Классификация профессий (по рои; авторы: мозье, дублин и шелски, 214) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация профессий (по рои; авторы: мозье, дублин и шелски, 214)



Уровень   I. Служба II. Контакты в бизнесе III. Организация в бизнесе   IV. Техника
1.Профессиональ­ный и управлен­ческий (высокий)   Ученый-исследователь (социальный) Менеджер по прода­же (большой корпо­рации) Член кабинета, президент (большой корпорации) Изобретатель (промышленные исследования), ученый-исследо­ватель (машиностроение)
2. Профессиональ­ный и управлен­ческий (регуляр­ный)   Администратор (социаль­ное благосостояние), ме­неджер (учреждения уго­ловных наказаний), чи­новник по контролю за испытательным сроком, социальный работник   Менеджер по персо­налу, инженер по про­даже Банкир, брокер СРА, управ­ляющий отелем Воздушные силы (летчик), инже­нер, аналитик полетов, директор (фабрики)
3. Полупрофесси­ональный и уп­равленческий   Интервьюер службы заня­тости, медсестра (зарегист­рированная), физический директор (ассоциации), ре­креационный терапевт   Агент по грузоперевоз­кам, продавец, оптовый продавец автомобилей, страховок, облигаций, недвижимости Бухгалтер, владелец (неболь­шого бакалейного магазина), начальник почтового отделе­ния, личный секретарь Летчик, мастер, подрядчик (об­щие, плотницкие работы и т. п.), инженер (по локомотивам)
4. Квалифициро­ванный   Армейский сержант, па­рикмахер, шеф-повар, метрдотель, полицейский, практическая медсестра   Аукционер, официаль­ный счетчик голосов, работник таможни, перепродавец домов Составитель, телеграфист, статистик, стенографист Кузнец, плотник, портной, обой­щик, штукатур, корабельный та­келажник
5. Полуквалифи­цированный   Шофер, повар, оператор лифта, пожарный (в горо­де), моряк военно-морско­го и торгового флота   Разносчик, торговый чиновник, билетный агент Кассир, чиновник (регистра­тор), почтовый служащий, те­лефонный оператор, маши­нистка Ученик плотника, крановщик (передвижного крана), консерви-ровщик мяса, железнодорожный стрелочник, водитель грузовика  
6. Неквалифици­рованный   Посыльный, швейцар, дворник, ночной сторож Мальчик-газетчик Мальчик-посыльный Помощник плотника, матрос, чернорабочий литейного цеха  

 

 

Уровень   V. VI. VII VIII
1. Профессиональ­ный и управлен­ческий (высокий)   Инженер-иссл­едователь (разработка недр)   Стоматолог, врач, ученый-исследователь (физика, химия)   Судья, профессор (история, математика и др.)   Дирижер оркестра, директор телевидения  
2. Профессиональ­ный и управлен­ческий (регуляр­ный)   Чиновник заповедника, специалист по жизни дикой природы, геолог, инженер-нефтяник   Химик, генетик, фармаколог, ветеринар, физик   Священник, издатель, диктор новостей, учитель (начальная и средняя школа)   Архитектор, игрок в бейсбол (главная лига), критик, скульптор  
3. Полупрофесси­ональный и уп­равленческий   Пчеловод, окружной агент, фермер (нек­рупный независимый владелец), лесник   Специалист по маникюру, специалист по бальзамированию физиотерапевт   Мировой судья, юр­идический служащий, библиотекарь, репортер   Рекламный художник, спортивный тренер, декоратор интерьера, фотограф  
4. Квалифициро­ванный   Садовник по ландшафту, шахтер, бурильщик (нефтяных скважин)   Медицинский техник     Певец хора, иллюстратор (открытки с приветствиями), декоратор окон  
5. Полуквалифи цированный   Арендатор фермы, рыбак, садовник, начальник паровозного депо, санитар, охотник   - Библиотечный помощник   Модель (при демонстрации одежды), мальчик, управляющий пони  
6. Неквалифици рованный   Смотритель, землекоп, чернорабочий у фермера   - Мальчик-копировщик   Рабочий сцены  

 

ственных изданиях. Многие из этих профессиональных данных переписываются в привлекательном формате и стиле коммерчес­кими издательскими фирмами. Профессиональные ассоциации-| публикуют множество информации, главным образом, ознако- & мительно-рекламного характера.

