Рассказы о детях Л.Пантелеева 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рассказы о детях Л.Пантелеева



Биография Л.Пантелеева (настоящее имя Алексей Иванович Еремеев, 1908— 1987) совпала с бурным временем начала XX века. Первые 10 лет он прожил в состоятельной семье, с гувернерами, гувернантками.

В 1918 году началась другая жизнь Алеши. В годы Первой миро­вой и Гражданской войн тысячи детей, потерявших родителей и кров, скитались по дорогам России. Их называли беспризорника­ми. Жизнь Алеши Еремеева сложилась так, что он тоже оказался среди этой неуправляемой братии, и только в 1921 году вернулся в родной Петроград и отыскал мать. Однако жизнь беспризорника настолько втянула Алешу в свое течение, что ему было трудно да и не хотелось возвращаться к голодной жизни города, к необхо­димости работать и учиться, и на каком-то очередном «деле» он попал в отделение милиции.

Осенью 1920 года в Петрограде открылась Школа социально-индивидуального воспитания имени Достоевского. Сюда и был направлен Алеша Еремеев, здесь началась его новая жизнь, здесь его имя поменяли на прозвище, и он стал Ленькой Пантелеевым. В этой школе он пробыл немногим более двух лет и ушел оттуда вместе с другом Гришей Белых совсем другим человеком. Оба они были талантливы, оба уже в школе писали большие детективные романы, создавали Шкидкино. Они задумали написать об этой школе книгу «Республика Шкид». Книга вышла в 1927 году и име­ла ошеломляющий успех. «Преоригинальной, веселой, жуткой» назвал повесть восхищенный ею Максим Горький. Конечно, мо­лодые авторы, еще не остывшие от буйного ритма жизни школы, успели за два месяца работы передать все самое горячее, интерес­ное, значительное. В книге нет последовательного сюжета. Каждая глава идет как бы по кругу, описывая какое-то событие от начала до его завершения.

Вот захватила ребят газетная лихорадка, и кто бы мог пове­рить, что во время разрухи в Петрограде, где ценился каждый клочок бумаги, в дефективной «республике» выходило ежедневно шестьдесят газет — ровно столько, сколько было ребят: каждый хотел быть издателем. Постепенно лихорадка кончилась, но сколько интересного, нового принесла она воспитанникам Шкиды.

Или история с «паучком» Слаеновым, когда в Шкиде неза­метно появился маленький человечек и сумел постепенно опутать хлебными долгами всю Шкиду. Три отделения отдавали еже­дневно свой хлеб ставшему хлебным королем Слаенову, а чет­вертому, состоящему из самых сильных и интересных ребят, этот «паучок» ежедневно устраивал роскошные, неслыханные по тем временам пиршества. Но вот наступил день, когда все три отде­ления отказались расстаться со своим хлебом, и зажравшийся человечек призвал на помощь, казалось, преданных ему ребят. Как поступят они? Выберут ли они сытую, роскошную жизнь и отдадут на растерзание измученных голодом своих же товари­щей? Каким счастливым становится тот момент, когда ребята всех отделений объединяются вместе и наступает конец этой жуткой истории.

Каждая глава (а их в повести 32) дает представление о ритме и содержании жизни Шкиды, о ее поражениях и победах, о том, как постепенно менялись представления и характеры ребят, как многое получали они, занимаясь чуть ли не по 12 часов в день. Особенно удался молодым писателям «монументальный» образ заведующего школой Викниксора, прекрасного и мудрого педа­гога, хотя и здесь авторы весело и дружески поведали о многих его ошибках, о тех головоломках, которые приходилось ему по­стоянно решать, имея столь непростых и умудренных неодно­значным жизненным опытом воспитанников.

Тема беспризорника нашла отражение еще в ряде произведе­ний Пантелеева, в частности в повести «Часы» (1928) — одной из лучших в литературе тех лет. С украденными золотыми часика­ми Петька Валет связывает самые прекрасные мечты о роскош­ной жизни. Но так получается, что часики приходится закопать в землю во дворе детского дома, куда он был отправлен. Ровно год пролежал драгоценный предмет в земле, но когда он оказался снова в Петькиной руке, какими ненужными показались ему его прежние мечты, его прежние представления о счастливой жизни.

Огромную известность получил рассказ Пантелеева «Пакет» (1932) о неунывающем бойце, попадающем в самые трагические и комические ситуации. Разбирая этот рассказ, весь облик Пети Трофимова, его сочную, грубоватую лексику, где перепутались самые разные нормы языка, Корней Чуковский увидел и угадал «мускулатуру таланта» Пантелеева.

