Для занятий с детьми (от 3-х до 12-ти лет) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Для занятий с детьми (от 3-х до 12-ти лет)



Для занятий с детьми (от 3-х до 12-ти лет)

 

Эта программа будет интересна тем родителям,

кто самостоятельно занимается со своими детьми дома.

Она может быть полезна семьям и общинам,

выехавшим из города в сельскую местность.

Преподаватели частных детских садов и частных школ

могут также найти для себя что-то полезное,

если их интересует мировоззренческий подход к воспитанию детей. Программа подразумевает единение человека и

всего окружающего Мира, взаимосвязь всех Царств Природы

и всех уровней бытия –

физического (материального), энергетического, духовного начал.

Это программа о Живой Природе. Дети и взрослые могут начинать заниматься по ней в любом возрасте – так как этим они будут упорядочивать свои представления об окружающем мире. Эти представления помогут человеку правильно определить своё и место в этом мире и понять взаимосвязь всех живых существ, всей Природы.

 

 

Пермь, 2010

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА (вместо предисловия)

 

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ «МИРОВЕДЕНИЕ»

 

Тема I: «СТИХИИ ПРИРОДЫ»

Стихия Земли

Стихия Воды

Стихия Воздуха

Стихия Огня

Стихия Эфира

Список книг для дополнительного чтения по теме «Стихии Природы»

 

Тема II: «ЦАРСТВА ПРИРОДЫ»

Царство минералов

Царство растений

Царство животных

Человеческое царство

 

Тема III: «КРУГ ЖИЗНИ В ПРИРОДЕ И ОБЩЕСТВЕ»

Время. Основные меры времени

Календарь

Список книг для дополнительного чтения по теме «Круг жизни в природе и обществе»

 

Тема IV: «ПРОЯВЛЕННЫЙ КОСМОС И УСТРОЙСТВО ВСЕЛЕННОЙ»

Микро и макрокосмос

 

ПРИЛОЖЕНИЕ. Пядевые меры длин и расстояний

 

СПИСОК КНИГ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ ПО ТЕМЕ «РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА. СЛУЖЕБНЫЕ ДУХИ ПРИРОДЫ»

 

СПИСОК КНИГ ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ В ПОМОЩЬ МОЛОДЫМ РОДИТЕЛЯМ

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

(вместо предисловия)

Программа «Мироведение» является учебно-образовательной: то есть по ней можно обучать детей, а взрослый человек может по ней заниматься самообразованием. Занятия по этой программе проводятся на разных уровнях.

 

Подготовительное знакомство с «Мироведением» хорошо начинать с детьми 2-4 лет. Эти занятия подразумевают ознакомление детей младшего возраста с основными стихиями Природы и их основными свойствами (например: огонь горячий и быстрый, может согревать, может обжигать). Малышей знакомят с существующими Царствами Природы и их обитателями (например: растения это трава, цветы, кусты и деревья, у которых есть листья, стебли, корни и прочее). Занятия для детей этого возраста проводятся совместно с родителями и, обязательно, с использованием наглядности: природного материала, обучающих игрушек и пособий, карточек с подписями. Для такого подготовительного знакомства можно использовать методику и материалы М. Монтессори. Кроме обучающей части занятий, должны быть развивающие игры.

 

Занятия первого уровня проводятся с детьми 4-7 лет (хорошо заниматься в разновозрастных группах). На них знакомят дошкольников с основными особенностями, свойствами, явлениями стихий и Царств Природы, их служебными духами и значением в жизни человека. Взрослые готовят занятия и присутствуют на них, как помощники и советчики («консультанты»). Для детей этого возраста обязательно используются наглядные пособия, природные и игровые материалы, карточки с коротким текстом, книги с достоверными изображениями. Можно использовать методики М. Монтессори, Г. Домана, основы взаимообучения.

 

Занятия второго уровня проводятся с детьми 5-7 лет (2-й и 3-й год обучения), как погружение в определённую тему (например, совместное изучение свойств стихии Земли и Царства минералов). Возможны «комплексные» занятия и проведение опытов (т. е. взаимосвязь биологии, химии, физики и других наук), с использованием программы и пособий начальной школы для более подробного изучения стихий и Царств Природы. На этой ступеньке обучения детей знакомят с основными понятиями и явлениями стихии Эфира и Человеческого Царства. Занятие проводит воспитатель (хорошо, если у него есть помощник), на занятии дошкольники этого возраста (2-го и 3-го года обучения) занимаются самостоятельно. Можно использовать взаимообучение и взаимообмен заданиями; используются карточки с коротким текстом из школьных учебников и энциклопедий, наглядные пособия и природные материалы.

