Поэтика жанра романа Л.Стерна «Сентиментальное путешествие». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Поэтика жанра романа Л.Стерна «Сентиментальное путешествие».



 

По внешним признакам "Сентиментальное путешествие" Л. Стерна относится к роману-путешествию, или путевым очеркам, однако, как отмечала А. Елистратова, она даже утверждает, что "Сентиментальное путешествие" вряд ли можно отнести к жанру романа" [5. C.355].
Е. Максютенко уточняет, что "за романами Стерна давно закрепились жанровые дефиниции романа процесса" [17. P.142] и психологического романа [13. C.315], что
Можно сказать, что Стерн не только создает новую область (жанр) в литературе, но изобретает и сам способ создания новой области.
Среди литературоведов существуют разногласии и в вопросе о типологической принадлежности романа, его соотнесенности с самим течением сентиментализма. Так, одни литературоведы (А. Елистратова, А. Аникст, Н. Кочеткова, В. Шкловский, К. Атарова) относят роман к сентименталистскому крылу литературы, другие (Е. Максютенко, П. Брэди) - к литературе рококо, третьи - к чему-то иному.

От приключенческого жанра и жанра путевых заметок роман отличает сам принцип членения его на главы. Если в приключенческих романах порядок глав соответствует порядку событий, а их названия - содержанию событий, то у Стерна, как отмечал В.Шкловский, "все внимание сосредоточено на способе повествования и на членении повествования

Деление на главы есть и предлог для отступлений, которые являются одновременно внешним тормозом действия, и в то же время внутренней причиной его поступательного движения.
"Сентиментальное путешествие" Стерна изобилует остановками. Главы его коротки, и, собственно, путешествие почти не совершается. Аналогично замедленности продвижения телесного почти не совершается семантическое движение в названиях глав. После предисловия следуют названия одного и того же места - Кале, с добавлением к нему различных, тоже повторяющихся слов (2 раза "монах", "дезоближан" и т.д.).

Однако нельзя утверждать, что Стерн полностью пренебрег тематикой путешествия. Она, хоть и оттеснена на задний план и не замечается за новизной авторского стиля, но она есть

Впрочем, целью путешествия оказывается не знакомство с флорой и фауной, историей и культурой и даже не изучение национального характера, а некий "моральный урок", который можно извлечь из мозаики дорожных впечатлений.
Характерной приметой жанра путешествий в "Сентиментальном путешествии" выступает и бессюжетность, которую Стерн сохраняет и даже утрирует. "Сентиментальное путешествие" представляет собой ряд эпизодов, не имеющих в большинстве случаев сюжетной завершенности. Отсутствует в нем и эволюция характера главного героя, могущая быть рассмотренной в качестве "внутреннего"сюжета. Романные элементы, диссонирующие с жанром путешествий, присутствуют в основном в отступлениях (история отца Лоренцо, история продавца пирожков - [6. C.89]), в главках - "мини-новеллах" (главка "Шпага. Ренн", история скворца), а также во встречаемых в "Сентиментальном путешествии" "случайных"совпадениях, свойственных романному жанру (например, когда знакомая-горничная оказывается горничной мадам де Р., которой Йорик должен передать письмо).
В какой-то мере роман Стерна можно назвать предшественником последующего направления эстетизма. Перенос центра тяжести с объективного мира на субъективный, отсутствие линейности, хронологичности, отклонения от главного во второстепенное связан у Стерна именно с эстетической оформленностью и направленностью его произведений. В художественном беспорядке, нелинейности, алогичности крылась своя закономерность. Поэтика и эстетика Стерна состояла в случайном, второстепенном. Половину человеколюбия героев Стерна составляют случайные мелочи, маргинальное, которое вырастает до общезначимого. Стерна волнуют этические проблемы, связанные с уходом в "коньки", шендизм, причуды. Как отмечал Байрон: "Стерн скорее готов плакать над мертвым ослом, нежели помогать живой матери". Суть стерновского эстетизма кроется в необычности, экстравагантности. Его эстетизм -это эстетизм предельного отличия и неповторимости.
Стоит отметить аллегорические линии и в какой-то мере аллегорический смысл романа, на который указывали различные стерноведы. Аллегория кроется уже в самом имени героя, относительно которого стерноведы традиционно предлагают две версии: 1) автобиографическое упоминание Йоркширского графства и Йоркского собора, где начинал свою карьеру священнослужителя Стерн; 2) ссылка на образ-канон героя-шута шекспировской трагедии.

Принадлежность героя к стихии шутовства определяет сам тон повествования, одновременное сочетание в нем иронии и мудрости. Образ воскресшего шекспировского Йорика является как бы дополнительным рычагом опрокидывания старой эстетической системы, внедрения принципа относительности, изменчивости, душевной текучести. Через данную аллегорию в роман привносится также "метафизическая тема смерти" [19. C.134-].
Подытоживая вышесказанное, можно заключить, что "Сентиментальное путешествие"по жанру внешне примыкает к роману путешествий или путевым заметкам, о чем свидетельствует само название и внешняя атрибутика, по внутреннему содержанию относится к разряду психологического романа, а по форме и композиции - к своеобразной литературной игре, аллегорическому переиначиванию прежней эстетики и самого процесса познания. На самом деле "Сентиментальное путешествие" представляет гениальную имитацию всевозможных жанров и их разрушение самим типом выбранной повествовательной манеры. Можно сказать, что это путешествие об отсутствии путешествия, роман об отсутствии романа, повествование о психологическом движении в состоянии душевной статики и общей результирующей, равной нулю. Мнимость заявленных мотивов сказывается во множестве случаев: так, Стерн все время говорит о недозволенном и нескромном, нигде не переходя на деле пределы этой нескромности

"Сентиментальное путешествие" и надо воспринимать целиком как шутку, пародию, подобно тому, как "Дон Кихот" Сервантеса был пародией на рыцарские романы.
Шутка вводит в литературу новый анализ характера

Стоит также отметить существующую в литературоведении (как отечественном, так и зарубежном) тенденцию причислять роман Стерна к жанру "эссе в форме романа

№22 Поэтика жанра философской повести Вольтера

(анализ произведения по выбору)

Франсуа-Мари Аруэ (1694–1778 гг.), вошедший в литературу под именем Вольтер.

