Отдельных глав дипломной работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отдельных глав дипломной работы



 

Выполнение отдельных глав основной части дипломной работы имеет свои отличительные особенности.

Теоретическая глава, как и следует из ее названия, посвящается исследованию теоретических вопросов, применительно к тематике дипломной работы. Однако, излагая вопросы теории, необходимо пояснить, что эта часть дипломной работы не самоцель, а всего лишь средство для более полного исследования и всестороннего освещения избранной темы. В связи с этим исследование теоретических вопросов, содержащихся в первой главе, должно быть увязано с практической частью работы, и служить базой для разработки предложений и рекомендаций.

При работе над первой главой студент должен продемонстрировать хорошую теоретическую подготовку, использовать законодательные и иные нормативные акты, научные публикации в периодических изданиях и т.д.

В данной главе рекомендуется затрагивать дискуссионные вопросы, но при этом обязательно следует излагать собственную позицию, не ограничиваться простым пересказом существующих в экономической литературе точек зрения. Лишь творчески осмысливая прочитанное, не допуская слепого подражания, обосновывая собственную позицию, можно написать дипломную работу, характеризующуюся достаточно высоким теоретическим уровнем. Зрелость такой работы будет определяться серьезностью аргументов, с помощью которых оспариваются позиции других авторов, и обосновывается точка зрения самого дипломника.

Содержанием этой главы обычно является характеристика теоретических и методологических аспектов изучаемой проблемы. На основе изучения работ отечественных и зарубежных авторов:

- излагается история исследуемой проблемы (необязательная часть);

- показывается степень ее изученности;

- рассматриваются различные подходы к решению, по-разному освещаемые в научной литературе;

- дается их оценка;

- излагаются и обосновываются собственные позиции студента.

Рассмотрим это на конкретном примере. Если проводится анализ рисков в работе предприятия (организации), то в теоретической главе следует рассказать, что такое риски, привести их классификацию, изложить методы их диагностики в экономической литературе, показать, какие из них наиболее часто применяются в современных российских условиях. Затем перейти к способам их нейтрализации. По ходу изложения следует подробно останавливаться на всех специальных терминах и понятиях, обязательно дать их развернутое определение.

Если по теме дипломной работы существуют различные позиции ученых или имеются сведения о различных путях (способах) практического решения данной проблемы, то необходимо сформулировать и обосновать свою точку зрения, которая может совпадать с чьим-то мнением или может быть оригинальной. В этом случае обоснование должно быть развернутым, базироваться на теоретической основе и иметь практическое подтверждение, поскольку оно будет продолжено в последующих разделах выпускной работы.

При написании первой главы большое значение имеет правильная трактовка понятий, их точность и научность. Употребляемые термины, формулы, понятия должны быть общепринятыми или приводиться со ссылкой на автора. Точно так же общепринятыми должны быть и формулы, исключение составляют впервые вводимые те или иные научные понятия, расчеты.

В первой главе формируется представление о том, как решается изучаемая проблема в современных экономических условиях, излагается концепция, обосновывается методика анализа проблемы на предприятиях и в организациях. Именно с помощью методов, выделенных в этой главе, будет производиться анализ состояния исследуемой проблемы (2 глава).

Объем первой главы должен составлять 25-30 страниц или не более 30% от объема основной части работы.

Аналитическая глава является смысловым продолжением теоретической главы. В данном разделе проводится проверка теоретических предположений, гипотез непосредственно на объекте исследования. Поэтому в начале рекомендуется привести краткую характеристику деятельности объекта исследования, на материалах которого выполняется работа:

- название предприятия, профиль его работы;

- краткие сведения по истории предприятия (когда было создано, каким реорганизациям подвергалось);

- организационная форма предприятия, особенности устава;

- размер предприятия, его организационная структура;

- анализ продукции предприятия (объем производства в натуральных и стоимостных показателях, ассортимент, объем реализации и другие данные в динамике);

- производственно-технические показатели (качество продукции, стоимость и характеристика основных производственных фондов и оборотных средств);

- характеристика персонала (половозрастной состав, состав по категориям, образованию и т.д., показателей труда и заработной платы);

- данные финансового состояния организации (за 3-5 лет), величину получаемой прибыли и уровень рентабельности, как отдельных подразделений, так и организации в целом;

- механизм управления на предприятии и др.