 

Занятия третьего уровня проводятся с детьми 7-12 лет, как исследовательские. Кроме основных понятий, дети могут исследовать выбранную самостоятельно тему (исходя из своих интересов) и заниматься по ней индивидуально. На этом уровне обязательно общение учеников с мастерами и деятелями науки. Старших детей привлекают к проведению занятий с младшими дошкольниками, к научным изысканиям и профессиональной деятельности взрослых.

 

УЧЕБНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Мироведение»

Тема I: «СТИХИИ ПРИРОДЫ»

 

СТИХИЯ ЗЕМЛИ

Земля – пустыня, равнина, возвышенность, плоскогорье, нагорье, горы, материк, планета Земля, другие земли (планеты).

 

Словарные примеры:

«Земля обетованная», «Горсть земли», «Пуп земли», «Земля Санникова», «Знойная пустыня», «Как в пустыне», «Русская равнина», «Среднерусская возвышенность», «Травянистое плоскогорье», «Каменистое нагорье», «Снежные горы», «Древний материк», «Земля-матушка», «Зелёная планета», «Населённые земли» и пр.

 

Свойства стихии Земли:

Сыра, тяжела, тверда, спокойна, основательна, уравновешенна.

Женское начало, энергия Инь.

Цвета: коричневый, жёлто-коричневый, зелёно-коричневый, тёмно-зелёный, чёрный.

 

Взаимосвязь с другими стихиями и существами:

Земля оплодотворяется и переносится водой. Частицы земли переносятся и разрыхляются воздухом, скалы рассекают воздух. Порода расплавляется огнём, земля останавливает огонь. Земля питает и поддерживает жизнь других существ, соединяясь со всеми стихиями и существами через Эфир, наполненный их чувствами, мыслями, желаниями.

Знаки Зодиака – Телец, Дева, Козерог.

В теле человека – позвоночник, кости, толстый кишечник, система выведения шлаков, микроэлементы и витамины, нужные для питания клеток тела.

 

Исследования:

Красота и виды (пейзажи, картины) земли; цвет, запах, вкус, дыхание, тепло земли, холод камня. Прикосновение (осязание) земли.

Состав земли: песок, глина, суглинок, чернозём, торфяник, вечная мерзлота, осадочные, вулканические и глубинные породы. Природные ископаемые и руда. Драгоценные камни и металлы, кристаллы и самоцветы, поделочные камни.

Круговорот земли в природе: земля вскармливает растения, растения поедаются животными и людьми, погибшие растения и животные образуют почву, человек живёт на земле.

Земная поверхность (л андшафт): поле, овраг, ущелье, холм, гора, бархан и прочее.

Строение и дыхание земной коры.

Очертания (рельеф) суши и дна океанов. Причины их изменений.

Изменения очертаний суши, морей и океанов с древнейших времён.

Путешествия и открытия новых земель в древности. Известные путешественники и землеописатели.

Землеописание России с древнейших времён. Природные зоны современной России.

Географические и геодезические карты. Топографические знаки и условные обозначения. Правила составления плана местности.

География: материк, полуостров, остров, атолл; страна, столица, город, весь, деревня, село, станица, хутор, починок.

Положение планеты Земля в нашей Вселенной, очертания Земли.Другие земли (планеты) в ближнем космосе.

Неблагоприятные проявления стихии: землетрясение, засуха, распутица, трясина, оползень, сель, обвал и другие. Болезни стихии Земли – дистрофия, авитаминоз, хрупкость костей и пр.

Наследие предков: Сказы и предания разных народов о происхождении Земли. Сказки о жизни камней, гор, пустынь, полей и пр.

Общение человека со стихией Земли:

Общение со служебными духами стихии Земли: межевиками, полевиками, копарями (гномами), зеленчуками, кладенцами и другими. «Гений места»: духи камней, гор, пустынь, лесов и пр.

Знакомство с народными праздниками и обрядами, посвещёнными стихии Земли (например – праздники Макоши, посевная, начала сенокоса, праздник жатвы, добыча соли, обряды переезда с места на место, закладка дома, освещение нового места жительства).

Наука плодородия и земледелия. Общение с садоводами, огородниками, рудознатцами, зодчими, ваятелями, гончарами, кузнецами, камнерезами, лесниками, скалолазами, путешественниками.

Влияние стихии Земли на здоровье, поведение, характер, чувства человека. Продукты стихии Земли.

Оздоровление человека с помощью стихии Земли: созерцание видов земной природы, босохождение, правильное питание, лечение с помощью камней (литотерапия), соли и глины, грязевые ванны и прочее.

 

Упражнения:

Труд на огороде, в саду, в поле, в горах, в лесу, в мастерской.

Лепка из глины и теста, песчаные и каменные постройки. Рисование с помощью мела, угля и минералов видов земли (пейзажей), составление мозаик из камней, изготовление бус, очелий, ожерелий, оберегов из глины, теста, коры, камней, семян. Озвучивание характера различных видов земли.

