Тема 1. Особенности древнерусской цивилизации 19 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Особенности древнерусской цивилизации 19



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

Кафедра истории и культурологии

 

 

ИСТОРИЯ

Методические указания к семинарским занятиям

Часть 1

 

Россия в X-XIX вв.

 

 

Казань

 

История: Метод. указания к сем. занятиям: Ч. 1: Россия в X-XIX вв. / Сост. Никонова С.И., А.А. Иванов, П.И. Гайденко, Л.Р. Засыпкина, Н.А. Мухинова, Е.В.Буреева; рецензенты О.Н. Коршуновава, М.В. Салимгареев. – Казань: КГАСУ, 2012. – 41 с.

 

Оглавление

  1. Введение 4

Цели и задачи дисциплины, её место в учебном процессе 4

- Цели дисциплины 4

- Задачи дисциплины 4

- Требования к знаниям и умениям по курсу «История» 4

- Место истории в учебном процессе. 5

  1. Содержание учебного курса 6
  2. Список примерных экзаменационных (зачётных) вопросов 17
  3. Планы семинарских занятий 19

Тема 1. Особенности древнерусской цивилизации 19

- Вопросы семинара и рекомендованная литература 19

- Методические рекомендации 19

- Персоналии 25

- Вопросы для самостоятельной работы 25

- Практикум 26

Тема 2. Становление и развитие Российской империи в XVIII веке. 27

- Вопросы семинара и рекомендованная литература 27

- Методические рекомендации 27

- Персоналии 28

- Вопросы для самостоятельной работы 28

- Практикум 29

Тема 3. Российская империя в XIX в.: поиск пути развития 30

- Вопросы семинара и рекомендованная литература 30

- Методические рекомендации 30

- Персоналии 31

- Вопросы для самостоятельной работы 32

- Практикум 32

  1. Терминологический словарь 33
  2. Дополнительные художественная литература,

Видео и аудиоматериалы 40

Введение

Дисциплина «История» входит в федеральный компонент профессиональной подготовки всех специальностей. Учебными планами и рабочей программой предусмотрены лекции, семинарские занятия, коллоквиум, контрольная работа, написание сочинения.

В предлагаемых методических указаниях даётся содержание лекционного курса, планы семинарских занятий, задания и рекомендации для организации самостоятельной работы, примерный список вопросов, содержание контрольных заданий, темы сочинений, порядок допуска к экзамену и критерии оценок.

 

Цели и задачи дисциплины, её место в учебном процессе

Цель дисциплины

Цель исторического образования заключается в формировании исторического понимания и социальной памяти, целостного видения отечественной и мировой истории, комплексных знаний об основных этапах развития мировой цивилизации.

 

Задачи дисциплины

 

Задачи курса «История» состоят в том, чтобы показать мировую и российскую историю как единый экономический, социальный, политический и культурный процесс, разворачивавшийся во времени и пространстве, одновременно уникальный, взаимосвязанный и целостный. История изучает влияние природных и географических условий на формирование народов и цивилизаций, политические и экономические факторы, социально-культурные особенности, основные этапы, тенденции развития государств и обществ, логику реформ и контрреформ, специфику историко-политического лидерства и т.д. Наряду с теоретическими проблемами она предполагает освоение основных хронологических дат, событий, персоналий, олицетворявших и составлявших ход исторического процесса. Курс «История» призван способствовать развитию у студентов начальных навыков научного исследования, а также содействовать формированию их активной гражданской позиции, воспитанию высоких нравственных качеств, уважительного и вдумчивого отношения к своему прошлому, национальным, политическим и религиозным убеждениям других граждан.

