Семинарское занятие №4 «сознание как высшая ступень развития психики» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинарское занятие №4 «сознание как высшая ступень развития психики»



План:

4. Сознание как высший уровень отражения объективной реальности.

5. Самосознание как психологический феномен.

6. Проблема бессознательного в психологии.

7. Системно-динамическая локализация высших психических функций.

Методические рекомендации

При ответе на первый вопрос дайте определение понятия сознание. Проанализируйте разнообразие взглядов на сознание в психологии (Р. Декарт, Дж. Локк, В. Вундт, У. Джемс, К. Ясперс, Э. Дюркгейм, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Л. М. Веккер). Осветите проблему развития сознания. Обоснуйте социальную природу сознания. Перечислите основные характеристики сознания. Раскройте содержание принципа единства сознания и деятельности.

Ответ на второй вопрос начните с рассмотрения природы самосознания и его места среди других психологических феноменов. Укажите факторы, определяющие развитие самосознания. Раскройте структуру самосознания.

Отвечая на третий вопрос, дайте характеристику проблеме бессознательного в психологии. Укажите неосознаваемые явления в психике. Говоря о проблеме изучения бессознательного, раскройте первые представления о бессознательном (Г.В. Лейбниц, И.Ф. Герберт, Г.Т. Фехнер, В. Вундт). Рассмотрите психологию бессознательного З. Фрейда;концепции коллективного бессознательного К. Г. Юнга. Проанализируйте взгляды отечественных психологов на бессознательное в психике человека (С. Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев). Соотнесите сознание и бессознательное.

Ответ на четвертый вопрос начните с характеристики пути развития нервной системы (сетевидная, ганглиозная, мозг). Рассмотрите структурные и функциональные единицы мозга и центральную нервную систему (ЦНС). Раскройте основные положения теории А. Р. Лурия о системно-динамической локализации высших психических функций (дайте содержательную характеристику 3 блокам мозга).

 

Литература:

1. Васягина, Н. Н. Основы психологии [Текст]: учебник / Н. Н. Васягина; Урал. гос. пед. ун-т, Ин-т психологии, Каф. психологии образования. – Екатеринбург: [б.и.], 2012. – 327 с.

2. Куприна, О. А. Общая психология. Хрестоматия, учебно-методический комплекс – М.: Евразийский открытый институт, 2011. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/catalog/198/

3. Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии – М.: Директ-Медиа, 2008. Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/catalog/198/

4. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст]: Учеб.пособие для студентов вузов и слушателей курсов психол.дисциплин/ А.Г.Маклаков. – СПб.: Питер, 2006. – 583с.

5. Марцинковская, Т.Д. Общая психология [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов по пед. спец. / Т. Д. Марцинковская. - М.: Академия, 2010. –384 с.

6. Соколов, Е.Н. Психофизиология локальных поражений мозга в трудах А. Р. Лурия [Текст]: хрестоматия по нейропсихологии / под ред. Е. Д. Хомской. – М., 2004. – С. 176-178

7. Хомская, Е.Д. Нейропсихологическая школа А. Р. Лурия [Текст]: хрестоматия по нейропсихологии / под ред. Е. Д. Хомской. – М., 2004. – С. 79-90

8. Штейнмец, А.Э. Общая психология [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов по пед. спец. (ОПД. Ф. 01 - Психология) / А. Э. Штейнмец. –М.: Академия, 2006. – 288 с.

 

Практические задания

1. Сделайте конспект:

· Соколов, Е.Н. Психофизиология локальных поражений мозга в трудах А. Р. Лурия [Текст]: хрестоматия по нейропсихологии / под ред. Е. Д. Хомской. – М., 2004. – С. 176-178.

· Хомская, Е.Д. Нейропсихологическая школа А. Р. Лурия [Текст]: хрестоматия по нейропсихологии / под ред. Е. Д. Хомской. – М., 2004. – С. 79-90.

2. Решите задачу.

Задача 1

В научно-фантастическом рассказе описано следующее. Однажды экспедиция археологов обнаружила пещеру, в которой жили человекоподобные существа, названные учеными троппи. Троппи питаются мясом, которое коптят на кострах самым примитивным образом. У троппи подвижные руки, напоминающие руки пигмеев, с длинными, хорошо развитыми пальцами. Указательным пальцем они часто показывают на отдаленные предметы. Они высекают огонь, ударяя двумя обточенными кремнями над лишайником. Членам экспедиции удалось обучить троппи нескольким словам, но связной речи у них не наблюдалось. Они произносили отдельные звукосочетания: одни, когда им было больно; другие – когда было радостно; третьи – когда угрожала опасность. Одного из троппи удалось научить узна­вать букву «Ь», показывая ему банки с ветчиной, на которых была написана эта буква. Он научился писать эту букву каран­дашом.

Троппи обтесывают камни, ударяя при этом по камню с необычайной точностью, отбивая от него сначала крупные, а потом все более и более мелкие кусочки. Когда им показали, как об­тесывать камень при помощи настоящего молота и долота, тропи так и не научились пользоваться долотом, но из-за молота началась настоящая ссора.

1. Кто такие тропи: люди или животные?

2. По каким признакам это можно установить?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 417; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.234.62 (0.004 с.)