Составление минералогических коллекций и описание полезных ископаемых своего края. Изготовление схем, планов и карт местности.

Основы безопасности: умение находить нужную дорогу, строительство различных укрытий, помощь при ушибах и переломах, питание дикорастущими растениями, способы изготовления посуды из глины, использование камней для добычи огня и самозащиты, поведение при обвале и пр.

 

Использование стихии Земли: в быту (строительство домов, изготовление глиняной посуды, игрушек, оберегов), медицине (лечение минералами, глиной, солью), науке (использование излучений кристаллов), промышленности (строительные материалы, металлические инструменты, станки, машины), искусстве (зодчество, ваяние, украшения).

Примеры проявления стихии Земли в русских народных сказках:

Мать-сыра земля, Хозяйка Медной горы, Золотая баба, Горыня, Остров Буян, Камень-Алатырь, Лысая гора, Лукоморье, Тяга земная, Берегини, Межевики, Полевик, Житный дед, Спорыш, Копари, Микула Селянинович.

 

Божества стихии Земли:

Макошь, Притхиви, Велес, Овсень, Дидиля, Жива, Кострома, Сева.

 

СТИХИЯ ВОДЫ

СТИХИЯ ВОЗДУХА

СТИХИЯ ОГНЯ

СТИХИЯ ЭФИРА

ПО ТЕМЕ «СТИХИИ ПРИРОДЫ»

«Башня птиц» О.С. Корабельников. Красноярск, 1992

«Всё о комнатных растениях, очищающих воздух» Я.В. дер Неер. СПб.-М., 2006

«Замечательные минералы» В.И. Соболевский. М., 1983

«Занимательная климатология» Н.А. Ясаманов. М., 1989

«Земное излучение и здоровье человека» А.П. Дубров. М., 1992

«Зимы нашей планеты» (под ред. Б. Джона). М., 1982

«Игры с водой» Л. Данилова. М., 2003

«Красная книга России. Чудеса природы» Г.Н. Элькин. СПб., 2009

«Мать Земля. Чудо-чудное, диво-дивное» Доброслав. Вятка, 2000

«Мир и человек. Географический атлас для детей». М., 1990

«Народное погодоведение» А.С. Ермолов. М., 1995

«Послание воды. Кристаллы жизни» М. Эмото. Минск, 2006

«Послушная глина. Основы художественного ремесла» Г.Я. Федотов. М., 1997

«Реки Пермской области» А.М. Комлев, Е.А. Черных. Пермь, 1984

«Роза Мира» Д.А. Андреев. М., 1996

«Русская глиняная игрушка» Л.А. Динцес. Л., 1975

«Русские Веды» А.И. Асов. М., 1992

«Русские народные сказки» (в 3-х тт.) А.Н. Афанасьев. М., 1958

«Самоцветы Прикамья» С.Р. Лукьянов. Пермь, 2009

«Сказочный словарь: служебные духи Природы, стихиали, травы чародейные» Н.А. Неволина. Краснодар, 2009

«Слово о реках, озёрах и травах» Р.Б. Ахмедов. Уфа, 1988

«Тайна запахов и звуков» С.В. Рязанцев. М., 1997

«Удивительный мир растений» Г.А. Денисова, М., 1981

«Энциклопедия русских преданий» Е.А. Грушко, Ю.М. Медведев. М., 2001

Тема II: «ЦАРСТВА ПРИРОДЫ»

 

ЦАРСТВО МИНЕРАЛОВ

Минералы – породы, кристаллы, самоцветы, металлы, горючие вещества (около 600 видов).

Словарные примеры:

«Минеральная вода», «Образцы минералов», «Осадочная порода», «Волшебный кристалл», «Кристаллическое образование», «Гора самоцветов», «Метеоритный металл», «Прочнее металла», «Жидкие горючие вещества», «Краеугольный камень», «Камень за пазухой», «Камень преткновения», «Философский камень», «Камни вопиют».

 

Определение понятия «Минерал»:

Естественное неорганическое образование кристаллического строения, приблизительно однородное по химическому составу и физическим свойствам, залегающее в глубинах или на поверхности Земли и часто служащее предметом добычи как полезное ископаемое.

Взаимосвязь с другими царствами Природы:

Химические элементы минерального царства обеспечивают растениям, животным и людям их жизнедеятельность. Каждому минералу соответствует своя стихия Природы и планета Солнечной системы.

Обретя опыт воплощения в минеральном царстве Природы, Жива переходит в растительное царство.

Исследование минералов:

Красота, цвет, звучание, запах, вкус, прикосновение (осязание) минералов.

Коренные, вулканические и осадочные породы, кристаллы, горы, скалы, валуны, булыжники, галька, песок, глина.

Возникновение пород, причины образования и роста кристаллов, возраст минералов.

Древнейшие камни. Камень-Алатырь (Пракамень).