 

Требования к знаниям и умениям по курсу «История»

 

Студент, изучающий дисциплину «История», должен:

  1. Понимать характер истории как науки и её место в системе гуманитарного знания.
  2. Иметь научное представление об основных эпохах истории России и мировых цивилизаций, знать основные исторические даты, факты и имена исторических деятелей.
  3. Владеть основами исторического мышления, уметь выражать и обосновать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому, формам организации и эволюции общественных систем, вкладу народов мира, России, крупных исторических деятелей в достижения мировой цивилизации.
  4. Уметь работать с научной литературой по истории, иметь навыки проведения сравнительного анализа фактов и явлений общественной жизни на основе исторического материала.
  5. Иметь представление об источниках исторического знания и приёмах работы с ними.
  6. Получить:

- дополнительный стимул к развитию черт интеллигентной личности;

- способность к аналитическому мышлению;

- стремление к расширению общей эрудиции на основе интереса к истории;

- начальные навыки научного исследования исторических процессов;

- способность оценить культурные достижения народов на основе знания исторического контекста.

 

Содержание учебного курса

 

Предмет и задачи курса.

В X- первая треть XII вв..

 

Основные источники по древнейшей истории Руси. Периодизация и характерные особенности этапов истории России. Первые политические образования на территории России и её ближайших соседей. Скифы, особенности их быта, хозяйственного и политического уклада. Влияние греческой цивилизации. «Великое переселение народов». Движение тюрских племён. Возникновение государства гуннов. Приазовский союз племён Великой Булгарии и его распад. Славяне в древности. Расселение восточных славян. Взаимодействие степных и лесных культур. Финно-угорские племена. Хазарский каганат. Государство волжских булгар. Взаимоотношения хазарского каганата, Волжской Булгарии и славян. Принятие В.Булгарией ислама и значение этого шага.

Формирование племенных союзов у восточных славян. Предпосылки создания государства. Различные оценки «призвания варягов» в отечественной исторической науке. Киев и Новгород – важнейшие политические и экономические центры. Князь и дружина. Установление в Киеве династии Рюриковичей. Объединение восточных славян под властью киевских князей. Первые русские князья. Русско-Византийские торговые и военные отношения. Борьба со Степью. Вторжение печенегов.

Киевская Русь в X-XII вв. Язычество. Причины и условия принятия христианства. Влияние христианства на развитие Руси. Ярослав Мудрый. Расцвет Древнерусского государства. Социальная структура и законодательство Древнерусского государства. «Русская Правда». Свободное и зависимое население. Оформление феодальной собственности на землю и начало процесса закабаления крестьян. Городское население. Политический строй и система органов власти. Вече и Дума. Социальная структура и законодательство Древнерусского государства. «Русская Правда». Свободное и зависимое население. Оформление феодальной собственности на землю и начало процесса закабаления крестьян. Городское население. Политический строй и система органов власти. Вече и Дума. Завоевательные походы и обустройство великокняжеской власти. Международные политические, торговые и культурные связи Руси.

Культура Киевской Руси.

 

Золотой век дворянства

Внутренняя политика во времена Екатерины. Фаворитизм времён Екатерины II. Секуляризация церковной собственности. «Уложенная комиссия». Сущность политики «просвещённого абсолютизма». Национальная политика Екатерины II. Путешествия царицы по России.

Крестьянская война под предводительством Е.Пугачёва. Предпосылки, движущие силы и основные этапы войны. Участие народов Поволжья и Приуралья в выступлении Пугачёва. Взятие войсками Е.Пугачёва Казани. Разгром восставших. Значение и итоги крестьянской войны.

Изменения во внутренней политике после 1775 г. «Учреждение о губерниях». Укрепление государственного аппарата в центре и на местах. Увеличение сословных привилегий дворянства. Жалованные грамоты дворянству и городам. Экономическая политика.

Внешняя политика правительства Екатерины II. Основные направления и цели внешней политики. Русско-турецкая война 1768-1774 гг. и утверждение России на Чёрном море. П.Румянцев. Первый раздел Польши. Присоединение Крыма и Прикубанья. Русско-турецкая война 1787-1791 гг. А.В.Суворов и Ф.С.Ушаков. Значение восточного вопроса во внешней политике России. Связи с народами Закавказья и Казахстана. Георгиевский трактат. Присоединение Грузии. Антифранцузская политика Екатерины II. Второй и Третий разделы Речи Посполитой. Русские колонии в Америке.

Павел I и его политика. Закон о престолонаследии. Указ о трёхдневной барщине. Непоследовательность во внутренней м внешней политике. Конфронтация с Францией. Итальянский поход. Кардинальная смена внешнеполитического курса. Участие России в континентальной блокаде. Переворот 11 марта 1801 г.

