Тема 8. Официально-деловой стиль 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 8. Официально-деловой стиль



 

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие «официально-деловой стиль»

2. Оформление нормативной документации

3. Реквизиты в документе

4. Содержание документа – носитель официально-делового стиля

5. Официально-нормативная лексика

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Особенности содержания текстов официально-нормативного характера

2. В каких областях общения имеет место официально-деловой стиль?

3. Ключевые понятия официально-деловой лексики

4. В чем заключается речевая культура при оформлении деловых бумаг?

 

Темы для докладов и рефератов

1. Особенности официально-делового стиля

2. Ключевые понятия в делопроизводстве

3. Понятие «поле документа»

4. Лексические особенности официально-делового стиля

5. Стереотипы речевой культуры в текстовой части документа

 

Литература

1. Бельчиков Ю.А. Практическая стилистика современного русского языка – М.: АСТ –ПРЕСС, 2010

2. Зарецкая И.И., Бруссер А.М., Оссовская М.П. Устная речь в деловом общении – М., 2009

3. Одинцов В.В. Стилистика текста – М., 2010

 

Методические рекомендации обучающимся

(Балльно – рейтинговая система)

 

В СПбГЭУ, как и в других вузах России, принята балльно-рейтинговая система оценки знаний обучающихся по тем или иным учебным дисциплинам. Считается, что она стимулирует интерес учащихся к предмету и активизирует их самостоятельную работу. Уровень выполнения заданий и упражнений, выдаваемых будущим студентам на практических групповых занятиях или на дом, оцениваются в соответствующих баллах. Сумма их определяет рейтинг, т.е. место по успеваемости обучающегося в группе. Максимальное число баллов выявляет лидеров в группе и дает им право на получение зачета – автомата или значительное преимущество на экзамене по предмету.

Естественно, что каждый учащийся стремится заработать больше баллов, чтобы иметь возможность перераспределить личное время в период контроля знаний по предмету и избавить себя от чрезмерного нервного напряжения и губительного, подчас, для здоровья аврала в подготовке к зачётам и экзаменам.

Успешное продвижение в обучении по балльно-рейтинговой системе во многом определяется интенсивностью и систематичностью его самостоятельной работы.

Учащийся должен твердо усвоить, что лекции дают ему теоретическую базу, на основе которой у него формируются соответствующие практические умения и навыки. Это формирование осуществляется на групповых занятиях преподавателем. Он выдает определенные задания и упражнения, которые выполняются в аудитории или дома. Если молодой человек не знает теории вопроса, то он, скорее всего, не сможет на должном уровне выполнить работу и соответственно получить высокий балл. Поэтому необходимо готовиться к групповым занятиям. Эта подготовка предполагает, прежде всего, проработку собственного конспекта по пройденному на данный момент, теоретическому материалу.

Надежность и полезность конспекта во многом определяется правильностью, рациональностью его оформления.

Материалу каждой лекции должны предшествовать дата её прочтения, номер и тема. Дату следует оформлять шестью цифрами. Проставлять дату лучше в правой части листа или страницы. Тему лекции и её номер разумнее указывать по центру. Например:

05.10.13

№3 Нормативные аспекты русского языка

 

или

19.10.13

№3 Продолжение

Если читаемый курс предполагает длительное обучение и разбит на разделы или части, то в этом случае следует указывать название соответствующего раздела и тему лекции в нем. В дальнейшем можно обходиться лишь цифрами, где первая – номер раздела, а вторая – номер лекции. Например:

11.11.13

Раздел III Функциональные стили

Общая характеристика стилей

 

или

18.11.13.

3.2. Продолжение

 

или

25.11.10.

3.3. Научный стиль

При смене раздела или части курса рекомендуется снова давать их название, темы лекций в них.