Местные минералы и породы.

Драгоценные, полудрагоценные и поделочные камни.

Металлы и сплавы.

Горючие и взрывчатые вещества.

Строение минералов. Определение названия минералов, металлов и их сплавов по искре, твёрдости, сколу, блеску, цвету и окраске черты.

Астрологические свойства минералов.

 

Общение с минералами и существами минерального царства ( копарями, гномами, троллями, духами гор и пр.).

«Мой минерал» - сувенир, талисман, оберег.

 

Упражнения:

Исследование с помощью осязания (цвет, очертания, характер поверхности, тепло, звучание, образ).

Рисование камней, валунов, горных видов (с целью передачи очертаний, цвета, характера), рисование на камнях. Лепка из глины. Резьба по камню.

Выкладывание картин (мозаик) и построек из минералов.

Составление карт полезных ископаемых своей местности, своей страны.

Нахождение минералу его друга (планеты и звёзды ближнего космоса, в других царствах Природы).

Беседы с геологами, минерологами, камнерезами, ювелирами, астрологами, физиками, химиками, гончарами, строителями.

 

Использование минералов: в быту (строительство, отопление жилищ, украшения), медицине (солевые ванны, лечение глиной и камнями, гомеопатия), искусстве (скульптура, мозаика, ювелирные украшения), науке, промышленности.

 

Примеры образов минералов в русских народных сказках:

Каменный цветок, Малахитовая шкатулка, Хозяйка Медной горы, Горыня, Камень на распутье, Железные хлеба, Бел-горюч камень Алатырь, Гора алмазная, Палаты белокаменные, Камни-самоцветы, Яхонт лазоревый, Золотая жила, Громовая стрелка, Железняк-трава, Копари, Пески сыпучие, Заоблачные горы и другие.

 

Список книг о Царстве минералов:

«Воспоминание о камне» А.Е. Ферсман. М., 1974

«Драгоценные камни в вашей судьбе» Ф.К. Величко. М., 1993

«Замечательные минералы» В.И. Соболевский. М., 1983

«Излучение кристаллов» К. Рафаэль. Ашхабад, 1991

«Камни и минералы» Р.Ф. Саймз. Лондон-М., 1999

«Камни: мистика и реальность». СПб., 1997

«Лечебная радуга камня» Э.И. Гоникман. Минск, 1992

«Малышам о минералах». Москва

«Мистические свойства камней» (сост. Г.М. Новосёлова). СПб., 1993

«Могущество самоцветов и снов» С. Холбиш. Минск, 1995

«Послушная глина. Основы художественного ремесла» Г.Я. Федотов. М., 1997

«Роза Мира» Д. Андреев. М., 1996

«Русская глиняная игрушка» Л.А. Динцес. Л., 1975

«Русские народные сказки» (в 3-х тт.) А.Н. Афанасьев. М., 1958

«Самоцветы Прикамья» С.Р. Лукьянов. Пермь, 2009

«Талисманы и судьбы». М., 1995

«Шунгит – камень спаситель» Ю.А. Доронина. СПб., 2000

 

ЦАРСТВО РАСТЕНИЙ

Растения – бактерии, микробы, водоросли, лишайники, мхи, грибы, хвощи, плауны, папоротники, травы, цветы, лианы, кустарники, деревья (около 2 000 000 видов).

Словарные примеры:

«Дикорастущие растения», «Растительное масло», «Болезнетворные бактерии», «Микробы страха», «Шелковистые водоросли», «Съедобные лишайники», «Моховое болото», «Мхом оброс», «Растут, как грибы», «Грибной дождь», «Гигантские хвощи», «Древние плауны», «Таинственный папоротник», «Чудодейственные травы», «Худая трава», «Небесные цветы», «Цветы удовольствия», «Тропические лианы», «Низкорослые кустарники», «Терновый куст», «Древо познания Добра и Зла», «Родословное древо».

 

Определение понятия «Растение»:

Существо, получающее питание (в отличие от животных) из почвы и воздуха, обычно развивающееся в неподвижном состоянии. Высшие растения имеют корень, стебель и листья. У низших растений корень, стебель и листья отсутствуют.

Взаимосвязь растений с другими царствами Природы:

Питаясь веществами минерального царства, растения питают собой животное и человеческое царства (в том числе – обеспечивая их накопленной солнечной энергией). После смерти растения возвращаются в минеральное царство, образуя плодородный слой почвы (гумус) и осадочные породы. Растения, выделяя кислород, питают им животных и людей. Выделяемый животными и людьми углекислый газ, является пищей для многих растений.

Каждому растению соответствует своя стихия Природы и планета Солнечной системы.

Приобретя весь опыт растительного царства Природы, Жива переходит в животное царство.

 

Исследование растений:

Отличие и схожесть растений и минералов. Взаимосвязь растений и минералов.

