В. Г. Петрова, И. В. Белякова 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В. Г. Петрова, И. В. Белякова



В. Г. Петрова, И. В. Белякова

КТО ОНИ, ДЕТИ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ?

Цифры, не относящиеся к тексту, являются номерами страниц с книги оригинала.

Рекомендовано Координационным Советом по психологии Министерства общего и профессионального образования РФ к использованию в Вузах и школах РФ в качестве необходимой учебно-методической литературы

Москва

Московский психолого-социальный институт

Издательство «Флинта»


ББК 74.3 ПЗО

Библиотека дефектолога

Главный редактор Д. И. Фельдштейн Заместитель главного редактора С К. Бондырева

Члены редакционной коллегии: Ш А. Амонашвили, А. Г. Асмолов,

А. А. Бодалев, В П. Борисенков, Г. Н. Волков, И. В. Дубровина, Л П. Кезина,

М. И. Кондаков, М Ю Кондратьев, Г Б Корнетов, Л. Е. Курнешова,

М Н. Лазутова, В. И Лубовский, В. Я. Ляудис, Н. Н. Малафьев,

3. А. Мапькова, В А. Михайлов, А. И. Подольский, В. В. Рубцов,

В. А. Сластенин, В. С. Собкин, Л. С. Цветкова, Б. Ю Шапиро

Петрова В.Г., Белякова И.В.

Кто они, дети с отклонениями в развитии? — М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. — 104с.

ISBN 5-89502-028-3 (Московский психолого-социальный институт)

ISBN 5-89349-073-8 (Флинта)

В книге обобщены данные многолетних исследований, освещающих основные психолого-педагогические проблемы детей, нуждающихся в специальном, коррекционно направленном воспитании и обучении. Кратко представлены материалы, раскрывающие причины возникновения отклонений в развитии, характеристики каждой категории таких детей, принципы работы с ними, возможности их продвижения и жизненные перспективы.

Определенное место занимают требования, предъявляемые к пе-дагогу-дефектологу. Уделено внимание роли семьи в подготовке детей к интеграции в окружающую их среду.

Сведения, изложенные в книге, полезны для родителей, воспитателей детских садов, а также для учителей начальных классов школ общего и специального назначения.

 


ISBN 5-89502-028-3 (Московский психолого-социальный институт) ISBN 5-89349-073-8 (Флинта)


© МПСИ, 1998


Введение

В настоящее время в общей детской популяции наблюдается значительное количество детей с различными отклонениями в развитии — около 10%. Мы имеем в виду такие существенные отклонения, которые предполагают пристальное внимание к ребенку со стороны окружающих его взрослых, в первую очередь — родителей, требуют комплексного вмешательства специалистов — врачей, педагогов, психологов и нередко ставят вопрос о необходимости воспитания и обучения ребенка в особых учебных заведениях (детских садах и школах) или классах, а в отдельных случаях и индивидуально в домашних условиях или специальных интернатах.

Книга включает пять глав.

В первой из них представлены краткие сведения о теоретических положениях, которые позволяют понять сущность тех или иных отклонений, наблюдаемых в развитии ребенка. Специально рассматривается вопрос о причинах, обусловливающих рождение детей, существенно отличающихся от нормы, а также даются сведения относительно учреждений, оказывающих квалифицированную помощь таким детям.

Во второй главе дается характеристика детей с различными отклонениями. Освещается становление их познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности в целом. Родители могут получить некоторые полезные рекомендации относительно их воспитания и обучения. Специально акцентируется внимание на выявлении детей с отклонениями в развитии. Родители узнают, куда следует им обращаться, если они заметят у ребенка те или иные отклонения.

Третья глава посвящена общим принципам обучения и воспитания детей. Подчеркивается, что вся педагогическая работа должна осуществляться на основе использования индивидуального и дифференцированного подходов и носить коррекционный характер.

В четвертой главе раскрываются требования, предъявляемые к педагогу-дефектологу, определяются основные направления работы, на которые он должен обратить внимание.

Пятая глава посвящена роли семьи в воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии

В книге представлена литература, отражающая достаточно полные сведения по различным проблемам, входящим в ее содержание.