Подробность характеристики отдельных направлений деятельности организации зависит от темы исследования.

Далее с использованием различных методов исследования проводится глубокий анализ состояния изучаемой проблемы на предприятии. Так, как каждая тема подразумевает свою собственную методику анализа исследуемой проблемы, в тексте настоящего издания они не приводятся. Следует лишь отметить, что суть методов исследования проблемы должна подробно описываться в теоретической главе, а в аналитической главе излагаются лишь результаты проведенного анализа.

Студенту необходимо, кроме констатации фактов, дать им квалифицированную оценку, выявить причинно-следственные связи между ними, характерные черты, закономерности и тенденции развития. Это позволит сделать обоснованные выводы о необходимости принятия по анализируемой проблеме соответствующих управленческих решений, четко сформулировать варианты этих решений. Например, если тема работы звучит, как «Управление дебиторской задолженностью», то в этом параграфе:

- приводится качественная и количественная оценка величины дебиторской задолженности;

- задолженность классифицируется на нормальную, просроченную и безнадежную по объему в целом, по дебиторам, по срокам возникновения и т. д.;

- анализируется реестр старения счетов,

- рассчитываются различные коэффициенты, связанные с дебиторской задолженностью.

Для получения научно-обоснованных выводов и предложений рекомендуется использовать фактические данные о работе выбранного предприятия за ряд предшествующих лет (как правило, три года предшествующих отчетному). При этом все показатели должны быть приведены в сопоставимый вид.

В следующем параграфе дается оценка конкретным моделям, методикам и системам, применяемым на предприятии для повышения эффективности функционирования той сферы менеджмента, к которой принадлежит предмет исследования. На примере вышеописанной темы студент должен охарактеризовать и, главное, дать оценку методам управления дебиторской задолженностью, использующимся в настоящее время (а также в ретроспективе) на предприятии:

- взвешенное старение и прогнозирование задолженности;

- анализ дебиторов;

- спонтанное финансирование;

- факторинг, банковская гарантия, страхование;

- дается характеристика и оценка существующей кредитной политике.

Если автор дипломной работы приходит к выводу о низкой эффективности управления в той области деятельности организации, которую он анализирует, то необходимо также вскрыть причины сложившегося положения.

Содержание второй главы дипломной работы необходимо иллюстрировать таблицами, схемами, диаграммами и другими материалами, которые размещаются по тексту работы или даются в приложении.

Опыт научного руководства показывает, что достаточно часто расчеты, произведенные студентом в аналитической главе (а иногда и в главе, содержащей рекомендации) выполняются небрежно, без должного понимания сути исследуемых явлений, используются устаревшие фактические данные, приводимые в несопоставимых показателях. Помимо того, что это затрудняет возможность сделать обоснованный вывод об излагаемой проблеме, подобные недочеты, как правило, обнаруживаются на защите работы и, вследствие этого, значительно снижают ее ценность, провоцируют дополнительные вопросы со стороны комиссии.

Последний параграф должен содержать перечень проблем, решение которых будет предложено в третьем разделе.

Объем второй главы должен составлять 30-35 страниц или не менее 40% от объема основной части работы.

В части работы, содержащей рекомендации по решению поставленной проблемы, обосновываются предложения по решению проблем, выявленных в процессе анализа. Данные предложения должны решать задачи, сформулированные во введении. Целесообразно иметь не менее трех основных предложений, выносимых на защиту.

Разработка рекомендаций предполагает, что на основании анализа, выявления недостатков и возможностей разрешения проблемы, студент-дипломник приводит достаточно полные и аргументированные предложения и рекомендации. Недопустимы предложения в форме призывов: «надо усилить…», «улучшить…», «усовершенствовать…» и т. п. Не допускается отвлеченных теоретических рассуждений или описания опыта как отечественного, так и зарубежного. Все вопросы описанного характера отражаются только в теоретической части работы.

