История термина «цивилизация» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История термина «цивилизация»



1. Цивилизация - комплексный предмет социальных и исторических исследований.

Истоки употребления слова «цивилизация». Сложившееся употребление термина. Реальна ли цивилизация как всеобщее начало? Сравнительный подход к изучению цивилизаций. Соотношение формационного и цивилизационного подходов. Культурно-историческая концепция цивилизации. Основоположники цивилизационной теории. Н.Данилевский, Г. Рюккерт, О.Шпенглер, А.Тойнби. Вклад П.Сорокина в развитие теории.

 

Б.С. Ерасов. Цивилизации. Универсалии и самобытность.

- размытость термина

- теория ОЭФ – плодотворная, хотя и ограниченная по своим возможностям.

Термин Ц. – воплощение «цветущей и жужжащей» неразберихи, в которой ««то фигурирует единая «мировая цивилизация», ожидающая вхождения туда и России, после того как она сменит свой «генетический год», то появляются десятки цивилизаций на одном континенте – Африканском или Южно-Американском»» (с. 8).

«Цивилизованное поведение» суть приспособленное к нормам рыночного либерализма и западного гегемонизма, хотя подчас и смыкающегося с «криминальным капитализмом».

Концептуальная апология агрессивного рыночного глобализма, сметающего со своего пути «архаичные» культуры и цивилизации.

 

? Ц. – единая или их много.

 

«Ц. парадигма подразумевает преодоление «линейной» истории и рассмотрение картины сосуществования различных обществ, имеющих в своей основе универсальные принципы устроения, но претворенные в определенной модели, присущей только данной социокультурной системе. В ходе эволюции этой системы как в прошлом, так и в настоящем каждое общество сохраняет свою самобытность и осознание своей «идентичности» во взаимодействии с другими обществами (с. 10).

 

Ц.: СЛОВО – ТЕРМИН – ТЕОРИЯ.

 

- космический и неизменный Сверхзакон (античность)

- божественное провидение (средние века); «град божий» и «град земной»

Общество – результат человечеких устремлений и чел. деятельности.

Лат. civilis – качества гражданина как городского жителя. «Цивильный» - учтивость, любезность, приветливость, привычность к городской среде.

Данте (14 в.): humana civilitas – расширение термина – всеобъемлющая человеческая общность и единство.

Однако этимология слова и его раннее употребление разительно отличаются от тех смыслов, которые оно приобрело впоследствии.

Л.Февр (франц. ист.) – воссоздать историю франц. слова «Ц.» на деле означает «реконструировать этапы глубочайшей революции, которую совершила и через которую прошла французская мысль от второй половины XVIII в. и по наше время». Франц. и англ. просветители.

civilizer – цивилизовать / отражение утверждения норм благопристойности,

civilite – цивильность / воспитанности и образованности, кот. фрм. в

civil – цивильный / значит. мере под влиянием придворных нравов и стиля общения, принятого в аристократических кругах (Н. Элиас «Цивилизационный процесс»; А.Фуретьер «Всеобщий словарь», изд. в Голландии в 1690 г.)

Маркиз де Мирабо в трактате «Друг законов» (1757 г.). Df

«Ц. есть смягчение нравов, учтивость, вежливость и знания, распространяемые для того, чтобы соблюдать правила приличий и чтобы эти правила играли роль законов общежития».

Позитивная роль религии. В.Р.Мирабо в кн. «Друг людей, или Трактат о народонаселении» «Религия является, без сомнения, основной и наиболее действенной уздой человечества. Это первая пружина цивилизации». Однако новому человеку нужны были иная вера и иные смыслы для обретения мира.

П.А.Гольбах, Ж.А. Кондорсе и др. «С приближением революции слово «Ц.» празднует победу». 1798 появл. В «Словаре Академии», издающийся Франц. академией с 1635 г.

В Англии первое употребление слова зафиксировано в 1767 г.

1828 г. Ф.Гизо «История Ц. в Европе». / описательные

1830 г. Ф.Гизо «История Ц. во Франции». / исторические

1857-1861 Г.Бокль «История Ц. в Англии». / труды

 

Ж.Ж.Руссо; О.Шпенглер - о бесчеловечности Ц.