Глава I

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

Глава II

Глава III

III.З. Требования к педагогу-дефектологу

Быть педагогом очень нелегко. Особенно сложен труд педагога-дефектолога. Ведь он должен воспитывать и учить детей с различными отклонениями в развитии. Каждому ребенку нужно оказать возможно большую, целесообразную помощь, скорригировать его 'дефект. А это значит, что нужно организовать педагогическую работу таким образом, чтобы учитывать характер его отклонения от, нормы, а также те положительные возможности, которые есть у ребенка.

90

Нужно помочь становлению его личности, продвинуть в плане общего развития, сообщить определенную сумму знаний, сформировать жизненно важные умения и навыки, а также сделать все возможное для его успешной социальной адаптации. От педагогического мастерства учителя, его эрудиции, вдумчивости, добросовестного отношения к делу в немалой степени зависят успехи ребенка. Конечно, большое значение имеет социальное окружение ребенка — его семья и взаимоотношения ее членов, ближайший двор и улица, товарищи по играм, а также способности ребенка, его любознательность, стремление к знаниям и др. Однако, роль учителя чрезвычайно велика.

Нужно сказать, что педагог-дефектолог работает не только с детьми, отклоняющимися в своем развитии от нормы. В сфере его деятельности оказываются и родители, которые в большинстве случаев глубоко переживают обрушившееся на них несчастье, но ведут себя очень по-разному, нередко мало адекватно создавшейся ситуации. Одни из них, чувствуя себя беспомощными и растерянными, внутренне не готовы бороться за будущее ребенка, полагая, что это бесполезно. Другие пытаются активно действовать, но делают это неумело, и в ряде случаев приносят ребенку не пользу, а вред. Некоторые родители быстро переходят от энергичных попыток воспитания к бездеятельности, поскольку не видят немедленных успехов.

Встречаются родители, стыдящиеся своего необычного ребенка, старающиеся держать его в относительной изоляции, лишая общения с ровесниками, живущими поблизости, взрослыми и даже с родственниками. Они не дают ему возможности играть с другими детьми, не ходят с ним гулять, не водят на елку и т.п., чем наносят ему большой вред. С большим трудом они заставляют себя обратиться за помощью к специалисту. Есть и такие родители, которые, следуя здравому смыслу, разумно воспитывают ребенка, приветствует его общение с окружающими, привлекают к посильным домашним работам, стараются показать что-то новое, рассказать о чем-то. Они оказывают своему ребенку несомненную помощь, развивая его познавательную деятельность, формируя положительные личностные качества. Такие родители идут за советами к дефектологу, когда видят, что чего-то им не удается добиться.

Учитель-специалист должен помочь всем родителям. В одних вселить уверенность в то, что систематически проводимая, правильно организованная работа обязательно, хотя и не всегда быстро, увенчается успехом, и ребенок в дальнейшем сможет многого добиться. Другим — объяснить, что они идут по неверному пути, что отношение к ребенку следует изменить и только тогда можно ожидать от него существенных сдвигов.

Третьим — видеть, что работа с ребенком, отклоняющимся в развитии, требует много терпения и труда, и нет оснований при первых же неудачах падать духом и опускать руки. Педагог должен доказать родителям, что нельзя изолировать ребенка, страдающего каким-либо отклонением, от окружающих, что для его развития необходима нормальная социальная среда, активное общение со сверстниками и со взрослыми. Конечно, учитель-специалист скорее, чем кто-либо другой может подсказать родителям способы и приемы, полезные в той или иной ситуации, развивающие ребенка, благотворно влияющие на формирование его эмоционально-волевой сферы.

Следует заметить, что работа с родителями — их консультирование, поддержка в тяжелые минуты, раскрытие перед ними перспективы будущего их ребенка — очень сложный и важный аспект деятельности педагога-дефектолога. К этому можно добавить, что в ряде случаев один или оба родителя детей с отклонениями в развитии имеют такие же отклонения. Ведь у глухих, слепых, умственно отсталых родителей иногда рождаются дети со сниженным слухом или зрением или умственно отсталые. Это обстоятельство весьма усложняет работу педагога-специалиста, однако не делает ее менее значимой. К трудностям общения с такими родителями присоединяются трудности, обусловленные ограниченностью их мышления, их недостаточным пониманием всей ситуации.