В отдельных случаях (в зависимости от разрабатываемой темы) в этой части работы приводятся схемы, формулы и т.д. для наглядного подтверждения прогрессивности, обоснованности рекомендуемых предложений. Такие дополнения могут быть сделаны, например, при выполнении работ по совершенствованию организационной структуры управления, организации маркетинга, информационного обеспечения системы управления, управления персоналом и т.п. Глубина разработки отдельных предложений и расчетов устанавливается вместе с научным руководителем в зависимости от темы и важности рекомендации.

В этом разделе работы содержатся как общие, так и глубоко поработанные рекомендации, последние должны быть обоснованы предполагаемой экономической целесообразностью и перспективами использования рекомендуемых изменений. Поэтому необходимо включение в эту часть работы расчета эффективности (сущность которой заключается в определении соотношения полезного результата и затрат на его достижение) предложенных рекомендаций, внесенных предложений и правильно сделанных выводов. Студенту следует доказать, что предложенные мероприятия должны оказать положительное воздействие на увеличение каких-либо конечных результатов производства, таких как рост валовой и товарной продукции, чистого дохода, повышение производительности труда, фондоотдачи, окупаемости затрат повышения уровня рентабельности производства, снижение себестоимости продукции, повышение эффективности использования кредита и т.п.

В конце этой части делаются общие выводы по возможному повышению эффективности менеджмента организации.

Объем радела должен составлять приблизительно 20 страниц текста.

В конце каждого раздела рекомендуется формулировать выводы (2-3 абзаца) по существу выполненной работы. Выводы дают возможность сформулировать итоги по отдельным этапам исследования и освободить общие выводы по работе в целом от второстепенных подробностей в заключении. Обычно выводы начинаются оборотами: «таким образом,…» или «результаты анализа показали…», затем формулируется содержание самих выводов. При формулировании выводов необходимо учитывать, что:

− выводы должны быть нетривиальными, неочевидными;

− в качестве выводов следует формулировать конечные результаты, а не промежуточные;

− при формулировании выводов целесообразно приводить те положения, которые важны для изложения последующего материала;

− выводы должны быть краткими и в сжатом виде содержать проделанные в ходе написания раздела или подраздела рассуждения.

Стройность и логичность построения текста, грамотное изложение содержания обеспечиваются строгим целевым назначением каждой главы или ее параграфа, тогда они являются развитием общего содержания работы.

 

 


ОФОРМЛЕНИЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

 

 

3.1. Общие требования к оформлению

 

Дипломная работа печатается на компьютере в текстовом ре­дакторе Microsoft Word черным цветом на плотной белой бумаге стандартного формата А4 (210 × 297 мм). Работа может быть отпечатана и на пишу­щей машинке. Объем дипломной работы 70–90 страниц.

Основными размерными показателями дипломной работы являются:

1. в одной строке должно быть 60 ± 4 знака, при этом каждый пробел и знаки препинания между словами считаются за один знак;

2. абзацный отступ должен быть равным 5 знакам по всему тексту;

3. на одной странице сплошного текста должно быть 29 ± 1 строк (меньшее число строк допускается только на начальных и концевых страницах, а также перед заголовком);

4. текст работы печатается через 1,5 межстрочных интервала, а заголовки от текста отделяют 2,5 компьютерных интервала;

5. страницы должны иметь поля: левое – 30 мм, верхнее – 20 мм, правое – 15 мм, нижнее – 20 мм;

Расстояние между строк заголовков такое же, как в основном тексте. Подчер­кивание заголовков и перенос слов в заголовке не допускается.

Все страницы дипломной работы нумеруются. Титульный лист включается в общую нумерацию, но номер «1» на нем не ставится. Таким образом, первым напечатанным номером будет номер «2» на втором листе работы, на котором помещается содержание работы.

