Нервные центры управления произвольными движениями сосредоточены в двигательном участке коры больших полушарий, расположенном в области передней центральной извилины головного мозга. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нервные центры управления произвольными движениями сосредоточены в двигательном участке коры больших полушарий, расположенном в области передней центральной извилины головного мозга.



Все действия человека могут быть поделены на две категории: непроизвольные и произвольные.

Непроизвольные действия совершаются в результате возникновения неосознаваемых или недостаточно отчетливо осознаваемых побуждений (влечений, установок и т.д.). Они имеют импульсивный характер, лишены четкого плана. Примером непроизвольных действий могут служить поступки людей в состоянии аффекта (изумления, страха, восторга, гнева).

Произвольные действия предполагают осознание цели, предварительное представление тех операций, которые могут обеспечить ее достижение, их очередность. Все производимые действия, совершаемые сознательно и имеющие цель, названы так, поскольку они производны от воли человека.

Воля есть сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Воля как характеристика сознания и деятельности появилась вместе с возникновением общества, трудовой деятельности. Воля является важным компонентом психики человека, неразрывно связанной с познавательными мотивами и эмоциональными процессами.

Волевые действия бывают простые и сложные. К простым волевым действиям относятся те, при которых человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, чего \ каким путем он будет добиваться, т.е. побуждение к действию переходит в само действие почти автоматически.

Для сложного волевого действия характерны следующие этапы:

1. осознание цели и стремление достичь ее;

2. осознание ряда возможностей достижения цели;

3. появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;

4. борьба мотивов и выбор;

5. принятие одной из возможностей в качестве решения;

6. осуществление принятого решения;

7. преодоление внешних препятствий, объективных трудностей самого дела, всевозможных помех до тех пор, пока принятое решение и поставленная цель не будут достигнуты, реализованы.

Воля нужна при выборе цели, принятии решения, при осуществлении действия, преодолении препятствий. Преодоление препятствий требует волевого усилия – особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека. Воля проявляется как уверенность человека в своих силах, как решимость совершить тот поступок, который сам человек считает целесообразным и необходимым в конкретной ситуации. "Свобода воли означает способность принимать решения со знанием дела".

Необходимость сильной воли возрастает при наличии: 1) трудных ситуаций "трудного мира" и 2) сложного, противоречивого внутреннего мира в самом человеке.

Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества: целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициативность, настойчивость, выдержку, дисциплинированность, мужество. Но воля и волевые качества могут у человека не сформироваться, если условия жизни и воспитания в детстве были неблагоприятные: 1) ребенок избалован, все его желания беспрекословно осуществлялись (легкий мир – воля не требуется), 2) ребенок подавлен жесткой волей и указаниями взрослых, не способен принимать сам решения. Родители, стремящиеся воспитать волю у ребенка, должны соблюдать следующие правила: 1) не делать за ребенка то, чему он должен научиться, а лишь обеспечить условия для успеха его деятельности; 2) активизировать самостоятельную деятельность ребенка, вызвать у него чувство радости от достигнутого, повышать веру ребенка в его способность преодолевать трудности; 3) даже маленькому ребенку полезно объяснять, в чем заключается целесообразность тех требований, приказов, решений, которые взрослые предъявляют ребенку, и постепенно учить ребенка самостоятельно принимать разумные решения. Ничего не решайте за ребенка школьного возраста, а лишь подводите его к рациональным решениям и добивайтесь от него непреклонного осуществления принятых решений.

Волевые действия, как и вся психическая деятельность, связаны с функционированием мозга. Важную роль при осуществлении волевых действий выполняют лобные доли мозга, в которых, как показали исследования, происходит сличение достигнутого каждый раз результата с предварительно составленной программой цели. Поражение лобных долей приводит к абулии – болезненному безволию.

Волевая деятельность всегда состоит из определенных волевых действий, в которых содержатся все признаки и качества воли. Волевые действия бывают простые и сложные.

К простым относятся те, при которых человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, чего и каким путем он будет добиваться. Для простого волевого действия характерно то, что выбор цели, принятие решения на выполнение действия определенным способом осуществляются без борьбы мотивов.

