Развитие и проблемы человека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие и проблемы человека



 

Основные стадии развития

Динамику развития человека можно прослеживать с позиции как физиологии, так и психологии. С точки зрения физиологии, вслед за периодом максимума, приходящегося на возраст от 18 лет до 21 года, наблюдается общее уменьшение силы и постепен­ный физический износ. Психологическое развитие, как прави­ло, продолжается на протяжении всей жизни, хотя некоторые функции, достигнув своего пика, затем испытывают определен­ный спад.

В психологическом развитии выделяются два этапа: от рож­дения до тридцати пяти лет и от тридцати пяти лет до смерти. На первом этапе индивидуум располагает богатыми возможности и способностями для научения и для адаптации как к внеш­ним условиям, так и к своим внутренним потребностям и стрем­лениям. Его формирующийся интеллект, физическое и эмоцио­нальное созревание помогают ему в достижении бесчисленных целей, которые одновременно ставятся и лимитируются его физическим и культурным окружением. На этом этапе индиви­дуум должен в первую очередь выработать навыки, позволяю­щие ему соответствовать требованиям родителей. Ему предсто­ит приобрести рациональные умения; получить формальное образование; приступить к работе и продвинуться в професси­ональной карьере; вступить в брак и начать свою семейную

жизнь.

К концу первого этапа интеллектуальный, физический и эмоциональный потенциал индивидуума оформляется оконча­тельно: складываются привычки, принимаются многие жизнен­ные решения, вырабатываются основные навыки и индивиду­альный стиль жизни. После этой фазы активности человек на­чинает задумываться о том, как закрепить свои достижения и приобретения. Он тем или иным образом уже урегулировал свою экономическую и социальную ситуацию. Его способность к научению и физические силы начинают слабеть. Жизненные цели юности теперь сменяются целями зрелого возраста и ста­рости. Он понимает, что пора проанализировать свои ценности и выбрать себе такой образ жизни, который наилучшим обра­зом подойдет ему и его близким.

Основные принципы развития

В основе психологического развития лежит несколько общих принципов. Развитие совершается прогрессивно и кумулятивно, то есть оно характеризуется поэтапным наращиванием. Здесь уместно сравнение с древесным стволом (см. главу 2). С те­чением лет кольца становятся толще и многочисленней.Разви­тие и интегративно, и дезинтегративно, то есть развитие — не только процесс созидания и сборки, но и процесс разруше­ния. Например, индивидууму предстоит отказаться от детских паттернов, прежде чем смогут функционировать паттерны взрослые. Развитие определяется двумя родственными прин­ципами — созреванием и научением. Созревание подразумевает, что потенциал развития реализуется в надлежащих стимулирующих условиях, коль скоро организм готов на них реагировать. Стесняющие условия и ограниченные адаптивные реакции ин­дивидуума, например, слишком сильная психологическая уг­роза и выработанные в ответ на нее защитные механизмы, тор­мозят психологическое развитие. И наконец,психологическое развитие зависит от контакта с людьми. Предполагается, что одной из причин, по которой психотерапевтические взаимоот­ношения становятся таким мощным средством развития, яв­ляется возникновение особых, оптимальных условий для чело­веческих отношений. Изложенные общие взгляды на жизнь и развитие человека можно считать теоретической основой дан­ной главы.

Тот принцип, что развитие происходит благодаря близкому контакту между людьми, чрезвычайно важен для психотера­пии. Все основанные на взаимоотношениях методы, обсужда­емые в главе 7, служат установлению теплой и доброжелатель­ной атмосферы в общении психотерапевта и обремененного проблемами клиента, с целью обеспечения максимально бла­гоприятных условий для развития последнего. В сфере дейст­вия этого принципа способность любить является, возможно, самой главной составной частью развития. Фромм, который неоднократно обращался к теме любви, настаивает на том, что «психоаналитическая терапия сводится главным образом к попытке помочь пациенту обрести или восстановить свою спо­собность любить» [1 17, р. 87]. Он определяетлюбовь как «...дея­тельную заботу о жизни и развитии того, кого мы любим» [113, р. 26]. В сходном духе высказывается Салливан: «Любовь начи­нается, когда человек ощущает, что нужды другого человека так же важны, как его собственные» [294, р. 246].