Страницы работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту работы. Номер страницы проставляется в правом верхнем углу без точки в конце. Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, и распечатки с персонального компьютера включают в общую нумерацию страниц дипломной работы. Иллюстрации, таблицы и распечатки с персонального компьютера на листе формата А3, учитывают как одну страницу.

Все листы дипломной работы и приложения следует аккуратно подшить (сброшюровать) в папку для дипломных работ или пере­плести.

Стиль и язык изложения

Дипломная работа должна быть выдержана в едином стиле. Его язык, как язык научного исследования, должен отличаться от разговорного языка, языка газетной заметки, популярной статьи или учебника.

Стиль и язык материала дипломной работы проекта должен быть четким, ясным и грамотным. Грамматические и синтаксиче­ские ошибки недопустимы. Простота и доступность изложения со­держания темы являются важным достоинством рабо­ты и свидетельствуют об овладении автором материала исследо­вания. В то же время, чрезмерное обилие «иностранизмов», малопонятных терминов, витиеватых фраз лишь создает видимость на­учного языка и эрудиции автора. Поэтому, встречая в литературе усложненную терминологию, студент обязан при использовании подобного текста излагать существо вопроса грамотным литера­турным языком. Сокращение слов в тексте не допускается, кроме установленных ГОСТ 7-11-2004, ГОСТ 7.12-93. Условные буквенные и графические обозначения должны соответствовать установленным стандартам. Обозначения единиц физических величин необходимо принимать в соответствии с общепринятыми требованиями. Текст исследования должен быть кратким, четким и не допускать различных толкований. В тексте не допускается:

- использование эпиграфов;

- выражение мыслей посредством постановки вопросительных предложений, за исключением случаев, когда без них невозможно обойтись (цитата, известная модель в форме постановки вопросов и т.п.);

- ссылки на лекции преподавателей, методические указания, самого себя («как нами было рассмотрено выше» и т.п.), предыдущие работы (отчеты по практике, прошлые курсовые проекты);

- сокращение обозначения единиц физических величин, если они употребляются без цифр, за исключением единиц физических величин в таблицах и в расшифровках буквенных обозначений, входящих в формулы и рисунки;

- употребление знаков (<,> =, №,%) без цифр.

Следует избегать обращения от первого лица, это представляется некорректным. Рекомендуется обращение от второго («…мы пришли к заключению…»), а еще лучше от третьего лица («… был сделан вывод о…», «рекомендуется» и т. д.).

3.3. Правила оформления заголовков и текста

Заголовки структурных элементов дипломной работы и разделов основной части следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать с прописной буквы, не подчеркивая. Если заголовок включает несколько предложений, его разделяют точками. Заголовки отделяются от текста 2,5 компьютерными интервалами. Такое же расстояние выдерживается между заголовком главы и параграфом. Расстояние между строк заголовков такое же, как в основном тексте.

Слово «Содержание» записывается в виде заголовка симметрично тексту прописными буквами. Точка, как и в конце всех заголовков, не ставится.

Недопустимо оставлять заголовок на странице без текста. Если параграф начинается в конце страницы, то его стоит разместить таким образом, чтобы вслед за заголовком на странице помещалось 3-4 строки текста. В противном случае стоит перенести заголовок и текст на следующую страницу.

Пункты и подпункты основной части следует начинать печатать с абзацного отступа. Новый параграф можно начинать на той же странице, на которой кончился предыдущий, если на этой странице кроме заголовка поместится несколько строчек текста.

Название каждой новой части и параграфа в тексте работы следует писать более крупным шрифтом, чем весь остальной текст. Раздел, подраздел, пункты, подпункты следует нумеровать арабскими цифрами. Разделы работы должны иметь порядковую нумерацию в пределах основной части работы и обозначаться арабскими цифрами с точкой, например: 1., 2., 3. и т.д.

Пункты должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого или подраздела или пункта, разделенные точкой, например: 1.1., 1.2., 1.3. или 1.1.1., 1.1.2., 1.1.3. и т.д. Номер подпункта включает номер раздела, подраздела, пункта и порядковый номер подпункта, разделенные точкой, например: 1.1.1.1., 1.1.1.2., 1.1.1.3. и т.д. Если раздел или подраздел имеет только пункт, или пункт имеет только подпункт, то нумеровать пункт (подпункт) не следует.

