Тема 5. Образно-эмоциональная выразительность речи (ОКВ-1) 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Образно-эмоциональная выразительность речи (ОКВ-1)



Время – 2 часа

Цель: закрепить имеющиеся у студентов знания о средствах образно-эмоциональной выразительности речи и совершенствовать умения речевой выразительности.

В данной теме используются следующие основные термины:

Аллегория (гр. allegoria – иносказание) – троп, смысл которого заключается в иносказательном изображении отвлеченного понятия при помощи конкретного жизненного образа.

Амплификация (лат. amplificatio – распространение, увеличение) – стилистическая фигура, состоящая в нанизывании синонимических определений, сравнений, образных выражений с целью усиления выразительности высказывания.

Антитеза (гр. antithesis – противоположение) – стилистическая фигура, служащая для усиления выразительности речи путем резкого противопоставления понятий, мыслей, образов.

Вербальные средства (лат. verbum – глагол) – словесные, языковые средства общения в противовес несловесным, неязыковым, невербальным.

Гипербола (гр. hyperbole – преувеличение) – образное выражение, содержащее преувеличение свойств, признаков, качеств предмета или явления.

Градация (лат. gradatio – постепенное усиление) – стилистическая фигура, состоящая в таком расположении частей высказывания (слов, отрезков предложения), при котором каждая последующая заключает в себе усиливающееся (реже уменьшающееся) смысловое или эмоционально-экспрессивное значение, благодаря чему создается нарастание (ослабление) производимого ими впечатления.

Интонация (лат. intonare – громко произносить) – ритмико-мелодическая сторона речи.

Кинесика (гр. kinetikos – относящийся к движению) – совокупность телодвижений, жестов, мимики, пантомимики с движением тела.

Литота (гр. litotes – простота, худоба) – образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение силы, размера, значения и т.д. какого-либо предмета, явления.

Логическое ударение – выделение в произношении одного из слов предложения для усиления его смысловой нагрузки.

Мелодика речи – повышение или понижение голоса во фразе в зависимости от ее смысла.

Метафора (гр. metaphora – перенос) – употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений.

Метонимия (гр. metonymia – переименование) – употребление названия одного предмета вместо названия другого на основании внешней или внутренней связи между ними.

Мимика – внешнее выражение психических состояний, проявляющееся в выразительных движениях мышц лица.

Оксюморон (гр. oxymoron – остроумно-глупое) – стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих друг друга.

Олицетворение – троп, состоящий в приписывании неодушевленным предметам признаков и свойств живых существ.

Пауза (гр. pausis – прекращение) – временная остановка звучания, разрывающая поток речи, вызываемая разными причинами и выполняющая различные функции.

Риторический вопрос – вопросительное предложение, содержащее утверждение или отрицание, на которое не ожидается ответа.

Синекдоха (гр. synekdoche – соподразумевание) – перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними.

Троп (от греч. tropos – поворот, оборот речи) – употребление слова в его образном, переносном значении; различают тропы, основанные на соотношении по сходству (метафора), по контрасту (оксюморон), по смежности (метонимия).

Эпитет (гр. epitheton – приложение) – художественное, образное определение, вид тропа. Выражается преимущественно прилагательным.

План:

1. Понятие выразительности речи.

2. Лексические средства образности.

3. Невербальные средства речевой коммуникации.

4. Выполнение следующих заданий:

 

Задание 1. Определите, какие утверждения являются правильными.

– Выражение «солнце красное» является постоянным эпитетом.

– Изобразительный эпитет есть в строке С.А. Есенина «Заметался пожар голубой…».

– В строчке Б.Л. Горбатова «Снежная пыль столбом стоит в воздухе» сравнение выражено формой сравнительной степени прилагательного.

– Выражение «нос корабля» является лексической метафорой.

– В строчке А.С. Грибоедова «Не то на серебре – на золоте едал» использована синекдоха.

– В строчке Н.А. Некрасова «Ниже тоненькой травиночки надо голову клонить…» использована литота.

 

Задание 2. Назовите виды тропов, которые использованы в следующем отрывке:

Бежит тропинка с бугорка,

Как бы под детскими ногами,

Все так же сочными лугами

Лениво движется Ока.

(М.И. Цветаева)

 

Задание 3. Определите типы использованных стилистических фигур.

– Твое лицо, твое тепло, твое плечо – куда ушло? (М.И. Цветаева).

– Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет. (поговорка).

– Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду. (А.П. Чехов).

– Где вы, древние народы? Ваш мир был храмом всех богов. (Ф.И. Тютчев).

– Досадно было, боя ждали. (М.Ю. Лермонтов).

 

Задание 4. Прочитайте предложенный отрывок. Определите средства выразительности, использованные в нем.

