Глава 5. Психические процессы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 5. Психические процессы



Внимание как психический процесс

Понятие «внимание», его виды и механизмы. Взаимодействие субъекта с внешним миром возможно только через активность его систем.

Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на чем-либо: предмете, явлении, действии, мысли.

Оно означает связь сознания с определенным объектом. Направленность сознания – это выбор каких-то объектов интересующих в данный момент человека из множества; сосредоточение – это отвлечение от всего, что не имеет отношения к выбранному объекту. Вследствие этих двух особенностей внимание всегда избирательно.

Особенностью внимания является то, что оно не существует само по себе, вне осуществляемых человеком действий. Человек внимателен тогда, когда не просто смотрит, а присматривается, видит или рассматривает что-то; когда он не просто слышит, а прислушивается, слушает. Поэтому можно охарактеризовать внимание как «рабочее состояние сознания».

Внимание обеспечивает ясность и отчетливость восприятия человеком какого-то объекта или явления, быстроту и четкость мышления, контроль за выполняемым действием.

Существует несколько видов внимания, которые делятся как по механизму из актуализации (пробуждения), так и по тому, на что внимание направлено.

По механизму актуализации выделяют два вида внимания: непреднамеренное (непроизвольное) и преднамеренное (произвольное).

Непреднамеренное внимание связано с воздействием на органы чувств внешних стимулов, вызывающих ориентировочную реакцию (типа «Что такое?»). Легкость его возникновения зависит от силы, новизны, контрастности и значимости раздражителя.

Сильные раздражители привлекают большие внимание, чем слабые. При этом часто имеет значение не сколько абсолютная сила, сколько относительная: среди тишины ориентировочная реакция может возникнуть и на очень слабый звук.

Новый раздражитель также привлекает к себе большее внимание, чем уже знакомый, пробуждая у человека любопытство.

Контрастность часто заключается в изменении характеристик уже известного раздражителя. Так действует снижение громкости речи, вплоть до полного ее прекращения. Поэтому можно привлечь к себе внимание иногда не повышением громкости речи, а снижением или полным прекращением ее.

Изменение положения объекта в пространстве также дает эффект новизны восприятия, поэтому перемещающиеся объекты привлекают к себе больше внимания, чем неподвижные. Это часто используется в рекламе (легче привлекает внимание «бегущая строка»).

Роль значимости сигнала для данного человека можно увидеть на таком примере: человек, поглощенный беседой в одной группе, услышав свое имя, произнесенное кем-то шепотом, сразу переключит свое внимание на разговор другой группы. Как говорил И.П. Павлов, в головном мозге в человека образуется «сторожевой очаг», благодаря которому человек реагирует на значимый для него сигнал.

Преднамеренная актуализация внимания связана с произвольными механизмами и, следовательно, с приложением волевого усилия для направления внимания на тот или иной объект, на изменение интенсивности внимания. Роль волевого усилия становится особенно заметной, когда возникают затруднения в сосредоточении на каком либо предмете.

Внимание может быть направлено на внешние сигналы и на себя, на свои мысли, переживания, ощущения, движения. В связи с этим выделяют внешнее и внутренне внимание.

Внешнее внимание выражается в настороженности, бдительности, готовности к действию.

Внутреннее внимание характеризуется углубленностью, сосредоточенностью на своих ощущениях, на предмете размышления. Взгляд при этом направлен как бы внутрь себя, устремлен в одну точку. Такое внимание, как писал выдающейся психолог С.Л.Рубинштейн, есть внутренняя деятельность, под покровом внешнего покоя.

Внешнее и внутренне внимание тормозят друг друга: невозможно быть одинаково сосредоточенным одновременно на внешних сигналах и на внутренних ощущениях или мыслях. Поэтому, человеку бывает трудно выполнять сразу два задания.

Свойства внимания и их проявления при выполнении деятельности. Внимание характеризуется многими свойствами, которые можно сгруппировать в зависимости от его направленности — на один несколько объектов.

