Раздел 4. Материалы практических заданий по темам 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 4. Материалы практических заданий по темам



Практические задания к теме 1 «Структура и функции общественного мнения».

1. По оглавлениям подборки журнала «Социологические исследования» (за последние два года) проанализируйте место и значение публикаций, посвященных изучению общественного мнения.

2. Сделайте подборку из нескольких (3-5) определений общественного мнения (философские, социологические, психологические и др. словари, справочники и энциклопедии) и сравните.

Практические задания к теме 2 «Общественное мнение как социальный институт»

Подготовить конспект «Общественное мнение в истории философской и социологической мысли». Работа должна содержать анализ не менее трех теорий.

Практические задания к теме 3 «Общественное мнение как фактор социальных изменений. Общественное мнение и власть»

  1. Как соотносятся друг с другом понятия «массовое сознание» и «общественное мнение»?
  2. Согласны ли Вы с утверждением, что общественное мнение есть способ существования массового сознания?
  3. Какую роль играет общественное мнение в политической сфере общества. Место и функции общественного мнения в политической системе.
  4. Общественное мнение и власть: механизмы, типы и режимы взаимодействия.

 

Практические задания к теме 4 «Формирование общественного мнения и его динамика»

Посетите web-сайты ВЦИОМ, ФОМ и Левада-центр крупнейших исследовательских центров и проанализируйте популярные направления и методы исследования общественного мнения.

Практические задания к теме 7 «Современные методы изучения общественного мнения»

Составьте сравнительную таблицу возможностей, достоинств и недостатков главных социологических методов изучения общественного мнения.

Заполните следующую таблицу, отображающую поэтапный процесс социологического эмпирического исследования:

 

Наименование этапа исследования Операции Традиционные технологии
Формулировка темы (проблемы) исследования Описание проблемной ситуации и формулировка научной проблемы Изучение литературы, личные наблюдения, беседы с коллегами и т.д.
Формулировка целей и задач исследования    
Системное описание объекта исследования    
Разработка стратегического плана исследования    
Построение схемы выборки    
Методический инструментарий исследования    
Рабочий план исследования    
Сбор эмпирических данных    
Подготовка данных к обработке    
Обработка и анализ данных    
Обобщение результатов    
Оформление результатов исследования    
Распространение полученных результатов исследования    

РАЗДЕЛ 5. МАТЕРИАЛЫ ТЕКУЩЕГО, ПРОМЕЖУТОЧНОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

 

Примерная тематика докладов и рефератов

1. Понятие мнения у Пьера Бурдье. Бурдье об общественном мнении.

2. Теория "спирали молчания Э.Ноэль-Нойман.

3. Типология субъектов общественного мнения. Историческая динамика субъектов общественного мнения: от средневековья и нового времени к субъектам современного общества.

4. Понятия диспозиции, установки, аттитюда, ориентации в социальной психологии и социологии общественного мнения.

5. Понятие общественного настроения.

6. Толпа как субъект общественного мнения. Концепция толпы Г.Лебона. Концепция массы Э.Канетти.

7. Концепция толпы, массы и массового общества С.Московичи.

8. Общественное мнение и политическая сфера общества. Социально-политические функции общественного мнения и его место в политической системе общества?

9. Основные типы и режимы взаимодействия общественного мнения и власти?

10. Изучение интересов социальных групп посредством опросов общественного мнения.

11. Роль общественного мнения в трансформации различных подсистем социума: политической, социальной, экономической, культурной.

12. Роль общественного мнения в трансформации различных подсистем социума: политической, социальной, экономической, культурной.

13. Система "КАТИ": технология и опыт применения в современных российских условиях.

14. Методология и методика проведения почтового опроса общественного мнения.

15. Методология и методика проведения уличного опроса общественного мнения.

16. Методология и методика проведения телефонного опроса общественного мнения.

17. Методология и методика проведения он-лайн опроса общественного мнения..

18. Профиль исследовательской фирмы по выбору.

19. Профиль исследовательского проекта по выбору.

20. Методология, методика и практический опыт изучения общественного мнения в Великобритании.

21. Методология, методика и практический опыт изучения общественного мнения в Испании.

22. Методология, методика и практический опыт изучения общественного мнения во Франции.

23. Методология, методика и практический опыт изучения общественного мнения в Канаде.

24. Методология, методика и практический опыт изучения общественного мнения в Польше.

25. Методология, методика и практический опыт изучения общественного мнения в Швеции.

Текущий контроль

Варианты контрольных работ для осуществления текущего контроля уровня знаний студентов (аттестации).

Вариант 1.

1. Роль общественного мнения в трансформации различных подсистем социума: политической, социальной, экономической, культурной.

2. Система "КАТИ": технология и опыт применения в современных российских условиях.

3. Методология и методика проведения почтового опроса общественного мнения.

 

Вариант 2.

1. Профиль исследовательского проекта по выбору.

2. Методология, методика и практический опыт изучения общественного мнения в Великобритании.

3. Методология, методика и практический опыт изучения общественного мнения в Испании.