В сферу деятельности педагога-дефектолога входит также пропаганда дефектологический, знаний среди окружающих его людей. Такая работа необходима потому, что трудности социальной адаптации подростка с отклонениями в развитии зависят не только от своеобразия его психики, особенностей личности, но и от неподготовленности окружающих его людей к общению с ним, непонимания его нужд, отсутствием у них активного желания помочь устроиться в жизни человеку, в чем-то существенно отличающемуся от других, от недостаточности эмпатии. Многие с удовольствием помогли бы ему, но не знают, как это следует делать. Деятельность педагога-дефектолога может способствовать более гуманному отношению ко всем детям, в том числе и к тем, у которых имеются отклонения в развитии.

Педагог-дефектолог должен постоянно решать сложные задачи, которые ставит перед ним жизнь, его работа с детьми и их родителями. Для этого ему необходимо быть широко образованным, эрудированным специалистом. Это относится прежде всего к его знаниям в области общей и специальной педагогики. Ему необходимо быть знакомым с новейшей литературой по коррекционной педагогике, свободно владеть различными методами и способами воспитания и обучения, дифференцированными и индивидуальными формами работы, уметь пользоваться специальными техническими средствами.

92

Без этих знаний он не сможет организовать эффективный учебно-воспитательный процесс, придать ему коррекционную направленность, помочь советом родителям детей с отклонениями в развитии.

Конечно, учитель-дефектолог не может быть в равной мере компетентен в вопросах воспитания и обучения детей, имеющих различные отклонения в развитии. Слишком велика специфика каждой категории таких детей. Однако в общих чертах он должен быть знаком со всеми направлениями дефектологической работы.

Кроме педагогических знаний учитель-дефектолог должен также хорошо знать общую и возрастную психологию, ее детский и специальный разделы. Без этого нельзя понять природу, сущность и характер отклонений в психической деятельности ребенка, обусловленных присущим ему дефектом развития, нельзя сколько-нибудь правильно прогнозировать перспективы его развития.

В повседневной работе педагога-дефектолога постоянно возникают многие вопросы, которые нужно решать быстро и безошибочно. А вопросы эти не всегда связаны с педагогикой. Часто они требуют знаний медицинского и клинического характера, понимания физиологических закономерностей. Поэтому осведомленность учителя-специалиста в этих вопросах обязательна.

Серьезные требования предъявляются к личности педагога-дефектолога. Он должен быть глубоко гуманным человеком, любящим детей и стремящимся им помочь. Если учителя раздражают дети с отклонениями в развитии, которые часто бывают некрасивыми, неопрятными, непонятливыми, слишком замедленными или наоборот — импульсивными, подчас имеют скверные с трудом искореняемые привычки, то ему нельзя быть дефектологом, это ему противопоказано. Если он все же им станет, то его деятельность принесет много тяжелых минут и ему самому и детям. Учитель будет постоянно находиться в плохом настроении, окажется недовольным и собой и детьми, будет сердиться по самым незначительным поводам и даже вовсе без них. Все дети, в том числе и с отклонениями в развитии, обычно улавливают общий эмоциональный тон ситуации, в которой они находятся и, в соответствии со своими дефектами, состоянием, возрастом, воспитанием и пониманием всей обстановки и другими факторами реагируют на происходящее. Создается ситуация «холодной войны» между учителем и учениками, одна из самых вредных для учебно-воспитательного процесса Она нередко перерастает в состояние близкое к полному неприятию друг друга, хотя это не всегда полностью осознается и словесно квалифицируется обеими сторонами.

93

Настоящим педагогом-дефектологом может стать лишь очень добрый и терпеливый человек, разумно реагирующий на самые необычные формы поведения своих питомцев. Он должен уметь разобраться в том, чем эти формы поведения вызваны и какими путями они могут быть урегулированы. Учителю необходимо владеть ситуацией, в случае необходимости принимать быстрые и обоснованные решения и реализовать их в своей практической деятельности. Ему следует быть твердым и последовательным, но не жестким в своих действиях.

