Основные характеристики
| Стратегическая важность
|
· Размеры рынка
| · Инвестиции в небольшие рынки не являются привлекательными для крупных компаний, так как не позволяют окупить вложенные в новые товары (или технологии) средства.
|
· Темпы роста рынка
| · Рост рынка снижает уровень конкуренции среди существующих компаний и облегчает проникновение на рынок новых предприятий. Замедление роста рынка или его полное прекращение ведет к росту конкуренции между работающими в отрасли предприятиями, снижению загруженности их производственных мощностей и уходу с рынка наиболее слабых компаний.
|
· Прибыльность отрасли
| · Высокий уровень прибыльности отрасли привлекает на рынок новые компании, низкий – снижает ее привлекательность.
|
· Входные и выходные барьеры на рынке
| · Высокие выходные барьеры усиливают уровень конкуренции внутри отрасли между существующими компаниями и снижают уровень ее прибыльности. Высокие входные барьеры, наоборот, защищают позиции действующих на рынке фирм, осложняя появление на нем компаний-новичков.
|
· Чувствительность покупателей к уровню цен
| · Эта характеристика может существенно определять прибыльность в отрасли.
|
· Уровень дифференциации или стандартизации товаров
| · Высокий уровень стандартизации продукции приводит к росту конкуренции между компаниями, в первую очередь, ценовой, к росту силы влияния на рынке покупателей. Дифференциация продукции производителей увеличивает силу их влияния и снижает уровень ценовой конкуренции.
|
· Быстрые технологические изменения, происходящие на предприятиях отрасли, способствующие росту предложения и частому обновлению ассортименту
| · Растет размер необходимых инвестиций в основные фонды, укорачивается жизненный цикл товаров и услуг, а значит, компании увеличивают свои затраты на инновации.
|
· Размер необходимых первоначальных капиталовложений
| · Их высокий уровень увеличивает входные и выходные барьеры и снижает риск вхождения на рынок новых фирм.
|
· Уровень вертикальной и горизонтальной интеграции предприятий
| · Увеличивает уровень входных барьеров в отрасль, так как растет размер необходимого капитала для достижения конкурентных преимуществ и противостояния высоко интегрированным фирмам. Отраслевые связи являются ключевым, трудно воспроизводимым ресурсным преимуществом.
|
|
| |
Рис. Модель анализа конкурентов М.Портера
Табл.
Примеры ключевых факторов успеха предприятия в отрасли
КФУ, зависящие от технологии
- наличие патентов и изобретений
- постоянное проведение научных исследований (особенно важно в фармацевтике, медицине, космической индустрии и других высокотехнологичных отраслях)
- способность к инновациям в производственном процессе (новые технологии, новые товары), в управлении, в маркетинге и т.д.
КФУ, относящиеся к производству
- низкий уровень себестоимости продукции (достижение экономии на масштабах, опыте производства и т.д.)
- устойчивое поддержание высокого качества продукции
- высокая степень использования производственных мощностей
- выгодное местонахождение предприятия (особенно важно в сфере услуг, например, в ресторанном и гостиничном бизнесе)
- квалифицированный персонал
- высокая производительность труда
- наличие технологических возможностей производства широкого ассортимента продукции и выполнения индивидуальных заказов потребителей
КФУ, относящиеся к реализации продукции
- широкая сеть оптовых дистрибьюторов / дилеров
- широкий доступ / присутствие в точках розничной торговли
- наличие собственной сети розничной торговли
- эффективная логистика
КФУ, относящиеся к маркетингу
- лояльность покупателей к брэнду компании
- высокий уровень корпоративного имиджа
- широкий ассортимент продукции и постоянное его обновление
- эффективный комплекс маркетинга
- высокий уровень сервисного обслуживания и гарантий для покупателей
· маркетинг - интегрирующая управленческая функция на предприятии
КФУ, связанные с организационными возможностями
- доступ к финансовым ресурсам
- высокий уровень информатизации управления
- способность быстро реагировать на изменяющуюся рыночную ситуацию (на возникающие угрозы и возможности)
- организация управления ключевыми процессами, а не только функциями
|
ПРИМЕР ОЦЕНКИ КФУ КОМПАНИИ
КФУ
| Вес фактора
(1 – 10)
| Балл
(1 – 10)
| Скорректированная оценка (вес * балл)
|
Репутация на рынке
|
|
|
|
Соответствие стандартам качества
|
|
|
|
Охват территории дилерской сетью
|
|
|
|
Итого
|
| -
|
|
ПРИМЕР КЛЮЧЕВЫХ ФАКТОРОВ УСПЕХА
Фактор
| Вес фактора
| Оценка компании
| Оценка конкурента (1)
| Оценка конкурента (2)
| Оценка конкурента (3)
|
Балл
| Оценка
| Балл
| Оценка
| Балл
| Оценка
| Балл
| Оценка
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Репутация на рынке
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Соответствие стандартам качества
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Охват территории дилерской сетью
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого
|
| -
|
| -
|
| -
|
| -
|
|