Итоговый тест по дисциплине

1. Вопрос 1. Общественное мнение это:

1) сумма индивидуальных мнений;

2) одобрение публично наблюдаемых позиций и поведения, которые выражаются определенной частью общества;

3) специфическое проявление сознания людей, которая характеризуется связью со всеми формами общественного сознания, синтезом обыденного и научного сознания, духовно – практическими способами воздействия на реальность;

4) суждение больших масс людей по вопросам, обсуждаемым в СМИ.

 

2. Вопрос 2. Термин «общественное мнение» возник:

1) в Англии;

2) во Франции;

3) в США;

4) в Германии

3. Вопрос 3. Отметить 2 правильных ответа, характеризующих особенности общественного мнения:

А. Его носителем являются группы общественности.

В. Рассматривается во взаимосвязи с конкретным базисным субъектом

С. Его выразителем является закрытое предприятие, выполняющее секретный государственный заказ.

4. Вопрос 4. Какое из определений характеризует контрольную функцию общественного мнения:

А.Подача советов относительно способов решения тех или иных проблем;

В. Независимо от того, в каких условиях общественному мнению приходится функционировать, оно всегда занимает определённую позицию к тем или иным фактам, событиям жизни общества;

С. Опираясь на общественное мнение, госструктуры могут принимать в его поддержку те или иные решения, например, придать законодательный характер референдуму;

D. Через ОМ общественность одобряет или осуждает действия политического лидера, социальной группы, партии.

5. Вопрос 5. Экспрессивная функция общественного мнения связана с:

А. консультативной деятельностью;

В. Директивной деятельностью;

С. Эмоциональной реакцией;

D. нормативным поведением.

6. Вопрос 6. Известно, что вербальное и невербальное выражение общественного мнения объясняется его структурой. Какие три основных компонента выделяют в структуре общественного мнения (выбрать правильный перечень):

А. внимание, деловой подход, рациональность;

В. рациональность, эмоциональность, воля;

С. любопытство, деловая хватка, коммуникативность.

7. Вопрос 7. Какую главную задачу ставит социологическое исследование общественного мнения:

А. задача состоит в выяснении установок и мнений людей по поводу определенных субъектов;

В.задача состоит в выяснении установок малых социальных групп, проживающих в отдаленных районах;

С. задача состоит в выяснении неизвестных широкой общественности фактов.

 

1. Вопрос 8. Коммуникационный аудит, преследуявыполнение задачи, которая состоит в осмыслении проблем, возникающих при коммуникации между:

А. руководством организаций и целевыми группами общественности;

В. группами общественности, занимающими различные позиции по конкретному политическому вопросу;

С. лидером мнения и общественностью.

 

9.Вопрос 9. К неформальным исследованиям общественного мнения относится:

А. накопление фактов, анализы различных информационных материалов и другие, то есть методы, не требующие непосредственного вмешательства в работу объектов исследования.

Б. накопление фактов, анализы различных информационных материалов и другие, то есть методы, требующие непосредственного вмешательства в работу объектов исследования.

Вопрос 10. Стабильность общественного мнения зависит:

А. от степени выражения социальной оценки;

В. от актуальности, остроты проблемы;

С. от общественных потребностей и интересов;

D. от степени информированности общественности.

 

Итоговый контроль

Вопросы к зачету

  1. Структура и основные этапы развития общественного мнения.
  2. Основные функции общественного мнения.
  3. Зарождение представлений об общественном мнении (древнейшие источники, античная философия, Платон и Аристотель о понятии общественного мнения и его функциях)
  4. Н. Маккиавелли, Дж. Локк, Т. Гоббс, Ж-Ж. Руссо о сущности и функциях общественного мнения.
  5. Современные концепции общественного мнения

7. Общественное мнение и общественное сознание, их соотношение.

8. Структура общественного сознания. Формы и уровни общественного сознания.

9. Понятия диспозиции, установки, аттитюда, ориентации в социальной психологии и социологии общественного мнения.

10. Понятие общественного настроения.

  1. Изучение интересов социальных групп посредством опросов общественного мнения.
  2. Роль общественного мнения в трансформации различных подсистем социума: политической, социальной, экономической, культурной.
  3. Общественное мнение и политическая сфера общества. Место и функции общественного мнения в политической системе.
  4. Общественное мнение и власть: механизмы, типы и режимы взаимодействия.
  5. Общественное мнение как состояние и процесс.
  6. Статика и динамика общественного мнения.
  7. Источники формирования общественного мнения.
  8. Факторы формирования и изменения общественного мнения.
  9. Основные способы влияния на общественное мнение.
  10. Формы манипулирования общественным мнением и способы его предупреждения.
  11. ПР-деятельность и формирование общественного мнения.
  12. Манипулирование общественным мнением.
  13. Общественное мнение как продукт средств массовой коммуникации (СМК) и главный критерий их эффективности.
  14. Федеральные и местные СМИ в общественном мнении россиян и региональной общественности.
  15. Основные правила представления социологических данных в СМИ.

26. История становления прессовых, почтовых и телефонных опросов.

27. Достоинства и недостатки почтового опроса. Методы повышения возврата при почтовом опросе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 860; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.248 (0.034 с.)