Жанр философской повести возник из элементов эссе, памфлета и романа. В философской повести нет непринужденной строгости эссе, нет романного правдоподобия. Задача жанра — доказательство или опровержение какой-либо философской доктрины, поэтому его характерная черта — игра ума. Художественный мир философской повести шокирует, активизирует читательское восприятие, в нем подчеркнуты фантастические, неправдоподобные черты. Это пространство, в котором идет испытание идей; герои — марионетки, воплощающие те или иные позиции в философском споре; обилие событий в философской повести нарочитое, позволяющее замаскировать смелость обращения с идеями, сделать для читателя более мягкими, приемлемыми нелицеприятные истины философии.

В 1758 пишет свою лучшую повесть «Кандид, или Оптимизм».Лейбниц развил учение о мировой гармонии. Добро и зло оказались в его понимании равно необходимыми и как бы уравновешивали друг друга. Но вот в 1755 землетрясение разрушило город Лиссабон. В поэме «О гибели Лиссабона»1756 Вольтер заявил, что отказывается от признания «мировой гармонии» и от оптимизма Лейбница. Развенчанию этой теории и посвящена поэма «Кандид». Безносый Панглос, гонимый, терзаемый, избиваемый, едва не повешенный, едва не сожженный, чудом спасшийся и снова бросаемый в море бед, вечный образец слепой благодушной глупости, проповедует оптимизм. Простодушный и наивный Кандид не решается подвергнуть сомнению проповедь своего учителя. Он готов верить Панглосу. Мир фактов ниспроверг и разбил вдоебезги теорию Панглоса. Однако что же теперь делать? Вольтер не дает конкретных рекомендаций, он лишь заражает читателя идеей о несовершенстве мира.

Вольтер был оптимизмом, но в другом смысле – верил в совершенствование человека и всех его институтов. Важное место в его повести занимает описание идеального государства Эльдорадо. В нем нет монархов, тюрем, там никого не судят, нет тирании, все свободны. Вольтер прославил невинность и благоденствие жителей утопической страны. Но при этом Эльдорадо – вполне цивилизованная страна. Там есть великолепный дворец наук, «наполненный математическими и физическими инструментами». Повесть создавалась тайно в 1758.

№23 Поэтика жанра «Монахини» Д.Дидро

Когда Дидро писал «Монахиню», ему было уже 47 лет. К этому времени у писателя сложилась своя система эстетических взглядов. У него была собственная концепция жанра романа, причем лежала она в русле реалистических исканий писателя. По Дидро, роман должен изображать не
«химерические и привольные события», а показывать «мир, в каком мы живем», рисовать «характеры, взятые из гущи общества», утверждать истину, простоту и естественность. Роман – это картина нравов эпохи, воссозданная
«правдивыми деталями». Всем этим требованиям роман «Монахиня» отвечал полностью. Жизненность сюжета и реалистичность повествования поражают читателя. Дидро создал книгу- исповедь, где героиня – не исключительная натура, а жертва социальной системы, в которой она живёт. «Монахиня» - социально- психологический роман. В нем Дидро развенчивает монастыри как порождение всего жизненного уклада феодально - абсолютиского общества.
Насилие над личностью бедной девушки есть общее проявление рабства и деспотизма, царящих в данном обществе и уничтожающих в человеке его лучшие человеческие качества, прививая и культивируя в нем противоестественные страсти, заражая его ложью, лицемерием и неспособностью мыслить.

№24 Проблематика и поэтика «Исповеди» Ж.-Ж.Руссо

Перу Руссо принадлежит одна из самых откровенных и искренних книг о себе – «Исповедь». «Я хочу показать людям человека во всей его неприкрашенной правде, и этот человек – я сам», – заявляет он во вступлении к «Исповеди». И он показывает эту «неприкрашенную правду», не утаивая ничего, не считая себя вправе что-либо умалчивать о своей жизни и своей личности.

Но не только эта потрясающая правда о самом себе составляет содержание его книги. В ней раскрывается широкая, яркая, волнующая правда жизни, картина социальной действительности, быта, нравов той эпохи, история борьбы бедняка за существование, история борьбы гениальной личности за утверждение себя в мире социальных несправедливостей.

Человек, как он изображен в «Исповеди», представляется сложным, многосторонним. По своим потенциям характер безграничен. Природное ядро характера, рождающееся вместе с человеком и как бы независимое от обстоятельств его жизни, противостоящее им, вмещает в себя не только сложившиеся, устоявшиеся особенности, но и черты, которые проявляются во внезапно вспыхивающих эмоциях и возникающих мыслях, часто идущих вразрез с установившимся характером. Объективные обстоятельства служат только поводом к появлению этих мыслей и эмоций, основа же их лежит в доминанте характера. Герой «Исповеди», по словам ее автора, «по временам бывает так мало похож на себя, что его можно принять за другого человека с характером, прямо противоположным его собственному».

Руссо делает первоначальное ядро характера относительно независимым от внешнего мира, который формирует в человеке только его «динамические» качества, им приобретенные и им утрачиваемые.

Он прямо заявляет в «Исповеди», что произведение его имеет своей целью дать точное представление об «истории души» героя.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 702; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.137.64 (0.008 с.)