Глава 14. Индуктивные умозаключения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 14. Индуктивные умозаключения



 

Индуктивным называется умозаключение, в котором на основании принадлежности признака отдельным предметам или частям некоторого класса делают вывод о его принадлежности классу в целом.

Логический переход от отдельных явлений к знанию общего характера совершается в форме индуктивного умозаключения, или индукции (с лат. наведение). Основная функция индуктивных выводов в процессе познания получение общих суждений.

По своему содержанию и познавательному значению эти обобщения могут носить различный характер от простейших обобщений повседневной практики до эмпирических обобщений в науке или универсальных суждений, выражающих всеобщие законы.

История науки показывает, что многие открытия обязаны индуктивным обобщениям. Важное место принадлежит индуктивным выводам в судебно-следственной практике. На их основе формулируются обобщения, касающиеся обычных отношений между людьми, мотивов и целей совершения противоправных действий, способов совершения преступлений, типичных реакций виновников преступления на действия следственных органов и т.п.

В зависимости от полноты и законченности эмпирического исследования различают два вида индуктивных умозаключений: полную индукцию и неполную индукцию.

Полная индукция

Полная индукция – это умозаключение, в котором на основе принадлежности каждому элементу или каждой части класса определенного признака делают вывод о его принадлежности классу в целом.

Индуктивные умозаключения такого типа применяются лишь в тех случаях, когда имеют дело с закрытыми классами, число элементов в которых является конечным и легко обозримым. Умозаключения полной индукции починяется схеме: S1 имеет признак Р, S2 имеет признак Р, … Sn имеет признак Р. S1, S2,.. S n составляют класс К. Следовательно, всем предметам класса К присущ признак Р

Выраженная в посылках индуктивного умозаключения информация о каждом элементе или каждой части класса служит показателем полноты исследования и достаточным основанием для логического переноса признака на весь класс. Тем самым вывод в умозаключении полной индукции носит демонстративный характер. Это означает, что при истинности посылок заключение в выводе будет необходимо истинным.

Например, аудиторской комиссией необходимо проверить состояние финансовой дисциплины в филиалах конкретного банковского объединения. Известно, что в его состав входят пять отдельных филиалов. Обычный способ проверки в таких случаях анализ деятельности каждого из пяти банков. Если окажется, что ни в одном из них не обнаружено финансовых нарушений, то тем самым можно сделать обобщающее заключение: все филиалы банковского объединения соблюдают финансовую дисциплину.

Познавательная роль умозаключения полной индукции проявляется в формировании нового знания о классе или роде явлений. Логический перенос признака с отдельных предметов на класс в целом не является простым суммированием. Знание о классе или роде это обобщение, представляющее собой новую ступень в развитии знания. Применимость полной индукции в рассуждениях определяется практическим перечислением множества явлений.

Если невозможно охватить весь класс предметов, то обобщение строится в форме неполной индукции.

Неполная индукция

Неполная индукция – это умозаключение, в котором на основе принадлежности признака некоторым элементам или частям класса делают вывод о его принадлежности классу в целом.

Неполнота индуктивного обобщения выражается в том, что исследуют не все, а лишь некоторые элементы или части класса. Логический переход в неполной индукции от некоторых ко всем элементам или частям класса не является произвольным. Он оправдывается эмпирическими основаниями — объективной зависимостью между всеобщим характером признаков и устойчивой их повторяемостью для определенного рода явлений. Отсюда широкое использование неполной индукции в практике.

Схема умозаключения неполной индукции: S1 имеет признак Р, S2 имеет признак Р, S3 имеет признак Р. S1, S2, S3 принадлежат классу К. Следовательно, классу К, по-видимому, присущ признак Р. Индукция не может претендовать на логическую необходимость, поскольку повторяемость признака может оказаться результатом простого совпадения. На этом основании неполную индукцию относят к правдоподобным (недемонстративным) умозаключениям. Здесь заключение следует с определенной степенью вероятности.

Существенное влияние на характер логического следования в выводах неполной индукции оказывает способ отбора исходного материала. Он проявляется в методичности или систематичности формирования посылок индуктивного умозаключения.

По способу отбора исходного материала различают два вида неполной индукции: индукцию путем перечисления, получившую название популярной индукции, индукцию путем отбора, которую называют научной индукцией.

Популярной индукцией называют обобщение, в котором путем перечисления устанавливают принадлежность признака некоторым предметам или частям класса и на этой основе проблематично заключают о его принадлежности всему классу.