Консультанту следует обращать внимание на источник дан­ных при оценке надежности и полезности информации для кли­ента. Ему следует отмечать дату публикации лежащих в ее основе, исследований, поскольку устаревшие данные могут вводить в заблуждение. Сведения о заработной плате изменяются очень быстро. Однако большая часть представленной информации ос­тается валидной в течение длительного периода времени.

Агентства, в которых проводится профессиональное консуль­тирование, собирают данные в библиотеках. Данные классифи­цируются по алфавиту или по цифровой схеме, такой как в сло­варе профессиональных названий. Специалист-библиотекарь отбирает информацию для клиентов из всего массива текущей информации. Некоторые библиографические источники содер­жат компиляцию текущих публикаций, представляющих цен­ность для профессионального консультирования. Департаменты образования штатов часто имеют специальные службы для помо­щи консультантам в сборе и распространении профессиональ­ной литературы. Полезные рекомендации об источниках и исполь­зовании профессиональной информации могут быть найдены в работах Баера и Рёбера [19], атакже Гринлиф[131].

Изучение тенденций на рынке труда является еще одним ис­точником полезной информации. Например, число фермеров и чернорабочих значительно уменьшилось, а число чиновников и полуквалифицированныхрабочихзначительноувеличилось. Как, и в случае информации о профессиональной структуре, такие; количественные данные полезны, главным образом, для общей " ориентации консультанта и клиента. Клиент, например, мог бы, не отказываться от выбора фермерской деятельности лишь пото- | му, что произошло снижение национальной тенденции позанято-сти фермерством. Помимо этого, местные тенденции могутсиль- ' но влиять на выбор профессии в том случае, если клиент плани- '! ровал остаться в местной общине. Существенной проблемой здесь является то, что местные данные чаще всего не существуют или ' устарели. Школьное руководство иногда проявляет инициативу в оценке состояния местной экономики, народонаселения и трудовых перспектив с целью прогнозирования трудовых возможно­стей для молодежи, обращающейся на рынок труда [277].

Служба профессиональных перспектив Департамента труда является одним из лучших источников информации в отношении общенациональных тенденций нарынке труда. Важным инстру­ментом для консультанта служит руководство по профессиональ­ным перспективам [310] и приложение к нему.

Национальные экономические тенденции также являются важными для консультанта, поскольку они дают ключ к прогно­зированию наиболее благоприятных областей трудовой деятель­ности. В качестве примера служит увеличивающаяся потребность в атомной энергии для энергетических целей и ракетном прогрес­се для транспортных задач, которые, в свою очередь, требуют ре­организации и строительства целых сообществ вокруг атомной и ракетной промышленности. Такие виды промышленности нуж­даются в новых видах исследований, производства и управления необычными машинами и процессами. Феномен мобильности населения требует от консультанта представлений о националь­ных, государственных, региональных, а также относящихся к местным общинам тенденциях.

В предыдущем абзаце было подчеркнуто, что консультант, ра­ботающий с проблемами профессионального планирования, должен располагать множеством специальных сведений. На рис. 30 мы суммировали типы и главные источники профессио­нальных данных для их использования при консультировании. Источники профессиональных фактов перечислены во внеш­нем круге, а тип информации из этих источников отмечен во вну­треннем круге.

Методы консультирования при планировании карьеры

Профессиональное консультирование — это больше, чем ра­циональный процесс подбора, оценки человека и соответствую­щей информации для планирования карьеры. Профессиональ­ное консультирование — это, главным образом, реализация «Я»-концепции клиента [229]. Профессиональное консультирова­ние не может быть простым процессом подгонки «человека к свое­му месту». Консультант должен быть знаком со многими гранями собственной картины мира и жизни клиента, для того чтобы по­мочь ему выбрать максимально подходящую профессиональную сферу. Следующий материал иллюстрирует этот процесс.