Культура России во второй половине XVIII в. Развитие образования. Деятельность Академии наук. Московский университет. Академия художеств. Естественные и технические науки. Географические экспедиции. Экономическая мысль. Историческая наука. Влияние Просветителей и Великой Французской революции. Н.Новиков. Русское масонство. Развитие литературы. Общественно-политическая жизнь. А.Радищев. Возникновение русского профессионального театра. Ф.Волков. Крепостное искусство.

 

СССР в послевоенный период

(1945-1953 гг.)

Международное положение, внешняя политика СССР в условиях «холодной войны». Германский вопрос и проблема послевоенного развития Европы. Образование социалистического лагеря. Конфликт с Югославией и его последствия. Прокурорская дипломатия А.Вышинского.

Восстановление народного хозяйства после войны. Приоритеты в экономике. Курс на развитие тяжёлой промышленности и военно-промышленного комплекса. Большая наука и создание ракетно-ядерного потенциала. Организация ВПК. Л.Берия, Б.Ванников, М.Первухин. Выдающиеся учёные – И.Курчатов, Ю.Харитон, С.Королёв.

Социальная политика в послевоенные годв. Денежная реформа 1947 г. и отмена карточной системы. Идеологические компании и репрессии второй половины 40-х начала 50-х гг. Лысенковщина. Ленинградское дело. XIX съезд ВКП(б). А.Жданов, Г.Маленков.

Смерть И.Сталина. Отношение к смерти вождя в советском обществе.

 

Планы семинарских занятий

 

Персоналии

 

Владимир Мономах. (1053 – 17125) –­ внук византийского императора Константина IX Мономаха, выдающийся полководец, борец с половецкой угрозой. Был призван на великое киевское княжение по воле восставших горожан (1113). В период его правления Киевская Русь пережила период своего наивысшего культурного подъёма.

Александр Ярославович Невский (1221–1263) – выдающийся правитель Древней Руси, в разные годы был князем Новгородским, великим князем Киевским и великим князем Владимирским, победитель шведов и тевтонцев, искренний и последовательный сторонник союза с Ордой, противник церковного союза с Западной Европой.

Даниил Александрович Московский (1261 – 1303) – младший сын Александра Ярославича Невского, первый удельный правитель Московского княжества, родоначальник династии московских князей, прославлен в лике святых.

Дмитрий Иванович Донской (1350 – 1389) – сын Ивана Красного, князь Московский (1359), Великий князь Владимирский (1359), прозван Донским за победу над Мамаем в Куликовской битве, основатель белокаменного Московского кремля. В его правление Московской княжество стало главным центром политического объединения древнерусских земель, а Владимирское княжество стало наследственным владением московских князей.

Ермак Тимофеевич (ок. 1532-1542 гг. – 1585 г.) – казачий атаман, покоритель Сибирского ханства.

Степан Тимофеевич Разин (Стенька Разин) (ок. 1630 – 1071 гг.) – донской казак из станицы Зимовейской, объявивший себя царём, предводитель крупнейшего в истории допетровской России восстания 1670-1671 годов.

 

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Какие цивилизации и народы оказали принципиальное влияние на формирование древнерусской цивилизации?

2. Какими общими социально-политическими и культурными чертами обладала Древняя Русь с Европой?

3. Как и насколько новые географические открытия, изобретение книгопечатания и развитие университетов, частных и монастырских школ способствовали социальным изменениям в Европе? Затронули ли эти процессы культурные и социальные процессы в России?

4. Чем можно объяснить деспотические формы правления на Руси в XVI в., и насколько это явление вписывалось в европейские политические процессы?

5. Можно ли считать Россию XV-XVII вв. европейской державой?

 

 

Практикум:

 

1. В то время как христианская жизнь Киевской Руси ориентировалась главным образом на религиозные образцы Византии, политические процессы в древнерусском государстве во многом соответствовали тому, что происходило в Западной Европе. Чем можно объяснить этот феномен?