К свойствам, характеризующим внимание, направленное на один объект относятся: концентрированность (интенсивность), устойчивость и подвижность (лабильность). К свойствам, характеризующим внимание, направленное на несколько объектов, относятся переключаемость и распределяемость.

Концентрация внимания. Человек не может одновременно заниматься многими делами, так как его мозг способен перерабатывать в каждый момент времени лишь ограниченный поток информации. Поэтому он вынужден жертвовать всеми делами, кроме того, которое является самым важным в данный момент. На нем и концентрируется внимание, т. е. увеличивается его интенсивность. При этом остальные раздражители для человека как бы перестают существовать: он не видит и не слышит. Концентрацию внимания можно сравнить с потоком солнечных лучей, концентрируемых линзой в одной точке. В этом свойстве внимания наиболее отчетливо проявляется механизм доминанты: момент сосредоточения связан интенсивным возбуждением одних нервных образований и сопряженным торможением других. Это приводит к повышению чувствительности на адекватные раздражители, связанные с наблюдаемым объектом

Устойчивость внимания. Возможность длительное время поддерживать высокую интенсивность внимания называется его устойчивостью.Вообще говоря, постоянное длительное удержание концентрированного внимания практически невозможно: интенсивность внимания хотя и в небольших пределах, но колеблется. Подсчитано, например, что во время чтения за один час происходит больше 50 отвлечений со средней длительностью 1,2 с, иногда отвлечения внимания достигают даже 10-12с. Поэтому можно говорить лишь об относительно устойчивом внимании.

Устойчивость внимания повышается, если человек активно взаимодействует с объектом, изучает, рассматривает его, а не просто смотрит, находит в нем что-то новое. Однако удерживать длительное время внимание па одном объекте трудно, так как такое наблюдение приводит к утомлению глазных мышц и мышц шеи.

Устойчивость внимания зависит и от интереса к делу: при отсутствии интереса удержать внимание человеке на выполняемой работе трудно.

Подвижность (лабильность) внимания. Возможность преднамеренно изменять интенсивность внимания называется подвижностью внимания.Необходимость повышать или снижать интенсивность внимания возникает довольно часто. Например, переходя улицу, человеку нужно повысить интенсивность внимания, а перейдя ее, можно снизить интенсивность внимания, переключить его на разговор с приятелем. Тот, кто быстро увеличивает или уменьшает интенсивность внимания, обладает лабильным вниманием, у того, кто делает с трудом, внимание инертно.

Переключение внимания. Возможность преднамеренно перемещать внимание с одного объекта или действия на другие характеризует переключаемостъ (гибкость) внимания.Переключение внимания дает возможность человеку держать по ходу деятельности за наблюдением сразу несколько объектов, быстро ориентироваться в ситуации. Оно обеспечивает текущий контроль за деятельностью, когда выполняются одновременно или друг за другом несколько действий или когда нужно контролировать несколько объектов.

Говорят, что Наполеон мог одновременно выполнять семь дел. Трудно проверить, что это было именно так. Но вот в 1887 г. французский психолог Полан демонстрировал свою способность читать слушате­лям одно стихотворение и в то же время писать другое. Он мог, декла­мируя стихи, письменно выполнять сложные умножения. (Платонов К. К. Занимательная психология. М.: Молодая гвардия, 1966. С. 159).

Легкость или трудность переключения внимания зависит от степени переключения человека от предшествующего к последующему заданию: чем интереснее было предшествующее задание, тем труднее переключить внимание на новое; при обратном соотношении переключение внимания облегчается. Играет роль и предварительная настройка на деятельность в целом и на отдельные действия.

У одного и того же человека между концентрацией и переключением могут наблюдаться антагонистические отношения: чем в большей степени человек сосредоточивается на одном задании, тем труднее ему переключить внимание па другое. В то же время и степень сосредоточения и переключаемости у одного человека могут быть больше, чем у другого.