 

I. Перепись США; Служба занятости США; экспериментальные классификации и книги Шартле, Рои, Баера, Рёбера; Миннесотские профессиональные рейтин­говые тесты. 2. Данные о структуре профессий.

3. Служба профессиональных перспектив США (руководство по профессионала ным перспективам); исследования; профессиональные журналы. 4. Данные о тен­денциях на рынке труда (национальных и региональных). 5. Отчеты о состоянии в округах; местные управления размещения и регулирования рабочей силы США (USES); государственные экономические обзоры. 6. Данные о состоянии рынка труда (местные).

7. Каталоги колледжей; справочные книги колледжей (такие, как «Голубая книга колледжей»); местные советы по образованию; объявления о работе (промыш­ленная и гражданская службы). 8. Рабочие квалификации (по образованию). 9. Словарь наименований профессий; исследование рабочих функций местными управлениями размещения и регулирования рабочей силы США (USES); общие профессиональные проспекты; Миннесотские профессиональные рейтинговые тесты. 10. Рабочие квалификации и функции (умения и способности).

II. Государственный комитет профессиональных и трудовых стандартов; общие профессиональные книги и проспекты. 12. Профессиональные требования (ли­цензии, степени, сертификаты, экзамены).

13. Общие профессиональные проспекты; Государственный комитет профессиональ­ных и трудовых стандартов; литература по трудовой реабилитации. 14. Профессио­нальные ограничения (семейные, половые, возрастные, связанные с инвалидностью). 15. Часть IV Словаря наименований профессий; объявления о работе (промыш­ленная и гражданская службы). 16. Начальные уровни трудовой деятельности. 17. Общие профессиональные проспекты и книги; литература по набору кадров; Комитет трудовой статистики США; исследования по анализу рынка труда; пуб­ликации отраслевых и профессиональных ассоциаций; государственный департа­мент образования. 18. Описание профессий и условий работы (таких, как время работы, передвижения, место работы).

19. Отчеты Комитета трудовой статистики США; новые профессиональные проспек­ты; исследования удовлетворенности работой в журналах. 20. Вознаграждения за труд (заработная плата, дополнительные льготы, удовлетворенность, безопасность).

Рис. 30. Типы и источники информации, необходимой для профес­сионального консультирования

Обзорное и оценочное интервью. На начальном этапе консуль­тант собирает сведения о клиенте, на основании которых он про­гнозирует вероятность успехов клиента в обучении или работе. Данные собираются, главным образом, с помощью бесед, анке­ты сличностнымиданными,записи истории итестов. Получен­ные данные неформально оцениваются консультантом, исходя |из его опыта, а затем проводится процедура решения множест­венного регрессивного уравнения, с помощью которой он дела-|ет прогноз. Этот процесс был описан при обсуждении диагнос­тики в главе 5.

Новые методы мышления, связанные с проблемой прогнози­рования, такие как теория информации [73], включают примене­ние математических методов при анализе информации. Для осу­ществления профессионального прогнозирования необходимо много информации и еще больше полезныхтеорий. Кажется, что самое лучшее из того, что сегодня может сделать консультант, это сформулировать точную гипотезу на основе более валидных и на­дежных клинических данных и использовать лучшие из сущест­вующих статистических методов прогнозирования при обработ­ке тестов.

Первые беседы обычно посвящены получению надежных и валидных данных о клиенте. Консультант постоянно спрашивает себя, какие критерии (успешные учебные планы и профессио­нальные занятия) связаны со всеми собранными данными. Кон­сультанту также следует спрашивать себя о том, как он может максимально приблизить клиента к процессу прогнозирования и принятия решения. Густад [133] красноречиво показывает, как исследование будущего должно принимать во внимание процес­сы взаимодействия между консультантом и клиентом в процессе прогнозирования.