Текстовой материал дипломной работы весьма разнообразен. К нему обычно относят числительные, буквенные обозна­чения, цитаты, ссылки, перечисления и т. п., т. е. все то, что требует при своем оформлении знания особых технико-ор­фографических правил.

В научных работах гуманитарного и экономического ха­рактера используется, как правило, цифровая и словесно-цифровая форма записи информации. Рассмотрим вначале правила записи количественных числительных.

Однозначные количественные числительные, если при них нет единиц измерения, пишутся словами. Например: пять станков (не 5 станков), на трех образцах (не на 3 образцах),

Многозначные количественные числительные пишутся цифрами, за исключением числительных, которыми начина­ется абзац. Такие числительные пишутся словами.

Числа с сокращенным обозначением единиц измерения пишутся цифрами. Например: 7 л, 24 кг. После сокращения "л", "кг" и т. п. точка не ставится.

При перечислении однородных чисел (величин и отноше­ний) сокращенное обозначение единицы измерения ставится только после последней цифры. Например: 3, 14 и 25 кг.

Количественные имена числительные согласуются с име­нами существительными во всех падежных формах, кроме форм именительного и винительного падежей. Например: до пятидесяти рублей (род. п.), к шестидесяти рублям (дат. п.) и т. д.

В формах именительного и винительного падежей коли­чественные числительные управляют существительными. Например: имеется пятьдесят (им. п.) рублей (род. п.), полу­чить пятьдесят (вин. п.) рублей (род. п.).

Количественные числительные при записи арабскими цифрами не имеют падежных окончаний, если они сопро­вождаются существительными. Например: на 20 страницах (не на 20-ти страницах).

При написании порядковых числительных нужно соблю­дать следующие правила. Однозначные и многозначные по­рядковые числительные пишутся словами. Например: тре­тий, тридцать четвертый, двухсотый. Исключения со­ставляют случаи, когда написание порядкового номера обусловлено традицией, например: 1-я ударная армия.

Порядковые числительные, входящие в состав сложных слов, в научных текстах пишутся цифрами. Например: 15-тон­ный грузовик, 30-процентный раствор. В последние годы всё чаще используется форма без наращения падежного окон­чания, если контекст не допускает двояких толкований, на­пример в 3% растворе.

Порядковые числительные при записи арабскими циф­рами имеют падежные окончания. В падежном окончании порядковые числительные, обозначенные арабскими циф­рами, имеют: а) одну букву, если они оканчиваются на две согласные, на "и" и на согласную букву; б) две буквы, если оканчиваются на согласную и гласную буквы. Например: вто­рая— 2-я (не 2-ая), пятнадцатый — 15-й (не 15-ый или 15-тый), тридцатых — 30-х (не 30-ых), в 53-м году (не в 53-ем или 53-ъем году), десятого класса — 10-го класса (не 10-ого класса).

При перечислении нескольких порядковых числительных падежное окончание ставится только один раз. Например: водители 1 и 2-го классов.

Порядковые числительные, обозначенные арабскими циф­рами, не имеют падежных окончаний, если они стоят после существительного, к которому относятся. Например: в гл. 3, на рис. 2, в табл. 4.

Порядковые числительные при записи римскими цифра­ми для обозначения порядковых номеров столетий (веков), кварталов, партийных съездов падежных окончаний не име­ют. Например: XX век (не ХХ-й век).

В словообразовании часто встречаются сокращения. Это усечение слова, а также часть слова или целое слово, обра­зованное путем такого усечения. Такая сокращенная запись слов используется здесь с целью сокращения объема текста, что обусловлено стремлением в его минимальном объеме дать максимум информации.

При сокращенной записи слов используются три основ­ных способа: 1) оставляется только первая (начальная) буква слова (год — г.); 2) оставляется часть слова, отбрасывается окончание и суффикс (советский — сов.); 3) пропускается несколько букв в середине слова, вместо которых ставится дефис (университет — ун-т).