Переключение внимания как характеристику преднамеренного внимания нельзя путать с отвлекаемостью, которая характеризует легкость возникновения непреднамеренного внимания. Чисто внешне между ними имеется сходство, однако механизмы и содержание внимания в этих двух случаях разные: при переключении внимание переходит на другой объект сознательно и целенаправленно, с помощью волевого импульса. Отвлекаемость же связана с неустойчивостью преднамеренного внимания и с возникновением ориентировочных реакций. Отсюда, переключаемость внимания надо развивать, то с отвлекаемостью надо бороться.

Распределение внимания. Возможность выполнять под контролем сознания одновременно несколько операций и действий характеризует распределение внимания. Вы, наверное, слышали о феноменальных способностях римского императора Юлия Цезаря одновременно мог выполнять семь разных дел. Наполеон также мог одновременно диктовать своим секретарям семь ответственных дипломатических до­центов. В действительности же дело обстояло, видимо, по-другому. Эти люди, скорее всего, обладали очень высокой быстротой переключения внимания и хорошей кратковременной памятью.

Успешность распределения внимания зависит от степени привычности действий. Привычные действия выполняются при меньшем контроле и интенсивности внимания, поэтому появляется возможность основной фокус внимания направлять на более важное в данный момент
или плохо усвоенное действие. Успешность распределения внимания зависит и от того, есть ли связь между выполняемыми одновременно действиями. Если они образуют систему действий, распределение внимания облегчается. Противоположной распределенному вниманию характеристике! является узость внимания. Человек с узким фокусом внимания не может фиксировать одновременно много объектов. Узость внимания следует отличать от преднамеренной концентрации внимания на одном объекте.

Свойства внимания у разных людей проявляются по-разному. Это зависит как от опыта человека, так и от врожденных задатках, в частности от имеющихся у данного человека типологических особенностей проявления свойств нервной системы. Человек с сильной нервной системой и инертностью нервных процессов лучше концентрирует и удерживает внимание, а человек со слабой нервной системой и подвижностью нервных процессов лучше переключай внимание.

Трудность или легкость проявления того или иного свойства внимания зависит и от вида внимания. Например, внешнее внимание легко переключается, а внутреннее — труднее. Это значит, что переключить внимание с одного объекта на другой легче, чем с одной мысли па другую.

Одним из видов нарушения внимания является рассеянность человека.

Рассеянность - это уменьшение способности к концентрации и переключению внимания.

Вспомните стихотворение С.Я. Маршака о человеке рассеянном с улицы Бассейной. Однако причины рассеянности бывают разными. Известна, например, рассеянность ученых, про которых рассказано много забавных историй. Вот одна из них. Однажды Н. Е. Жуковский, известный авиаконструктор, приходит к себе домой, звонит и слышит из-за двери: «Вам кого?» В ответ он говорит: «Скажите дома ли хозяин?» — «Нет». — «А хозяйка?» — «Нет и хозяйки. А что передать?» — «Скажите, что приходил Жуковский». Однако такая рассеянность обусловлена не неспособностью к концентрации внимания, а, наоборот, максимальной сосредоточенностью на том, что занимает ум ученых. Они так погружены в свои мысли, что не переключаются на бытовые «мелочи» и поэтому попадают в комические положения.

Развитие внимания. В связи с тем, что в бездеятельном состоянии внимание не проявляется, есть только одно средство его развития – сама деятельность. Поскольку свойства преднамеренного внимания отражают свойства волевого ус илия, то развитие последнего означает и развитие внимания. Следовательно деятельность должна быть такой, чтобы побуждать к развитию волевых проявлений человека.

В конечном счете, в результате постоянного упражнения внимания у человека должна развиваться наблюдательность как черта личности, проявляемая постоянно в разных условиях Наблюдательным можно считать того, кто за короткое время умеет заметить большее количество различий в объектах, его характеристик.

Наблюдательность важное профессиональное качество менеджера, которое позволяет ему эффективно общаться с подчиненными. Отмечая для себя особенности мимики, позы, жестов собеседника, произнесенные им обмолвки можно многое узнать не только о его состоянии в данный момент, но и об особенностях его личности, о характере.