Синтезирующее интервью. Консультант рассматривает мате­риал первых интервью, изучает отчеты оличностных данных, рас­сматривает данные тестов и изучает релевантную профессиональ­ную информацию. Клиентобдумывает интерпретируемые данные тестов, рассматривает собственные ценности и чувства и сравни­вает полученные сведения с результатами своего независимого изучения профессии. Клиент и консультант в процессе профес­сионального консультирования обсуждают эти данные в фазе обобщения или принятия решения. Синтезирующее интервью состоит обычно из интерпретации тестов, обсуждения данных о профессиях и, затем, синтезирующей дискуссии по этим данным вместе с составлением прогнозов на основе личной истории и пер­вых интервью. В этом процессе используются техники консуль­танта, упомянутые в предыдущих главах.

Определение профессиональной цели. Перед синтезирующим интервью клиент проводит собственное исследование профессии. Такое исследование может выполняться как часть всего процес­са или специально. Существенной помощью клиенту будет, ко­нечно, доступ к специальным библиотечным архивам, которые содержат большой объем литературы о профессиях. Предложение перечня или плана соответствующих фактов, о которых ему сле­дует прочесть, также является значительной помощью. Такой пе­речень должен включать факты, перечисленные в предыдущих разделах, описывающих содержание профессиональных про­спектов.

План карьеры формулируется, начиная с синтезирующего интервью. Обычноэто принимает форму определения основной, многообещающей области, такой как наука, служба или бизнес. Затем, в зависимости от возраста клиента и специфики потреб­ностей определяются более точные профессии, такие как меха­ник, машинистка, инженер или учитель начальной школы. Та­кой более точный отбор обычно является кульминацией длитель­ного процесса профессионального консультирования и изучения, поэтому выбор естественно вытекает из имеющихся данных. Од­нако часто выбор должен быть сделан в короткое время для того, чтобы подготовиться к обучающей программе или незамедлитель­ной работе. Такой была ситуация со многими ветеранами, искав­шими работу после Второй мировой войны, когда консультант видел клиента дважды, предлагал ему несколько тестов, прово­дил «прицельное» прогнозирование и затем выбирал в порядке предпочтения несколько профессий для того, чтобы незамедли­тельно составить план обучения. Такой краткосрочный процесс профессионального выбора был строго необходим в соответствии с обстоятельствами. Профессиональное консультирование долж­но было опираться на «встроенную» подготовку с последующим результатом. Кроме того, следовало полагаться на твердое пони­мание клиентом, что точность выбора, проведенного в короткое время, является строго экспериментальной.

Процесс определения объектов характеризуется еще и тем, что консультант предлагает представления о профессии для дальнейшего их исследования. Клиент принимает собственные решения в отношении объектов. Консультант, исходя из своих знаний и опыта, может предлагать специфические профессио­нальные данные, но при этом ему следует быть точным. В связи с этим предпочтительнее, если он дословно цитирует источни­ки, чтобы избежать искажения. Существуют свидетельства, например, исследование Спеера и Джаспера [287], которые по-казывают, что представление профессиональных данных имен­но консультантом является наиболее эффективным для выбора соответствующих целей. Независимое чтение клиента литера­туры не представляло большой ценности при выборе соответ­ствующих профессиональных целей. Поэтому консультант должен играть более а'ктивную роль в представлении профес­сии и выборе материаладля чтения. Консультанту следует ука­зывать, что профессиональная информация является большим, чем просто сведениями о работах. Ее нужно представлять в по­нятиях стиля жизни, взаимоотношений между работающим и работой и взаимоотношений между работающими. Например, Файн [101] показывает, как планирование карьеры человеком соответствует исполнению работы. В семье и школе человек может быть творческим, быть самим собой, экспансивным и спонтанным. Однако большинство работ требует, чтобы он со­ответствовал ожиданиям, был членом команды. Файн подчер­кивает, как недостаток понимания этого фундаментального принципа ведет к фрустрации, враждебности и общей неудовлетворенности работой. Другими словами, консультан­ту следует рассматривать планирование карьеры в понятиях ценностей, жизненного опыта и ожиданий клиента. Именно по этим причинам профессиональный консультант должен иметь навыки терапевтической психологии.