Делая сокращение, нужно иметь в виду, что сокращение должно оканчиваться на согласную и не должно оканчивать­ся на гласную (если она не начальная буква в слове), на бук­ву "и", на мягкий и твердый знак.

В научном тексте встречаются следующие виды сокра­щений: 1) буквенные аббревиатуры; 2) сложносокращенные слова; 3) условные графические сокращения по начальным буквам слов; 4) условные графические сокращения по час­тям слов и начальным буквам.

Рассмотрим их более подробно.

Буквенные аббревиатуры составляются из первых (началь­ных) букв полных наименований и различаются:

а) на читаемые по названиям букв (США);

б) на читаемые по звукам, обозначаемым буквами (вуз – высшее учебное заведение).

В научных текстах кроме обще­принятых буквенных аббревиатур используются вводимые их авторами буквенные аббревиатуры, сокращенно обозна­чающие какие-либо понятия из соответствующих областей знания. При этом первое упоминание таких аббревиатур ука­зывается в круглых скобках после полного наименования, в дальнейшем они употребляются в тексте без расшифровки.

Другим видом сокращений являются сложносокращенные слова, которые составляются из сочетания: а) усеченных слов и полных слов (профсоюз — профессиональный союз); б) од­них усеченных слов (колхоз — коллективное хозяйство). В научных текстах кроме общепринятых сложносокращен­ных слов употребляются также сложносокращенные слова, рассчитанные на узкий круг специалистов.

Еще один вид сокращений — условные графические со­кращения по начальным буквам (н.м.т. — нижняя мертвая точка) применяются чаще всего в технических текстах. От буквенных аббревиатур они отличаются тем, что читаются полностью, сокращаются только на письме и пишутся с точ­ками на месте сокращения.

И, наконец, в тексте научных работ встречаются услов­ные графические сокращения по частям и начальным буквам слов. Они разделяются на: а) общепринятые условные сокращения; б) условные сокращения, принятые в специ­альной литературе, в том числе в библиографии.

Укажем общепринятые условные сокращения, которые делаются после перечисления: т. е. (то есть), и т. д. (и так далее) и т. п. (и тому подобное), и др. (и другие) и пр. (и про­чие).

Общепринятые условные сокращения, которые делают­ся при ссылках: см. (смотри), ср. (сравни), напр, (например).

Общепринятые условные сокращения при обозначении цифрами веков и годов: в. (век), вв. (века), г. (год), гг. (годы).

Укажем еще ряд общепринятых условных сокращений: т. (том), н. ст. (новый стиль), cm. cm. (старый стиль), н. э. (нашей эры), г. (город), обл. (область), гр. (гражданин), с. (стра­ницы при цифрах), акад. (академик), доц. (доцент), проф. (про­фессор).

Слова "и другие", "и тому подобное", "и прочие" внутри предложения не сокращают. Не допускаются сокращения слов "так называемый" (т. н.), "так как" (т. к.), "например" (напр.), "около" (ок.), "формула" (ф-ла), "уравнение" (ур-ние), "диа­метр" (диам.).

В научных текстах и формулах очень распространены бук­венные обозначения. Такие обозначения должны соответство­вать утвержденным стандартам и другим имеющимся норма­тивным документам. В идеальном случае в каждой работе должна быть создана такая система, в которой каждой букве соответствует одна величина и, наоборот, каждая величина представляется одной буквой. Иными словами, идеальная система не должна содержать многозначных и синонимичес­ких буквенных обозначений.

 


3.4. Правила оформления таблиц

 

Цифровые данные в сгруппированном и систематизированном виде представляются в таблицах и графиках.

Таблицы обычно помещают по ходу изложения, непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. Недопустимо разрывать заголовок с таблицей, помещая их на разных страницах. Таблицы должны иметь порядковый номер, заголовок, отражающий их содержание, и в примечании – ссылку на источник. Сокращения в заголовках не допускаются. Номер следует размещать в правом верхнем углу над заголовком таблицы после слова «Таблица». Знак № не ставится. Ниже дается заголовок. Точка в конце названия таб­лицы не ставится. Если в работе одна таблица, ее не нумеруют и слово «Таблица» не пишут. Например:

 

Таблица 3.1.