2. В X-XIII вв. западноевропейские правители, послы, путешественники и миссионеры воспринимали просторы Древней Руси как часть европейского политического и культурного пространства. Чем можно объяснить то, что уже в XIV столетии оценки изменились, и в глазах германцев, французов и даже поляков, и венгров территории Владимирского великого княжения оценивались иначе, рассматриваясь как часть Азии?

3. Великокняжеская, а затем и царская власть в Древней Руси считалась священными. Простолюдин даже не имел права свободно видеть правителей государства и наследников престола. Господствующий слой был невелик, его представителей связывали тесные родственные и служебные отношения. В результате, присвоить себе чужое имя и выдать себя за кого-то другого, было крайне сложно. Как могло возникнуть в таких условиях в начале XVII в. самозванчество, сравнительно легко получившее поддержку широких слоев русского общества, заручавшееся благословением крупнейших церковных иерархов и в итоге достигавшее царского престола?

 

 

Персоналии

Меншиков А.Д. (1673-1729) –­ сподвижник Петра I, государственный и военный деятель. При Екатерине I ­– фактический правитель государства. Суворов А.В. (1729–1800) – русский полководец, генералиссимус. Прославился в сражениях с превосходящими силами противника в русско-турецких войнах при Рымнике, Фокшанах, взятии крепости Измаил. Во время участия России в антифранцузской коалиции осуществил знаменитые Итальянский и Швейцарский походы.

Ушаков Ф.Ф. (1744–1817) – русский флотоводец, адмирал. Участвовал в русско-турецких войнах 1768–1774 и 1787–1791 гг.

Румянцев П.А. (1725–1796) – русский полководец, генерал-фельдмаршал. Во время Семилетней войны отличился под Гросс-Егерсдорфом и Кунерсдорфом. В 1764 г. генерал-губернатором Малороссии.

Мазепа И.С. (1644–1709) – гетман Украины (1687–1708). Стремился к отделению Украины от России. Во время Северной войны (1700–1721) перешел на сторону вторгшихся на Украину шведов.

 

 

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Каким образом культурные новшества Петра I отразились на разных слоях российского общества?

2. Назовите причины дворцовых переворотов 1725-1762 гг.

3. Каково значение российского просветительства для развития общественной мысли в XVIII – XIX вв.?

4. Каким образом в политике просвещенного абсолютизма совмещались идеи Просвещения и крепостная политика?

5. Какие результаты принесло участие России в разделах Польши?

Практикум:

 

1. Историк Н.М. Карамзин утверждал, что благодаря Петру I «мы стали гражданами мира, но перестали быть, в некоторых случаях гражданами России». Прокомментируйте данное высказывание. Выскажите свою точку зрения о роли Петра I в истории России.

2. В царствование Петра I металлургические заводы первоначально строились за казенный счет, потом значительная их часть передавалась на льготных условиях частным лицам. С какой целью проводилась такая политика?

3. В XVIII все усиливавшееся общение с Западной Европой приносило в Россию идеи, нравы, знания, культуру, но этот приток скользил лишь по верхушкам общества. Почему так происходило, ведь Западная Европа была образцом для России?

4. Главное в развитии любого государства – экономика. В то время как все страны шли по пути освобождения крестьян, по пути замены физического принуждения на экономическое, реформы Петра пошли в противоположном направлении и закабалили все сословия. В чем же тогда прогрессивное значение социально-экономических реформ Петра I?

5. XVIII в. называют веком Просвещения. Как вы думаете, стал ли он таковым для России? Какие доводы «за» и «против» вы можете привести.

6. Оценивая тенденции развития Российского государства в XV-XVIII вв., В.О. Ключевский писал: «Государство пухло, а народ хирел». Справедливо ли это вы выражение? Обоснуйте свою точку зрения.

 

Персоналии

 

1. Сперанский М.М. (1772-1839) – сын священника, выдающийся государственный деятель, основатель российского правоведения. Автор одного из проектов конституции, сторонник либеральных реформ, автор множества преобразований в России до 1812 г. Накануне войны с Наполеоном был оговорён, пережил опалу. Со временем, в царствование Николая I, вновь приглашен ко двору. Стал автором-составителем Свода Законов Российской империи. За заслуги перед Отечеством удостоен графского титула.