Кроме того, консультант должен показать клиенту, как вы­бранные им профессиональные объекты соответствуют или не соответствуют полученным данным. После этого консультант может позволить клиенту прийти к собственному заключению. Консультант может показать клиенту, насколько его экспери­ментальные объекты соответствуют способам организации и трудовым объединениям. Консультанту следует иметь органи­зационные схемы типичных отраслей промышленности, чтобы показать, как, например, должность геолога соответствует ор­ганизационной структуре или в какой степени школьный психолог адекватен административной организации государст­венной школы.

Важным принципом представления профессиональной ин­формации является выбор времени. Клиент должен быть го­тов к получению информации, то есть узнать о своих лично­стных характеристиках и проявлять заинтересованность к имеющимся для выбора карьеры возможностям. Консультант судит о готовности клиента в основном по началу проявления интереса к информации. Консультант может сделать исклю­чение из данного принципа, если он чувствует, что клиенту желательно предоставить более широкий обзор профессий пу­тем просмотра схем или части II Словаря названий профес­сий.

Планирование обучения. После того как клиент выбрал об­щую профессиональную область и сделал специфический профессиональный выбор в порядке предпочтения, составля­ется план обучения. Такое обучение может принимать форму учебы в колледже, профессиональной школе или обучения на рабочем месте. Методы и инструменты для выполнения плана обсуждаются в следующих разделах, касающихся учебного консультирования.

Многие консультанты предпочитают, чтобы клиент имел на бумаге разновидность плана. Следовательно, можно напе­чатать различные проспекты, касающиеся карьеры и жизнен­ных планов, в которых перечисляются основные профессии, типовые учебные планы и описания тестов. Пример такого проспекта о жизненном плане описан у Шострома и Брамме-ра [277]. В таком сложном процессе, как планирование обра­зования и карьеры, со временем происходят изменения, сле­довательно, фиксирование планов и промежуточных резуль­татов могло бы уменьшать искажения, по крайней мере, в части фактических элементов программы.

Испытания и следствия. Необходимо передать клиенту пред­ставление о том, что выбор общей области, специфических объ­ектов и учебных планов является экспериментальным до тех пор, пока он не будет подтвержден испытаниями. Это следует осуще­ствлять без подрыва безопасности клиента. В силу динамичной природы профессионального консультирования необходимо по­пытаться осуществить план и переоценить объекты в све'те учеб­ных и трудовых достижений. Для проверки адекватности объектов и предшествующего консультирования проводятся заключи­тельные интервью.

УЧЕБНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

 

Учебное консультирование состоит из двух различных типов консультативной помощи: учебного планирования и корректи­рующей помощи. Учебное планирование приобретает особую со­циальную значимость в свете талантливых, ищущих людей и по­ощрения способных к обучению.

Учебное планирование

Выбор учебных учреждений. Данный тип консультирования особенно показан для помощи клиенту в выборе наиболее подхо­дящей учебной цели и лучшего учебного учреждения. Для помо­щи клиенту в выборе учебного учреждения должны учитываться несколько факторов: способности к обучению, достаточные для начала и продолжения учебы, финансовые возможности, соот­ветствие программы колледжа интересам студента, общие обра­зовательные потребности и профессиональные цели. Студенту также необходимо принимать во внимание некоторые характери­стики учебного заведения. Имеет ли оно подходящие для жизни условия? Какова репутация профессорско-преподавательского состава? Каковы данные о распределении выпускников? Аккре­дитовано ли оно региональными агентствами и профессиональ­ными ассоциациями на основании специальных учебных про­грамм? Должны приниматься к сведению, например, величина учреждения, дополнительные программы.

