Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие и проблемы человека
Основные стадии развития Динамику развития человека можно прослеживать с позиции как физиологии, так и психологии. С точки зрения физиологии, вслед за периодом максимума, приходящегося на возраст от 18 лет до 21 года, наблюдается общее уменьшение силы и постепенный физический износ. Психологическое развитие, как правило, продолжается на протяжении всей жизни, хотя некоторые функции, достигнув своего пика, затем испытывают определенный спад. В психологическом развитии выделяются два этапа: от рождения до тридцати пяти лет и от тридцати пяти лет до смерти. На первом этапе индивидуум располагает богатыми возможности и способностями для научения и для адаптации как к внешним условиям, так и к своим внутренним потребностям и стремлениям. Его формирующийся интеллект, физическое и эмоциональное созревание помогают ему в достижении бесчисленных целей, которые одновременно ставятся и лимитируются его физическим и культурным окружением. На этом этапе индивидуум должен в первую очередь выработать навыки, позволяющие ему соответствовать требованиям родителей. Ему предстоит приобрести рациональные умения; получить формальное образование; приступить к работе и продвинуться в профессиональной карьере; вступить в брак и начать свою семейную жизнь. К концу первого этапа интеллектуальный, физический и эмоциональный потенциал индивидуума оформляется окончательно: складываются привычки, принимаются многие жизненные решения, вырабатываются основные навыки и индивидуальный стиль жизни. После этой фазы активности человек начинает задумываться о том, как закрепить свои достижения и приобретения. Он тем или иным образом уже урегулировал свою экономическую и социальную ситуацию. Его способность к научению и физические силы начинают слабеть. Жизненные цели юности теперь сменяются целями зрелого возраста и старости. Он понимает, что пора проанализировать свои ценности и выбрать себе такой образ жизни, который наилучшим образом подойдет ему и его близким. Основные принципы развития В основе психологического развития лежит несколько общих принципов. Развитие совершается прогрессивно и кумулятивно, то есть оно характеризуется поэтапным наращиванием. Здесь уместно сравнение с древесным стволом (см. главу 2). С течением лет кольца становятся толще и многочисленней.Развитие и интегративно, и дезинтегративно, то есть развитие — не только процесс созидания и сборки, но и процесс разрушения. Например, индивидууму предстоит отказаться от детских паттернов, прежде чем смогут функционировать паттерны взрослые. Развитие определяется двумя родственными принципами — созреванием и научением. Созревание подразумевает, что потенциал развития реализуется в надлежащих стимулирующих условиях, коль скоро организм готов на них реагировать. Стесняющие условия и ограниченные адаптивные реакции индивидуума, например, слишком сильная психологическая угроза и выработанные в ответ на нее защитные механизмы, тормозят психологическое развитие. И наконец,психологическое развитие зависит от контакта с людьми. Предполагается, что одной из причин, по которой психотерапевтические взаимоотношения становятся таким мощным средством развития, является возникновение особых, оптимальных условий для человеческих отношений. Изложенные общие взгляды на жизнь и развитие человека можно считать теоретической основой данной главы.
Тот принцип, что развитие происходит благодаря близкому контакту между людьми, чрезвычайно важен для психотерапии. Все основанные на взаимоотношениях методы, обсуждаемые в главе 7, служат установлению теплой и доброжелательной атмосферы в общении психотерапевта и обремененного проблемами клиента, с целью обеспечения максимально благоприятных условий для развития последнего. В сфере действия этого принципа способность любить является, возможно, самой главной составной частью развития. Фромм, который неоднократно обращался к теме любви, настаивает на том, что «психоаналитическая терапия сводится главным образом к попытке помочь пациенту обрести или восстановить свою способность любить» [1 17, р. 87]. Он определяетлюбовь как «...деятельную заботу о жизни и развитии того, кого мы любим» [113, р. 26]. В сходном духе высказывается Салливан: «Любовь начинается, когда человек ощущает, что нужды другого человека так же важны, как его собственные» [294, р. 246].