2. Аракчеев А.А. (1769-1834) – граф (1799), генерал от артиллерии, воспитатель Александра I, крупный военный и государственный деятель, известный своей преданностью царю, неподкупностью и честностью. Известен благодаря проведению ряда успешных реформ в армии, консервативным преобразованиям во внутренней политике России после 1814 г. и созданием военных поселений. Между тем, был автором одного из проектов конституции, сторонником отмены крепостного права и проведения либеральных реформ, широкого распространения грамотности в народе, противником вверенных ему военных поселений. Но в своих действиях до конца оставался человеком, верным трону и сторонником безукоснительного исполнения воли императора.

3. Уваров С.С. (1786-1855) – крупный царедворец и государственный деятель времени Николая II, граф (1846), член Российской академии. Автор триады «Православие, самодержавие, народность».

4. Милютин Д.А. (1816-1912) – граф, генерал-фельдмаршал, герой войны на Кавказе, выдающийся военный, научный и государственный деятель. Консерватор, вместе с этим один из авторов и соавтор целого ряда Великих реформ времени Александра II, прежде всего военной реформы, вводившей в всеобщую воинскую обязанность и обеспечившей военные успехи России во второй половине XIX в.

5. Муравьёв Н.М. (1795-1843) – представитель знатного рода Муравьёвых, автор «конституции» и один из идеологов декабризма, масон. Родственник А.Н. Муравьева, создателя «Союза спасения», в дальнейшем отказавшегося от идей декабризма и ставшего крупным военным и государственным деятелем времени Николая I и Александра II. Родственник С.И. Муравьёва-Апостола, подполковника, героя Отечественной войны, яркого декабриста, казнённого в 1826 г. за организацию декабрьского выступления.

6. Пестель П. (1793-1826) – подполковник, герой Отечественной войны, член «Союза благоденствия» руководитель «Южного общества» декабристов, организатор несостоявшегося покушения на Александра I, человек яркого ума, но очень скверного характера. Казнён по делу декабристов.

7. Герцен А.И. (1812-1870) – русский публицист, писатель, философ, один из идеологов революционного народничества, создатель и редактор революционного журнала «Колокол».

8. Путилов Н.И. (1820-1880) – выдающийся русской инженер и предприниматель, основатель крупнейших заводов в Санкт-Петербурге.

9. Плеханов Г.В. (1856-1918) – выдающийся политический деятель, идеолог марксизма (группа «Освобождение труда»), создатель социал-демократического движения в Росси (партии РСДРП – российской социалистической рабочей партии). Приветствовал Февральскую революцию 1917 г., но выступил противником революционного террора и отказался принять Октябрьский переворот (Октябрьскую революцию).

 

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Почему Александр I не состоялся как реформатор?

2. Когда начался промышленный подъем в России? Какие отрасли он затронул в большей степени? Почему?

3. Какие признаки кризиса николаевской системы можно выделить?

4. Почему Николай I уделял большое внимание цензуре?

5. Можно ли назвать реформы 1860-1870-х годов шагом на пути к представительному строю и правовому государству?

 

Практикум:

1. Почему Александр I отменил личную зависимость крестьян в Прибалтийских губерниях, даровал права автономии Финляндии, сохранил сейм (выборный орган управления) в Польше, но не проводил подобные мероприятия в Центральной России?

2. Принято считать, что отмена крепостного права в России в 1861 г. явилась началом капиталистического развития страны. Однако некоторые историки (Н. Верт) считают, что отмена крепостного права «вовсе не способствовала развитию капитализма, а скорее укрепляла архаичные, можно сказать феодальные, экономические структуры». Кто прав?

3. В 1832 г., начиная курс лекций в Московском университете, профессор М.П. Погодин использовал победу русского народа над Наполеоном как аргумент, доказывающий превосходство России над Европой: «Отразив победоносно такое нападение, освободив Европу от такого врага, низложив его с такой высоты, обладая такими средствами, не нуждаясь ни в ком и нужная всем, может ли чего-нибудь опасаться Россия? Кто осмелится оспаривать ее первенство, кто помешает ей решать судьбу Европы и всего человечества, если только она сего пожелает?» А два десятилетия спустя Россия проиграла Крымскую войну тем европейским странам, чью судьбу она должна была решать. Почему Россия столь быстро утратила свое могущество?