В сложном волевом действии выделяют следующие этапы:

6. осознание цели и стремление достичь ее;

7. осознание ряда возможностей достижения цели;

8. появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;

9. борьба мотивов и выбор;

10. принятие одной из возможностей в качестве решения;

11. осуществление принятого решения.

Этап "осознание цели и стремление достичь ее" не всегда сопровождается борьбой мотивов в сложном действии. Если цель задана извне и ее достижение обязательно для исполнителя, то ее остается только познать, сформировав у себя определенный образ будущего результата действия. Борьба мотивов возникает на данном этапе тогда, когда у человека есть возможность выбора целей, по крайней мере очередности их достижения. Борьба мотивов, которая возникает при осознании целей, – это не структурный компонент волевого действия, а скорее определенный этап волевой деятельности, частью которой выступает действие. Каждый из мотивов, прежде чем стать целью, проходит стадию желания (в том случае, когда цель выбирается самостоятельно). Желание – это существующие идеально (в голове человека) содержание потребности. Желать чего-либо – это прежде всего знать содержание побудительного стимула.

Поскольку у человека в любой момент имеются различные значимые желания, одновременное удовлетворение которых объективно исключено, то происходит столкновение противостоящих, несовпадающих побуждений, между которыми предстоит сделать выбор. Эту ситуацию и называют борьбой мотивов. На этапе осознания цели и стремления достичь ее борьба мотивов разрешается выбором цели действия, после чего напряжение, вызванное борьбой мотивов на этом этапе, ослабевает.

Этап "осознание ряда возможностей достижения цели" – это собственно мыслительное действие, являющееся частью волевого действия, результат которого – установление причинно-следственных отношений между способами выполнения волевого действия в имеющихся условиях и возможными результатами.

На следующем этапе возможные пути и средства достижения цели соотносятся с имеющейся у человека системой ценностей, включающей убеждения, чувства, нормы поведения, ведущие потребности. Здесь каждый из возможных путей проходит обсуждение в аспекте соответствия конкретного пути системе ценностей данного человека.

Этап борьбы мотивов и выбора оказывается центральным в сложном волевом действии. Здесь, как и на этапе выбора цели, возможна конфликтная ситуация, связанная с тем, что человек принимает возможность легкого пути достижения цели (это понимание – один из результатов второго этапа), но в то же время в силу своих моральных чувств или принципов не может его принять. Другие пути являются менее экономичными (и это тоже человек понимает), но зато следование им больше соответствует системе ценностей человека.

Результатом разрешения этой ситуации является следующий этап – принятие одной из возможностей в качестве решения. Он характеризуется спадом напряжения, поскольку разрешается внутренний конфликт. Здесь уточняются средства, способы, последовательность их использования, т.е. осуществляется уточненное планирование. После этого начинается реализация намеченного на этапе осуществления принятого решения.

Этап осуществления принятого решения, однако, не освобождает человека от необходимости прилагать волевые усилия, и порой не менее значительные, чем при выборе цели действия или способов его выполнения, поскольку практическое осуществление намеченной цели опять же сопряжено с преодолением препятствий.

Результаты любого волевого действия имеют для человека два следствия: первое – это достижение конкретной цели; второе связано с тем, что человек оценивает свои действия и извлекает соответствующие уроки на будущее относительно способов достижения цели, затраченных усилий.

(по Гамезо)

Воля (см.) есть сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. При этом осуществляется сознательная рефлексия на разных уровнях.

I уровень — осознание субъектом своих способов действий, своего состояния, режима и направления активности.

II уровень — активное изменение функционирования психики, выбор необходимого способа его преобразования.

В отечественной психологии существует несколько теорий, раскрывающих природу воли человека. Согласно одной из них (В.А. Иванников), поведение человека представляет собой в основном реакции на различные внутренние и внешние стимулы и задача сводится к тому, чтобы отыскать эти стимулы, отыскать их связь с реакциями. Согласно другой концепции, поведение человека понимается как изначально активное, а сам человек наделен способностью к сознательному выбору его форм. Эта точка зрения подтверждается исследованиями И.А. Бернштейна, П.К. Анохина.