Наблюдательный человек отметит такие особенности даже в том случае, если его партнер по общению старается скрыть их. Недаром З.Фрейд писал: «Имеющий глаза, чтобы видеть, имеющий уши, чтобы слышать, может убедиться, что ни один смертный не способен скрыть секреты, Если молчат губы, то проговариваются пальцы рук». В 2010 годы в издательстве «Питер» опубликована книга американского психолога Пола Экмана «Психология лжи. Обмани меня, если сможешь», в которой очень подробно описано то, на что необходимо обращать внимание при общении с врущим человеком.

Развитие внимания происходит эффективнее, если объем и продолжительность работы, требующей внимания, увеличивается постепенно, Играет роль также положительное отношение к работе, проявляемый интерес к делу, сознательное отношение человека к выполняемым обязанностям.

Восприятие как психический процесс

Понятие «восприятие». Восприятие (или перцепция) — это отражение в сознании человека предметов или физических явлений при их непосредственном воздей­ствии на органы чувств.

Таким образом, мозг человека, как удачно написал польский пиский писатель-фантаст Станислав Лем, подключен к внешнему миру посредством органов чувств: глаз, ушей, носа и т. д.

Восприятие возникает только при непосредственном воздействиипредметов или физических явлений на органы зрения, слуха, обоня­ния и т. д. При восприятии происходит осмысливание увиденного, услышанного, почувствованного. Поэтому восприятие — это начало интеллектуального познания. В процессе восприятия возникает первичныйобраз предмета или явления.

Из сказанного выше становится очевидной изначальная и глав­ная роль восприятия — получение информации из внешнего мира и о самом себе. Эта информация служит для ориентировки в пространстве, контроля за выполняемыми действиями, оценки своего самочувствия, состояния; получения новых сведений (научения).

Восприятие, таким образом, — необходимое условие для управления человеком своим поведением и деятельностью. Раздражения органов чувств являются необходимым условием для поддержания коры головного мозга в деятельном, рабочем состоянии. Известны случаи, когда у больных из всех воспринимающих внешние раздражения органов остались только один или два (один глаз и одно ухо). Как только они закрывались, больные сразу впадали в сон.

Следовательно, восприятие — и следствие, и причина психической активности человека. Если у здоровых людей ограничено поступление внешних ощущений (как, например, у космонавтов в космическом полете, у спелеологов в пещере, у полярников и т. п.), то| этот сенсорный голод приводит к сенсорной депривации, а попросту — к скуке, отражающей снижение психической активности.

Фазы и уровни восприятия. В сложном процессе восприятия выделяют три фазы, определяющие уровни (глубину) восприятия.

Первая фаза восприятия — появление ощущения. Ощущение — психический процесс отражения в сознании отдельных качеств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы ощущений. Ощущение — это превращение энергии внешнего раздражения факт сознания. Превращение осуществляется с помощью анализаторов.

Понятие об анализаторе было выдвинуто И.П. Павловым. Он выделял в анализаторе три части: периферический отдел — рецепторявляющийся преобразователем внешней энергии раздражителя нервный импульс; афферентный(чувствительный) нерв, передающий нервный импульс с рецептора в нервные центры; мозговой конец анализатора (чувствительные нервные центры), включающий в себя как корковые, так и подкорковые образования, участвующие в об­работке (расшифровке) нервных импульсов, приходящих с рецепторов.

