Темперамент и характер, факторы и условия формирования хар-ра. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Темперамент и характер, факторы и условия формирования хар-ра.



Т—это врожденные особ-сти чела,кот обусловливают динамические харак-тики интенсивности и ско­рости реагирования,степени эмоц возбудимости и уравновешенности,особ-сти приспособления к окруж среде.Св-ва Т–индивидуальные св-ва психики,к-рые опред и регулируют динамику псих деят-ти чела.Устойчивы на протяжении всей жизни.4 типа:1)Холерик–быстрый,порывистый,импульсивный,способен отдаваться делу полностью,неуравновешен, склонен к бурным эмоц вспышкам, экстраверт2)Флегматик–медлительный,невозмутимый,с устойчив стремлениями,внешне слабо отражает внутр состояние, интроверт3)Меланхолик–легко ранимый, склонен глубоко переживать незначит события,видит их в черном свете, вяло реагирует на окр мир. Интроверт4)Сангвиник–живой,подвижный,стремиться к частой смене впечатл,быстро отзывается на окр события,легко переживает неприятности.Экстраверт.Интровертированный(шизоидный)—малая общительность,замкнут,в стороне от всех,. Экстравертированный (конформный)-высо­кая общительность,словоохотливость.Х—это каркас личности,в кот входят только наибо­лее выраженные и тесно взаимосвязанные св-ва Л,отчетли­во проявляющиеся в различных видах деят-ти.Все черты Х—это черты Л,но не все черты Л—черты Х.Х—индивид сочетание наиболее устойчивых,су­щественных особенностей Л, проявляющихся в поведении. в Х отражаются волевые кач-ва:готовность преодолевать препятствия.Связь Т с Х?Характер чела—это сплав врожденных св-в высшей нервной деят-ти с приоб­ретенными в течение жизни индивид чертами.Правдивыми,добрыми,тактичными, лживыми,злыми,грубыми бывают люди с любым типом темперамента.Однако при определенном Т одни черты приобретаются легче,другие труднее.Eg.организованность,дисциплинированность легче выработать флегмати­ку,чем холерику;доброту,отзывчивость—меланхолику. В структ Х выделяют 2 группы черт.Под чертой Х понимают те особенности Л чела,кот систематически проявляются в различных видах его деят-ти и по кот можно судить о его возможных поступках в опр условиях.1)черты,выражаю­щие направленность Л(установки,ин­тересы,склонности,идеалы,цели),систему отношений к окруж действит-ти и способы осуществления этих отношений.2)интеллектуальные,волевые и эмоц черты Х.Акцентуация Х—преуве­личенное развитие отдельных св-в Х в ущерб другим,из-за чего ухудшается взаимодействие с окруж людь­ми.Психопатия—болезненное уродство Х(при сохранении интеллекта чела),резко нарушаются взаимоотнош с окруж людьми. Х складывается под влиянием дейст-ти.

 

Способности и их структура

Способности – это такие психологические особ-ти человека, от кот.зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но кот. сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся. Способности предс-ют собой совокупность психических качеств, имеющих сложную структуру.

Так, структура математических способностей включает ряд частных способностей:

способность к обобщению математич. Материала

гибкость мыслительных процессов при решении матем. Задач

способность к лёгкому переводу от прямого к обратному ходу мысли и др.

Структура литературных способностей предполагает высокий уровень развития эстетических чувств, наличие ярких наглядных образов памяти, чувство языка. Специфический характер имеет строение муз-х, педаг-их и др.

ведущими качествами будут педагогический такт, наблюдательность, любовь к детям.К вспомогательным качествам относятся: артистичность, ораторские данные и др. В структуре способностей некоторых индивидов эти общие качества могут быть исключительно ярко выражены, что даёт возможность говорить о наличии у людей разносторонних способностей, об общих способностях к широкому спектру различных деятельностей, специальностей и занятий.

Воля

Все действия: непроизвольные и произвольные.

Непроизвольные совершаются в результате возникновения неосознаваемых побуждений.Они имеют импульсивный характер, лишены четкого плана. Примером могут служить поступки людей в состоянии аффекта (изумления, страха, восторга, гнева).

Произвольные -осознание цели, предварительное представление тех операций, которые могут обеспечить ее достижение, их очередность.

Воля - сознательное регулирование человеком своего поведения и Д, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Она является важным компонентом психики человека, неразрывно связанной с познавательными мотивами и эмоциональными процессами.

Воля — специфически человеческое качество. В поведении жи­вотных имеются лишь некоторые ее аналоги. К ним относится, на­пример, рефлекс свободы.

Воля не относится к числу врожденных или генетически заданных форм поведения. Волевая активность требует преобразова­ния взаимоотношений индивида со средой, формирования у него сознания, новых видов потребностей и способов их удовлетворе­ния. Воля может проявляться не только в совершении какого-либо действия, но и в его задержке или отказе от него. Этим определя­ются тормозные функции волевой активности.