Некоторыми стандартными рекомендациями, на которые кли­ент может полагаться для того, чтобы точно изучить учебные уч­реждения, являются: «Голубая книга колледжей» [51], «Американ­ские университеты и колледжи» [153], «Американские колледжи с неполным курсом» [37], «Путеводитель по колледжам Лавджоя» [188], «Колледжи с неполным курсом, специализированные шко­лы и колледжи» [264]. Эти источники используются для дополне­ния информации, содержащейся в каталогах отдельных коллед­жей. Все студенты, планирующие получить учебную консульта­цию, должны ознакомиться с ними.

Ссылки на другие типы учебных учреждений содержат «Амери­канская адресная книга профессиональных школ» [74] и «Путево­дитель по профессиональным школам Лавджоя» [189] для профес­сиональных школ, «Голубая книга домашнего обучения» для заоч­ных школ, «Частные независимые школы» [50], «Руководство по частным школам» [263] для многочисленных частных учреждений с образованием на предшествующем колледжу этапе.

Прогнозирование успехов в тренинге и обучении. Одной из важ­ных проблем, с которыми может столкнуться консультант при учеб­ном планировании, является прогнозирование вероятного успеха в данном колледже. Многие учреждения имеют прогностические показатели или, по крайней мере, коэффициенты валидности, ос­нованные на корреляции между стандартным измерением способ­ностей и курсом данного колледжа или учебной программой. Эти коэффициенты валидности обычно находятся на уровне ниже 50 при подсчете коэффициента корреляции Пирсона. Для консуль­танта, делающего прогноз вотношении успешности тренинга, пре-дыдущиеоценки клиента в средней школеостаютсялучшимиссыл-ками, поскольку оценки имеют более высокую валидность, чем стандартный тест способностей к учебе. Например, консультант может довольноточно предсказать успех первого года инженерно­го обучения в колледже, полагаясь на высокие школьные оценки, тесты математических достижений и общие тесты способностей к учебе.

Исследования в области прогнозирования показывают, что легче предсказать успех обучения профессии, чем предсказать успех в этой профессии. Существуют более точные критерии ус­пеха в обучении, такие как оценки и выполнение программ. До­стижение критериев успеха во многих видах профессиональной деятел ьности очень затруднено. Финансирование обучения. Существенное внимание при выбо- % ре колледжа уделяется финансовой стороне. Главными источни- | ками обучения, помимо родительских субсидий и сбережений, I являются стипендии, исследовательские стипендии и займы. Ста- I новится все больше частных и правительственных источников такой помощи. Консультанту, работающему в области учебного планирования, следует иметь бюллетени финансовой помощи основных колледжей и иметь доступ ктаким изданиям, как «Сти­пендии, исследовательские стипендии и займы Фейнгольда» [94].

 

Корректирующая помощь

Хотя преодоление недостатков в обучен и и является, скорее, тре­бованием инструкции, консультанту, практикующему в учебном заведении, часто приходится сталкиваться с этой проблемой «ли­цом клицу». Мы полагаем,чтоконсультантдолжен бытьспособен диагностировать требующие коррекции проблемы и дать рекомен­дации по исправлению недостатков или подготовить направление к специалисту по коррекции. Возможности диагностических тес­товых инструментов для оценки уровня достижений и уточнения области затруднений позволяют консультанту успешнорешать эти задачи. Инструменты оценки вместе с дополнительным диагнос­тическим интервьюированием могут использоваться для демонст­рации клиенту причин его затруднений.

Диагностические возможности. Знание диагностических про­цедур имеетзначение как для консультанта, работающего в учеб­ном учреждении, так и частного специалиста. Учебные достиже­ния и развитие коммуникативных навыков являются ключевы­ми для школ и колледжей. В частной практике психолог тратит много времени на клиентов, имеющих проблемы в школе. Про­блемы обучения могут быть вызваны комбинацией эмоциональ­ных проблем, дефицита способностей кобучению, низкой моти­вации, физиологических недостатков и недостатка практики в основных умениях. Поэтому точная диагностика и коррекцион-ные программы требуют мастерства многих специалистов. Пси-хологчасто выполняет роль координатора различныхдиагности-ческих исследований специалистами и при выдаче рекоменда­ций родителям, учителям и специалистам по коррекции. Хотя детальное описание учебных диагностических методов выходит за рамки данной книги, некоторые их аспекты упоминаются для того, чтобы дать начальную информацию консультанту, который не сталкивался ранее с этими проблемами. Имеется две области исследования — общие учебные методы и чтение. Существует не­сколько опросников для диагностики учебных сложностей. При­мером служит «Переченьучебных свойств» Вренна [326] и «Обзор учебных свойств и отношений» Брауна и Хольцмана [44]. Хотя опросники определяют проблемные области, они не дифферен­цируют свойства успешных и неуспешных студентов. Иссле­дование, проведенное в государственном университете Огайо, выявило, что даже студенты-отличники широко используют нерекомендованные учебные процедуры и способы. Очевидно, что студенты были отличниками, несмотря на свои методы уче­бы [77].