В дальнейшем было показано, что анализатор имеет и четвертую часть эфферентную нервную веточку, идущую из мозгового отдела анализатора к рецептору. Ее роль состоит в регуляции чувствитель­ности рецептора: если раздражитель очень сильный, могущий вы­звать торможение в центрах и нарушить адекватность ощущений, центры посылают импульсы, снижающие чувствительность рецептора (в результате чего раздражитель как бы уменьшается по силе); если же раздражитель слабый, то тем же путем из центра посылаются импульсы, повышающие возбудимость рецептора и таким путем улучшающие восприятие сигнала. Например, человек, попадающий с яркого солнца в темное помещение, сначала ничего не видит, затем по мере адаптации начинает различать находящиеся там предметы. При этом чувствительность глаза к свету может возрасти в 200000 раз. Это объясняется и тем, что при переходе из яркого освещения к тем­ноте зрачок расширяется, при этом его площадь, через которую проходят лучи света, может увеличиться в 17 раз. Кроме того, в темноте на сетчатке начинают функционировать особенно чувствительные к свету палочки. Изменение чувствительности глаза будет проявляться у людей в том случае, если они попадут из темного помещения в ярко освещенное. Очень яркий свет поначалу вызовет ослепление, затем вследствие снижения чувствительности и происшедшей аккомодации отчетливость зрительного восприятия повышается.

Таким образом, анализатор представляет собой саморегулирую­щуюся систему.

Приспособление органов ощущений к изменившимся условиям называют адаптацией (от лат. adaptatio — прилаживание, приноравлива-ние).

Ощущения делят на две группы — экстероцептивныеи интероцептивные).

Первая группа связана с ощущениями, доводящими до сознания человека информацию из внешнего мира. Они делятся на две подгруппы: дистантные, отражающие качества объектов, находящихся на некотором расстоянии от рецепторов (зрительные, слуховые и обонятельные ощущения), и контактные,возникающие при непосредственном воздействии объекта на рецепторы (температурные, вкусовые, тактильные).

Вторая группа ощущений сигнализирует о процессах, происходящих внутри организма. Они делятся на три подгруппы: проприорецептивные (ощущения о движениях частей тела, идущие с мышц, связок, сухожилий и суставных сумок), вестибулярные(ощущение равновесия, положения тела в пространстве) висцеральные(ощущения о состоянии внутренних органов, ощущение боли).

Свойства ощущений. Все виды ощущений, независимо от их модальности (качества), обладают общими свойствами.

Качество. Каждый вид ощущений имеет свои специфические особенности, отличающие его от других видов. Так, слуховые ощущения характеризуются высотой, тембром, громкостью, зрительные — цветовым тоном, насыщенностью, светлотой.

Быстрота возникновения. При воздействии раздражителя на рецептор ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время. Эта время называется, как мы уже говорили, латентным периодом. Он зависит от возбудимости рецептора и быстроты проведения возникшего возбуждения по чувствительному нерву. Латентный период различных видов ощущений неодинаков: для вкусовых ощущений составляет 50 мс, для тактильных ощущений — 130 мс, для болевых — 370 мс.

Быстрота возникновения ощущений зависит от силы раздражителя, длительности его действия и от абсолютной чувствительности анализатора, на который воздействует своими свойствами объект.

Абсолютная чувствительность определяется минимальной интенсивностью раздражителя, который в данных условиях вызывает ощущение. Эта величина интенсивности называется нижним абсолютным порогом. Между величиной этого порога и чувствительностью существует обратная зависимость: чем меньше величина порога, тем выше чувствительность:

Е = ------,

Р

 

где Е — чувствительность, Р — пороговая величина раздражителя.

 

Поскольку возбудимость нервной системы постоянно колеблется, изменяется и пороговая величина раздражителя. Поэтому один и тот же слабый раздражитель в разные временные моменты может то ощущаться, то не ощущаться. В связи с этим за порог принимается такая малая величина раздражителя, которая ощущается человеком из общего числа предъявления этого раздражителя.

Нижний порог выполняет роль своеобразного фильтра, пропускающего сигналы в сознание человека или задерживающего их. Если раздражитель имеет жизненно важное значение или определенную значимость для человека, то по отношению к нему чувствительность повышается (и снижается пороговая величина). Другие же, несущие в данный момент раздражители не вызывают ощущений, так как пороговые их величины, вследствие низкой возбудимости рецептора, высокие.

Для каждого вида ощущений существуют свои нижние (абсолютные) пороги.

Интенсивность. Это характеристика степени выраженности ощущения, которая определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора (уровнем его чувствительности). Чем больше сила раздражителя и выше чувствительность рецептора, тем больше интенсивность ощущения.