Главным качеством зрелой любви выступает глубокая забота о благополучии другого человека. Мы полагаем, что восприятие любви такого рода со стороны родителей или лиц, их замещающих, является необходимым условием нормального развития личности. Как будет видно из последующего обсуждения стадий роста, восприятие и выражениелюбви имеет особое значение для психологического развития и здоровья индивидуума во всех возрастных периодах — от младенчества до старости. Одновременно мы постарались показать, как фрустрации и какие-либо психологические дефициты приводят в каждом возрасте к своим последствиям. Можно было бы сказать, что человек заболевает, когда отсутствуют надлежащие условия для его развития. Однако проблемы, с которыми борются консультант и клиент, связаны не столько с «психическим нездоровьем», сколько с задержкой нормального процесса развития. У каждого отдельно взятого клиента эти про-блемыразвития могут проявляться водной из двух основных форм или сразу в обеих. С одной стороны, человек может испытывать трудности, специфические для его конкретного возраста. Сдру-гой — его проблемы могутбытьтакими, с которыми он, учитывая его возраст и уровень способностей, уже должен был бы уметь справляться. Такой человек, возможно, застрял в некой ловушке той стадии развития, которая уже не адекватна его возрасту и жизненному опыту, и вследствие этого плохо подготовлен креше-нию типичных проблем своего календарного возраста. Другими словами, разновидности проблем, обременяющих индивидуума, могут соответствовать либо его реальному возрастному уровню, либо более раннему периоду развития, если тот не был пройден должным образом. Вышеизложенное подразумевает следующий постулат: индивидуум является продуктом всего того жизненного опыта, который приобрел на момент обращения к консультанту или психотерапевту. Более того, опыт, который ему пришлось пережить в ранние, формирующие годы жизни, в значительной степени предопределяет тип адаптации, проявляющийся у него налюбой из следующих стадий развития. Всем людям свойственны «проблемы роста». Коль скоро они решены успешно и последовательно, человек хорошо подготовлен к дальнейшему прогрессу в своем психологическом развитии. Если же проблемы оказались чересчур угрожающими или чересчур трудными для решения, он либо застревает в своем развитии, либо наращивает раковину защитных механизмов, которая ослабляет и искажает его продуктивный потенциал. В свете изложенной точки зрения, существует несколько резонов для того, чтобы психотерапевт стремился к самым широким познаниям относительно стадий развития личности. Он должен бытьзнаком с проблемами, типичными для каждого возрастного уровня, и с соответствующими вариациями в методологии, поскольку ему, может быть, доведется работать с клиентами различного возраста. Хотя большая часть этой книги посвящена работе с подростками и взрослыми, в главе 13 рассматриваются некоторые модификации методологии, необходимые и полезные при работе с детьми и их родителями. Когда психотерапевт работает со взрослыми, желательно, чтобы он достаточно часто оценивал уровень зрелости каждого отдельного клиента. Например, у психотерапевта больше возможностей помочь клиенту, когда он знает, являются ли проблемы клиента типичными для его возраста и жизненного опыта, или же тот переносит в настоящее нерешенные фундаментальные проблемы своего прошлого. Многие индивидуумы способны лучше понимать и решать свои нынешние проблемы, возвращаясь через свой жизненный опыт к главным фрус-трирующим моментам, которые блокировали или исказили их развитие.
Нижеследующее обсуждение ранних стадий жизни изобилует классическими концепциями психоанализа, поскольку среди существующих ныне теорий он представляется нам единственной достаточно полной и ориентированной на биографию индивидуума теорией детского развития.