Терминологический словарь

Киевская Русь и Московское государство

Архиепископия – крупный церковный округ, управляемый архиепископом. В домонгольской Руси правами архиепископии пользовалась церковная организация Новгорода.

Ахимандрития – высший орган управления монастырями в Новгороде, Киеве, Ростове.

Баскаки – ханские слуги, командиры младшего и среднего звена, которым доверялись не только воинские, но и административные функции, например, сбор дани.

Бояре – высший слой общества в России X-XVII вв., сложившийся в Киевской Руси из дружинников и городских верхов.

Боярская дума – совещательный орган старших дружинников и бояр при великом князе. Расцвет этого органа власти приходится на XVI-XVII вв., когда в состав думы помимо бояр стали вводиться представители дворянства. В начале XVIII в. боярская дума перестала созываться и таким образом была упразднена.

Вервь – название соседской общины в Киевской Руси.

Вече – высший орган власти в крупных городских центрах, пользовавшихся правами широкой политической автономии. В Древней Руси вече встречается в Новгороде, Пскове, Киеве, Ростове, Переяславле. Как правило, вече отражало интересы высших слоёв города и его пригородов.

Вира – в Древней Руси судебный денежный штраф.

Владыка – светский титул епископов Новгорода и Ростова. В домонгольский период главы церковных организаций этих городов пользовались правами светских лиц и имели сильное влияние на политику своих земель.

Вотчина – наследственное землевладение в Древней Руси. С 1714 г. вотчины были уравнены в правах с поместьями, имениями, получавшимися дворянами за государственную службу.

Гости – иностранные купцы, или купцы, торговые операции которых распространялись на другие земли и государства.

Гривна – единица ценности в Древней Руси. В X-XV вв. гривны представляли собой серебряные или золотые слитки. Иногда в X-XI вв. гривны использовались как мужские украшения. В XVII в. «гривной» или «гривенником» называли мелкую 10-ти копеечную серебряную монету.

Гридь (гридьба) – в XI-XII вв. член младшей дружины или младшая дружина, жившая при дворе князя.

Дворяне (дворянство) – первоначально ближайшие слуги князя, княжеская дворня, которым доверялось в том числе выполнение административных и военных функций. В XV-XVII вв., по мере укрепления Московского государства дворянство сталj опорой великокняжеской, а затем и царской власти. В середине XVIII в., в результате реформ Елизаветы Петровны, Петра III и Екатерины II дворянство получило права привилегированного сословия России.

Дружина – княжеский отряд или княжеское войско. В Древней Руси существовали и боярские дружины. Своё название дружина получила от архаической формы её комплектования, из друзей, близких людей. В Киевской Руси дружинники помимо военных функций выполняли административные, судебные, посольские, торговые и иные обязанности. Из наиболее влиятельных дружинников складывался слой боярства.

Дьяк – в Московском государстве начальник или служащий приказа.

Закупы – зависимое население Древней Руси, получавшее от хозяина небольшой участок земли, деньги или инвентарь. Закупы, как должники, обязанные выплачивать крупные проценты, находились на положении полусвободного населения. При Владимире Мономахе их права получили защиту великого князя.

Заповедные лета – годы запрета перехода крестьян в Юрьев день от одного хозяина к другому.

Земский собор – высший сословно-представительный и совещательный орган власти в Московском государстве, призванный решать наиболее сложные и спорные вопросы: престолонаследия, войны и мира, присоединения новых территорий, финансовых, экономических и церковных реформ.

Куна (куны) – куница, мех которой высоко ценился и выступал денежным эквивалентом наравне с драгоценными металлами и оружием.

Митрополит – высший церковный чин в Древней Руси, глава церковной организации Киевской Руси и Московского государства. В конце XVI в., при Федоре Иоанновиче и Борисе Годунове глава русской церкви получил сан патриарха.