Длительность. Это временная характеристика возникшего ощущения. Она определяется функциональным состоянием анализатора, временем действия раздражителя и его силой. Ощущение не ис­чезает вместе с прекращением действия раздражителя. Оно остается еще некоторое время в виде последействия.

Пространственная локализация раздражителя. Пространственный анализ, осуществляемый рецепторами, даст нам сведения о локализации раздражителя в пространстве, т. е. в каком месте находится источник звука или света, па какой участок тела воздействует температурный или болевой раздражитель.

Вторая фаза восприятия связана с более высоким его уровнем — синтетическим или интегральным. Это фаза собственно восприятия которое отличается от ощущения. Если ощущение — это отражение в сознании отдельных характеристик предметов и явлений, то восприятие это отражение в сознании предмета или явления в целом. Если ощущение — это результат деятельности какого-то одного анализатора, то восприятие, как правило, это межанализаторный продукт, хотя и говорят о зрительном, слуховом, двигательном восприятии зависимости от того, какой анализатор преобладает в этом процессе. Однако эти образы — лишь этапы в создании целостного представления о наблюдаемом объекте или явлении.

Третья фаза восприятия — опознание и узнавание объектов или явлений; это еще более высокий уровень восприятия — интеллектуалъиый.Этот уровень восприятия связан с взаимодействием первой и второй сигнальных систем, с переводом на основании накопленного в течение жизни опыта первичного образа, складывающегося из ощущений, в слова, понятия, мысли. В процессе интеллектуализации первичного образа человек делает суждения о форме, весе, величине, фактуре объекта, т. е. о таких его характеристиках, которые прямо не даны человеку в его ощущениях, так как у него нет таких анализаторов. Анализатор, например, дает человеку ощущение напряжения мышцы, удерживающий тот или иной предмет. Опыт же нам подсказывает, что чем большее напряжение развивает мышца, тем больше вес удерживаемого предмета.

Свойства восприятия. Быстрота восприятия характеризуется временем, необходимым для выполнения той или иной операции восприятия — обнаружения, различения, опознания. Она определяется сложностью воспринимае­мо объекта, опытом его восприятия, быстротой возникновения ощущений. Знанияподготавливает восприятие: зная, что нужно воспринять, и воспринимают стимулы точнее и быстрее.

Наличие опытатакже убыстряет процесс узнавания вследствие того, что человек вместо подробного обследования воспринимае­мого объекта ограничивается беглым осмотром, мгновенно относя объект к определенному классу в соответствии с хранящимися у него в памяти эталонами. При таком беглом обследовании (но далеко не стихийном!) используются так называемые оперативные единицы восприятия, т. е. наиболее информативные свойства объекта, выделяемые человеком по мере знакомства с новым для них объектом. Быстрота восприятия определяется быстротой возникновения ощущений.

Ясность восприятия характеризуется тем, насколько различимы отдельные мелкие детали объекта. Она зависит как от внешних условий восприятия объекта: интенсивности раздражителя, его контрастности (насколько отчетливо он выделяется из фона) и удаленности, так и от особенностей самого человек: остроты зрения, слуха, тактильной и мышечной чувствительности.

Ясность восприятия может быть несколько улучшена за счет адатации.

Объем восприятия определяется количеством объектов, которые может охватить человек в течение одной фиксации взора или короткого предъявления этих объектов. Объем восприятия составляет 4 – 8 объектов. У разных людей объем восприятия разный.

Точность восприятия определяется правильностью возникающего образа, включая не только конфигурацию (форму), но и размерность объекта.

Иллюзии, или ошибочные восприятия, внешних объектов могут существенно снижать точность восприятия объекта, особенно его пространственных параметров. Например, одежда из белой ткани или горизонтальную полоску полнит фигуру по сравнению с одеждой из темной ткани или в вертикальную полоску, которые «удлиняют» фигуру человека. Предметы, окрашенные в темный цвет, кажутся тяжелыми, чем белые или желтые. Наоборот, объем предмета кажется меньшим, если предмет светлый, а не темный. Ряд зрительных иллюзий используется в практике рекламы.

