждой фазе необходимо принять решение, создающее предпосылки для следующей фазы. Такой процесс разработки носит название последовательного процесса.

Чрезвычайно важное значение играют начальные стадии разработки товара. Более глубокий стратегический анализ начальных процессов выведения нового товара в производство (отбор идей) позволяет значительно увеличивать степень коммерческого успеха идей и снижать затраты на маркетинг на стадиях выхода готового товара на рынок.

Главное достоинство последовательной постадийной процедуры разработки новых товаров заключено в возможности оценивать и отслеживать реализацию проекта от стадии к стадии.

Но этот процесс имеет ряд существенных недостатков:

· переход на следующую стадию происходит только тогда, когда решены все проблемы предыдущей стадии;

· процесс развивается довольно медленно (за этот период могут измениться технологии), что увеличивает риск запаздывания выхода товара на рынок.

Японский менеджмент широко освоил параллельный процесс разработки, опирающийся на функционирование самоорганизующихся команд. В результате спонтанного взаимодействия членов группы вся команда действует одновременно. Процесс разработки новых товаров может быть изображен в виде схемы, как показано на рис. 5.5.

Этот метод обладает существенными преимуществами.

1. Он дает возможность ускорять процессы за счет одновременного осуществления нескольких действий. Пока службы НИОКР разрабатывают концепцию товара, производственники проверяют ее совместимость с ограничениями, связанными с оборудованием. Коммерческие отделы оценивают ее пригодность рынку.

2. Метод обеспечивает лучшую координацию между отделами и более эффективный контроль за всеми видами деятельности.

3. Происходит значительный выигрыш во времени благодаря интенсификации и лучшей координации работ.

 

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 555; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.216.163 (0.015 с.)