Воля — это особая форма активности человека, включающая сознательную саморегуляцию. Она возникла вместе с возникновением общества трудовой деятельности.

Воля является важным компонентом психики, обеспечивая выполнение двух взаимосвязанных функций — побудительной и тормозной.

Побудительная функция обеспечивается активностью человека. Активность характеризуется произвольностью, т.е. обусловленностью действия, сознательно поставленной целью.

Тормозная функция воли проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности. Регулирование поведения было бы незначительно без торможения.

Волевые действий по своей природе причинно обусловлены, возникают в процессе активного взаимодействия со средой — природной и социальной.

Самостимуляция как одна из сторон воли может проявляться в разных формах (по А.И. Высоцкому), как прямо (в виде фраз, слов), так и косвенно (в виде образов, представлений).

Волевое действие может быть реализовано в более простых и более сложных формах. В простом волевом акте побуждение к действию переходит в самодействие почти автоматически.

Для сложного волевого акта существенно то, что действию предшествует учет его последствий, осознание мотивов, принятие решения, возникновение намерения его осуществить, составление плана для его осуществления.

Нервные центры управления произвольными движениями сосредоточены в двигательном участке коры больших полушарий, расположенном в области передней центральной извилины головного мозга. В сложном волевом действии можно выделить несколько основных стадий или этапов.

Отдельные волевые качества и волевая активность в целом оцениваются по следующим параметрам: сила, устойчивость, широта и направленность.

При оценке волевых качеств личности можно исходить из следующих их определений:

- целеустремленность — умение человека подчинять свои действия поставленным целям;

- настойчивость — умение человека мобилизовать свои возможности для длительной борьбы с трудностями;

- выдержка — умение затормозить действия, чувства и мысли, мешающие осуществлению принятого решения;

- решительность — умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения;

- инициативность — умение работать творчески, предпринимая действия и поступки по собственному почину;

- самостоятельность — умение не поддаваться влияниям различных факторов, которые могут отвлечь от достижения цели, критически оценивать советы и предложения других, действовать на основе своих взглядов и убеждений;

- организованность — разумное планирование и упорядоченная организация своей деятельности;

- дисциплинированность — сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку;

- смелость — умение побороть страх и идти на оправданный риск ради достижения цели, несмотря на опасности для личного благополучия или даже жизни;

- исполнительность — старательность, выполнение в срок поручений и своих обязанностей.

Основу воспитания воли человека составляет воспитание его волевых качеств. Волевые качества человеком приобретаются в первую очередь самовоспитанием.

Приемы самовоспитания воли могут быть весьма разнообразны, но все они включают соблюдение следующих требований.

1. Начинать нужно с приобретения привычки преодолевать сравнительно незначительные трудности, препятствия.

2. Чрезвычайно опасны любые самооправдания. Это ложь не только для других, но и для самого себя.

3. Трудности и препятствия необходимо преодолевать.

4. Принятое однажды решение всегда должно быть исполнено до конца.

5. Отдельную цель необходимо дробить на этапы, намечать ближайшие препятствия, достижение которых создает условия для приближения к конечной цели.

6. Максимально строгое соблюдение режима дня, распорядка всей жизни.

7. Систематическое занятие спортом, умение побеждать трудности при занятиях физической культурой происходит тренировка не только мышц, но и воли.

8. И, пожалуй, самое главное в воспитании воли — это самовнушение.

Следует всегда помнить: воля, как всякое другое качество, нуждается в тренировке.

Методы изучения волевой активности определяются поставленными задачами, тем, какие стороны или особенности воли мы хотим исследовать.

Все методы можно разделить на экстенсивные (направленные вширь) и экспериментальные (естественные и лабораторные), применяемые для более глубокого исследования отдельных задач.

Может быть использован метод взаимных оценок, который состоит в том, что члены группы оценивают друг друга. Метод взаимных оценок позволяет установить сопряженность различных качеств личности, определить социально-психологическое поле личности и место его в этом поле и т. п.

По совокупности силы, устойчивости, широты и направленности волевой активности определяется тип личности по волевому развитию, исходя из показателей, представленных в таблице на с. 214 (по А.И. Высоцкому).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 342; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.254.35 (0.022 с.)