Целостный подход в Лейпцигской и Берлинской школах, в чем сходство и различие? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Целостный подход в Лейпцигской и Берлинской школах, в чем сходство и различие?



Первые исследования в русле гештальтпсихологии выполнены в 1910-е годы. Основными представителями Берлинской школы гештальтпсихологии считаются три крупных психолога: Макс Вертгеймер, Курт Коффка и Вольфганг Кёлер.

Творческие поиски молодого Вертгеймера привели его, в конечном счете, к созданию нового, целостного подхода к исследованию сознания. Феномены восприятия представляют собой целостные единства, а не сумму входящих в них ощущений; и возникновение этих целостностей подчиняется своим законам.

В Берлинском университете развертывается целый цикл исследований подобных целостных структур в восприятии, мышлении - и не только в них. Аналогичные идеи о несводимости целостных структур, возникающих при восприятии музыкальных созвучий, основатель Лейпцигской школы Феликс Крюгер, бывший в то время учеником Вундта, формулирует даже еще раньше, чем Вертгеймер, - в самом начале XX в. Но Лейпцигская школа организационно оформляется чуть позже Берлинской - в 1917году, когда Крюгер становится преемником Вундта на посту директора психологического института. Данная школа называлась иначе «школой комплексных переживаний», или «комплекс-качеств».

Гештальтпсихология ориентировалась в своих изысканиях на естественные науки, только не на механику или химию, как элементаристская психология, а на физику «постмеханистического периода», которая стала заниматься проблемами электромагнитных полей и прочими «неклассическими» проблемами физики. И гештальтисты определенным образом учли это в своей естественнонаучной стратегии исследования. Итак, внешние раздражители действуют на организм (нервную систему, мозг), который работает как целостность (при этом в мозгу образуются физиологические структуры, во многом аналогичные электромагнитным полям). Для стороннего наблюдателя никаких процессов больше не существует: только физические, с одной стороны (внешний мир), и физиологические, с другой (мозг). Причем физиологические процессы для субъекта предстают в форме субъективных переживаний, в виде собственно психической реальности, которая может быть констатирована «не всеми вообще, а только каждым человеком в отдельности». Таким образом, субъективная реальность (психическое) открывается в самонаблюдении субъекту переживания и только ему; отсюда необходимость метода феноменологического самонаблюдения, который оставался субъективным, хотя и позволял учесть целостные характеристики переживаний. Феноменальный мир, мир психической реальности есть всего лишь субъективный коррелят мира физиологического, то есть по структуре своей психические и физиологические целостности идентичны. Как говорят гештальтпсихологи, они изоморфны друг другу. Таким образом, нет никаких специфических психологических законов, отличных от физиологических.

Одно из произведений ученика Ф. Крюгера А. Веллека, ставшего позже известным

благодаря своим характерологическим работам, называется «Возрождение науки о душе в

творчестве Феликса Крюгера». Крюгер, а вслед за ним и все Лейпцигские психологи настаивали на возвращении в психологию понятия «душа», которое не отождествлялось ими с понятием «сознание».

В Лейпцигской школе попытка выйти за пределы «феноменального мира» вылилась в формулировку важного для теории этой школы понятия «структура», которое, однако, осталось в школе эмпирически неразработанным. Под структурами понимались как раз эти самые установки, диспозиции, потенции личности, «проявляющиеся» в психических переживаниях, а в целом - душа как субстанциональный носитель всех психических явлений. При этом индивидуальная структура души у каждого человека своя, однако можно найти общие черты структур души у членов одной семьи, одной нации, одной расы. Отсюда - вполне расистские выводы о «совершенстве» или «несовершенстве» тех или иных структур у представителей различных наций и рас. Однако лейпцигские психологи не «забывали» и сознание, которое изучалось ими с использованием как интроспекции, так и чисто объективных методик, и поэтому многие

результаты этих исследований заслуживают внимания.

Единицами анализа в гештальтпсихологии считались «гештальты» как целостные

образования, выступающие в феноменальном плане как «фигуры» на некотором «фоне».

Представители Лейпцигской школы тоже изучали гештальты как целостные структуры, однако они считали, что существуют и другие единицы феноменального поля, а именно - так называемые комплекс-качества. На ранних стадиях развития (имеются в виду все возможные виды развития: в филогенезе, в антропогенезе, в социогенезе, то есть в процессе исторического развития общества, в онтогенезе) существуют не гештальты, а комплекс-качества, которые представляют собой не менее целостные единства, но отличаются от гештальтов рядом свойств. Основным их свойством выступает эмоциональная окрашенность, что служит показателем иных закономерностей функционирования психики на ранних ступенях развития. В процессе развития происходит подчинение восприятия и других познавательных процессов логике «предметов», то есть логике «эмоционально-нейтральных» объектов.

 

Проанализируйте приведенный пример. Объясните, как связаны между собой повседневная жизнь и бессознательное. В какой форме подавленные влечения просачиваются в сознание?

Молодая женщина утверждает, что она ненавидит мужчин. Между тем по ночам ее часто посещают одни и те же кошмары: ее преследуют волосатые мужчины, от которых она не может убежать либо потому, что повредила ногу, либо потому, что упала… Только внезапное пробуждение дает ей возможность выйти из затруднительного положения.

 

Билет № 11



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 1129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.251.72 (0.008 с.)