Действия, которые осуществляются на основе сознательных целей, но в условиях пре­одоления внут. или внеш. препятствий, наз. воле­выми действиями. Простые волевые действия для человека привычны, а препятствия легко преодолимы. В сложных волевых действиях преодоление внутренних конфликтов и внешних препятствий требует больших усилий.

Для сложного волевого действия характерны следующие этапы:

осознание цели и стремление достичь ее;

осознание ряда возможностей достижения цели;

Особенность волевых действий за­ключается в том, что цель в них, как правило, подчинена не одному, а двум-трем либо еще большему числу мотивов, различных по со­держанию, силе и значимости для субъекта.

появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;

Здесь каждый из возможных путей проходит обсуждение в аспекте соответствия конкретного пути системе ценностей данного человека.

борьба мотивов и выбор;

Борьба мотивов побуждает чел-ка совершить взаимоисключающие д-вия. Чем более равны по значимости объекты потребностей, тем острее борьба мотивов. На этом этапе волевой акт требует от человека волевых усилий, которые переживаются им как борьба с внешними препят­ствиями и трудностями. Снижают интенсивность волевых усилий усталость, утомление, страх перед неудачей, неверие в собственные силы.

принятие одной из возможностей в качестве решения;

Формируется индивидуальный стиль во­левого поведения. У одних преобладает склонность к рациональ­ным решениям, другие следуют чувству долга.

осуществление принятого решения.

В качестве особого вида волевых процессов выделяются поступ­ки человека. Поступок — это личностно осмысленное поведение, оцениваемое другими людьми как акт нравственного самоопреде­ления. Поступок может быть совершен в виде действия или, напро­тив, бездействия субъекта.

Волевые качества личности

Целеустремленность - это сознательная и активная направленность личности на определенный результат деятельности.

Инициативность — активная направленность личности на совершение действия. Любой волевой акт начинается с проявления инициативы.

Самостоятельность — сознательная и активная установка личности не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе собственных взглядов, убеждений.

Решительность - умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения.

Импульсивность - спонтанность и необдуманность действий, совершаемых под влиянием волевых импульсов.

Энергичность - это концентрация всех сил для достижения поставленной цели.

Настойчивость - мобилизация сил для длительной борьбы с трудностями с целью достижения конкретного результата.

Организованность — способность разумно планировать и упорядочивать ход всей своей деятельности.

Дисциплинированность — сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам, требованиям ведения дела.

Самоконтроль — умение контролировать свои действия и подчинять свое поведение решению сознательно поставленных задач.

 

Функции и виды эмоций.

Эмоции – субъективные реакции чел-ка на воздействия внешн. и внут-их раздражителей, отражающие в форме переживаний их личную значимость для человека и проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия.

Эмоции сопровождают все проявления жизни и выполняют важные функции в регуляции поведения и деятельности:

1) сигнальная – сигнализирует о возможном развитии событий, их исходе;

2) оценочная – помогает оценить степень полезности или вредности событий;

3) регулирующая – помогает реализовать способы поведения и действий;

4) мобилизующая – повышает тонус организма, положительно влияя на результаты деятельности.

Виды:

1) по модальности: -страх;

- гнев;

радость.

2) по характеру переживания:

- положительные;

- отрицательные.

3) по воздействию и влиянию:

- стенические, повышают жизнедеятельность и активность;

- астенические, понижают.

Формы:

- чувственный тон, многие ощущения имеют определенную эмоциональную окраску;

- ситуативная эмоция, кратковременная, мало выраженная эмоциональная реакция;

- аффект, ярко выраженная кратковременная поведенческая реакция, кот. полностью захватывает человека, тормозя другие процессы. Почти все пережитые аффекты запоминаются.

- страсть, стойкая и длительная эмоция, где активность направлена на достижение цели или предмета страсти;

- чувства, самая развитая и сложная форма эмоциональных процессов у человека. Есть: высшие, моральные, интеллектуальные;

- настроение, целостное жизнеощущение, окрашивающее поведение человека;

- стресс, смена обычных эмоций беспокойством, вызывающим нарушения в физиологическом психологическом плане.

Три основные взгляда на понятие «эмоции и чувства»

Эмоции - это простейшие переживания с удовлетворением или неудовлетворением органических потребностей.

Чувства связаны с потребностями, которые возникли в ходе исторического развития человечества.

Чувства – своеобразное внутреннее отношение человека к окружающему миру и самому себе.

Эмоция – это форма переживания чувства в конкретной ситуации. Эмоция –душевное волнение.

Напр: самомнение –чувство

Чувство превосходство – эмоция

 

Эмоция – это кратковременный психологический процесс который непосредственно отражает и выражает человек. Эмоции возникают в связи с какими- то событиями, фактами, с тем что побуждает человека действовать.

Если удовлетворяет потребность с т. з. мотива, то возникают положительные эмоции. Каждая эмоция имеет две стороны:

- духовную – это собственно переживания и эмоциональные впечатления, которые происходят.

- телесную – эмоции сопровождающиеся соматическими изменениями, телесными, внутри организма (поза, мимика, выразительные движения).

Доминирующие эмоции чувства оставляют следы на нашем лице.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.109.201 (0.029 с.)