 

Франц. просветители: в Ц. заключается механизм, уберегающий общество от распада и ожесточения: «гуманитарное начало» и «живая душа общества».

Категория Ц. имела не только познавательное, но и ориентирующее и аксиологическое значение.

Семантика слова включала в себя противопоставление состоянию невежества, грубости, неупорядоченности, неправильности – тому, что входило в понятия «бескультурье» или «варварство». Наследие античного мира – противопоставление своей культуры, типа духовности и политической организации всем «варварским» обычаям. Позднее европейцы добавили к варварам еще и дикарей. Впрочем, это относилось не к другим народам, а к: - темным векам» феодализма и средневековья;

- держащим народ в невежестве феодальным правителям;

- коронованным особам Европы, обрушившимся на рев. Францию;

- правителям стран, сопротивлявшимся привезенным из-за моря порядкам;

- населению самой Франции или Англии по мере удаления от столицы и даже сразу за ее пределами.

Культура здесь выступает как компонент или синоним Ц. И то и другое означает развитое состояние чел. общества, результат деятельности рук и ума людей. Постепенно между двумя терминами устанавливается различие. Ц. – народы и страны в их развитом состоянии, а К. – форма и степень духовности, в которой выражаются высшие достижения Ц.

Наполеон накануне высадки в Египте: «Солдаты, вам предстоят завоевания, влияние которых на цивилизацию и торговлю во всем мире будет неизмеримым».

Около полутора веков ушло на то, чтобы мусульманская Ц. сформулировала и реализовала Ответ на Вызов Запада. XIX в. – разделение мира на «цивилизованную Европу» и «остальной мир».

 

Вехи продвижения западной Ц.

- истребление коренного населения Северной Америки;

- разрушение развитых государств Центральной и Южной Америки и уничтожение значительной части местного населения;

- гигантские потоки работорговли между Африкой и Америкой.

Слово Ц. приобретало идейную нагрузку в обоснованиях колониального режима. «Культуртрегерство», «цивилизаторская миссия», «бремя белого человека». Нести новые порядки «полудиким, угрюмым племенам» (Р.Киплинг). Эта миссия исчерпала себя, но вновь звучит в идеологических построениях прозападной политической элиты.

 

- культуртрегерство XIX в. несло в себе осознание долга в приобщении «диких племен» к достижениям европейской культуры;

- началось постижение культурного многообразия мира, познание других развитых культур. Так, Наполеон привез в Египет десятки ученых, положивших начало французской египтологии.

- достижения английской колониальной науки – многотомное издание древних индийских классических трактатов, из которых новые поколения индийцев узнавали о мудрости своих предков.

Существенная сторона вздя Запада и Востока – глубинное неприятие ценностных и смысловых устоев Запада и нарастающий «ревайвал» неевропейских культур в условиях агрессивного вызова со стороны Запада. Этого обстоятельства не отменяют интенсивное увлечение ориентальными стилями, «тонким» восточным искусством, бегством романтиков на Восток в поисках роскошных наслаждений, освоение восточных мистических учений и психофизиологических практик, обращение к африканской магии. Эти поиски ослабевают по достижении практически значимого результата или вследствие разочарования в методе.

 

В 1819 г. слово Ц. впервые употребляется во множественном числе.

Понятие обогащалось новыми значениями и обнаруживало свойства, которые нельзя было предвидеть.

 

Критика порядков, которые называются цивилизованными, но отказывают значительному большинству населения в социальной справедливости. Один из первых критиков Ц. Ж.Ж. Руссо «О влиянии наук на нравы» (1750). О пагубном влиянии на человека и общественные нравы Ц. неравенства с ее чисто внешними и лицемерными принципами.

Марксизм.

Негативные стороны исторического процесса, процессы упадка и крушения некогда великих обществ древности, воплощавших высший уровень цивилизованности, но не выдержавших вн. и вн. потрясений.

В XIX в. позитивное восприятие термина Ц. оставалось преобладающим.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.154.103 (0.01 с.)