Образы, характер, звучание, запах, цвет, вкус, очертания и тепло растений. Прикосновение и разговор растения.

Части растения: корень, стебель, листья, цветы, плоды, семена. Жар-цвет растения.

Клетка растения и её строение. Одноклеточные и многоклеточные растения.

Безъядерные (прокариоты): бактерии, микробы.

Ядерные (эукариоты): простейшие, растения, грибы.

Обмен веществ растений: фотосинтез и дыхание. Хлорофилл.

Типы питания растений: автотрофы и гетеротрофы.

Минеральное питание растений.

Тепло, свет, влага и их влияние на жизнь растения. Теплолюбивые и морозостойкие растения. Природные зоны России и своей местности.

Искусство цветоводства, садоводства, огородничества.

Целостность растений, как живых существ. Регенерация и общий обзор системы растений.

Сообщества (экосистемы) леса, луга, поля, пустыни, пустоши.

Заповедники и заказники. Охрана растений. Древнейшие растения. Исчезающие растения.

Съедобные, лекарственные, ядовитые растения и растения-паразиты.

Обережное предназначение растений. Искусство составления букетов.

Астрологические свойства растений.

 

1) Бактерии. Болезнетворные и полезные, микрофлора живых существ. Размножение микробов.

2) Грибы. Гетеротрофы и сапротрофы. Строение, жизнедеятельность, размножение (гиф и грибница). Совместное сосуществование (симбиоз) с другими растениями; грибы-паразиты. Грибы почв, вод и живых существ. Значение и место в окружающей природе и жизни человека.

3) Лишайники. Сосуществование водоросли и гриба. Строение (слоевище), жизнь, значение. Накипные (корковатые), листовые, кустистые.

4) Водоросли. Одноклеточные: хлоропласт, среда – освещённость и сила тяжести. Значение фитопланктона. Многоклеточные и их строение: нити, талломы и ризоиды. Жизненный цикл, восстановление и вегетативное размножение. Значение многоклеточных водорослей (зелёные, сине-зелёные, бурые и др.).

5) Мхи. Выход растений на сушу. Жизненный цикл и размножение. Виды: зелёные, сфагновые, печёночники и др. Значение и место в окружающей природе, в жизни человека.

6) Хвощи, плауны, папоротники. Освоение приземного слоя хвощами и плаунами. Появление механических тканей и увеличение размеров. Значение и место в биосфере и жизни человека. Строение и жизненный цикл папоротников. Один из древнейших видов растений. Многообразие, особенности. Сосуды и фотосинтезирующие поверхности папоротников.

7) Голосеменные растения. Хвойные: жизненный цикл, опыление, созревание семян, прорастание. Корень, стебель, древесина. Распространение и роль в биосфере и в жизнедеятельности человека. Различные виды голосеменных.

8) Цветковые растения. Строение и основные части растения. Строение и многообразие, деятельность основных частей цветка. Цветение, опыление и оплодотворение. Виды, предназначение и распространение семян и плодов. Прорастание семян, строение и созревание побега. Меристема и её виды. Строение, рост и назначение стебля, корня. Виды цветковых растений, связь с условиями среды. Общепринятая систематика: вид, род, семейство. Однодольные и двудольные. Многообразие и хозяйственное значение цветковых растений.

Высшая вид цветковых растений – орхидные.

 

Деревья.

Словарные примеры: «Мир деревьев», «Деревянный дом», «Лесная опушка», «Осиновая колка», «Хвойный перелесок», «Заросшая просека», «Берёзовая роща», «Смешанный лес», «Сибирская тайга», «Непроходимая чаща», «Корабельный бор», «Старый кедрач», «Зелёная дубрава», «Молодой ельник».

Определение понятия «Дерево»: многолетнее растение с твёрдым стволом и отходящими от него ветвями, образующими крону.

Высшая ступенька растительного царства. Одухотворённые деревья.

Особенности дерева: порода, возраст, характер, строение. Жизненный цикл. Деревья-долгожители, деревья-великаны.

Влияние дерева на окружающую природу. Значение дерева в растительном царстве.

Взаимодействие человека и дерева. Язык и энергетика дерева.

Народные обряды и праздники, связанные с почитанием деревьев (почитание Древесниц, прошение Лесному царю, выбор дерева для строительства, праздники в свещенных рощах и другое).

Местные породы деревьев. Деревья других климатических поясов.

Различные виды сообществ деревьев: опушка, колка, перелесок, просека, роща, лес, тайга, чаща, бор, дубрава, ельник, сосняк, березняк, кедровник и т.д.

Календарь растений Славяно-Ариев и друидов.

 

Общение с растениями и существами растительного царства (берегинями, берендеями, лешими, моховиками, листвичами, зеленчуками, полевиками, древесницами и прочими).