Огнищанин – это представитель высшего слоя в Древней Руси, лицо находившееся при дворе (огне) князя или боярина. За убийство огнищанина Русская Правда определяла огромную для того времени виру в 80 гривен.

Ополчение – в Древней Руси военные формирования, создававшиеся на добровольной основе на народные пожертвования для защиты от врагов. Наиболее крупными и значимыми ополчениями были ополчения Смутного времени: ополчение князя Прокопия Ляпунова (1611) и ополчение князя Дмитрия Пожарского и нижегородского старосты Козьмы Минина (1611-1612), освободившее Москву от поляков и способствовавшее избранию новой царствующей династии Романовых.

Опричнина – разделение в 1656-1572 гг. страны на две части, «опричь» (владения царя) и «земщину»; метод появления оппозиции с применением репрессий; дворцовый переворот с целью ослабления боярства и служилых князей в интересах утверждения самодержавия.

Отчина – наследственное феодальное владение, вотчина. Впервые термин отчина был применён на Любечском съезде князей (1097), понимавших под «отчиной» – территориальные держания их отцов, детей Ярослава Мудрого.

Патриарх – высший титул в православной церкви. С 1589 г. титул предстоятеля Русской православной церкви. Первый московский патриарх – Иов, друг Бориса Годунова, в дальнейшем борец с самозванчеством.

Печенеги – союз кочевых племён, сложившийся предположительно в VIII – IX веках и представлявший угрозу для Киевской Руси до первой трети XI в. В 1136 г. печенеги были разбиты под стенами Киева. Это событие запечатлено строительством Софийского собора. В дальнейшем часть печенегов вошла в союз с Киевом, приняла христианство и поселилась на границах русского государства под именами торков и черных клобуков.

Погост – в Древней Руси место гощения (остановки) сборщиков дани и полюдья; место сбора полюдья и осуществления власти.

Половцы – люди с «иного полу» (половины, берега) Днепра или люди «из поля»; общее название тюркоязычных и иных кочевых народов, представлявших серьёзную угрозу для существования древнерусского государства во второй половины XI – начале XIII вв.

Полюдье – одна из древнейших форм управления государством, заключающаяся в сезонных объездах. Во время полюдья собиралась дань, принимались подарки, осуществлялся суд, управление и обеспечивалось поддержание единства территорий.

Приказы – органы центрального государственного управления в Московском государстве, управлявшие различными родами государственных дел или отдельными территориями российского государства в XVI – начале XVIII вв. Приказы создавались по воле государя при согласовании с Боярской Думой. Первые приказы были образованы при Иване III, а упразднены в ходе реформ Петра I. Вначале XVIII в. их сменили коллегии.

Рядович – в домонгольской Руси лица, поступавшие на службу к феодалу на основании «ряда», договора. По своему социальному положению были близки к закупам и холопам. Но в отличии от последних рядовичи привлекались для ведения мелких административных дел.

«Русская Правда» - свод письменных законов с 1016 до 1497 гг. Был основан на нормах обычного права: Древнейшей правды (Закона Русского). Важнейшие переработки Русской Правды были проведены при Ярославичах и Владимире Мономахе.

Самодержавие – монархическая неограниченная форма правления в России.

Самозванчество – особый политический феномен, основанный на мошенничестве, попытке выдать себя за представителя правящей династии. Возникновению этого явления в России способствовало 1) пресечением правящей династии Рюриковичей и появление прецедента избрания царя и 2) знакомство русских элит с данным явлением в Западной Европе. Первый русский самозванец – Лже-Дмитрий I.

Семибоярщина – переходное правительство из представителей семи боярских и княжеских фамилий, правивших два летних месяца 1610 г. (Князья Фёдор Иванович Мстиславскийй, Иван Михайлович Воротынский, Андрей Васильевич Трубецкой, Андрей Васильевич Голицын, Борис Михайлович Лыков-Оболенский и бояре Иван Никитич Романов и Фёдор Иванович Шереметев). По инициативе этого правительства на Московский престол был призван Владислав, сын польского короля Сигизмунда. В результате, для обеспечения безопасности Владислава, так и не прибывшего в Москву, на территорию Кремля был введён польский отряд. В дальнейшем эти действия спровоцировали новую волну внутригосударственного кризиса и стали причиной продолжительного военного и дипломатического противостояния между Россией и Польшей в период правления Михаила и Алексея Романовых.