Иллюзии следует отличать от галлюцинации. Галлюцинация это болезненный, патопсихологический симптом. Это образ, непосредственно не зависящий от того, что человек видит и слышит, и в то время имеющий для него характер объективной реальности. Галлюцинация — это сон наяву. Человеку кажется, что oн видит и слышит то, чего на самом деле в данный момент нет, он может ощущать отсутствующий запах, чувствовать прикосновение. Зрительные и слуховые галлюцинации наблюдаются даже в том случае если человек закроет глаза и заткнет уши.

Точность восприятия зависит от состояния человека.Эмоциональное возбуждение может препятствовать адекватности восприятия. Это было показано в следующем эксперименте. В течение нескольких недель, предшествовавших Рождеству, 5-7-летним детям показывали картинку с Санта-Клаусом. Их просили определить его размеры, выбрав круг, который кажется им равным по величине Санта-Клаусу. По мере приближения Рождества и нарастания эмоционального возбуждения, связанного с ожиданием праздника и подарков, дети выбирали все более крупные круги, но после того, как оно миновало, начали выбирать круги меньших размеров. Результаты эксперимента можно «перенести» на народную мудрость «У страха глаза велики»: в состоянии страха многие вещи представляются нам неадекватно большими, мы переоцениваем их.

Существенную роль в точности восприятия объектов (их узнавания, различения) играет дифференциальная чувствительность, о которой судят по величине разностных порогов. Под дифференциальным порогомпонимают то минимальное различие между двумя однородными раздражителями, которое осознается человеком.

Чем меньшее различие между какими-то величинами, тем тоньше у него дифференцировка, т. е. меньше дифференциальный порог и, следовательно, выше дифференциальная чувствительность. Для света дифференциальный порог равен 0,01 величины первоначального раздражителя, для звука — 0,1 такой величины, для давления — 0,03. Кроме того, глаз человека может различать около полумиллиона цветовых оттенков.

Субъективность восприятия видна не только в ошибках, но и в аперцепции. Апперцепцией называется направленность и избирательность воспри­ятия, обусловленная установками, интересами, жизненным опытом че­ловека. Апперцепция приводит к тому, что один и тот же объект или явление люди воспринимают по-разному, как говорится, на вкус и цвет товарищей нет. Об этом хорошо сказал поэт Вадим Шефнер:

И даже самый верный друг, шагающий с тобой,

Совсем иначе видит луг, и море, и прибой...

Вам как бы две Земли даны и каждому — Луна.

Вам две Вселенные видны из одного окна.

Вследствие разной направленности восприятия профессиональный музыкант слушает исполнение музыкального произведения не так обычный любитель музыки: первого интересует качество исполнения, особенности построения композитором музыкального произведения, второй чаще всего воспринимает это произведение эмоционально (насколько красива музыка, какие ассоциации и переживания она вызывает). Так же по-разному воспринимают игру в футбол тренеры и болельщики, живопись — художники и любители и т. д. Поэтому интерпретация увиденного и услышанного у разных людей может быть разной.

Организация эффективного восприятия информации. Для эффективного усвоения информации необходима организация восприятия людей, получающих ее. В противном случае восприятие осуществляется стихийно и каждый слушатель воспринимает прежде всего то, что его лично интересует, имеет для него какое-то значение. Существенные детали, на которые следовало бы обратить внимание в первую очередь - ускользают, остаются без внимания. Поэтому руководитель может сетовать на «бестолковость» подчиненных, хотя обвинять-то он должен в первую очередь самого себя за то, что не создал у подчиненных обстановку для восприятия информации.

Организация восприятия во многом повторяет приемы организации внимания, поскольку без его привлечения восприятие информации невозможно, в то же время следует использовать ряд дополнительных мер для обеспечения эффективного восприятия.