«Моё растение» - сувенир, талисман, оберег.

 

Упражнения:

Исследование цвета, запаха, очертаний, поверхности, тепла, звука. Определение характера и имени растения.

Рисование с целью передачи очертаний, изображение с помощью цвета (500 оттенков) характера и настроения растения.

Нахождение растению его друга (в других царствах Природы, в ближнем космосе).

Составление букетов из живых и сухих растений. Изготовление картин с помощью сухих растений (флористика).

Беседы с ботаниками, экологами, лесниками, цветоводами, садоводами, огородниками, столярами, резчиками по дереву.

Труд на огороде, в саду, в поле, в лесу. Разведение комнатных и садовых цветов.

 

Использование растений: в быту (изготовление одежды и утвари, питание, строительство, украшение жилищ), медицине (фито и аромотерапия, гомеопатия), искусстве (изготовление красок, тканей, украшений, музыкальных инструментов), науке, промышленности.

 

Образы растений в русских народных сказках:

Трава-мурава, Сон-трава, Одолень-трава, Разрыв-трава, Тирлич-трава, Цвет папоротника, Аленький цветочек, Цветик-семицветик, Матушка Ель, Вещий дуб, Дубыня, Светобор, Древесница, Листвич, Мировое древо, Молодильные яблоки, Покатигорошек, Царь Горох, Горе Луковое, Вьюн-Горюн, Волосы земли, Древо познания Добра и Зла, Говорящее дерево и другие.

 

Список книг о Царстве растений:

«Азбука цветов» (букеты, композиции, икебана). СПб., 1998

«Ареалы деревьев и кустарников СССР». Л., 1986

«Астрологический травник» Г.В. Семёнова, Минск, 1994

«Атлас ареалов и ресурсов лекарственных растений СССР». М., 1983

«Библиотечка лекарственных растений» (в 2-х тт.) сост. В.М. Зимин. СПб., 1992

«Волшебный мир цветов» сост. Л.Н. Рукавчук. СПб., 1997

«Всё о комнатных растениях» Д.Г. Хессайон. М., 2006

«Всё о цветах в вашем саду» Д.Г. Хессайон. М., 2003

«Грибы» Г.И. Сержанин, И.Я. Яшкин. Минск, 1986

«Деревья» А. Митчелл. СПб., 1997

«Дикорастущие растения и грибы в медицине и кулинарии». М., 1994

«Дикорастущие съедобные растения» Р.Т. Иванова. Казань, 1988

«Дикорастущие съедобные растения в вашем питании» Л.К. Кощеев. М., 1980

«Заготовка дикорастущих плодов и ягод» Т.Н. Иванова, Т.А. Зайцева. Кемерово, 1981

«Заготовка, хранение и переработка дикорастущих ягод и грибов» Г.В. Круглякова. М., 1991

«Зелёные друзья человека» В.М. Сало. М.,1975

«Зелёные оракулы» В.И. Артамонов. М., 1989

«Из леса и огорода – от весны до зимы» Д. Ланска. М., 1989

«Исцеляющая энергия деревьев» Т. Соколова. М., 1999

«К цветку цветок… Пособие по аранжировке цветов» Н.Э. Володина, Н.В. Малышева. СПб., 1993

«Комнатные растения: друзья и враги» А.Н. Семёнова. СПб., 1998

«Красная книга Среднего Урала». Екатеринбург, 1996

«Кухня Робинзона» Н.Г. Замятина. М., 1994

«Лекарственные растения в каждом доме» З.А. Меньшикова, И.Б. Меньшикова, В.Б. Попова. М., 1991

«Лекарственные растения СССР и их применение» А.Д. Турова. М., 1974

«Лесная кладовая» Т. Иванова, Л.Ф. Путинцева. Тула,1993

«Лесной огород» Г.М. Свиридонов. М., 1987

«Лесные травянистые растения» (справочник). М., 1988

«Луговые травянистые растения» (справочник). М., 1990

«Магическая сила растений» С. Каннингем. М., 1997

«Магические растения» П. Седир. Казань, 1993

«Магические травы» П. Твитчелл. М., 1998

«Мир лесных растений» В.В. Петров. М., 1978

«О чём говорят названия растений» Б.Н. Головкин. М., 1992.