Главным качеством зрелой любви выступает глубокая забота о благополучии другого человека. Мы полагаем, что восприятие любви такого рода со стороны родителей или лиц, их замещаю­щих, является необходимым условием нормального развития лич­ности. Как будет видно из последующего обсуждения стадий рос­та, восприятие и выражениелюбви имеет особое значение для пси­хологического развития и здоровья индивидуума во всех возрастных периодах — от младенчества до старости. Одновре­менно мы постарались показать, как фрустрации и какие-либо психологические дефициты приводят в каждом возрасте к своим последствиям.

Можно было бы сказать, что человек заболевает, когда отсут­ствуют надлежащие условия для его развития. Однако проблемы, с которыми борются консультант и клиент, связаны не столько с «психическим нездоровьем», сколько с задержкой нормального процесса развития. У каждого отдельно взятого клиента эти про-блемыразвития могут проявляться водной из двух основных форм или сразу в обеих. С одной стороны, человек может испытывать трудности, специфические для его конкретного возраста. Сдру-гой — его проблемы могутбытьтакими, с которыми он, учитывая его возраст и уровень способностей, уже должен был бы уметь справляться. Такой человек, возможно, застрял в некой ловушке той стадии развития, которая уже не адекватна его возрасту и жизненному опыту, и вследствие этого плохо подготовлен креше-нию типичных проблем своего календарного возраста. Другими словами, разновидности проблем, обременяющих индивидуума, могут соответствовать либо его реальному возрастному уровню, либо более раннему периоду развития, если тот не был пройден должным образом.

Вышеизложенное подразумевает следующий постулат: инди­видуум является продуктом всего того жизненного опыта, кото­рый приобрел на момент обращения к консультанту или психоте­рапевту. Более того, опыт, который ему пришлось пережить в ран­ние, формирующие годы жизни, в значительной степени предопределяет тип адаптации, проявляющийся у него налюбой из следующих стадий развития. Всем людям свойственны «про­блемы роста». Коль скоро они решены успешно и последователь­но, человек хорошо подготовлен к дальнейшему прогрессу в сво­ем психологическом развитии. Если же проблемы оказались че­ресчур угрожающими или чересчур трудными для решения, он либо застревает в своем развитии, либо наращивает раковину за­щитных механизмов, которая ослабляет и искажает его продук­тивный потенциал.

В свете изложенной точки зрения, существует несколько резо­нов для того, чтобы психотерапевт стремился к самым широким познаниям относительно стадий развития личности. Он должен бытьзнаком с проблемами, типичными для каждого возрастного уровня, и с соответствующими вариациями в методологии, по­скольку ему, может быть, доведется работать с клиентами различ­ного возраста. Хотя большая часть этой книги посвящена работе с подростками и взрослыми, в главе 13 рассматриваются некоторые модификации методологии, необходимые и полезные при ра­боте с детьми и их родителями.

Когда психотерапевт работает со взрослыми, желательно, чтобы он достаточно часто оценивал уровень зрелости каждого отдельного клиента. Например, у психотерапевта больше воз­можностей помочь клиенту, когда он знает, являются ли про­блемы клиента типичными для его возраста и жизненного опы­та, или же тот переносит в настоящее нерешенные фундамен­тальные проблемы своего прошлого. Многие индивидуумы способны лучше понимать и решать свои нынешние пробле­мы, возвращаясь через свой жизненный опыт к главным фрус-трирующим моментам, которые блокировали или исказили их развитие.

Нижеследующее обсуждение ранних стадий жизни изобилует классическими концепциями психоанализа, поскольку среди существующих ныне теорий он представляется нам единствен­ной достаточно полной и ориентированной на биографию ин­дивидуума теорией детского развития.

 

СТАДИИ РАЗВИТИЯ

 

Стадия зависимости (от рождения до 2 лет)

На протяжении первой стадии своей жизни ребенок совершен­но беспомощен и в удовлетворении своих нужд должен полагать­ся исключительно на родителей. Многое из того, что он изначаль­но узнает о человеческих взаимоотношениях, обусловлено тем стилем, в котором удовлетворяются его потребности. Представ­ления о характере его окружения складываются у него, главным образом, под влиянием процесса кормления. Именно поэтому Фрейд [111] называет первый год жизни «оральным периодом». Если мать выказывает теплое и доброжелательное отношение к ребенку в сочетании с готовностью утолить его голод, он испыты­вает при кормлении приятные чувства. Если же в своих взаимоот­ношениях кормления ребенок ощущает свое неприятие матерью или отчуждение отнее, он испытывает тревогу и недовольство.