Составляя свое собрание сочинений, Пантелеев в отдельный раздел выделил «Рассказы о детях». В этот раздел вошли рассказы о Белочке и Тамарочке, двух сестрах, из которых одна, Тамароч­ка, обладала характером более властным и даже немного ковар­ным: она умела подбить младшую, Белочку, на какую-нибудь не­дозволенную проказу, и она же оказывалась невиноватой. Осо­бенно интересным кажется рассказ «Большая стирка» (1940): здесь Пантелеев сосредоточивает внимание на маме этих двух девочек. Увидев новую скатерть, сначала залитую чернилами (Тамарочкой), а потом ужасно постиранную и запрятанную под диван, мама хочет, чтобы девочки поняли, в чем же была их главная вина. Постепенно сестры выясняют, что главная вина их была не в том, что скатерть была залита чернилами, что ее пытались от­стирать, а потом запихнули под диван, а в том, что они струсили перед необходимостью первого признания. Подобного рода важ­ный и ценный урок можно найти в любом рассказе писателя — веселом, смешном, забавном. Из рассказов о детях особенно вы­деляется «Буква "ты"». Рассказ этот автобиографический — это он, Алексей Иванович, никак не мог справиться с трудной зада­чей: объяснить Иринушке существование буквы «я». Как бережно вводит автор читателя в мир детства! Как тонко постигает он пси­хологию ребенка. Вот умучившийся учитель предлагает девочке своеобразную помощь: он советует Иринушке сказать эту букву «как будто про себя: я. Понимаешь? Про себя. Как ты про себя говоришь». Кажется, что может быть понятней? Но у Иринушки своя логика, и происходит невероятная вещь: она шепотом, про себя говорит «ты». Но разве она неправа, разве не могла она по­нять просьбу учителя именно так: про себя — значит тихо-тихо. Рассказ заставляет задуматься о многом: и о том, как сложен и многообразен язык, сколько в нем скрыто возможностей, и о том, каким неожиданным образом, с какой непосредственностью вос­принимается он ребенком.

Перед самой войной Пантелеев написал рассказ «Честное сло­во» (1941), вызвавший огромную дискуссию: нужно ли было маль­чику, давшему честное слово стоять «часовым» в игре, выполнить его, в то время как все игравшие давно убежали? Пантелеев не только поддерживает этого «часового», но верит в него — сегод­няшнего и будущего. Несколько рассказов Пантелеев посвятил теме «Дети и война». В рассказах «На ялике» (1943), «Долорес» (1943), «Главный инженер» (1943) он написал о детях, разделивших во­енную судьбу блокадного города, сумевших внести немалую леп­ту в трудную победу.

Из этих рассказов выделяется своей лирической напряженно­стью рассказ «Маринка» (1943) — он не только о девочке, а еще и о нем самом, о том, как переплелись судьбы людей — взрослых и маленьких. Первые месяцы войны Маринка еще жила своим детским мирком. Немца она боялась, как боятся чудища из сказки, и вопрос взрослого, что стала бы она делать, если бы в комнату вошел немец, она воспринимает лишь как момент увлекательной словесной игры: «Я бы его стулом...» — «А если стул сломается?» — «Тогда я бы его зонтиком... лампой... калошей». Но проходят че­тыре месяца, и как много говорят подробности о совсем другой Маринке, жизнь которой едва теплится под грудой одеял. Ее стар­ший друг снова хочет вовлечь ее в прежнюю игру, и теперь Ма­ринка задумывается над ответом: теперь она рассчитывает свои силы. Стула ей не поднять, до лампы не дотянуться, и все-таки она отвечает на заданный вопрос. Нет, она бы не сдалась: «Я его укушу», — и сказано это было так, что

 

честное слово, я не позавидовал бы тому немцу, который отважился бы войти в эту холодную и закопченную, как вигвам, комнату.

 

Отдельную книгу «Наша Маша» (1966) Пантелеев написал о своей дочери. Книга и для детей, и для родителей. Открыто, горя­чо и откровенно писатель рассказал о самом трудном своем «ро­мане», о том, как он сам в течение пяти лет участвовал в воспи­тании, в росте девочки, которую с самого начала, чуть ли не с первых месяцев воспринимал как личность. Пантелеев написал еще много книг, огромный том дневниковых записей («Из старых записных книжек»), много очерков о людях, с которыми его свя­зывала большая дружба (С.Я. Маршак, Е. Л. Шварц), о встречах с Максимом Горьким, художником Н.А.Тырсой, со всеми теми, кто оставил незабываемый след в его жизни.

Как-то у Пантелеева спросили, есть ли в его творчестве самая главная для него тема.

 

Я думаю, — ответил он, — что такая тема есть — только не знаю, как точнее ее обозначить. Скорее всего, это тема совести.

 

Писатель очень точно обозначил то особенное внутреннее чув­ство, которое определяет каждую его книгу.

 

Вопросы и задания

1. Когда и где Алеша Еремеев получил прозвище «Ленька Пантелеев»?

2. Как правильно пишется псевдоним писателя?

3. В чем увидел К. И.Чуковский «мускулатуру таланта» автора «Пакета»?

4.Определите, чем отличаются характеры, поведение детских героев довоенных лет и времени Великой Отечественной войны.

5. Проанализируйте рассказ «Честное слово».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 1213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.237.255 (0.01 с.)