«Орехоплодные лесные культуры» Ф.Л. Щепотьев, А.А. Рихтер и др. М., 1978

«Основы биохимии растений» В.А. Крестович. М., 1980

«Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры» М.И. Нагибина. Ярославль, 1997

«Плетение из ивового прута» В.М. Козлов. М., 1994

«Практический справочник грибника». Ижевск, 1992

«Растения и косметика» С.Б. Дацковская, Б.М. Дацковский. Пермь, 1995

«Растения-талисманы для здоровья и благополучия» Е.В. Мазова. М., 2004

«Редкие полезные растения». Саранск, 1991

«Роза Мира» Д. Андреев. М., 1996

«Русская деревянная игрушка» Н.В. Тарановская. Л., 1968

«Русские народные сказки» (в 3-х тт.) А.Н. Афанасьев. М., 1958

«Русский народный лечебник». Чебоксары, 1994

«Русское разнотравье» (справочник). А.Н. Стрижев. М., 1995

«Семена, луковица и споры» Д. Уокер. М., 1996

«Сказания о лекарственных растениях» М.А. Кузнецова, А.С. Резникова. М., 1992

«Сухие травы. Основы художественного ремесла» Г.Я. Федотов. М., 1997

«Съедобные папоротники и их рациональное использование» И.Э. Цапалова. Новосибирск, 1991

«Тайна красоты. Книга о цветах» В.С. Моложавенко. М., 1993

«Тропинки в таинственный мир» В.М. Седяков. Л., 1990

«У медведя во бору. Грибная охота» П.П. Маракулин. Пермь, 1992

«Удивительный мир растений» Г.А. Денисова, М., 1981

«Цветовой атлас растений» Д. Рандушка, Л. Шомшак, И. Габерова. Братислава, 1990

«Цветы в легендах и преданиях» Н.Ф. Золотницкий. Минск, 1994

«Цветы» Д. Уокер. М., 1996

«Целебные травы и здоровое питание по знакам Зодиака» А.Мьюир. СПб., 2007

«Человек в царстве растений» Е. Мазова. М., 1998

«Экологическая азбука для детей: Растения» А.Х. Тамбиев. М., 2000

 

ЦАРСТВО ЖИВОТНЫХ

Животные – клетка, простейшие (амёба, губки, черви), моллюски, членистоногие (ракообразные, паукообразные), насекомые, иглокожие (ежи, лилии, звёзды), хордовые (рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие).

 

Словарные примеры:

«Позвоночные животные», «Животный образ жизни», «Деление клетки», «Простейшие существа», «Как амёба», «Морские губки», «Дождевые черви», «Двустворчатые моллюски», «Пятиться раком», «Укус скорпиона», «Запутаться в паутине», «Вцепился, как клещ», «Общественные насекомые», «Морские ежи», «Морские звёзды», «Нем, как рыба», «Хвостатые земноводные», «Теплокровные пресмыкающиеся», «Птичий язык», «Морские млекопитающие».

Определение понятия «Животное»:

Живое существо, обладающее способностью двигаться и питающееся, в отличие от растений, готовыми органическими соединениями. Высшие животные способны мыслить и имеют разум, чувства, эмоции.

 

Исследования:

Живая клетка, её строение.

Отличие живой клетки от растительной. Отличие животных от других видов живых существ. Общее для животных и существ других царств Природы.

Разумность животных и их способности. Одухотворённость высших животных.

Систематика: вид, род, семейство, класс.

 

1) Простейшие: амёба, эвглена, инфузория, паразитическое простейшее. Многообразие и жизненные циклы. Значение и место простейших в биосфере и жизни человека.

2) Низшие многоклеточные. Особенность и взаимозависимость клеток, регенерация. Жизненные формы: пелагические, бентосные, прикреплённые. Сравнение строения губок, кишечнополостных, плоских и круглых червей.

Губки. Жизнедеятельность и жизненные циклы.

Кишечнополостные. Жизнедеятельность и жизненные циклы. Сообщество кораллового рифа. Общность (симбиоз) гидры с растениями.

Плоские и круглые черви. Жизнедеятельность и жизненные циклы.

3) Высшие многоклеточные.

Кольчатые черви. Различные виды и жизненные циклы. Участие дождевых червей в почвообразовании.

Моллюски: двустворчатые, брюхоногие, головоногие, панцирные. Особенности их жизнедеятельности; использование человеком.

Ракообразные: крабы, раки, лангусты, дафнии и пр.

Словарные примеры: «Рак-отшельник», «Пятиться раком», «Где раки зимуют», «Когда рак свистнет», «Синий краб».

Различные виды и жизненные циклы.

Паукообразные: пауки, скорпионы, клещи, и пр.

Словарные примеры: «Как пауки в банке», «Скорпионье жало», «Вцепился, как клещ».

Паутина – ловчие сети, убежище, кокон и парашют. Особенности жизнедеятельности, различные природные виды.

Использование опыта паукообразных в жизни человека.

 

Членистоногие насекомые (около 1 100 000 видов).

Словарные примеры: «Белые мухи», «Рабочая пчёлка», «Трудолюбивый муравей», «Муха-цокотуха», «Зудящий комар», «Блоху подковать», «Делать из мухи слона», «Всяк сверчок знай свой шесток», «Попрыгунья-стрекоза», «Разноцветная бабочка».

Сравнение с растениями – общие и отличительные черты.