Педагог>-дефектологу необходимо иметь чувство юмора, уметь вовремя мягко пошутить по поводу некоторых происшествий и таким путем снять напряжение, предотвратить назревающий конфликт. Однако насмешки над ребенком ни в коем случае недопустимы. Даже не вполне понимая смысл сказанного, дети с отклонениями в развитии, в том числе и умственно отсталые, если они не глубокие идиоты, улавливают интонацию учителя и по-своему воспринимают и переживают ее. Они способны чувствовать себя обиженными. Соответственно у них возникает нелюбовь к учителю, недоверие к нему.

Учителю-дефектологу следует быть ласковым по отношению к учащимся как начальных, так и более старших классов. Не нужно думать, что доброго отношения заслуживают только первоклассники. Подростки также нуждаются в ласковом слове. Ведь многие ученики специальных школ живут в сложной домашней обстановке и не всегда получают в семье достаточное количество положительных эмоций. Между тем каждый ребенок и подросток стремится к доброте, вниманию, поддержке. На всех занятиях с педагогом-дефектологом ученик должен чувствовать себя комфортно и уютно. Вне зависимости от успехов и неудач знать, что учитель хорошо к нему расположен, является его настоящим старшим наставником, желающим ему добра, готовым всегда придти на помощь. Ученик не должен уходить из школы домой в рассерженном, озлобленном состоянии, со слезами на глазах и с обидой на окружающих. Его необходимо успокоить, дать возможность почувствовать себя равным среди равных. В этом — один из залогов успеха всей работы.

Педагогу-дефектологу в его трудной работе всегда поможет веселый, неунывающий характер. Он повысит общий тонус его общения с детьми, оживит учебно-воспитательный процесс. Невольно подражая поведению любимого учителя, учащиеся и сами становятся оптимистичнее, увереннее в своих силах и охотно принимаются выполнять даже, казалось бы, самые малоинтересные задания. Впрочем, учитель может скрасить этот труд, привлекая различные дидактические игры, которые делают эти задания более привлекательными.

Работа учителя-дефектолога всегда предполагает большую отдачу сил, энергии, душевного тепла. Она невозможна без наличия глубоких разносторонних знаний, объединенных с высокими человеческими качествами.

94

Заключение

Воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии сложный процесс, требующий от окружающих ребенка взрослых много терпения, душевной доброты, наблюдательности и определенного круга знаний об особенностях и возможностях ребенка. Основная масса детей с отклонениями в развитии нуждается в организации специфического коррекционного воздействия, без которого их продвижение будет замедленным и недостаточно успешным.

Проводить работу с разными категориями детей с отклонениями в развитии целесообразнее всего, привлекая для этого специалистов-дефектологов, понимающих нужды этих детей и владеющих методиками их обучения.

Однако, очень большое значение имеет семья, в которой растет ребенок с тем или иным дефектом. Именно семья может оказать ему существенную помощь, способствующую успешной интеграции в окружающую социальную среду. В связи с этим родителям важно знать и основные психологические особенности ребенка, имеющего отклонения, и те учреждения, куда следует обратиться за консультацией и квалифицированной помощью.

Учителя младших классов и классов коррекционно-развивающего обучения школ общего назначения нередко имеют в своих классах детей с негрубо выраженными отклонениями. Им важно ориентироваться в том, как помочь такому ученику и что необходимо сделать, чтобы его обучение было успешным и не способствовало формированию отрицательных черт личности.


Список рекомендуемой литературы

Базоев В.З. Профессиональное образование глухих // Дефектология. — 1996. — № 6.

Басилова Т.А. Использование игровой и изобразительной деятельности в развитии социально-бытовой ориентировки слепоглухих школьников // Дефектология. — 1995. — № 6.

Басилова Т.А. Воспитание в семье ребенка раннего возраста со сложным сенсорным или множественным нарушением // Дефектология. — 1996. - № 3.

Боскис P.M. Учителю о детях с нарушениями слуха. — М., 1987.

Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. В.В. Воронковой. - М., 1994.

Воспитание слабовидящего ребенка в семье / Под ред. В.П. Ермакова, А.А. Щегловой. — М., 1986.

Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т.— М., 1983. Т. 5: Основы дефектологии.

Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. — М.: Просвещение, 1985.

Гилевич И.М., Тигранова Л.И. Если ребенок со сниженным слухом учится в массовой школе // Дефектология. — 1995. — № 2.

Грибова О.Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией // Дефектология. — 1995. — № 6.

Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. — М., 1984.

Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. — М.: Просвещение, 1990.

Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. — М., 1990.

Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. — М., 1980.

Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. — М., 1988.

Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. — М., 1985.

Корсунская Б.И. Методика обучения глухих дошкольников речи. — М., 1969.

Кузьмичева Е.П. Развитие речевого слуха у глухих. — М., 1983.

Кулагин Ю.А., Лубовский В.И., Петрова В.Г., Розанова Т.В. Изучение психического развития аномальных детей // Дефектология. — 1983. — № 6.

Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. — М., 1990.

Лебединская К.С., Райская М.М., Грибанова Г.В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. — М., 1988.

101

Либлинг М.М. Холдинг-терапия как форма психологической помощи семье, имеющей аутичного ребенка // Дефектология. — 1996. — № 3.

Лубовский В. И. Научные и практические проблемы работы медико-педагогических комиссий // Дефектология. — 1988. — № 1.

Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. — М., 1989.

Мамер А.Р., Цикото Г.В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. — М., 1988.

Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Они ждут нашей помощи. — М., 1991.

Никольская О. С. Проблемы обучения аутичных детей // Дефектология. - 1995. - № 2.

Певзнер М.С., Бертынь Г.П., Мареева Р.А. Комплексное изучение детей со сложными сенсорными дефектами // Дефектология. — 1979. — №4.

Петрова В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. — М., 1977.

Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталого школьника (олигофренопсихология). — М., 1996.

Петрова В.Г., Белякова И.В. К вопросу о разнообразии форм обучения детей с нарушенным интеллектуальным развитием // Дефектология. - 1995. - № 2.

Петрова В.Г., Белякова И.В. Основы дефектологии. — М., 1992.

Психологические проблемы коррекционной работы во вспомогательной школе / Под ред. Ж.И. Шиф, В.Г. Петровой, Т.Н. Головиной. — М., 1980.

Рогов А.А. Организация коррекционной работы в спецшколе-интернате № 21 для детей с церебральным параличей и нарушением психики // Дефектология. — 1996. — № 2.

Семенов Л.А. Тренажеры и их использование в школах для слепых и слабовидящих детей. — М., 1985.

Скороходова О.И. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир. — М., 1972.

Солнцева Л.И., Хорош С.М. Советы родителям по воспитанию слепых детей раннего возраста. — М., 1983.

Словесная речь — основа формирования личности глухого школьника. — М., 1996.

Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. — М., 1990.

Шевченко С.Г. К вопросу о коррекции умственного и речевого развития детей с задержкой психического развития // Дефектология, t-1994. - № 1.

102

Оглавление

Введение 3

Глава I. 3

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ 3

1.1. Предмет и задачи коррекционной педагогики. 3

1.2. Причины возникновения отклонений в развитии у детей 6

1.3. Основные проблемы коррекционной педагогики 7

1.4. Где воспитываются и обучаются дети с отклонениями в развитии 16

1.5. Жизненные перспективы детей с отклонениями в развитии 20

Глава II. 22

ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ 22

II. 1. Неслышащие и слабослышащие дети 22

II.2. Незрячие и слабовидящие дети 28

II. 3. Дети с тяжелыми нарушениями речи 34

II.4. Умственно отсталые дети. 40

П. 5. Дети с задержкой психического развития. 52

II. 6. Дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата 58

П.7. Дети со сложными недостатками развития. 61

II.8. Дети с расстройствами эмоционально-волевой сферы.. 62

Глава III. 63

ВЫЯВЛЕНИЕ, ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ 63

III. 1. Выявление детей с отклонениями в развитии и дифференциальная диагностика 63

III.2. Принципы обучения детей с отклонениями в развитии 87

III.З. Требования к педагогу-дефектологу 87

III.4. Роль семьи в воспитании и обучении ребенка с отклонениями в развитии 87

Заключение 88

 

103

В. Г. Петрова, И. В. Белякова



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 1512; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.90.44 (0.077 с.)