Функции всасывания еды, таким образом, ассоциируются с ощущением безопасности. В этот период у ребенка развивают­ся представления о том, как живется зависимому человеку. Это могут быть уроки безопасности и любви или их отсутствия. Если ребенка кормят регулярно, сопровождая кормление выражением любви и лаской, и отлучают от груди постепенно, он научится переносить фрустрации без чрезмерного напряжения. В теории развития ребенка стало уже аксиомой, что огорчения не должны быть слишком многочисленными, слишком ранними и слишком неожиданными. Коль скоро потребности этого периода зависи­мости удовлетворяются и регулируются должным образом, под­готавливается путь для естественного перехода к следующей ста­дии развития.

Если ребенок страдает от чрезмерных фрустраций, неудов­летворенности или неустойчивости своих взаимоотношений в раннем оральном периоде, то это может иметь серьезные по­следствия для его личностного развития. Испытывающий пе­ренапряжение, орально фрустрированный ребенок сосет свой палец; став взрослым, он может курить, жевать резинку, объ­едаться сластями или злоупотреблять кофе, чаем, алкоголь­ными напитками. Нарушения аппетита — как непреодоли­мое обжорство, так и анорексия — могут свидетельствовать об оральных фрустрациях. Фрейд [109] предположил, что люди, успешно прошедшие эту стадию развития, имеют тен­денцию быть оптимистами, в то время как частая оральная неудовлетворенность предрасполагает к пессимизму. Эрик-сон [93]полагает, что такие важные аспекты младенческого научения, как «доверие» и «недоверие», обусловлены ранни­ми оральными переживаниями. Булер [47] характеризует пе­риод от рождения до восьми месяцев как стадию овладения, на которой ребенок учится контролировать свое тело и его функции. К числу таких функций относится овладение ораль­ной сферой, а также — овладение отношениями зависимости с родителями.

Любовь на этой стадии является примитивной, сравнительно слабо дифференцированной зависимой любовью, которая боль­шей частью сводится к получению чего-либо от окружающих. Та­ким образом, те чувства, которые ребенок испытывает во время получения пищи и удовлетворения других своих потребностей, имеют критическое значение для развития его личности. Дефи-,цит способности выражать свою любовь, так часто отмечаемый у взрослых невротиков, вероятно, уходит своими корнями в эту ста­дию. Ребенокже, который получал любовь щедро и ничем необус-ловленно, по всей видимости, позднее в своей жизни будет способен с меньшими усилиями отдавать любовь. Дети, страдавшие от отчуждения или неустойчивости ранних отношений любви, могут позднее выдвигать непомерные требования любви и внима­ния к ним, а также стремиться к зависимости. Другие, боясь от­вержения своих нежных чувств, могут остерегаться зависимости и близости вотношенияхслюдьми, избегая повторения неприят­ных переживаний. Их усилия зачастую бывают неудачны и, по­хоже, лишь отражают ослабление способности получать и отда­вать любовь.

Итак, для будущего развития ребенка существенно, чтобы отношения между ним и матерью были близкими, эмоциональ­ными и ласковыми. В психотерапии взрослых воспроизведе-ниераннихдетских воспоминаний, или, в более общих терми­нах, материала детского опыта, связанного с родителями или близкими людьми, может привести к ценным инсайтам отно­сительно происхождения и целевого назначения нездоровых ус­тановок клиента в вопросах зависимости и любви.

Мы хотим сделать одно предостережение. Хотя удовольст­вие, получаемое от зависимого положения, должно доминиро­вать и действительно доминирует на ранней оральной стадии, все же, если эту стадию затянуть, могут быть посеяны семена нездоровой фиксации. Ребенок даже в таком нежном возрасте должен осознать, что по мере своего роста он постепенно отда­ляется от родителей. Так называемый «принцип реальности» должен быть преподан ребенку в раннем возрасте, в форме оту-чения от груди и аналогичных действий. Таким образом может поддерживаться оптимальный баланс между темпами физичес­кого развития и личностно-социального созревания.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.230.44 (0.01 с.)