Смерды – сельские общинники в Древней Руси.

Смута (Смутное время) – трагический период в истории России с 1598 г. (смерть Фёдора Ивановича и избрание на царство Бориса Годунова) по 1613 г. (призвание на царство Михаила Романова); ознаменовано стихийными бедствиями, польско-шведской интервенцией, фактическим расколом общества и государства.

Соборное уложение – свод законов Московского государства, принимавшийся на Земском Соборе, определявший социальную структуру общества и регулировавший все действующие правовые нормы российского права в XVII в.

Соборное уложение 1607 г. было издано в период правления Василия Шуйского. Главная цель Уложения – преодолеть массовые восстания и прекратить перемещения крестьян, вызванные обстоятельствами Смутного времени.

Соборное уложение 1649 г. сформулировало основные принципы монархического правления в стране и закрепило бессрочный сыск беглых крестьян, что рассматривается как введение крепостного права в России.

Судебник – в конце XV – XVI вв. сборник законов в Московского государства.

Судебник 1497 г. был принят при Василие III, способствовал централизации власти и заложил основы крепостного права, введя ограничения на переход крестьян (Юрьев день – 26 ноября).

Судебник 1550 г. (Судебник Ивана IV) был утверждён на Стоглавом соборе 1551 г. Данный правовой свод отменил судебные привилегии удельных князей и боярства, способствовал укреплению самодержавия, расширял права царя, ограничивал власть наместников на местах, пробовал бороться с самоуправством воевод и судей, регламентировал и уточнял большинство положений Судебника 1497 г.

Сословия – социальные слои и группы, члены которых различались по своему правовому положению и тем функциям, которые они исполняли в обществе и государстве. Как правило, сословие было наследственным. Виды сословия определялись законодательными актами, а частная и профессиональная жизнь члена сословия были неразделимы.

Сословно-представительная монархия – монархическая форма правления, предусматривающая участие представителей различных сословий в управлении государством. Важнейшими сословными органами Древней Руси в XVI-XVII вв. были созывавшиеся царями боярская дума и земские соборы. Данный форма правления характерна для государств переживающих процессы централизации власти и складывания элементов абсолютизма.

Старообрядчество – религиозное направление в русском православии, возникшее в ответ на реформы патриарха Никона (50-e – 60-е годы XVII в.), стремившегося выправит книги и службы по греческим образцам. Одна из важнейших концепций староверия – сохранение древних церковных обрядов и отказ от нововведений, последовавших в русской православной церкви с середины XVII в.

Стрельцы – в XVI – начале XVIII вв. первое постоянное пешее войско, формировавшееся «по прибору» и вооружённое огнестрельным оружием («огненным боем»).

Темник – глава десяти тысяч в монгольской и ордынской административной и военной иерархии (тьма – десять тысяч).

Удел – в XII-XVI вв. княжество, земля, находившиеся под феодальным управлением князя и пользовавшиеся широкими правами политической и экономической автономии.

Урок – в Киевской Руси – норма сбора полюдья.

Урочные лета – срок сыска беглых крестьян.

Хованщина – стрелецкий бунт 1682 г., возглавленный князем И.А.Хованским и поддержанный старообрядцами. Главный результат бунта – возведение на престол царевны Софьи Алексеевны.

Холоп – зависимое от феодала население, сопоставимое с домашними рабами; официальный статус всех светских лиц в Московском государстве, в том числе и крупнейших бояр, при обращении к царю.

Царь – официальный титул главы Московского государства с 1547 г. Внутригосударственное использование данного титула отмечено уже при Ярославе Мудром, Романе Галицком, Иване III, и Василие III. Первым признанным со стороны иностранных государств носителем этого титула стал юный великий князь Иван IV.

 

Российская империя



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 312; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.246 (0.098 с.)