Русь! Русь! Вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу: бедно, разбросано и неприютно все в тебе…

Открыто – пустынно и ровно все в тебе: как точки, как значки, неприметно торчат среди равнин невысокие твои города; никто не обольстит, не очарует взора. Но какая же непостижимая, тайная сила влечет к тебе? Почему слышится и раздается немолчно в ушах твоя тоскливая, несущаяся по всей длине и ширине твоей, от моря и до моря, песня? Какие звуки болезненно лобзают и стремятся в душу и вьются около моего сердца? Русь! Чего же ты хочешь? Какая непостижимая сила таится между нами? Что глядишь ты так, и зачем все, что ни есть в тебе, обратило на меня полные ожидания очи?.. И еще, полный недоумения, неподвижно стою я, а уже главу осенило грозное облако, тяжелое грядущими дождями, и онемела мысль перед твоим пространством. Что пророчит сей необъятный простор? Здесь ли, в тебе ли не родиться беспредельной мысли, когда ты сама без конца? Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему? И грозно объемлет меня могучее пространство, страшною силою отразясь во глубине моей; неестественной властью осветились мои очи: у! какая сверкающая, чудная, незнакомая земле даль! Русь!

(Н.В. Гоголь)

 

Задание 5. Потренируйте себя в произнесении текстов, содержащих моральные и эстетические оценки:

 

(красота)

Как притягательно красива:

В ней все гармония, все диво!

 

(уродство)

Она уродлива не от природы

То порожденье экстра-моды

И жизни, протекающей беспечно:

Не девушка, не юноша, а нечто!

 

(глупость)

Он глуп, «как пробка», хоть красив.

От глупости еще спесив.

 

(ум)

Он честен, и умен, и одержим.

Нельзя не преклоняться перед ним!

 

(жадность)

Он жаден – все себе, все в дом.

Богач? Нет, бедный. Что в богатстве том?

Когда душа скупа и холодна?

Жизнь жадного бедным-бедна.

 

(доброта)

А добрый рад отдать все, чем владеет.

Чем больше отдает – тем больше богатеет:

Умом и сердцем, добрыми делами,

Успехами в труде и верными друзьями.

 

(смелость)

Уж если его что за сердце забрало,

Идет он в атаку «с открытым забралом».

 

(трусость)

Трусливый же смелостью хоть поражен –

Скорее «в кусты», «чтоб не лезть на рожон».

 

Задание 6. В речи Брута найдите тропы, придающие ей образность, выразительность, эмоциональность.

«Римляне, сограждане и друзья! Выслушайте, почему я поступил так, и молчите, чтобы вам было слышно; верьте мне ради моей чести и положитесь на мою честь, чтобы поверить; судите меня по своему разумению и пробудите ваши чувства, чтобы вы смогли судить лучше. Если в этом собрании есть хоть один человек, искренне любивший Цезаря, то я говорю ему: любовь Брута к Цезарю была не меньше, чем его. И если этот друг спросит, почему Брут восстал против Цезаря, то вот мой ответ: не потому, что я любил Цезаря меньше, но потому, что я любил Рим больше. Что вы предпочли бы: чтоб Цезарь был жив, а вы умерли рабами, или чтобы Цезарь был мертв и вы все жили свободными людьми? Цезарь любил меня, и я его оплакиваю; он был удачлив, и я радовался этому; за доблести я чтил его; но он был властолюбив, и я убил его. За его любовь – слезы; за его удачи – радость; за его доблести – почет; за его властолюбие – смерть. Кто здесь настолько низок, чтобы желать стать рабом? Если такой найдется, пусть говорит, – я оскорбил его. Кто здесь настолько одичал, что не хочет быть римлянином? Если такой найдется, пусть говорит, – я оскорбил его. Кто здесь настолько гнусен, что не хочет любить свое отечество? Если такой найдется, пусть говорит, – я оскорбил его. Я жду ответа.

 

Все:

– Такого нет, Брут, нет.

– Значит, я никого не оскорбил. Я поступил с Цезарем так, как вы поступили бы с Брутом. Причина его смерти записана в свитках Капитолия; слава его не умалена том, в чем он был достоин, и вина его не преуменьшена в том, за что он поплатился смертью».

Задание 7. Тренировка позы, жестов, мимики.

а) Ощутите эмоционально-действенную сущность кисти руки; начните движением кисти «звать» к себе человека. Затем сопровождайте это действие словами: «Иди, иди! Иди сюда! Не бойся!»

А теперь этим движением кисти уже не зовите, а «маните» к себе человека. Затем одним пальцем «подзывайте» его к себе.

Проследите, как в движениях и речи проявляется разница глаголов: «звать», «манить», «подзывать». Заметили, что при выполнении действия «манить», движения значительно замедлились, укрупнились, все больше включается в действие и рука, а слова стали звучать мягко, округло, с теплым, манящим тембром.