Структура рынков сбыта предприятия

Годы Объём отгрузки продукции, млн. руб. (в текущих ценах) Доля в %
всего в том числе:
Россия дальнее зарубежье Россия дальнее зарубежье
  61,3 59,8 1,5 97,6 2,4
  86,9 81,1 5,8 93,3 6,7
  92,7 78,3 14,4 84,4 15,6
  162,3 146,1 16,2    
  194,8 175,4 19,4    

 

Нумерация может быть свободной или по главам. Во втором случае таблица имеет двойной номер, цифры отделяются точкой, например: В главе I первая таблица оформляется 1.1, 1.2, где первая цифра означает номер главы, а второй - номер таблицы. Размер таблицы не должен превышать стандартного листа бумаги. Если таблица не размещается на таком формате, ее нужно давать с про­должением на нескольких страницах, над продолжением таблицы на новом листе ставится заголовок типа: «Продолжение таблицы» или «Окончание таблицы» (если таблица на этой странице оканчи­вается). Заглавие на новой странице не повторяется.

Если в тексте формулируется положение, подтверждаемое или иллюстрируемое таблицей, необходимо дать на нее сноску. В этом случае в скобках пишется слово «таблица» и порядковый но­мер таблицы, на который дается ссылка, например: (таблица 7).

Если таблица заимствована или рассчитана по данным экономической периодики или другого литературного источника, делается обязательная ссылка на первоисточник (по правилам цитирования).

Примечания к таблице размещаются непосредственно под ней. В графах таблиц нельзя оставлять свободных мест: если дан­ные отсутствуют, надо ставить тире или отмечать «нет». Если таб­личные столбцы заполнены текстом, то точки в конце не ставятся. Классы чисел в таблице точками не разделяются.

Допускается помещать таблицу вдоль длинной стороны листа. В таблицах можно использовать только общепринятые сокращения и условные обозначения. Допускается использование шрифта по размеру меньшего, чем в основном тексте работы (10-12 кегль).

 


3.5. Правила оформления иллюстраций

 

Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы) следует располагать непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице.

На все иллюстрации (если их авторство не принадлежит студенту) должны быть даны ссылки в работе.

Иллюстрации должны иметь название, которое помещают под иллюстрацией. При необходимости под иллюстрацией помещают поясняющие данные (подрисуночный текст).

Иллюстрация обозначается словом «Рис.», которое помещают после поясняющих данных.

Нумерация выполняется арабскими цифрами и может быть свободной или по главам. Во втором случае рисунок имеет двойной номер, цифры отделяются точкой, знак № не ставится.

В главе I первый рисунок оформляется 1.1, 1.2, где первая цифра означает номер главы, а второй - номер рисунка. Подпись всегда начинается с прописной буквы. В конце подписи точка не ставится, например:

 

 
 

 


Рис. 1.3.1. Графическая интерпретация модели EOQ

 

Подписи под иллюстрациями должны составляться так, чтобы их основное содержание было понятно без чтения текста.

Если в работе только одна иллюстрация, ее нумеровать не следует и слово «Рис.», под ней не пишут.

Иллюстрацию следует выполнять на одной странице. Если иллюстрация не умещается на одной странице, необходимо перенести ее в приложение. Иллюстрация не должна завершать текст.

 

 

3.6. Правила оформления формул и уравнений

 

Формулы, содержащиеся в работе, набираются в редакторе Microsoft Equation без использования нестандартных символов. Стиль оформления формул должен быть по всему тексту одинаковым. Формулы располагают на отдельных строках, нумеруют сквозной нумерацией арабскими цифрами, которые записывают на уровне формулы справа в круглых скобках. Одну формулу обозначают (1). Выше и ниже каждой формулы должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Непосредственно под формулой приводится расшифровка символов и числовых коэффициентов, если они не были пояснены ранее в тексте. Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в какой они даны в формуле. Значение каждого символа и числового коэффициента следует давать с новой строки.