Многообразие природных видов членистоногих, их жизненные циклы.

Полёт. Особенности зрения. Окраска. Питание.

Общественные насекомые (термиты, пчёлы, осы, муравьи). Коллективный разум. Рой.

Насекомые – опылители и фитофаги. Вредители, ядовитые и опасные насекомые.

Превращения: гусеница – куколка – бабочка.

Место в общей картине мира. Связь с человеком – польза и вред.

Упражнения:

Наблюдение, рисование, озвучивание.

Использование особенностей движения и полёта в пластике движений, танце, рукопашных стилях, конструировании.

Беседы с зоологами, энтомологами, биологами, пчеловодами.

Использование в быту, медицине, науке, промышленности, искусстве и пр. (мумиё, мёд, прополис, маточное молочко, воск, пчелиный яд, натуральный шёлк, муравьиная кислота и т.д.).

 

Иглокожие: морские ежи, морские лилии, морские звёзды, голотурии.

Различные природные виды, их жизнедеятельность и особенности строения.

Особенности среды обитания и межвидовые связи.

 

4)Хордовые.

Отличие хордовых от других животных.

Различные виды, строение, жизненный цикл.

Систематика хордовых.

 

Надкласс – бесчелюстные. Класс – круглоротые. Строение, образ жизни, способ движения, размножение. Хищничество и паразитизм.

 

Надкласс – рыбы (около 900 000 видов существ, живущих в воде).

Словарные примеры: «Рыбья кровь», «Рыбья чешуя», «Нем, как рыба», «Как рыба об лёд», «Реветь белугой», «Щука в озере, чтобы карась не дремал», «Ершиться», «Акула бизнеса».

Питание, дыхание, возраст, характер и особенности поведения рыб, отличающие их от других существ.

Общность рыб и других животных, связь с существами других царств Природы.

Класс – хрящевые. Строение, образ жизни. Назначение плавников, их происхождение и очертания. Зубы, чешуя, нервная система, органы чувств. Размножение.

Акулы и скаты.

Класс – костные рыбы. Морские и пресноводные. Строение, особенности образа жизни, способы движения. Особенности газообмена. Органы дыхания атмосферным кислородом.

Теплокровность крупных рыб.

Размножение, забота о потомстве, нерестовые передвижения. Превращение: икринка – малёк – рыба – стая.

Двоякодышащие и кистепёрые рыбы. Выход позвоночных на сушу.

 

Класс – земноводные. Строение. Освоение суши. Размножение и развитие. Хвостатые, безногие, безхвостые и амфибии.

 

Класс – пресмыкающиеся: крокодилы, черепахи, змеи, ящерицы и прочие.

Словарные примеры: «Крокодиловы слёзы», «Ползти, как черепаха», «Черепашья скорость», «Мудрый, как змий», «Змей-искуситель», «Змея подколодная», «Безхвостая ящерица», «Юркий, как ящерица», «Ископаемые ящеры».

Первые наземные позвоночные. Особенности строения.

Теплокровные рептилии.

Древние пресмыкающиеся и причины их вымирания.

Растительные корма. Усложнение поведения. Размножение, развитие рептилий и независимость от водной среды. Прямое развитие (без личинки и метаморфоза). Возникновение теплокровности и её биологический смысл. Гетеротермия.

Упражнения:

Наблюдения и общение в природе, аквариуме, террариуме, серпентарии с рыбами, земноводными и пресмыкающимися.

Рисование, лепка, звукоподражание, озвучивание, пластика движения, обороны и танца.

Беседы с зоологами, биологами, ихтиологами, серпентологами, рыбаками ныряльщиками, путешественниками.

Использование рыб, земноводных и пресмыкающихся: в быту, медицине, науке, промышленности, искусстве.

Образы рыб, земноводных и пресмыкающихся в русских народных сказках: Золотая рыбка, Ёрш Ершович, Сом-сомище, По щучьему велению, Рыба-кит, Царевна-лягушка, Лягушка-квакушка, Змей Горыныч, Дракон огнедышащий, Юша-змей, Змея Гарафена, Мудрая черепаха и другие.

 

Класс – птицы (около 1 000 000 видов).

Словарные примеры: «Птичье молоко», «Птица счастья», «Вольный, как птица», «Ворон считать», «Белая ворона», «Мудрая сова», «Отважный орёл», «Лебединая песня», «Лебединая шея», «Воробьиная ночь», «Гадкий утёнок», «Курам на смех», «Петушиться», «Заливаться соловьём», «Голубей гонять», «Синиц ловить», «Гусей дразнить», «Твердит, как попугай», «Долбит, как дятел», «Павлиний хвост».

Особенности и отличия птиц от других существ. Общность с существами других царств Природы.

Полёт, язык, характер, расцветка птиц.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.32.230 (0.224 с.)