ТЕМА 8. Психология характера 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕМА 8. Психология характера



Характер как система проявления отношений человека к социальной действительности, к труду, к другим людям, к себе, к вещам.

Природа характера. Связь характера с темпераментом и его социальная обусловленность. Характер и направленность личности. Типология характера.

Направления современной зарубежной характерологии: конституционно-биологическое (Э.Кречмер), психоаналитическое (З.Фрейд), А.Адлер, К.Юнг и др.), идеологическое (психоэтическая теория Робека).

Исследование характера в отечественной психологии (П.Ф.Лесгафт, А.Ф.Лазурский, А.П.Нечаев, В.И.Нечаев, В.И.Страхов, Б.Г.Ананьев, Н.Д.Левитов и др.).

Структура характера (Б.Г. Ананьев, А.Г.Ковалев, В.Н.Мясищев, Н.Д.Левитов). Черты характера. Симптомокомплексы. Сила, глубина, устойчивость, динамичность, и целостность характера.

Понятие акцентуации характера. Классификация акцентуаций характера (А.Е.Личко).

Социальные типы характера по Э.Фромму.

Акцентуации и психопатии. Формирование характера в деятельности. Роль социальных групп в формировании характера. Соотношение характера и личности. Проблема «нормального» характера. Психологические основы самовоспитания характера.

Изучение, учет особенностей темперамента и характера в индивидуальной работе с детьми.

Ключевые понятия: характер, акцентуация, симптомокомплексы, психопатия, физиогномика, дерматоглифика, хиромантия, графология, френология.

 

ТЕМА 9. Психология способностей

Содержание понятия «способности». К истории вопроса о природе способностей. Проблема способностей в отечественной психологии (С.Л. Рубинштейн, Б.М.Теплов, А.Н.Леонтьев, Б.Г.Ананьев, и др.).

Задатки и способности. Врожденное и приобретенное в способностях. Задатки как природные предпосылки способностей, их роль в развитии способностей. Способности в связи с общими и парциональными типами высшей нервной деятельности. Мыслительный и художественные типы. Способности и деятельность. Качественная и количественная характеристика способностей. Уровни развития способностей. Одаренность, талант, гениальность. Проблемы диагностики способностей. Структура способностей. Общие и специальные способности. Потенциальные и актуальные способности.

Формирование способностей. Зависимость развития способностей от методов обучения. Роль интересов и склонностей в формировании способностей. Трудолюбие как фактор развития способностей. Учёт способностей в процессе обучения и воспитания. Проблемы дифференцированного обучения. Роль педагога и семьи в развитии способностей школьников. Способности и задачи профориентации.

Одаренные дети, их психологические особенности и специфика работы с ними. Школьники с задержкой психического развития. Развитие творческих способностей учащихся.

Ключевые понятия: мыслительный тип, художественный тип, способности, задатки, общие способности, специальные способности, творческие способности, одаренность, талант, гениальность, креативность.

 

ТЕМА10. Эмоции и чувства

Понятие о чувствах и эмоциях. Отличие эмоций от чувств и ощущений. Роль чувств в практической и познавательной деятельности человека. Чувства и потребности личности.

Основные функции эмоций-отражательно-оценочная, сигнальная, регулятивная, экспрессивная, мотивационная, подкрепляющая, коммуникативная, оценочная, защитная.

Нейрофизиологические механизмы эмоций. Роль коры и лимбической системы в регуляции эмоций. Вегетативные проявления эмоций. Эмоции и вторая сигнальная система.

Психологические теории эмоций. Эволюционная теория эмоций Ч. Дарвина. Качественные различия эмоций животных и человека. Историческая обусловленность человеческих чувств. Когнитивные теории эмоций

Формы переживания чувств. Чувственный тон. Ситуативные эмоции и их экспрессивная сторона. Аффект и стадии его протекания. Паталогический аффект. Настроения и стрессы, условия их вызывающие. Теория стресса. Страсти и связь с волевой сферой личности. Фрустрации и толерантность личности.

Классификация видов чувств. Низшие и высшие чувства. Высшие чувства как результат общественного развития личности и как мотивы поведения.

Нравственные, интеллектуальные, эстетические, практические, стенические и астенические чувства. Амбивалентные чувства.

Положительные и отрицательные чувства. Динамика развития чувств -продолжительность, интенсивность, глубина, осознанность.

Эмоциональные особенности личности. Классификация видов чувств. Эмотивное поведение. Проблемы управления эмоциями.

Психологические проблемы воспитания и самовоспитания чувств в процессе формирования личности.

Ключевые понятия: чувства, эмоции, потребности, экспрессия, лимбическая система, теория когнитивного диссонанса, чувственный тон, аффект, настроение, дистресс, стресс, фрустрация, страсть, толерантность, эмпатия, апатия, депрессия, виды чувств: высшие чувства, нравственные, интеллектуальные, эстетические, праксические, стенические, астенические, положительные, отрицательные, амбивалентные, глорические, альтруистические, гедонические, акизитивные.

 

ТЕМА 11. Психология воли

Воля как способность человека руководить желаниями, потребностями, мотивами. Мотивационная сфера личности и волевая активность. Функции воли: саморегулирующая, стимулирующая, тормозящая.

Теории воли. Волевая регуляция поведения. Воля и произвольность.

Волевые действия, их отличие от импульсивных и привычных действий. Простые и сложные волевые действия.

Структура сложного волевого акта: побуждение и осознание цели, борьба мотивов, принятие решения, исполнение, преодоление трудностей, оценка и анализ результатов. Волевое усилие, его природа. Воля и риск. Волевые действия в экстремальных условиях. Проблема «свободы воли» и пути ее решения.

Волевые качества личности. Психологические особенности человека сильной воли (целеустремленность, ответственность, решительность, настойчивость, самостоятельность) и слабой воли (безответственность, нерешительность, отсутствие целеустремленности, наличие упрямства и негативизма). Значение воли в жизнедеятельности человека. Условия и пути воспитания и самовоспитания воли. Рефлексия и воля. Понятие локус контроля: экстернальный и интернальный локус контроля. Роль коллектива в формировании воли. Расстройства волевой деятельности и причины их вызывающие.

Ключевые понятия: воля, волевые действия, импульсивные действия, функции воли, торможение, контроль, регулирование, волевое усилие, сила воли, борьба мотивов,абулия, локус контроля: экстернальный и интернальный.

 

ТЕМА 12. Внимание



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 288; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.79.121 (0.008 с.)