Предъявление оптимального объема информации. Слишком большой объем информации рассеивает внимание человека, создает напряженность из-за того, что пропускная способность анализаторов и отделов мозга, перерабатывающих информацию, ограничена. Слушатели будут спешить воспринять всю информацию, а это приведет к торопливости, к нечеткому восприятию и плохому осмыслению услышанного. Работникам необходимо некоторое время, чтобы подготовится к восприятию информации (своеобразный латентный период логического восприятия). Если не принять специальных мер к привлечению внимания слушателей, то часто оказывается, что первые предложения проходят впустую, так как слушатели только готовят сеяб к получению информации.

С другой стороны и малый объем информации снизит эффективность восприятия из-за быстро падающего интереса слушателей. Кроме того, при недостатке сведений возникает искажающее восприятие, так как слушатель начинает домысливать полученную информацию.

Учет индивидуальных особенностей восприятия. Помимо индивидуального опыта, мотивов, направленности личности на восприятие информации влияют и психологические особенности личности человека. Например, соотношение первой и второй сигнальных систем (по И.П. Павлову). В связи с этим выделяют четыре типа восприятия: аналитический, синтетический, аналитико-синтетический и эмоциональный.

Аналитический тип характеризуется стремлением человека выделить и проанализировать, прежде всего детали, частности, они скрупулезно подходят ко всей информации даже тогда, когда этого не нужно делать. Преувеличено внимательно относятся к деталям и поэтому нередко затрудняются понять смысл информации. С такими людьми руководитель должен проводит дополнительную работу, подчеркивая главные детали информации, отбрасывая второстепенные.

Синтетический тип характеризуется склонностью к обобщенному отражению явлений и к определению основного смысла воспринимаемого. Такого типа работники не любят вдаваться в детали, главное для них общее представление, поэтому они не очень вникают в информацию, которую дает руководитель.

Аналитико-синтетический тип обнаруживает в равной мере стремление к анализу и синтезу, он встречается чаще других и является наиболее эффективным для восприятия информации.

Эмоциональный тип характеризуется выражением прежде всего своих переживаний по поводу воспринимаемого, а не схватыванием сущности предъявляемой информации. Предметное отражение увиденного и услышанного подменяется излишним вниманием к своим переживаниям, поэтому восприятие у таких людей неполное. Руководителю необходимо повторное объяснение, когда эмоциональная реакция исчезает, и работник начинает обращать внимание на сущность информации.

 

Мышление как психический процесс

Понятие «мышление». Мышление — это познание сущности и закономерности объектов и явлений с помощью мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, абстракции ит. д.

Оно осуществляется как при непосредственном восприятии объектов и явлений, так и опосредствованно, с помощью логически рассуждений (поэтому опосредованное познание называют еще логическим, отличая его тем самым от другого вида познания — восприятия).

С помощью мышления человек познает не только настоящее, но и прошедшее, а также прогнозирует будущее. Предвидение событий на основе логического анализа имеющейся в настоящий момент информации называется антиципацией.

Размышляя, человек познает такие свойства объектов, связи и отношения между предметами и явлениями, которые не могут быть обнаружены при их восприятии, а также создает нечто новое (машины, химические соединения, произведения литературы и искусства). Наконец, мысля, человек управляет как своим поведением и деятельностью, так и другими людьми.

Мыслительные операции. Мышление осуществляется с помощью мыслительных операций. Наиболее распространенными мыслительными операциями являются анализ, и синтез.

Анализ служит для разделения целого на части, выделения отдельных признаков целого. Эффективность анализа зависит от особенностей анализируемого материала (его сложности), от времени, отведенного на восприятие этого материала, от того, является ли анализ чисто умственной операцией или же он опирается на двигательное действие, наблюдаемое или выполняемое самим человеком. В первом случае анализировать труднее, так как всю необходимую для анализа информацию надо держать в уме.

Синтез служит способом объединения частей в целое. Синтез не простое суммирование частей; это создание целостного интегрального образа или действия, которые не сразу и не легко складывают у человека. Порой человек подменяют синтез рядоположением, перечислением отдельных признаков объекта или дей



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 239; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.144.69 (0.081 с.)