На каждой странице или листе справа следует оставлять поля в 3-4 см. На них обучающийся должен записывать под знаком вопроса слова, услышанные в лекции и незнакомые ему. Здесь же можно записать фразу, сказанную преподавателем, и понравившуюся речевым оборотом или глубиной мысли. Иначе говоря, записи на полях справа – это материал для самостоятельной работы учащегося по предмету.

Основа конспекта – это краткое содержание очередной лекции. Не все, что говорит преподаватель на лекционных занятиях нужно заносить в конспект, брать на перо следует только самое важное, главное, основное. Это определения, понятия, теории, характеристики и особенности объекта, методику или технику работы с ним и т.п.

Иллюстративный материал, вспомогательный, побочный, который использует преподаватель, следуя принципам и методике обучения, не нужен в конспекте. В нем должна быть сосредоточена «соль», основа учебного предмета.

Учащемуся, как показывает практика, не трудно выделить в лекции главное и второстепенное. Преподаватель, как правило, самое важное в лекции произносит более медленно, акцентированно или повторяет несколько раз.

К своим конспектам необходимо обращаться, как минимум, три раза в период обучения. Первый – в день прочтения лекции, чтобы сделать ее материал читаемым, понятным. Это предполагает дописывание отдельных слов и предложений, выделение определений и понятий, расшифровка слов, отмеченных на полях вопросом, продумывание и, возможно, запоминание записанных там же отдельных высказываний преподавателя и т.д.

Второй раз следует обратиться к конспекту, готовясь к групповым занятиям. Обучающийся должен оживить свои знания по соответствующей теме, внимательно читая записанное в тетради и запоминая главное, важное. Это поможет учащемуся подготовиться к практической работе, выполнить ее на хорошем уровне и значит получить высокий балл за нее.

Третье обращение к конспекту связано с подготовкой к зачету или экзамену. В этом случае нужно запомнить, выучить тот лекционный материал, который был зафиксирован в свое время. Впрочем, если учащийся смог в течение учебного года или семестра организовать свою работу с конспектом лекций в соответствии с нашими рекомендациями, то последнее обращение к нему, возможно, и не потребуется.

Предложенные выше рекомендации по самостоятельной работе обучающегося со своим конспектом потребуют от первокурсника самодисциплины и самоорганизации в течение длительного времени. Однако, приучив себя правильно вести конспект и периодически с ним работать, будущий студент обеспечит надежную теоретическую базу для практической работы на групповых занятиях и поэтому всегда сможет претендовать на высокий балл в оценке своих усилий по освоению учебного предмета.

 

Литература

 

Основная литература

 

 

1. Артынюк Г.С. Русский язык и культура речи: Конспект лекций для всех специальностей и направлений. Файл RussIaz_lek. pdf/Кафедра русского языка.-СПб:СПбГИЭУ,2010.-406 КБ.

2. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи:Учебное пособие для вузов/Л. А. Введенская, Л.Г.Павлова, Е.Ю.Кашаева.-29-е изд.-Ростов-на-Дону:Феникс,2010.-539 с.-(Высшее обра-зование).

3. Верещагина Ж. Ф. Русский язык и культура речи: Конспект лекций для всех специальностей Университета. Файл RusIiKR_lek.doc/Кафедра русского языка.-СПб:СПбГИЭУ,2008.-661 Кб.

4. Полевая Р. П. Русский язык и культура речи: Конспект лекций для всех специальностей и направлений. Файл RusJaz_lek.pdf/Кафедра русского языка.-СПб:СПбГИЭУ,2010.-756 КБ.

5. Руднев В.Н. Русский язык и культура речи: Учебное пособие/В.Н. Руднев.-3-е изд.стер.-М.:Кнорус, 2012.-256 с

6. Русский язык и культура речи: Учебник /А.И.Дунев; под ред. В.Д. Черняк. – М.:ЮРАЙТ, 2011.

7. Филиппова Л.С. Русский язык и культура речи: Учебное пособие/Л.С.Филиппова, В. А.Филиппов.-М.:Флинта: Наука, 2009.-272 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.162.247 (0.01 с.)