 

б) Кистью руки пригласите человека сесть, сопровождая это движение словом «пожалуйста» с различной психологической окраской – с любовью, со страхом, смело, робко, благоговейно, с ненавистью…

Сначала сделайте движение кисти, а затем пусть это действие дополнят слова. Ведь характер слова будет соответствовать характеру движения, выявляющему отношение человека к своему действию, партнеру (человеку, которого приглашают сесть). Фантазируйте все остальные данные обстоятельств действия: кто, когда, где, зачем…

 

в) Ладонями обеих рук медленно выгоняйте или отталкивайте человека (кого? почему? – решайте сами), сопровождая движения словом «уйдите!» Меняйте позиционно-теонический фон действия– с кокетством, с ненавистью, презрением, досадой, с любовью, со страхом…

Проследите за изменением характера, как движений, так и интонаций.

г) При помощи невербальных средств общения передайте следующую информацию:

– Как здорово жить!

– Ничего не поделаешь.

– Вон отсюда!!!

– Сомневаюсь.

– Никогда не соглашусь!

– Так это вы сделали?

 

Задание 8. Определите, к каким вербально-символическим средствам прибегают для демонстрации своего статуса герои рассказа В.М. Шукшина «Экзамен»

 

- Почему опоздали? – строго спросил профессор.

- Знаете… извините, пожалуйста… прямо с работы…срочный заказ был … – Студент – рослый парень с простым хорошим лицом – стоял в дверях аудитории, не решаясь пройти дальше.

- Берите билет. Номер?

- Семнадцать.

- Что там?

- «Слово о полку Игореве» - первый вопрос. Второй…

- Хороший билет. – Профессору стало немного стыдно за свою строгость. – Готовьтесь. Вопросов ко мне нет?

- Нет. Ничего.

- Готовы? Давайте.

- «Слово о полку Игореве» - это великолепное произведение, - начал студент. – Это … шедевр… Относится к концу двенадцатого века… кхэ… Автор выразил здесь чаяния…

- Читали?

- Посмотрел … кхэ…

- Как вам не стыдно? – с убийственным спокойствием спросил профессор и стал ждать ответа.

- Не успел, профессор. Работа срочная… заказ срочный…

- Меня меньше всего интересует ваш заказ. Если хотите, меня интересует человек, русский человек, который не удосужился прочитать величайшее национальное произведение. Очень интересует!.. Вы сами пошли учиться?

- Сам конечно.

- Как вы себе это представляете?

- Что?

- Учебу. В люди хотели выйти? Да?

Некоторое время смотрели друг на друга.

- Не надо, - тихонько сказал студент и опустил голову.

- Что не надо?

- Не надо так …

- Нет, это колоссально! – воскликнул профессор, хлопнул себя по колену и поднялся. – Это колоссально. Хорошо, я не буду так. Меня интересует: вам стыдно или нет?

- Стыдно.

- Слава тебе господи!

 

Задание 9. Опираясь в основном на технику речи, постарайтесь донести до слушателей смысл своеобразной по словесному оформлению лингвистической сказки Л. Петрушевской «Пуськи бятые».

 

Сяпала Калуша на напушке и увозила бутявку.

И волит:

- Калушата. Калушаточки! Бутявка!

Калушата присяпали и бутявку стрямкали.

И придудонились.

И Калуша волит:

- Оее, оее! Бутявка-то некузявая!

Калушата бутявку вычурили.

Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усякала с напушки.

А Калуша волит:

- Бутявок не трямкают. Бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся.

А бутявка волит за напушкой:

- Калушата подудонились! Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!

Задание 10. Определите, какой фразеологизм обыгрывается в приведенном стихотворении?

На что сгодится желтая копейка,

Когда она возникнет под рукой?

Возьми копейку и поди попей-ка,

Поди поешь-то с денежкой такой!

 

С утра в грязи валяется монета,

Ладонь не греет и карман не жжет.

Себя не бережет монета эта,

И рубль она давно не бережет.

Б. Бронштейн

Задание 11. Определите, кому принадлежат приведенные ниже крылатые выражения? Насколько они созвучны сегодняшнему состоянию общества?

Никто не забыт, и ничто не забыто.

Берите суверенитета столько, сколько сможете проглотить.

Задание 13. Контрольный тест.

Задание для самостоятельной работы

Подготовьте поздравительную речь в адрес друга, поступившего в высшее учебное заведение. В речи используйте тропы, фигуры, речения:

«Без наук как без рук».

«Книга книгой, а мозгами двигай».

«Убеленный сединами».

«Ума палата», «советник», «консультант».

«Лиса знает сто сказок и все про курицу».

«Путь даже в тысячу километров начинается с первого шага».

«Не будешь ползать – не научишься ходить».

 

Литература

1. Введенская, Л.А. Риторика и культура речи / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. – Ростов на/Д., 2009. – С. 127 - 193.

2. Кузин, Ф.А. Культура делового общения: практ. пособие / Ф.А. Кузин. – М., 2005. – С. 137 - 168.

3. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – М.: Флинта: Наука, 2006. – С. 34 – 56.

4. Мурашов, А.А. Культура речи: учеб. пособие / А.А. Мурашов. – М., 2006. – С. 483-548.

5. Риторика: учеб. пособие. – М., 2010. – С. 407 – 452.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 340; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.105.194 (0.006 с.)