Первая строка расшифровки начинается словом «где» без двоеточия после него.

Например:

Продолжительность одного оборота оборотных активов выражает продолжительность оборота мобильных активов за анализируемый период, т. е. длительность производственного (операционного) цикла предприятия и рассчитывается по формуле:

(3.9.)

 

где, L – длительность периода обращения оборотных активов;

Е – величина оборотных активов;

Т – отчетный период;

N – объем реализации (себестоимость произведенной продукции)

 

Если уравнение не умещается в одну строку, оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после знаков плюс (+), минус (–), умножения (×), деления (:) или других математических знаков. Допускается нумерация формул в пределах раздела. В этом случае номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы, разделенных точкой, например: (2.4). Формулы, помещаемые в приложениях, должны нумероваться отдельной нумерацией арабскими цифрами в пределах каждого приложения с добавлением перед каждой цифрой обозначения приложения, например: (2.1).

 

 

Оформление ссылок, цитат и примечаний

 

Примечания и ссылки являются обязательным элементом лю­бой научной работы, в том числе и дипломной работы студента. Примечания используются автором для лаконичного изложения его отношения к рассматриваемому вопросу. Сноски (ссылки) сообщают читателю точные сведения о заимствованных автором источниках. Для пояснения отдельных данных, приведенных в работе, их следует обозначать надстрочными знаками сноски.

По месту расположения в документе различают ссылки:

- подстрочные, вынесенные из текста вниз полосы документа (в сноску);

- затекстовые, вынесенные за текст документа или его части;

- внутритекстовые, помещенные в тексте документа.

Примечания и ссылки необходимо оформлять согласно ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления».

Сноски располагают с абзацного отступа в конце страницы, на которой они обозначены, отделяя от текста которой тонкой горизонтальной линией с левой стороны. Знак сноски выполняют арабскими цифрами на уровне верхнего обреза шрифта непосредственно после того слова, числа, предложения, к которому дается пояснение и перед текстом пояснения. Допускается вместо цифр выполнять сноски звездочками, но применять не более четырех звездочек. Нумерация сносок должна быть отдельная для каждой страницы.

Ссылки должны быть сделаны в виде списков с указанием автора, названия работы, издательства, года издания и номера страницы, где находится данное высказывание. Ссылка печатается через 1 интервал. В слу­чае повторения использования одной и той же публикации на од­ной странице дипломной работы, необходимо писать: «там же», с указанием страницы. Пересказ мыслей и выводов других авторов следует делать без искажения этих мыслей. Цитаты должны быть тщательно выверены и заключены в кавычки.

Любая цитата, точная или нет, должна быть оформлена со ссылкой на источник. Точной именуется цитата, текст которой без изменения берется из используемой работы. В таком случае необ­ходимо заключить цитату в кавычки. В иных случаях кавычки не используются. Например:

В тексте: «Так как труд есть процесс функционирования, по­требления рабочей силы, то основной экономический смысл соб­ственно трудовых отношений состоит в управлении рабочей си­лой, а через нее – трудовыми процессами и материальными объектами», – пишет Г.А.Сульдина в книге «Формирование новой сис­темы трудовых отношений».*

В подстрочной ссылке: * Сульдина Г. А. Формирование новой системы трудовых отношений. – Казань, 2000. – С. 25.

Допускается предписанный знак точку и тире (. –), разделяющий области библиографического описания, заменять точкой.

* Сульдина Г. А. Формирование новой системы трудовых отношений. Казань, 2000. С. 25.

В тексте: С.В.Мокичев считает, что среди узловых проблем экономической теории сегодня особое значение приобретает про­блема соотношения двух категорий – собственности и макроэко­номической стабилизации.

В сноске:

См.: Мокичев С. В. Методологические вопросы анализа мак­роэкономической стабилизации трансформационной экономики // Макроэкономическая стабилизация трансформационной эконо­мики. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1997. С. 9.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.237.255 (0.118 с.)