Социальная стратификация российских потребителей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальная стратификация российских потребителей



Современное российское общество еще не так структурировано, как западное, и оно еще формируется. Пока отсутствуют полномасштабные исследования по выявлению типологии российских потребителей. Наиболее масштабные исследования проводятся социологами, и их целью является определение на данном этапе развития страны различных классов, слоев и групп населения России.

Структура населения России по данным ВЦИОМ:

- элита (0,5%);

- верхний слой (6-7%);

- средний слой (21%);

- базовый слой (65%);

- низший слой (7%).

 

Элита

Элита характеризуется высоким доходом и возможностью общаться в «высших кругах» российского общества. Все расходы осуществляют «по потребностям». Некоторые специалисты отрицают наличие в России элиты в общепринятом смысле этого слова: то есть группы людей, имеющих власть и деньги благодаря наследству и исключительным деловым качествам и оказывающих решающее влияние на выработку направлений общественного развития и на поддержание общественных норм и ценностей.

К элите в России относятся:

- руководители крупных предприятий, приватизировавшие свои предприятия;

- государственные чиновники и партийные функционеры КПСС, которые использовали связи для получения акций крупных предприятий или создали свои компании и смогли найти первоначальный капитал для развития бизнеса;

- «теневики», удачно вложившие деньги в период начала перестройки;

- криминальные структуры, которые смогли внедриться в перспективные предприятия;

- финансовые спекулянты, имевшие связи в государственных структурах, за бесценок скупившие акции самых прибыльных компаний и ставшие олигархами.

Согласно некоторым данным, большинство представителей современной российской элиты (около 81%) – владельцы крупного капитала. Две трети из них управляют или участвуют в деятельности своих предприятий. Около 12% этого сегмента являются наемными менеджерами компаний, и большинство из них не владеет крупной собственностью. Около 7% элиты имеют другие источники дохода (посредничество, роялти и прочие), не являясь ни наемными работниками, ни собственниками компаний. Большинство членов этой группы – представители различных ветвей власти.

Т. Веблен, американский экономист и социолог, ввел в оборот понятие «показное потребление» - потребление, основным мотивом которого является демонстрация своего

высокого социально-экономического положения, называют показным или престижным потреблением.

 

Средний класс

Средний класс представляет для маркетологов особый интерес, поскольку это достаточно многочисленная группа людей со стабильным доходом. Средний класс – это часть населения любой страны, которую оценивают по таким признакам, как уровень дохода, профессиональный статус, уровень образования, общественно-политический консерватизм.

Средний класс можно подразделить на группы: (в западном обществе) высший, средний, низший - с различными уровнями образования и дохода. В России пока не существует четких критериев подразделения.

Главный критерии принадлежности к среднему классу в России - доход. Если считать, что доход среднего класса в России составляет от $500 до $3000, то его представителями являются предприниматели малого бизнеса, бюрократия и менеджеры средней иерархии, небольшая часть врачей, преподавателей, людей творческих профессий, а также квалифицированные рабочие.

По оценкам Института социологии РАН, к среднему классу в России сегодня можно отнести 20-22% экономически активного городского населения, или около 14% населения страны. По другим данным, в 2004 году в России к среднему классу относилось лишь 9% граждан. В Москве, по данным исследования, средний класс составлял 22% населения. При этом считалось, что доход среднего класса в столице равнялся от 35 до 70 тысяч рублей в месяц. Кроме этого, москвич, относящийся к среднему классу, имеет квартиру, дачу, машину, ездит отдыхать за границу и может позволить себе откладывать деньги на

«черный день».

Подтипы среднего класса:

1. Бедные - доход ниже прожиточного минимума.

2. Малообеспеченные - доход равен (2-2,5) х прожиточный минимум.

3. Средние - доход равен (3-5) х прожиточный минимум.

4. Обеспеченные и богатые -доход равен (6-7) х прожиточный минимум.

! Прожиточный минимум по России за 1 квартал 2012 года = 6209 рублей.

Особенности стиля поведения среднего класса России:

- средние русские являются активными потребителями, значительную часть своего дохода тратя на покупки;

- они весьма чувствительны к качеству товаров и услуг, а также к качеству обслуживания;

- их доходы позволяют удовлетворять практически все базовые потребности в еде, одежде, бытовой технике, отдыхе;

- к тратам денег они относятся экономно, не любят переплачивать, покупая товары по более низким ценам, чем позволяет им доход;

- многие живут одновременно в двух стандартах – покупают продукты в дискаунтных магазинах и покупают дорогую западную электронику, бытовую технику и компьютеры, регулярно ездят за границу отдыхать;

- наличие загородного дома является важным моментом в жизни среднего русского.

- для большинства представителей среднего класса посещение зарубежных стран во время отдыха или деловых поездок стало практически нормой.

Средний класс российских потребителей можно разделить на следующие группы:

1. Карьерист

Основные его усилия сосредоточены на продвижении по службе. Он рационален в расходах, старается копить деньги. Дома имеет хорошую технику, ездит на импортном автомобиле, пользуется сотовым телефоном. Одевается в соответствии с имиджем делового человека. На взгляд исследователей, «карьерист» мало доступен для отечественных продавцов, но может быть целевым сегментом для западных.

2. Интеллигент

Стремится к разумному распределению дохода, покупая только необходимое, но больших накоплений нет. Стиль в одежде очень прост, на еде не экономит, но и не стремится покупать дорогие продукты или ходить в престижные магазины. Много покупает книг, путешествует, посещает театры. Этот тип скорее будет покупать отечественные товары, чем дорогие западные.

3. Компьютерщик

Его зарплата оказывается выше уровня бытовых потребностей. Является активным покупателем высококачественной электроники, компьютерной техники и аксессуаров к ней. В одежде его волнует удобство и функциональность. Иное дело техника и компьютеры, особенно новинки, в которые он готов вкладывать все сбережения.

4. Гедонист

Расходы не контролирует совсем. Часто влезает в долги, однако не отказывая себе в привычных удовольствиях. Придает значение своему внешнему виду и другим внешним атрибутам – марке автомобиля, аксессуарам. Основной девиз – «живи одним днем».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 863; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.156.80 (0.008 с.)