СТАДИИ РАЗВИТИЯ
Стадия зависимости (от рождения до 2 лет) На протяжении первой стадии своей жизни ребенок совершенно беспомощен и в удовлетворении своих нужд должен полагаться исключительно на родителей. Многое из того, что он изначально узнает о человеческих взаимоотношениях, обусловлено тем стилем, в котором удовлетворяются его потребности. Представления о характере его окружения складываются у него, главным образом, под влиянием процесса кормления. Именно поэтому Фрейд [111] называет первый год жизни «оральным периодом». Если мать выказывает теплое и доброжелательное отношение к ребенку в сочетании с готовностью утолить его голод, он испытывает при кормлении приятные чувства. Если же в своих взаимоотношениях кормления ребенок ощущает свое неприятие матерью или отчуждение отнее, он испытывает тревогу и недовольство. Функции всасывания еды, таким образом, ассоциируются с ощущением безопасности. В этот период у ребенка развиваются представления о том, как живется зависимому человеку. Это могут быть уроки безопасности и любви или их отсутствия. Если ребенка кормят регулярно, сопровождая кормление выражением любви и лаской, и отлучают от груди постепенно, он научится переносить фрустрации без чрезмерного напряжения. В теории развития ребенка стало уже аксиомой, что огорчения не должны быть слишком многочисленными, слишком ранними и слишком неожиданными. Коль скоро потребности этого периода зависимости удовлетворяются и регулируются должным образом, подготавливается путь для естественного перехода к следующей стадии развития.
Если ребенок страдает от чрезмерных фрустраций, неудовлетворенности или неустойчивости своих взаимоотношений в раннем оральном периоде, то это может иметь серьезные последствия для его личностного развития. Испытывающий перенапряжение, орально фрустрированный ребенок сосет свой палец; став взрослым, он может курить, жевать резинку, объедаться сластями или злоупотреблять кофе, чаем, алкогольными напитками. Нарушения аппетита — как непреодолимое обжорство, так и анорексия — могут свидетельствовать об оральных фрустрациях. Фрейд [109] предположил, что люди, успешно прошедшие эту стадию развития, имеют тенденцию быть оптимистами, в то время как частая оральная неудовлетворенность предрасполагает к пессимизму. Эрик-сон [93]полагает, что такие важные аспекты младенческого научения, как «доверие» и «недоверие», обусловлены ранними оральными переживаниями. Булер [47] характеризует период от рождения до восьми месяцев как стадию овладения, на которой ребенок учится контролировать свое тело и его функции. К числу таких функций относится овладение оральной сферой, а также — овладение отношениями зависимости с родителями. Любовь на этой стадии является примитивной, сравнительно слабо дифференцированной зависимой любовью, которая большей частью сводится к получению чего-либо от окружающих. Таким образом, те чувства, которые ребенок испытывает во время получения пищи и удовлетворения других своих потребностей, имеют критическое значение для развития его личности. Дефи-,цит способности выражать свою любовь, так часто отмечаемый у взрослых невротиков, вероятно, уходит своими корнями в эту стадию. Ребенокже, который получал любовь щедро и ничем необус-ловленно, по всей видимости, позднее в своей жизни будет способен с меньшими усилиями отдавать любовь. Дети, страдавшие от отчуждения или неустойчивости ранних отношений любви, могут позднее выдвигать непомерные требования любви и внимания к ним, а также стремиться к зависимости. Другие, боясь отвержения своих нежных чувств, могут остерегаться зависимости и близости вотношенияхслюдьми, избегая повторения неприятных переживаний. Их усилия зачастую бывают неудачны и, похоже, лишь отражают ослабление способности получать и отдавать любовь. Итак, для будущего развития ребенка существенно, чтобы отношения между ним и матерью были близкими, эмоциональными и ласковыми. В психотерапии взрослых воспроизведе-ниераннихдетских воспоминаний, или, в более общих терминах, материала детского опыта, связанного с родителями или близкими людьми, может привести к ценным инсайтам относительно происхождения и целевого назначения нездоровых установок клиента в вопросах зависимости и любви. Мы хотим сделать одно предостережение. Хотя удовольствие, получаемое от зависимого положения, должно доминировать и действительно доминирует на ранней оральной стадии, все же, если эту стадию затянуть, могут быть посеяны семена нездоровой фиксации. Ребенок даже в таком нежном возрасте должен осознать, что по мере своего роста он постепенно отдаляется от родителей. Так называемый «принцип реальности» должен быть преподан ребенку в раннем возрасте, в форме оту-чения от груди и аналогичных действий. Таким образом может поддерживаться оптимальный баланс между темпами физического развития и личностно-социального созревания.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.230.44 (0.01 с.) |