В процессе многовековой деятельности люди наблюдают устойчивую повторяемость многих явлений. Такого рода обобщения бывают связаны с наблюдениями над погодой, влиянием климатических условий на урожай, причинами распространения болезней, поведением людей в определенных ситуациях, отношениями между людьми и т.п. Логический механизм большинства таких обобщений популярная индукция или индукция через простое перечисление.

Повторяемость признаков во многих случаях действительно отражает всеобщие свойства явлений. В процессе расследования преступлений часто используют эмпирические индуктивные обобщения, касающиеся поведения лиц, причастных к преступлению.

Например: лица, совершившие преступления, стремятся скрыться от суда и следствия; угроза убийством часто приводится в исполнение; обнаружение похищенных вещей свидетельствует о причастности к преступлению.

Ошибочные популярные индуктивные заключения о выводах популярной индукции могут появиться по причине несоблюдения требований об учете противоречащих случаев, которые делают обобщение несостоятельным. Ошибочные заключения могут появиться и при недобросовестном, и предвзятом обобщении, когда сознательно игнорируют или скрывают противоречащие случаи.

Научной индукцией называют умозаключение, в котором обобщение строится путем отбора необходимых и исключения случайных обстоятельств. В зависимости от способов исследования различают: индукцию методом отбора (селекции) и индукцию методом исключения (элиминации).

Индукция методом отбора, или селективная индукция, – это умозаключение, в котором вывод о принадлежности признака классу (множеству) основывается на знании об образце (подмножестве), полученном методичным отбором явлений из различных частей этого класса.

Примером индукции методом отбора может служить рассуждение о сорте высеваемой озимой пшеницы в одном из регионов. Для исследования выбирают южные и северные, внутренние и периферийные, степные и лесостепные районы региона для установления повторяемости сорта.

На основе данных с большой вероятностью делается предположение о сорт озимой пшеницы. Достоверное заключение в данном случае вряд ли будет обоснованным, поскольку не исключается возможность использования другого сорта в районах, которые непосредственно не наблюдались.

Индукция методом исключения, или элиминативная индукция, – это система умозаключений, в которой выводы о причинах исследуемых явлений строятся путем обнаружения подтверждающих обстоятельств и исключения обстоятельств, неудовлетворяющих свойствам причинной связи.

Познавательная роль элиминативной индукции анализ причинных связей. Причинной называют такую связь между двумя явлениями, когда одно из них (причина) предшествует и вызывает другое (действие).

Важнейшими свойствами причинной связи выступают такие характеристики как: всеобщность (не существует беспричинных явлений), последовательность (причина всегда предшествует действию), необходимость ( действие осуществляется лишь при наличии причины), однозначность (конкретная причина всегда вызывает определенное действие).

 

 

Методы научной индукции

Современная логика описывает пять методов установления причинных связей: метод сходства, метод различия, соединенный метод сходства и различия, метод сопутствующих изменений, метод остатков.

Метод сходства

По методу сходства сравнивают несколько случаев, в каждом из которых исследуемое явление наступает; при этом все случаи сходны лишь в одном и различны во всех других обстоятельствах.

Схема рассуждения по методу сходства:

АВС вызывает d

MBF вызывает d

МВС вызывает d

По-видимому, В является причиной d.

Несмотря на проблематичность заключения, метод сходства выполняет в процессе познания важную эвристическую функцию, способствуя построению плодотворных гипотез, проверка которых приводит к открытию новых знаний.

Однако достоверное заключение может быть получено по методу сходства лишь в том случае, если исследователю точно известны все предшествующие обстоятельства, которые составляют закрытое множество возможных причин. Также известно, что каждое из обстоятельств не вступает во взаимодействие с другими. В этом случае индуктивное рассуждение приобретает доказательное значение.

Метод различия

По методу различия сравнивают два случая, в одном из которых исследуемое явление наступает, а в другом не наступает; при этом второй случай отличается от первого лишь одним обстоятельством, а все другие являются сходными.

Схема рассуждения по методу различия:

АВСМ вызывает d

ABC не вызывает d

По-видимому, М является причиной d.

Рассуждение по методу различия приобретает доказательное знание лишь в том случае, если имеется точное и полное знание предшествующих обстоятельств. Поскольку в условиях эмпирического познания трудно претендовать на исчерпывающую констатацию всех обстоятельств, выводы по методу различия в большинстве случаев дают лишь проблематичные заключения.

При этом полностью не исключается взаимодействие обстоятельства М с другими обстоятельствами. Как и в методе сходства, М может быть сложным явлением, включающим в качестве составной части действительную причину d.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 522; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.54.63 (0.02 с.)