Диагностику учебных проблем следует начинатьс физическо­го обследования с обращением особого внимания на сенсорные и метаболические факторы. Во-вторых, следует обратить присталь­ное внимание на мотивационные факторы с акцентом наличных проблемах. Обычно существует много факторов, вызывающих трудности в обучении, однако корнем проблем часто являются сложности во взаимоотношениях. Эмоциональные проблемы яв­ляются не столько результатом, сколько причиной учебных про­блем. Часто эти проблемы скрывают глубокую враждебность к родителям или неустойчивость ценностей. Вероятно, втакихслу-t чаях необходимо терапевтическое консультирование, а не коррек-t ционные техники.

Консультанту следует изучить базисные навыки и знания, которые обеспечивают успешность обучения. Некоторыми из них являются скорость и гибкость чтения, уровень понимания и. запас слов, интересы, качество чтения и такие мешающие свойства, как показывание пальцем, чтение вслух, регрессия и вокализация. Диагностические данные позволяют консуль­танту в области образования сформулировать проблему клиен­та более точно, чем обычное «я не могу сосредоточиться» или «я не могу быстро читать», что является разновидностью импро­визированного симптоматического утверждения клиента. Та­кой диагностический обзор позволяет консультанту или напра­вить клиента к специалисту по коррекции или сделать свои предложения, исходя из общих знаний в области коррекции.

Коррекция. Вообще говоря, консультант не выполняет инструк­ции по коррекции до тех пор, пока обучение человека не становит­ся тратой времени. Большинство агентств предлагает курсы кор­рекции, которые дают возможность клиенту обучиться основным навыкам в фиксированные сроки в группе или в клинических ус­ловиях. Хотя существует множество книг и проспектов, доступных для самопомощи при учебных проблемах, нет свидетельств, указы­вающих, что человек существенно улучшает свои навыки при чте­нии проспектов. Консультант может использовать технику чтения проспектов в качестве подготовки к последующему направлению на специальное обучение. Проспекты и расписания полезны как диагностические способы помощи клиенту для выявления слабых зон. Проспекты полезны, когда недостаток учебных техник не яв­ляется сердцевиной проблем достижения, а влияет на отношение и подход к учебным задачам '.

Консультирование по проблемам академической неуспеваемо­сти. Кажется, что среди консультантов в области образования существует немало шуток об эффективности коротких консуль­таций-интервью в отношении неуспевающих студентов. Клин-гелхофер [171] выполнил одно из немногих исследований, пока­зывающих, что краткосрочное, с прямым внушением консульти-рование таких клиентов имело значение для повышения успеваемости. Его исследование предполагает, что организован­ное консультирование ассоциируется с улучшением выполнения учебных заданий, хотя после различного числа групповых кон­сультаций не выявлено подобных различий в оценках. Такой же результат достигался, когда студент получал одну или четыре ди­рективные консультации.

Марголис [196] указывает на выраженное сопротивление неус­певающих студентов, которые призывались консультантом для обсуждения их достижений. Он показывает необходимость поис­ков «за фасадом» сопротивления студентов и их связанной с логи­кой рационализации. Целью является поиск динамических фак­торов и смысла, которые дают начало процессу инсайта.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.244.216 (0.038 с.)